Сальвадор дали биография и творчество

Краткая биография Сальвадор Дали самое главное

Сальвадор Дали – один из самых популярных живописцев не только в Испании, но и во всем мире. Его известности способствовало, конечно, оригинальное творчество, а также своеобразный стиль и поведения. В мае 1094, в городе Фигерас, родился будущий гений сюрреализма в семье нотариуса. Кроме отца и матери, у него была сестра и старший брат, который вскоре умер от болезни.

Дали рос непоседливым и капризным ребенком, который привык добиваться своего и привлекать внимания окружающих. С учебой дело не пошло, но рисовать он начал с самых малых лет.

Большей трагедией для Дали была смерть его 47-летней матери от рака. В этом же году, 1921, он поступает в академию Сан-Фернандо, находящаяся в столице Испании. Во время учебы в академии он экспериментирует и усовершенствует свое мастерство, пытаясь найти свой собственный стиль. Учителя и наставники признавали его высокий уровень. В конце 20-х годов ХХ столетия его картины уже вовсю демонстрируются на многих выставках. К нему приходит долгожданная и заслуженная популярность. В это же время немыслимые и провокационные выходки Сальвадора приводят к ужасным конфликтам с отцом. В 1934 он неофициально жениться на своей музе и модели Елене Ивановной Дьяконовой, известной как Гала Дали.

В конце 1937 года, Сальвадор Дали начинает все больше отдаляться от сюрреализма и в его творчестве заметны более реальные черты. После начала Второй мировой войны он переезжает вместе с любимой женщиной в США, где испытывает себя в писательской деятельности, а позже и в кино.

В 1965 году Дали решает покорить Париж: он снимает фильмы, устраивает выставки, фотографирует, а также снимается в рекламах.

В 1981 году у него развивается серьезная болезнь Паркинсона, а годом позже умирает его любимая Гала. Ее смерть приводит Дали к глубокой депрессии, которая заполняет его картины. 23 января 1989 года в возрасте 85 лет «безумный старик» скончался.

Личная жизнь для детей

Биография Сальвадора Дали о главном

Великий художник родился 11 мая 1904 года и прожил довольно долгую жизнь, уйдя на покой в восемьдесят пять лет. Дали – гений во всех отношениях. Это не только великолепный художник, но и непревзойденный скульптур, писатель, а также график и режиссер. Дали – один из самых ярких представителей сюрреализма в живописи.

Родился в Испании, в городе Фигерас. Сначала был единственным ребенком в семье. Вскоре у него появилась сестра Анна-Мария. Ранее у Сальвадора был старший брат, который умер в возрасте чуть менее двух лет. Это событие стало одним из важнейших в жизни художника. Однажды, когда мальчику было пять лет, его мать сказала, что Сальвадор – это переродившаяся душа ее старшего ребенка. Слова матери глубоко врезались в сознание маленького Дали. В результате он стал считать, что родители любят совсем не его, а старшего брата, реинкарнацией которого стал Сальвадор. Эта мысль оказалась роковой и оказала влияние на всю дальнейшую судьбу великого художника.

Дали рос в обеспеченной семье. Несмотря на атеистические взгляды отца, по настоянию матери, которая была глубоко верующим человеком, ребенок ходил в церковь постоянно.

Родители дали ему достойное образование. Свои первые учебные годы мальчик провел в школе «Непорочного Зачатия». Дали был очень способным учеником, однако его характер и поведение оставляли желать лучшего. Он был крайне упрямым, своевольным и капризным ребенком.

Помимо трудного характера и незаурядного ума, Сальвадору были свойственны некоторые странности в поведении. Это было самое настоящее раздвоение личности. Из-за своих особенностей Дали не мог ни с кем подружиться в школе. Единственным человеком, который хорошо относился к Сальвадору, был Хосеп Самитьер, в дальнейшем игрок футбольного клуба «Барселона».

Художественные таланты у мальчика проявились еще в детстве. В развитии необычайных способностей Сальвадора помогал художник-импрессионист Рамон Пишо, друг семьи Дали. Юный живописец проводил свои каникулы в доме у моря, где общался с простыми людьми и черпал вдохновение из их рассказов о жизни. От них же он получил знания о мифологии, народных преданиях и суевериях. Все это оказало большое влияние на будущее творчество художника, где зритель может наблюдать проявление мистических и психоделических мотивов.

