С точки зрения натуралистического подхода мораль

Известный английский философ. Д-Е. Мур считал натуралистическими почти все школы этики, которые предшествовали его концепции морали. Большинство ученых относит к натуралистическим все нерелигиозные концепции морали помимо социально-историческихних.

Согласно натуралистическими концепциями мораль возникла миллионы лет назад как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных. Она необходима для выживания вида в борьбе за существование

Эти концепции были сформулированы в трудах. М-Р. Дар-вина,. Г. Спенсера,. П. Кропоткина т.п.. Например,. М-Р. Дарвин отмечал, что много чувств и способностей, которыми гордятся люди, можно обнаружить и у животных (др.. Нодия достаточно развитыми), среди них есть и эстетические и нравственные чувства. По словам. П. Кропоткина,»Дарвин пришел к выводу, что общественный инстинкт представляет собой общий источник, из которого развивались все нравственные начала»Он описывал, как животные любят быть в обществе, как плохо себя чувствуют в одиночестве, их постоянное общение между собой, взаимное предупреждение об угрозе, взаимную поддержку на охоты нет, взаимное сочувствие в беде. При этом приводил многочисленные факты их поведения, иногда впечатляющие, в частности факты кормления родственниками слепого пеликана и слепого крысы. По его мнению, кроме любви и симпатии, у животных есть и другие качества, тоже находятся в связи с общественными инстинктами, люди назвали бы моральными качествами. Эту мысль он иллюстрировал примерами из жизни животных, в частности указывал на проявления мор ального чувства собак и слонеого почуття собак і слонів.

Абсолютизируя идею. Дарвина, некоторые интерпретаторы его учение о борьбе за существование как движущую силу прогресса утверждали, будто от природы человек мог научиться только зла. Опровергая подобные рассуждения,. Кропоткин писал, что согласно теории. Дарвина»мы видим вместе с взаимной борьбой второй разряд фактов, которые имеют совершенно иной смысл: это факт взаимной поддержки внутри самого вида, и эти факты н. Авив важнее первых, потому что они необходимы для сохранения вида и его процветания»Считая, что»Дарвин не разработал вопрос о общественность у животных и о зародыши в них нравственных чувств тие й степени, в какой это требовалось учитывая важность значения этих чувств в его теории морали», ученый пытался детально проанализировать проблему нравственных начал в природе, обращая особое внимание на факты взаимной поддержки животных внутри вида. Таким образом. П. Кропоткин защищал и развивал концепцию происхождения морали. Дарвина:»этот факт взаимной поддержки внутри самого вида я постарался ро звинуты и подтвердил многочисленными фактами во многих статьях, где я показал огромное значение взаимопомощи для сохранения животных видов и человечества, особенно для их прогрессивного развития, их удоскона лениясивного розвитку, їх удосконалення».

Размышляя над проблемой происхождения морали,. Кропоткин писал:»Взаимопомощь, справедливость, нравственность — такие последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного с мира и человека. Они представляют собой органическую необходимость, которая несет в себе свое оправдание, что подтверждается всем развитием животного мира. Выражаясь образно, мы имеем здесь всеобщий, мир овый закон органической эволюции, вследствие чего чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко заложишь в человеке со всей силой врожденных инстинктенстинктів…

Эти три инстинкты представляют собой инстинкты самосохранения. Конечно, иногда они могут ослабевать лед влиянием некоторых условий в той или иной группы животных или в том или ином человеческом обществе. Но тогда и эта группа неизбежно терпит поражение в борьбе за существование: она идет к упадку. Такая твердое основание, что дается нам наукой для выработки новой системы этики и ее оправданиеавдання».

Г. Спенсер исходит из идеи эволюции, которая, по его мнению, охватывает как природу, так и общество. Он не отличал нравственных отношений людей от отношений в животном мире, рассматривал их как один из видов в поведения, свойственный всем живым организмам, как высший результат эволюционного развития. В процессе эволюции мораль, по его мнению, является средством смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, которыми над. Илен живая природа, в частности и человек. Человеческое поведение исторически преодолевает несколько этапов, в течение которых возникают и совершенствуются нравственные чувства, зло постепенно переходит к добру, от моральных пороков д в добродетелей. Человек, приспосабливаясь к условиям жизни, направляет поведение на сохранение себя как вида. Со временем благо общества и благо личности все больше совпадают. Поэтому человек должен заботиться о особист е счастье в пределах, предписанных общественными условиямумовами.

Мораль основывается на принципах справедливости и добродетели. Справедливостью, за. Спенсером, есть право каждого человека на абсолютную свободу, которая одновременно должна согласовываться со свободой других индивидов;; благотворительностью — действия индивида, которые приносят другим людям наслаждение и не рассчитаны на вознаграждение. Государство ученый считал злом, поскольку она ограничивает свободу индивидда.

Ученые-биологи, которые разделяли натуралистическую точку зрения, доказывали, что в процессе эволюции животных все ощутимую роль играет альтруизм, который способствует сохранению и развитию вида в целом. О инстинктивный х характер морали писала 3. Фрейд и его последователи. Например, швейцарский психолог. Карл-Густав. Юнг (1875-1961) отмечал, что мораль является инстинктивным регулирующим началом действия, началом,»которое впорядкову также совместная жизнь животного стадао стада».

Итак, натуралистические концепции происхождения морали имеют существенные аргументы, однако в целом основываются на ошибочном подходе, который можно определить как редукционизм (лат — возвращение, восстановление) — сведет ения высшего (нравственных отношений между людьми) к низшему (поведения животных). Однако нет сомнения в том, что групповые инстинкты и материнский инстинкт е природными предпосылками возникновения мораллі.

В натуралистических систем происхождении морали относят также гедонизм, эвдемонизм и другие антропологические концепции морали, в которых человеку приписывается определенная неизменная природная склонность. Согласно гедонис соприкасающихся концепцией человек от природы увлекается насолитьд.

Гедонизм — способ обоснования морали, толкование ее природы и назначения, который сводит содержание моральных требований к одной цели — получения наслаждений

Наслаждение он рассматривает как высшее благо и критерий человеческого поведения, а стремление к наслаждению — как главное движущее начало человека, заложенное в ней природой, определяет все его действия есть добром является то, щ который приносит наслаждение, а злом — то, что вызывает страдания. Евдемонисты настаивают на том, что определяющим в человеке есть стремление к счастьютя.

эвдемонизм — способ обоснования морали, толкование ее природы и назначения, при котором достижение счастья считается главной целью жизни и основой нравственных поступков

Сторонники эвдемонизма считали счастливой и добродетельной человека, развивает свои духовные и телесные возможности, доставляет ей удовольствие, положительно сказывается и на ее окружении. Все это является предпосылкой ю ее авторитета и даже посылали.

Несмотря на существенные различия между гедонизмом и эвдемонизм, в процессе обоснования морали их часто недостаточно четко разграничивают, иногда эвдемонизм рассматривают как разновидность гедонизма. Например, типичным сторонником гедонизма считают древнегреческого философа. Аристиппа (ок 435-366 до н.э), утверждая, что он придавал особое значение счастью и считал, что человек не должен становиться рабом наслаждений то. Которого соотечественника. Демокрита объявляют представителем то гедонизма, то эвдемонизма.

Этику древнегреческого философа. Эпикура (341-270 до н.э) и эпикуреизм целом рассматривают как развитие эвдемонизма и цитируют явно гедонистическое лозунг, написанный на воротах школы. Эпикура:»Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение»Заметим: не счастье, а наслажденийе щастя, а насолода.

С этим можно примириться, если учесть условный характер многих классификаций

Историческое развитие морали

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МОРАЛИ

Возникновение и развитие морали

Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, она возникает вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает относиться к другому человеку, их отношения обретают ту или иную форму моральности или аморальности. С этим согласны все этические учения. Однако по вопросу происхождения морали имеются определенные разногласия.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОРАЛИ

Религиозная концепция происхождения моралиутверждает, что мораль дается человеку от Бога,высшим основанием морали считает «божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, но безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.