В скором времени Сальвадор начал посещать школу изобразительного искусства. По ее окончании юноша поступил в Академию маристов, где обучался гравюре. В 1921 году Дали пережил большое горе – смерть матери. После этого страшного события он решил переехать в Мадрид. Там он поступил на учебу в Академию изящных искусств.

Помимо живописи Сальвадор интересовался также психоанализом, в частности, много времени посвящал изучению работ Фрейда. За время учебы художник создал множество прекрасных картин. Однако в 1926 году его исключили из учебного заведения за непозволительно высокомерное отношение к педагогам. После он отправился в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо, под влиянием которого выполнил несколько замечательных работ, принесших ему популярность. Художник работал в жанре сюрреализма. В его картинах нашли отражение как мистика, так реальность, которые тесно переплетались друг с другом.

Когда началась Вторая мировая война, Дали перебрался в США, где пробыл около семи лет. Именно здесь художник начал заниматься писательской деятельностью, а также совместно с Альфредом Хичкоком поработал над созданием фильма, придумывая для него декорации.

Женой и вдохновительницей таланта Сальвадора Дали была Елена Дьяконова, которую во всем мире знали под именем Гала. Она была старше своего супруга на десять лет. Именно благодаря ей Дали стал всемирно известным художником. Гала постоянно устраивала различные выставки, аукционы. В своих отношениях они были полностью свободны, и могли встречаться, с кем заблагорассудится. Их связь оказалась невероятно долгой и продлилась буквально полвека. После смерти супруги Дали находился в глубокой депрессии, а последние годы жизни провел в одиночестве.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

помощью публичных сцен и истерик.
Ребенок страдал массой фобий и комплексов, что мешало ему найти общий язык со сверстниками. Одноклассники часто дразнили и использовали фобии против него. Сальвадор вел себя при этом вызывающе, старался эпатировать окружающих. Хотя друзей детства было мало, один из них — Хосеп Самитьер, футболист «Барселоны».
Уже в детстве проявился талант Дали к изобразительному искусству. В 6 лет он писал интересные картины. А в 14 лет состоялась его первая выставка в Фигерасе. Совершенствовать свои навыки Дали получил возможность в муниципальной художественной школе.
В 1914-1918 года Сальвадор учился в Фигерасе в Академии ордена маристов. Обучение в монашеской школе проходило не гладко, и в 15 лет эксцентричного ученика выгнали за непотребное поведение.
В 1916 году произошел знаковый для Дали случай — поездка в Кадакес (Cadaqués) с семьей Пишо. Там и произошло знакомство с современной живописью. В родном городе гений учился у Жоана Нуньеса.
В 1921 году будущий художник окончил институт (так назывались в Каталонии средние школы), в который удалось поступить даже, несмотря на исключение из монашеской школы. Оценки у Дали были блестящие.

Юношеские годы Дали

Талантливый юноша с легкость поступает в мадридскую Академию Сан-Фернандо и переезжает в «Резиденцию» — общежитие для одаренных студентов. Дали замечают за привлекательную внешность и щегольство. Вместе с учебой художественному ремеслу, юноша начинает осваивать литературу. Хотя первые заметки о великих художниках появились еще в 1919 году, обучаясь в Академии, он уделял письму больше времени.
В 1921 году умерла мать Сальвадора, которую он обожал.
В годы учебы Дали знакомится с Лоркой, Гарфиасом и Бунюэлем. Позже в своей скандальной книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», написанной в 1942 году, художник напишет, что только Лорка произвел на него неизгладимое впечатление. С Бунюэлем художника свяжет плодотворное сотрудничество.
Также в годы учебы Дали зачитывается Фрейдом, идеи которого произвели на него неизгладимое впечатление. Под влияние отца психоанализа родился параноидально — критический метод, который в 1935 году будет описан в работе «Покорение иррационального».
Современники отзывались о Сальвадоре Дали как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Говорили, что он мог часами писать в мастерской, осваивать новые методы, и забывал спуститься, чтобы поесть. Экспериментируя с дадаизмом и кубизмом, Дали пытается найти собственный стиль. К концу учебы он разочаровывается в педагогах, начинает вести себя вызывающе, за что в 1926 году исключается из Академии. В этом же году в поисках себя гений отправляется в Париж и знакомится с Пикассо. В работах того периода заметно влияние последнего, так же, как и Жоана Миро.