Натуралистические концепции возникновения моралиутверждают, чтоморальизначально заложена в человеке самой природой. Существует ряд натуралистических концепций:

– социал-дарвинизм, которыйсчитает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;

– евгеника, котораяисходит из того, что социальные формы поведения, в том числе и моральные, являются свойствами, наследующимися человеком от родителей, и поэтомудобрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;

– психоаналитическая концепция морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.

Социологизаторская концепция возникновения моралисвязывает ее существование исключительно с развитием общества: истоки нравственности она усматривает в социально-исторических и материально-экономических условиях и потребностях общества, а сама нравственность рассматривается как ответ на эти потребности (социально-исторический детерминизм), что неизбежно ведет к авторитаризму.

Культурологическая концепция морали –наиболее рациональная и современная.

Для нее характеренобобщающий, интегративный подход:не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями.

Историческое развитие морали

С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных условий.

Нравы архаичного периода:

1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытныеравенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.

2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях итрадициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший», что постепенно превращает моральные нормы в важнейший фактор человеческого существования.Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества.

Мораль античности:

1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенствоначало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.

2. Первобытный коллективизм сменилсяиндивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.

3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, каксвобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».

4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.

5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская моральпокорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях: 1) бунт против рабства; 2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира. Так возникает мораль раннего христианства, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели

Нравственные коллизии феодального общества:

1. Зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, в эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего.

2. Основой нравственной жизни провозглашаются десять Божественных заповедей. Они несут в себе высшие общечеловеческие ценности; будучи гуманистичны по своей сути, они выполняют функции духовного ориентира, ведущего к благу.

3. К основным моральным добродетелям относятся: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, основанные на вере в непререкаемую силу и справедливость Бога.

4. Высоким достижением христианской морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики — этики ненасилия.

5. Характерной чертой духовной жизни этого периода является приоритет религии и церкви,которыевыступают с проповедью всеединства, примирения богатых и бедных, покорности, отказа от мирских благ. Однако в реальной жизни моральные принципы христианства нарушались, в том числе и самой церковью.

6. Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль. В ее рамках, в свою очередь, выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Свои особенности имеет также мораль ремесленников и крепостных крестьян.

Мораль Возрождения и протестантства:

1. Главным принципом нравственностиэпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку —принцип гуманизма,проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей.

2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.

3. Основными ценностямиВозрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.

4. Протестантская идеологияэпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль,ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.

5. В период Возрождения и Реформации становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности и за его достижения, и за прегрешения.

Нравственность в Новое и новейшее время:

1. Мораль нового предпринимательского класса буржуазии, составляющего основу городского бюргерства, демонстративно отказывается от старых феодальных представлений о нравственности. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются протестантские ценности гражданского общества. Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе.

2. Моральный облик общества оказывается под влиянием рационалистических идей Просвещения, ориентирующих человека на собственный разум («теория разумного эгоизма») и носящих подчеркнуто гражданственный характер. Главными моральными ценностями провозглашаются Свобода, Равенство, Братство.

3. Главный моральный принцип – культ индивидуализма, понимаемого позитивно – как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство.

4. Критерием моральности становитсяуспех, понимаемый в духе прагматизма («цель оправдывает средства»), что приводит к высоким результатам, но постепенно порождает отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Реферат по Этике бизнеса на тему

«Происхождение морали»

Выполнила студентка

факультета Маркетинга,

4 курс, группа 1409

Тамулевич Алина Юрьевна

2011 год

Введение.

Мораль — это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей.

Мораль относится к сфере должного, она показывает человеку, каким он должен быть, и в этом смысле она не наука, она ничего не изучает, она лишь учит человека быть человеком. Мало кто живет в мире, не нарушая законов любви и совести, как этого требует мораль цивилизованного общества. Но это не значит, что подобные законы утопичны. Если бы их не было, если бы они не обращались к каждому человеку, общество быстро перестало бы быть человеческим, шла бы непрерывная война всех против всех, в которой выживали бы самые сильные, агрессивные и безжалостные.

В истории человеческой культуры существовали разные точки зрения на сущность морали: одни мыслители считали, что человек по своей природе добр, а злым и агрессивным его делают неправильное воспитание или уродливая окружающая среда (П. Гольбах, Гельвеций), другие полагали, что человек по природе зол и агрессивен, как животное, а добрым его делают воспитание, культура (Ж.-Ж. Руссо). На самом деле, видимо, человек не добрый и не злой. Сам человек – это его «усилие» быть человеком: как только он перестает осуществлять это усилие, он опускается до животного состояния. Мораль соответствует глубинным законам человеческого бытия.

Но человек — не только объект общественного регулирования, не просто машина, реагирующая на внешние воздействия. Человек гораздо более сложен. Чаще всего — это личность, обладающая и так называемым нравственным самосознанием: убеждениями, склонностями, чувствами, совестью. Это осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Таким образом, следует учитывать и глубинные мотивационные побуждения человека. И поиск их оснований ведет к понятиям, используемым в религиозной этике, к анализу движущих сил в человеке как проявлений некой Абсолютной Идеи или «вещи – в – себе». 1Глубинные мотивационные побуждения человека можно увязать и с унаследованием социального опыта в филогенезе, с его укорененностью в наследственности многих поколений (теория интериоризации2Г. Спенсера в эволюционной психологии).

Наряду с моралью, как уже отмечалось, употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность — это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение.

Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает прежде всего глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию, и интуитивно-нравственные переживания.

Например, Г.В.Ф. Гегель всегда проводил концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность». Мораль для него — это сфера реальной свободы, связанная с «самоосознанием направленности к добру», с совестью. Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, являются семья, гражданское общество, государство. В отечественной этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий «мораль» и «нравственность», во многом близкие гегелевскому. Например, под нравственностью могут пониматься:

а) нравы как практикуемые формы поведения,

б) мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой,

в) мораль на уровне ее общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения, в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор — это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.

Происхождение морали.

В вопросе о происхождении и развитии морали наиболее распространенными являются три подхода: 1)религиозный, возводящий мораль к божественному началу;

2) натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции;

3) социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.

В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. В большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека.

Религиозный подход.

Согласно одному из самых древних представлений, мораль, как закон, дается человеку богами или Богом. Закон дается людям прямо, самим богом или через посредников – героев и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммед в божественном откровении обрел истину и выразил ее в Коране. Иисус Христос провозгласил новые законы жизни в проповедях, поучениях и притчах. Заратустра, основатель иранской религии зороастризма и Моисей, основатель иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского пантеона и Ягве – иудейский Бог передали людям свои законы. Божественные истины открылись Мухаммеду в медитациях, Будде — в состоянии нирваны, Заратустре и Моисею боги являлись персонально. Древнеиндийский мифический предок людей Ману, древнеегипетский бог Осирис и древнеиндейские божества Виракоча и Кецалькоатль не только принесли людям божественную мудрость в виде знаний, умений и правил жизни, но и жили среди них, прививая им навыки разумной и правильной жизни, а то и решительно принуждая их к этому. Таким же, жившим со своим народом, был полубог-получеловек, правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание и мировую славу.

Законы Ману, законы Моисея и законы Заратуштры дошли до нас почти в полном, хотя, конечно, и не в первоначальном виде. По многим косвенным источникам мы можем получить представление и о других древнейших нормативных кодексах.

Все они более менее близки если не по содержанию, то по общему духу и направлены на ограничение племенного и родового эгоизма, индивидуального произвола, на подавление спонтанной жестокости и установление обычаев, оберегающих мир в сообществе. С развитием духовной культуры изменения в предписаниях касались того круга людей, по отношению к которым требовалось проявлять миролюбие и терпимость.

Натуралистический подход.

Другой подход к вопросу о происхождении морали состоит в том, что она рассматривается как выражение и развитие природных тенденций, как выражение на более высоком уровне тех же самых закономерностей, которые складываются в процессе эволюции в животном мире. Согласно такой, натуралистической точке зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает те же задачи, которые решаются благодаря биологическим механизмам на более низких ступенях развития жизни. Продолжение рода, забота о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность, – все эти черты широко встречаются в мире животных, в особенности высших и «общественных» (то есть живущих в стаде, стае).