Молодые годы

В 1929 году Дали вместе с Бунюэлем всего за шесть дней пишет сценарий фильма «Андалузский пес». Картина имеет ошеломительный успех.

В этом же году художник знакомится с Галой, Еленой Дмитриевной Дьяконовой.

Она вместе со своим супругом Полем Элюаром нанесла визит молодому гению в Кадакес. Говорят, любовь поразила их мгновенно, как удар молнии. Гала была старше на 10 лет, состояла в браке, имела вольные взгляды на сексуальную жизнь.… Но, несмотря на все препятствия, они поженились в 1934 году (хотя церковный брак был зарегистрирован в 1958 году). Гала была музой и единственной женщиной Дали на протяжении всей жизни. Так как художник увел жену друга, с которым они вращались в одних кругах, то в качестве компенсации написал его портрет.

Бурные события в личной жизни лишь придавали вдохновения. Многочисленные картины демонстрируются на выставках. В 1929 году Дали вступил в общество сюрреалистов Бретона. Написанные в начале 30х годов картины «Постоянство памяти» и «Расплывшееся время» принесли Дали известность. Фантазии на тему смерти и тления, сексуальности и влечения присутствовали на всех полотнах. Художник восхищается Гитлером, что вызывает недовольство Бретона.
Успех «Андалузского пса» вдохновил Бунюэаля и Дали на второй фильм «Золотой век», который вышел в 1931 году.

Поведение гения становится все более эксцентричным. На одной из картин он написал, что с наслаждением плюет на портрет матери. За это и за отношения с Галой Дали проклял отец. Уже, будучи в преклонном возрасте, художник писал, что отец был очень хорошим и любящим человеком, сожалел о конфликте.

Начинаются ссоры с сюрреалистами. Последней каплей стало написание в 1933 году картины «Загадка Вильгельма Телля». Здесь персонаж отождествлен с Лениным как суровым идейным отцом. Сюрреалисты поняли Дали буквально. Тем более что он имел наглость заявить: «Сюрреализм — это я». Конфликт приводит к разрыву с обществом Бретона в 1936 году.

Творческие изменения

В 1934 году была написана одна из самых знаменитых картин — «Метаморфоза Нарцисса». Практически сразу Дали опубликовал литературную работу «Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема».

В 1937 году художник отправляется в Италию для изучения полотен эпохи Возрождения. Он восхищался полотнами Рафаэля и Вермера. Известна фраза из его книги о том, что художники, считающие, что превзошли их мастерство, пребывают в блаженном идиотизме. Дали призывал сначала научиться писать как старые мастера, а затем уже создавать собственный стиль, только так можно добиться уважения.
Постепенно художник отходит от сюрреализма, но все равно продолжает эпатировать публику, называя себя спасителем (обыгрывается значение имени Сальвадор) от модернистской деградации.

Жизнь в США

С началом второй мировой войны Дали и Гала отправляются в США, где останутся на протяжении 1940-1948 годов. Здесь же выходит скандальная автобиография, упомянутая ранее.
Вся деятельность в Штатах оказывается коммерчески успешной: картины, реклама, фотографии, выставки, эксцентричные поступки. Немало этому способствует волевой характер Галы. Она организовывает деятельность мужа, наводит порядок в его мастерской, подталкивает в определенных направлениях, стимулируя зарабатывать.

Возвращение в Испанию. Зрелые годы

Тоска по родине дала о себе знать, и в 1948 году супруги возвращаются в Испанию, в любимую Каталонию. В картинах того периода начинает проявляться фантастическая и религиозная тематика. В 1953 году состоялась выставка, на которой было собрано более 150 работ. Вообще Дали был очень плодовитым художником.
Свой настоящий первый дом Дали и Гала обосновали в Порт-Льигате в 1959 году. К тому моменту гений стал очень популярным и покупаемым автором. Позволить его полотна в 60х могли только очень состоятельные люди.

К концу 60х гармоничные отношения супругов разладились. Немалую роль в этом сыграла вереница молодых любовников Галы. В итоге в 1968 году Дали покупает для жены замок Пуболь, где она проживет до самой смерти в 1982 году, и будет похоронена. Сальвадор имел право посещать музу только по ее письменному разрешению.
В 1973 году в Фигерасе Дали открыл собственный музей, который до сих пор вызывает восторги посетителей.

В 1981 году у художника диагностировали болезнь Паркинсона, он практически перестал писать. Подкосила его и смерть супруги. Последние работы выражают всю тоску старого больного человека.
Скончался гений 23 января 1989 года от сердечной недостаточности и похоронен у себя на родине, в музее под безымянной плитой, чтобы, как он и хотел, по могиле могли ходить люди.

Сальвадор Дали

Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его картин — ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами.

Психологическое объяснение — самому Дали оно очень нравилось — могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать. Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились? Его жизнь в небольшом каталонском городке Фигерас на севере Испании, казалось, была счастливой и типичной для выходца из провинциальной семьи среднего достатка.

НАЧАЛО

Сальвадор Филипп Яхинто Дали и Доминик родился II мая 1904 года. Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещала церковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было доступно им.

Вскоре у Сальвадора сложилось устойчивое мнение о том, что родители любили вовсе не его, а старшего брата, умершего в 1903, за год до его рождения. Это откровение появилось в «Невысказанных откровениях Сальвадора Дали», книге, опубликованной в 1976 году, после издания трех предыдущих его автобиографий. Было ли это изгнанием последствий травмы или плодом живого воображения художника, всю свою жизнь создававшего скрытые и двусмысленные образы, автора так называемого процесса параноидально -критического мышления, мы можем лишь догадываться.

Дали, несомненно, был умным юношей, хотя он любил утверждать обратное. Он обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист -пуантилист и друг семьи Дали.

Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Как утверждала Анна-Мария, их дом был такой же, как и все остальные. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи.

Когда Дали исполнилось семнадцать, он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, но знающего, что дома его ждет тихая пристань. Однако впоследствии это убеждение было сильно поколеблено.

ВЛИЯНИЕ НА РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО И ИНТРИГИ

Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты).

В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании. Во время гражданской войны он был застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки «Ода Сальвадору Дали», а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки «Марианы Пи-неды» Лорки.

Как Бюнюэль, так и Лорка являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Они бросали вызов консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической церкви, которые, в основном, формировали испанское общество того времени.

Новые идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться и откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка, прошедшая в ноябре 1925 года в Галерее Делмо в Барселоне, где ее благосклонно встретили.
Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в «Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля» (1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: «Автопортрет с «Ла Публичитат» (одна из барселонских газет). В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.

РЕАЛИСТ И СЮРРЕАЛИСТ

Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. На картине «Фигура женщины у окна», написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано в дотошном реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того, картина создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов, зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь кажется, что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии изолирована, она находится в другом мире, и ее широкий зад, часть женского тела, которым Дали был одержим, лишен чувственности женских образов Ренуара или Дега.

Большинство сюрреалистов, таких как Андре Массон, Макс Эрнст и Хоан Миро, начали исследование подсознательного, освободив свой разум от сознательного контроля и позволив мыслям всплывать к поверхности, как мыльным пузырям, без какой-либо сознательно установленной последовательности. Это назвали «автоматизмом», и при письме это отразилось в создании абстрактных форм, которые представляли собой образы из подсознания.

Подход Дали был иным. Он рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи — но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин — в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали назовет свой уникальный подход «параноидально — критическим методом». Как утверждал художник, он освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Единственным его отличием от сумасшедшего было то, что он не был таковым.
Дали пока что не был членом группы сюрреалистов, возглавлямых Андре Бретоном и Максом Эрнстом, но благодаря дружбе с другим каталонским художником и сюрреалистом Хоаном Миро он влился в новое движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги Европы.

Бретон, который учился на врача и совершил глубокое исследование работ Зигмунда Фрейда, был рупором сюрреалистов. От Фрейда Бретон воспринял и развил мысль о том, что раскопав скрытые на самом дне разума невыраженные мысли, сюрреализм мог разорвать цепи европейского мышления и создать новый образ жизни и способ ее восприятия. Первый шаг в этом направлении был сделан раньше художественным движением, известным как дадаизм. Целью этого вида искусства было разрушить или сделать бессмысленными все существующие общепринятые истины. Среди лидеров дадаизма были Фрэнсис Пикабия и Тристан Тзара. Сюрреализм придал дадаизму внутреннее содержание и, согласно Бретону, помог в разрушении политического порядка. Это не могло не подтолкнуть Бретона к соединению сюрреализма с коммунизмом, который был в то время возвышенной идеологией, призванной создать новый порядок в мире.