Хотя философы и утверждают, что моральные суждения и решения опосредствованы разумом, сознанием, чувством ответственности, – в индивидуальном опыте мораль дана как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальных решений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения. Такие обыденные представления о морали создают условия для восприимчивости к биологистским, подкрепленными ссылками на эволюционную генетику, теориям. Однако они, вместе с тем, и питают все новые и новые попытки ученых-биологов к объяснению морали с позиций природы.

Что питает эти представления?

Первое: сколько бы ни говорили о роли воспитании в формировании личности, процесс нравственного развития личности остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям, которые предпринимаются с целью воспитания, и по крайней мере во многом независимым от них.

Второе: в поведении животных, особенно домашних, диких, живущих в сообществах, наблюдается множество явлений и устойчивых зависимостей, которые легче всего «объясняются» с моральной точки зрения – как действия, как поведение, обусловленные совместной жизнью, направленные на поддержание этой совместности.

Эти впечатления являются общепризнанными: не случайно предположения о природной основе поведения человека и морали в целом высказывались на протяжении всей истории общественной мысли, за исключением тех периодов, когда доминирование теологических воззрений было исключительным.

Эволюционный подход в этике сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Но основные идеи этого подхода были высказаны английским ученым-биологом Чарльзом Дарвином, специально посвятившим проблемам морали и ее возникновения две главы своего фундаментального труда «Происхождение человека». В них положение о природных, биологических предпосылках морали действительно вытекает из эволюционной теории, базирующейся на обширнейшем эмпирическом материале.

Прямо говоря, Дарвин не открыл новых этических идей; в собственно этическом содержании своей концепции происхождения морали он нисколько не выходит за рамки, заданные такими английскими мыслителями, как Давид Юм, Адам Смит и другие философы того круга.

Однако восприняв известные этические идеи, он дал им естественнонаучное обоснование.

Основные идеи Дарвина относительно условий развития и существования морали свести к следующим положениям:

— Общество существует благодаря социальным инстинктам, которые и животное, и человек удовлетворяют в обществе себе подобных; отсюда вытекают и симпатия, и услуги, которые оказываются ближним. Дарвин замечает, что услуги у животных никогда не распространяются на всех особей своего вида и ограничиваются только членами одной общины.

— Социальный инстинкт преобразуется в нравственность благодаря высокому развитию душевных способностей; поэтому не только инстинкты, но и возникающие на их основе образы всех прошлых действий и выполняют, если так можно сказать, контролирующую роль, побуждая человека к поступкам, направленным на поддержание общественной жизни, и препятствуя доминированию каких-либо иных инстинктов над социальными.

— У человека сильнейшим фактором поведения стала речь, благодаря которой оказалось возможным формулировать требования общественного мнения. Но и здесь одобрение и неодобрение определенных поступков покоится на симпатиях, непосредственно обусловленных общественным инстинктом.

— Привычка играет важную роль у каждой особи; социальный инстинкт и симпатия укрепляются привычкой.

На основе перечисленных идей Дарвин формирует постулаты биологистского подхода к объяснению предпосылок и происхождения морали:

а) природная основа,
б) высокое, по сравнению с животными, развитие психики и интеллектуальных функций,
в) способность к членораздельной и развитой речи,
г) подкрепительная роль социальных механизмов (к которым следует отнести и способности к обучению и воспроизведению).

Историческое развитие морали.

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Историческое развитие морали.

Этика – наука о морали. Возникла в античном общ-ве как часть философии (этика, логика, физика). Этику считали прикладной философией. Сам термин ввел Аристотель («Никомахова этика»). Сейчас это самостоятельная наука. Её делят на теоретическую (изучение вопросов происхождения и сущности морали, её места в сис-ме обществ. Отношений, обоснование формы и культуры обществ сознания) и нормативную (позволяет ответить на вопросы, как надо поступать, исходя из норм морали). Этика как наука возникла с возникновением общества. Мораль появляется в первобытном обществе. У них формируется мораль, но развивается она оч медленно (десятки тысяч лет). Она включала запретные нормы «табу» как самые простые к исполнению. Мораль носила оценочный характер. Императив был развит оч слабо. Механизм – Нарвы и обычаи. Но они существовали только внутри племени.. Поступки оценивались как положит. И отрицат. В зависимости от того были ли они полезны для всего племени.