Что касается Дали, то его интерес к этому быстро угас. Однако несмотря на это, при поддержке Миро, Дали был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его приезда в Париж. Бретон относился к этому выряженному щеголю — испанцу, который писал картины — ребусы, с изрядной долей недоверия. Он не увидел пользу, которую Дали мог принести их общему делу.

1929 год стал для Дали судьбоносным. Закончив работу над «Андалузским псом», которого он создавал вместе с Бюнюэлем, художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин, которую согласился устроить осенью парижский торговец произведениями искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то лето посетил поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали.

Биография Сальвадора Дали кратко

Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком. Он был высокомерным и непокорным мальчиком. Психологические странности и фобии мешали мальчику дружить и общаться со сверстниками. Главным страхом художника была боязнь кузнечиков. Несмотря на свои фобии, он старался дружить и не отставать от своих сверстников. По наставлению родителей он обучился в государственной школе искусств. С 1914 по 1918 годы скульптор обучался в академии братского ордена маристов. Спустя 3 года художник впал в тоску после кончины матери.

В 1921 году Сальвадора зачислили в академию Сан – Фернандо. Над картиной для прохождения вступительного тестирования художник работает в течение 3 дней. Спустя год будущий живописец перебрался в резиденцию студенческого общежития. Резиденция находилась в Мадриде. В ней обучались лишь самые одаренные дети. Изучив последние течения живописи, творческий деятель пробует применять направления дадаизма и кубизма. Из-за плохого отношения и отсутствия уважения к учителям в 1926 год художника выгнали из академии. Спустя время Дали познакомился с выдающимся художником Пабло Пикассо.

В 1929 году Сальвадор активно участвует и вносит свой вклад в съемки кинофильма «Пес Андалузии». В 1929 году он познакомился с будущей супругой Еленой Дьяконовой. На тот момент Дьяконова была супругой известного писателя Поля Элюара. В творческом кругу Елену называли Галой. После знакомства у Дали завязываются отношения с Галой, которая не собиралась разводиться с мужем.

Кроме Дали она всегда имела отношения с другими творческими деятелями. Елена стала главной женщиной и музой Дали. Его популярность росла с каждым днем. Произведения Сальвадора демонстрировались почти во всех известных выставках. В 1933 году художник создал картину «Загадка Вильгельма Тепля». На произведении автор изобразил героя швейцарской фольклорной литературы. Спустя 4 года по приглашению художников Сальвадор поехал в Италию. Особое впечатление на него произвели творения Ренессанса.

При второй мировой войне художник с Галой переехали в США. В 1940-1948 года художник создал несколько успешных произведений. Его творческий талант оценил Уолт Дисней и предложил Дали сотрудничество. После 8 лет проживания в Америке Дали переезжает в Каталонию. Там он официально обвенчался с Галой. Спустя 7 лет Дали покорил Париж благодаря своим эпатажным и необыкновенным творениям и выставкам.

У Галы и художника отношения были очень сложными. Супруга находила ему покупателей и сводила с нужными людьми. Также она заставляла создавать новые шедевры и приводила в порядок не только дела, но и мастерскую. Последние годы жизни художник часто ругался с супругой. В 1968 году Сальвадор подарил жене замок Пуболь. После чего она переехала от него отдельно. Он мог видеться с ней только по ее соглашению. В 1981 году у него была выявлена болезнь Паркинсона. Спустя год Сальвадор лишился своей музы. Ее смерть вызвала у него депрессию и тоску. В 1989 году он попал в больницу с инфарктом. Дали скончался в возрасте 85 лет.

Вариант 2

Если говорить о таких словах как эпатажность в искусстве 20 века, то на ум, непременно приходит Сальвадор Дали. Эксцентричный художник-сюрреалист с закрученными к верху тонкими усами, невероятной одеждой и манерой говорить на разных языках. Сальвадор Дали, безусловно, был выдающимся художником и творцом 20 века, он оставил себя в веках.

Если говорить о воспоминаниях, которые оставил после себя Дали, то он всем запомнился человеком, с которым практически не представлялось возможным говорить, человеком, который практически всю свою жизнь превратил в произведение искусства. Помимо этого Сальвадор Дали оставил после себя узнаваемые произведения искусства, которые легко определит как принадлежащие Дали даже человек не сведущий в искусстве. Также он сделал многое и для массовой культуры, к примеру, эмблема чупа-чупс – его работа.

Родился Дали в 1904 году поблизости от Барселоны в городе Фигейрос в семье довольно состоятельного нотариуса и набожной католички, которая обожала своего сына. В самом раннем возрасте, когда Дали было менее 4 лет, он пережил гибель брата, который носил идентичное имя. Поэтому с детства художник видел могилу со своим собственным именем и этот факт невероятно повлиял на развитие его таланта.

Дали начал писать в 4 года, к 10 годам он был более-менее сложившимся художником, начинал обучение в художественной школе. С детства он обожал не только искусство, но и внимание к себе, которое с удовольствием привлекал. В 1922 году он пытается поступить в художественную школу, но отказывается сдавать экзамены, называя экзаменаторов недостойными того чтобы принять у него экзамен.

Тогда начинающий художник приезжает в Париж, примыкает к сюрреалистам, а в 1926 году встречает свою супругу Галу, которая стала его верной музой и помощником. Сальвадор знакомится с Пикассо, Миро и другими мастерами своего времени, на которых производит существенное впечатление.

Именно благодаря Галле Дали становится богат, в период Второй мировой они переезжают в Америку, где становятся еще популярнее и богаче.

В 1982 году Гала оставила этот мир, Дали впал в депрессию, но тем не менее, сумел создать в родном городе театр-музей имени себя. Именно там он провел свои итоговые дни, оставив в 1989 году этот мир.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Винсент Ван Гог

    Ван Гог родился в 1853 году, а умер в 1890. Он вдохновлялся такими велики художниками, как Миле и Сардо и ориентироваться на них в своём творчестве. Как художник Ван Гог начал с зарисовки различных сцен из жизни

  • Иоганнес Брамс

    Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

  • Бруно Джордано

    Джордано Бруно, философ и поэт эпохи Возрождения, автор многих трактатов, развивший гелиоцентрическую идею Коперника, родился в городе Нола на юге Италии в 1548 году.

  • Князь Игорь Святославич

    Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества

  • Николай Иванович Вавилов

    Вавилов Николай Иванович это биолог, генетик, он входил в команду людей, которые основали сельскохозяйственные науки Советского Союза.

Главная → Сальвадор Дали → Биография

Биография Сальвадора Дали

11 мая 1904 в 8 часов 45 минут в Испании в Каталонии (северо-восток Испании), Фигуэресе появился на свет маленький Дали. Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч. Родители его дон Сальвадор Дали-и-Куси и донья Фелипа Доменеч. Сальвадор по-испански означает «Спаситель». Назвали Сальвадора в честь его умершего брата. Он умер от менингита за год до рождения Дали в 1903г. Так же у Дали была младшая сестра Анна-Мария, которая в будущем будет образом многих его картин. Воспитывали родители маленького Дали по разному. Поскольку уже с детства он выделялся импульсивным и эксцентричным характером, отец буквально приходил в бешенство от его выходок. Мама же напротив, разрешала ему абсолютно все.

Я писался в постель чуть ли не до восьми лет — только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня (Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим)

Желание к творчеству у Дали проявлялось с раннего детства. Лет с 4х он уже начина с усердием, не бывалым для ребенка, рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность во власти. Одев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида.

Ну а первую картину он нарисовал, когда ему было 10 лет.Это был небольшой пейзаж в импрессионистском стиле, нарисованный масляными красками на деревянной дощечке. Затем Сальвадор стал брать уроки рисования у профессора Жуана Нуньеса. Таким образом, в 14 лет можно было с уверенностью видеть талант Сальвадора Дали в воплощении.

Когда ему почти исполнилось 15 лет, Дали выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но для него это крахом не было, он отлично сдал экзамены и поступил в институт. В Испании институтами назывались школы среднего образования. А в 1921 году он закончил институт с отличными оценками.
После он поступил в Мадридскую Художественную академию. Когда Дали было 16 лет, он начал увлекаться наравне с живописью и литературой, стал писать. Публикует свои очерки в самодельном издании «Студиум». И вообще ведет достаточно активную жизнь. Успел отсидеть сутки в тюрьме за участие в студенческих волнениях.

Сальвадор Дали мечтал создать собственный стиль в живописи. В начале 20х годов он восхищался работами футуристов. В это же время он заводит знакомства со знаменитыми поэтами того времени (Гарсиа Лорка, Луис Бонюэль). Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки «Ода Сальвадору Дали», а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки «Марианы Пи-неды» Лорки.
В 1921 году умирает мать Дали. Отец позже жениться на другой женщине. Для Дали это выглядет как предательство. Позже в своих работах он отображает образ отца, желающего уничтожить своего сына. На творчество художника это событие положила свой отпечаток.