Далее – античный (рабовладельческий период). Этот период важен для развития морали как формы общественн. сознания. Прежние нормы морали приспосабливаются к обслуживанию отношений социального неравенства. Возникают нормы, характерные только для рабовладельческого общества. Мораль раскалывается на мораль 1)рабовладельцев и 2)рабов. Из этого следует раздвоение моральной жизни, что является основной характеристикой классово-антагонистического общества. Но чтобы общество могло существовать, нужно было единство ценностей. -> мораль правящего класса возводилась в ранг господствующей. Появляются первые писаные нравственные своды правил (восток) – 3 тыс. лет до н.э. (поучения).

Далее – феодальный период. Общество разделено на сословия, существует иерархия. Устремления человека ограничены рамками сословия. Церковь осуждает соц. мобильность. Кастовость сословий — > множество замкнутых нравственных кодексов (рыцарских орденов, горожан ,ремесленников и. т.д) Господствующая мораль – дворянина, кот характеризует замкнутость, кастовост. Характеристики: негатив к труду, физическое совершенство, ум и т.д…каждая мораль действ. только внутри сословия — > двойная мораль.

Далее – период Новой и Новейшей истории. Становление и развитие индустриальной цивилизации. Существовало 2 системы морали: капиталистическая и буржуазная.

Буржуа – поворот к вниманию к человеч. личности. Развитие идет за счет самой личности. Деформация буржуазн морали и индивидуализма: он считался как культ личности любой ценой. Пессимистические концепции буржуазной морали (Шопенгауэр и Ницше)Ницше – идея «сверхчеловека», кот. Существует вне всяких ценностей: сильному мораль не нужна, главная ценность – воля к власти. В обществе была и другая мораль — социалистическая . Социалистическая мораль была моралью будущего, потому что каждый человек был единым. В рамках индустриального общества зародились новые морали. Пятый этап – информационное общество. Мораль есть продукт общественного развития. Развитие морали зависит от экономических, социальных, демографических факторов и т.д. В обществе, разделенном на классы, группы, в каждой из них вырабатывается свои понятия о нравственном и безнравственном. Мораль – совокупность определенных нравственных отношений, поскольку они различны, различны и функции морали.

Основные категории этики (добро и зло, справедливость и несправедливость, долг, совесть. Идеал.

Категории этики – наиболее общие понятия, в которых подытоживаются понятия этики. Существуют структурные категории и субстанциональные. Структурные категории характеризуют мораль со стороны внутренней взаимосвязи составляющих ее компонентов (например: норма, принцип, оценка, идеал). Субстанциональные характеризуют мораль с точки зрения содержания отношений, складывающихся между обществом и личностью. Эти категории сущностные : добро и зло. Они делятся на полярные (добро и зло), взаимообусловленные (долг, честь, достоинство). Идеал – мысленный образец совершенствования чего-либо в каком-либо роде. Моральный идеал связан с социально-политическим идеалом. Идеал формируется сверху и снизу. Центральной категорией морали является добро. Добро — это высшая нравственная ценность, делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих. Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» — отрицательную. Рассматривая поведение человека с этической точки зрения, можно заметить, что многие поведенческие акты являются морально нейтральными, т. е. не заслуживают ни положительной, ни отрицательной моральной оценки. «Ненулевую» моральную оценку получают только те действия, которые, во-первых, совершаются намеренно и, во-вторых, имеют социальную значимость, т. е. прямо или косвенно затрагивают интересы других людей, создают или разрушают какие-то ценности.