В 1923 году Дали очень заинтересовался работами Пабло Пикассо. Одновременно начались проблемы в академии. Его отстранили от занятий на год за нарушения дисциплины.

В 1925 году у Дали проходит первая его персональная выставка в галерее Далмау. Он представил 27 картин и 5 рисунков.

В 1926 году Дали совсем перестал прилагать усилия для учебы, т.к. разочаровался в школе. А выгнали его после инцидента. Он не соголасился с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, потом встал и удалился из зала. Сразу началась потасовка в зале. Конечно, Дали посчитали виноватым, хотя он даже не знал о случившемся, в итоге он оказывается в тюрьме, правда не долго. Но вскоре он вернулся в академию. В конце концов, поведение его привело к исключению из академии за свой отказ сдавать устный экзамен. Как только он узнает, что последний его вопрос — вопрос о Рафаэле, Дали заявил: «…я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе.»

В 1927 году Дали едет в Италию, чтобы ознакомиться с живописью Возрождения. Пока он еще не был в группе сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон и Макс Эрнст, но позже он влился к ним в 1929 г. Бретон глубоко изучал работы Фрейда. Он говорил о том, что обнаружив скрытые на подсознании невыраженные мысли и желания, сюрреализм мог создать новый образ жизни и способ ее восприятия.

В 1928 году он уезжает в Париж, на поиски себя.

В начале 1929 года Дали попробовал себя в качестве режиссера. Вышел первый фильм по его сценарию Луиса Бонюэля. Фильм назывался «Андалузский пес». Что удивительно, сценарий фильма был написан за 6 дней! Премьера была нашумевший, так как фильм сам по себе был очень экстравагантным. Считается классикой сюрреализма. Состоял из набора кадров и сцен. Это был небольшой короткий фильм, задуманный чтобы задеть за живое буржуазию и высмеять принципы авангарда.

В личной жизни у Дали до 1929 года не было ничего яркого и знаменательного. Конечно, он гулял, были многочисленные связи с девушками, но они далеко никогда не заходили. И вот как раз в 1929 году Дали по-настоящему влюбился. ЕЕ звали Елена Дьяконова или Гала. Русская по происхождению, была старше его на 10 лет. Она была замужем за писателя Поля Элюара, но их отношения уже шли к распаду. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность — это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови. (Тайная жизнь Сальвадора Дали)

Познакомились они, когда Дали вернулся в Кадакес для работы над выставкой своих картин. Среди гостей выставки был Поль Элюар со свой тогда еще женой Галой.Гала стала вдохновителем Дали во многих его работах. Он рисовал ее всевозможные портрет, а так же на основании их отношений и страсти различне образы.»Первый поцелуй, — писал Дали позже, — когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм — все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.

Дали писал в абсолютно неповторимом стиле. Вроде бы он рисовал образы, известные каждому: животных, предметы. Но компоновал он их и соединял совершенно немыслимым образом. Мог соединить туловище женщины с носорогом, например, или расплавленные часы. Дали сам назовет это «параноидально-критическим методом».

1929 год у Дали первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана, после которой он начал свой путь к вершине славы.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как «Мягкте часы» и «Постоянство памяти». Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали «Золотой век» в Лондоне.

В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.

После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали». После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. «Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле.» («Дневник одного гения»).

В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.

В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: «Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле.»

Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».

В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.

В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается «Музей Дали» невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.

В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. «Посмотри, я не плачу», — все что он сказал . Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы.

Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.

В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.

30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз – сердечная недостаточность. 23 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Ему было 84 года.

По его прошению, тело было забальзамировано и в течении недели находилось в его музее. Похоронили Дали в самом центре его же музея под простой плитой без надписей. Жизнь Сальвадора Дали всегда была яркой и насыщенной, сам по жизни отличался своим неординарным и экстравагантным поведением. Менял необычные костюмы, фасон усов, постоянно восхвалял свой талант в написанных книгах («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»). Был такой случай, когда он в 1936г читал лекции в Лондон Групп Румз. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.Дали появился в костюме водолаза-глубоководника.

Добавить комментарий

Закрыть меню