Справедли́вость — распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах. Справедливое распределение прав на что-либо и распределение обязанностей может осуществляться не только между людьми, но и человеком и его судьбой («получил по заслугам», «какая жестокая, несправедливая судьба!»), между человеком и другими существами, между другими (известными и неизвестными нам) живыми существами, оспаривающими право на обладание некоторыми ценностями.При этом всегда происходит оценка по некоторому набору правил. По мере изменения среды и обстоятельств меняется и характер этого, прежнего набора правил распределения прав. У некоторой части общества возрастает самооценка и то, что было справедливым ранее, теперь расценивается ею как несправедливость. Долг в философии — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство. Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний. Совесть имеет непосредственное отношение к морали (нравственности, этике), так как именно расхождением с моральными принципами вызываются проявления совести, и с обществом, так как мораль существует только в обществе. Где нет других людей — там нет морали, и там не может проявиться совесть. Совесть может проявляться не только в результате поведенческого несоответствия моральным принципам, но и в результате «неправильных» намерений или оценок (например, может быть стыдно за то, что напрасно плохо подумал о человеке).

Профессиональная этика. История развития. Основные понятия.

Выяснить происхождение профессиональной этики — это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

Типы нравственной личности.

В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными.

Потребительский тип. Самый маломоральный тип.

Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен.

Конформистский тип.

Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.

Аристократический тип.

Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.

Героический тип.

Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию.

Религиозный тип.

К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.

Историческое развитие морали.

Этика – наука о морали. Возникла в античном общ-ве как часть философии (этика, логика, физика). Этику считали прикладной философией. Сам термин ввел Аристотель («Никомахова этика»). Сейчас это самостоятельная наука. Её делят на теоретическую (изучение вопросов происхождения и сущности морали, её места в сис-ме обществ. Отношений, обоснование формы и культуры обществ сознания) и нормативную (позволяет ответить на вопросы, как надо поступать, исходя из норм морали). Этика как наука возникла с возникновением общества. Мораль появляется в первобытном обществе. У них формируется мораль, но развивается она оч медленно (десятки тысяч лет). Она включала запретные нормы «табу» как самые простые к исполнению. Мораль носила оценочный характер. Императив был развит оч слабо. Механизм – Нарвы и обычаи. Но они существовали только внутри племени.. Поступки оценивались как положит. И отрицат. В зависимости от того были ли они полезны для всего племени.

Далее – античный (рабовладельческий период). Этот период важен для развития морали как формы общественн. сознания. Прежние нормы морали приспосабливаются к обслуживанию отношений социального неравенства. Возникают нормы, характерные только для рабовладельческого общества. Мораль раскалывается на мораль 1)рабовладельцев и 2)рабов. Из этого следует раздвоение моральной жизни, что является основной характеристикой классово-антагонистического общества. Но чтобы общество могло существовать, нужно было единство ценностей. -> мораль правящего класса возводилась в ранг господствующей. Появляются первые писаные нравственные своды правил (восток) – 3 тыс. лет до н.э. (поучения).

Далее – феодальный период. Общество разделено на сословия, существует иерархия. Устремления человека ограничены рамками сословия. Церковь осуждает соц. мобильность. Кастовость сословий — > множество замкнутых нравственных кодексов (рыцарских орденов, горожан ,ремесленников и. т.д) Господствующая мораль – дворянина, кот характеризует замкнутость, кастовост. Характеристики: негатив к труду, физическое совершенство, ум и т.д…каждая мораль действ. только внутри сословия — > двойная мораль.

Далее – период Новой и Новейшей истории. Становление и развитие индустриальной цивилизации. Существовало 2 системы морали: капиталистическая и буржуазная. Буржуа – поворот к вниманию к человеч. личности. Развитие идет за счет самой личности. Деформация буржуазн морали и индивидуализма: он считался как культ личности любой ценой. Пессимистические концепции буржуазной морали (Шопенгауэр и Ницше)Ницше – идея «сверхчеловека», кот. Существует вне всяких ценностей: сильному мораль не нужна, главная ценность – воля к власти. В обществе была и другая мораль — социалистическая . Социалистическая мораль была моралью будущего, потому что каждый человек был единым. В рамках индустриального общества зародились новые морали. Пятый этап – информационное общество. Мораль есть продукт общественного развития. Развитие морали зависит от экономических, социальных, демографических факторов и т.д. В обществе, разделенном на классы, группы, в каждой из них вырабатывается свои понятия о нравственном и безнравственном. Мораль – совокупность определенных нравственных отношений, поскольку они различны, различны и функции морали.

Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.

Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным — дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль — это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное — это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит вне моральное — к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно, по крайней мере, знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

Особенности делового этикета юриста.

Этикет юриста – устойчивый порядок поведения при выполнении служебных полномочий (решение юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы общения и приветствия, одежда). Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др), и эстетической (красота, изящество, поведение). Вежливость, любезность, точность – своевременное выполнение обещанного порученного дела, высокая самоорганизованность. Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрыто неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю форму, то строго организованный характер превратится в форму лицемерия.

Нравственный конфликт. Моральная ответственность.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать. Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

ответственность перед самим собой;

ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.

Как видим, юридическая этика имеет довольно сложное содержание. Суммируя его составные, полагаем, что можно ее определить, как учение о специфике проявления общих нравственных норм в условиях наиболее эффективного осуществления отдельных видов трудовой деятельности и его субъектов.

Одной из разновидностей профессиональной этики является юридическая этика – учение о нравственных основах трудовой деятельности юриста и предъявляемых к нему моральных требований.

Юридическая этика включает в себя:

1) исследование своего предмета и стоящих перед юридической этикой задач.

2) Историю становления и развития такой разновидности этики.

3) Проблемы взаимодействия нравственных норм с другими социальными нормами, в том числе и с нормами права в юридической профессии и соответствующей форме деятельности.

4) Предъявляемые нравственные требования

Профессиональная этика юриста (юридическая этика) определяется особенностями осуществляющего им трудового процесса, связано с тем, что объектом его деятельности выступает человек, протекающего к тому же строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами. Последние, однако, как бы хороши ни были, «они, — как писал Кони, — могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках».

14. Основные этические категории: понятие, содержание.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. категории: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К категориям этик относят также смысл жизни, счастье, др. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро– категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Благо– все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения. Справедливость– категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Долг-это принятие личностью необходимость подчинить себя общественной воле. Совесть-способность человека практически оценивать свои поступки и переживать их. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей требует тщательной подготовки. Необходимо собрать подробные сведения о личности свидетеля, ясно представить его облик, среду, в которой он воспитывается, его поведение дома и в школе, отношение к учителям, родителям, сверстникам. Подлежит выяснению роль несовершеннолетнего свидетеля в расследуемом событии, его отношение к обвиняемому, потерпевшему. Учитывая большую внушаемость детей, следует выяснить, каким влиянием со стороны кого мог подвергаться несовершеннолетний свидетель в этом промежутке. Общее тактическое правило о том, что допрос свидетелей следует производить как можно быстрее после событий, являющихся предметом их показаний, особенно важно учитывать при допросе несовершеннолетних свидетелей.

Планируя продолжительность допроса, необходимо учитывать, что ребенок быстро утомляется. Поэтому если предстоит долгий разговор, то должны предполагаться перерывы минут на 5-10. Так же очень важно место допроса, но здесь в зависимости от возраст, если подросток в возрасте от 14-16 лет, то для него лучшим местом будет кабинет следователя – официальная деловая обстановка, подчеркнет важность выполняемой им функции. Малолетних же такая обстановка может запугать, затормозить процессы мышления и будет препятствовать даче показаний.

Место допроса должно быть привычным для малолетнего: школа, дом, иногда даже улица,. Где ребенок играл или наблюдал интересующие следствие событие.

При подготовке несовершеннолетнего свидетеля решается так же вопрос о лицах, которые должны присутствовать при допросе. От 14-16 вызывается педагог, он выступает как специалист.

Обязательно ведение протокола в котором записывается, все то что говорит свидетель, желательно, все сказанное записывать дословно, что бы сохранить смысловую содержательность речи, и не упустить ни чего важного и нужного следствию.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Закрыть меню