Рыцарь на час анализ

Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной, однако, несмотря на это, он все же не изменил своим юношеским идеалам, хотя и понял, что даже самый одаренный и талантливый поэт самостоятельно не в состоянии изменить общество к лучшему.

В своем произведении “Рыцарь на час” Некрасов полностью переосмысливает всю свою жизнь, понимая, что все его идеалы являются не просто утопическими, но и далекими от воплощения в реальную жизнь.

Написанное в далеком 1862 году стихотворение “Рыцарь на час”, – это ни что иное, как поэтическая попытка понять причину разочарования в его юношеских идеалах, в которые он верил до последней минуты.

Начало стихотворения содержит описания прогулки ночью по заснеженному полю. Именно поэтому неискушенный читатель склонен относить его к произведениям пейзажной лирики. Однако в дальнейшем оказывается, что описание красоты природы служит другой цели. Оно помогает выразить Некрасову свои мысли и переживания, вызванные чувством глубокого раскаяния.

Стоит заметить, что данное произведение структурно неоднородно и состоит из нескольких разрозненных, но соединенных общим поэтическим замыслом, частей, над созданием которых поэт работал в течение двух лет. Столь длительный срок позволил Некрасову полностью переосмыслить его пройденный жизненный путь и дать всеобъемлющую оценку собственным желаниям, а также стремлениям. Конец произведения наполнен самокритикой. В словах поэта чувствуется презрение по отношению к самому себе.

Поэтому удалось ясно осознать, что после душевного очищения, произошедшего во время зимней прогулки, он просто напросто лишился последних физических сил. В то же самое время слышаться внутренний голос поэта, наполненный злорадством и сарказмом, который говорит, что, возможно, и “суждены благие намерения…однако ничего уже не дано сделать”.

Иными словами, Некрасов воспринимает себя в качестве рыцаря на один час, который исключительно на словах готов действовать, а на деле все обстоит по-другому. Ему только лишь остается, как разглагольствовать о несовершенных великих поступках в патриотическом ключе

Анализ стихотворения Некрасова Рыцарь на час

Название стихотворения подталкивает к мысли, что рыцарем становятся только в ночной час. Рыцарем – потому что кажется, что вновь молод, здоров, способен на необдуманные поступки, в которых неизменно поджидает успех. Люди, которые мучаются бессонницей, предаются безмятежным раздумьям и мечтаниям. Возможно, ночи проходят без сна из-за совести, которая беспощадно напоминает о поступках совершенных ранее. А может из-за сожалений, которые не вернуть и не изменить.

Когда взору предоставлены бескрайние просторы зимней красоты, когда мороз заставляет бодриться и идти только вперед, не ощущая холода и усталости. Родные края возрождают воспоминания, которые связаны с широкими полями, густыми лесами и маленькой деревней. Село предстает перед читателем, как обнищавшее существо, как будто оно все накопленное отдало своим жителям. Окружена она скирдами, чтоб не видно было наготы. Видеться белая церковь и в ожидании звука колоколов замирает сердце, надеясь, избавится от неистовых мук. Властное пенье не разбудило спящую деревню.

Виднеющийся крест напоминает о невидимом присутствии родного человека. Автор вспоминает светлый образ матери, которая навсегда осталась молодой. Как же ему не хватает материнской заботы, тепла и ласки и сердце разрывается от осознания, что не обнять уж никогда любимую мать. Что не свидеться с ней перед вечной тишиной и что не поведать свои печали. Чтоб она, как раньше, развеяла все руками и подставила бесстрашную грудь на защиту своих детей. Смотрит лишь издалека голубыми, молчаливыми глазами.

Сожаление о поступках молодости, которая прочила идти только вперед. Потерянные друзья, хладнокровно отказывающиеся от действий, которые им не под силу. Тем самым подталкивая на некоренные вершины.

Осознание того, что болезнь приведет к неминуемому исходу, заставляет принимать микстуры. Страх перед материнской могилой сковывает холодными объятиями. Утро врывается с новыми сомнениями и ощущением собственного бессилия. Слабость заставляет проводить весь день в постели и внушает, что для дела не годен давно.

По плану кратко

>Картинка к стихотворению Рыцарь на час

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Серенада

    Афанасий Фет, будучи творческим человеком, мог видеть настоящую красоту окружающего мира. Казалось бы, даже мелкие незаметные детали могли обратить внимание поэта и вызвать у него восхищение. В своем художественном мире писатель

  • Анализ стихотворения Фета Узник

    Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто.

    Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

  • Анализ стихотворения Апухтина Опять весна

    Творчество Апухтина А.Н. критики-литературоведы называют искусством для искусства. Поэт в своих произведениях не касался общественных тем, много стихов посвящено творчеству как самоцели, любви, самопознанию. Лирика Апухтина А.Н. объединяет черты

  • Анализ стихотворения Некрасова Ты не забыта

    Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,

  • Анализ стихотворения Фета Только встречу улыбку твою

    Афанасий Афанасиевич Фет является предшественником совершенно нового направления в искусстве царской России — направления импрессионализма. В своих произведениях поэт часто касается темы любви, которую раскрывает при помощи

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Н. А Некрасов вырос в селе Грешнево Ярославской губернии, в бассейне великой русской реки Волги. С раннего детства он проводил много времени на природе: на полях, в лесах – и очень сильно любил её (именно русскую природу). Он жил в ней, дышал ей и не мог представить своей жизни без неё. Его отец очень эгоистично и жестоко относился к членам своей семьи, в том числе и к его матери. Елена Андреевна (его мать) очень терпимо относилась ко всему и, чтобы сгладить печаль, отдавала всю свою любовь детям. Не выдержав жизненных лишений, она рано скончалась. Это было настоящим ударом для Некрасова: Он потерял самого близкого ему человека.
Его стихотворение написано так же, как и вышеописанные события жизни: оно тоже состоит из двух логических частей, первая часть рассказывает про природу, вторая – про мать. Первая часть начинается грустным описанием осенней природы: «Если пасмурен день, если ночь не светла, / Если ветер осенний бушует, / … / Ум, бездействуя, вяло тоскует», контрастно переходящим в радость от рассматриваемой им красоты природы: «Слава богу! морозная ночь – / Я сегодня не буду томиться. / По широкому полю иду, / Раздаются шаги мои звонко…». Автор очень увлекается описанием природы, своей любви к ней и нескончаемости этой любви, он показывает, насколько природа ему дорога. Здесь в нём просыпается романтика: причудливые тени, видения, лунный свет будят в нём воображение, заставляют мечтать о чём-то высоком. Он ободряется, молодеет, на некоторое время его посещает чувство счастья: «Отдаёшься невольно во власть / Окружающей бодрой природы; / … / И великое чувство свободы / Наполняет отжившую грудь…». Постепенно автор переходит к теме русской деревни, которая красива, даже несмотря на свою бедность: «Не видна её бедность нагая! / Запаслася скирдами, родная, / … / Пожелай ей покойного сна – / Утомилась кормилица наша!..».
Недавно шли восклицательные предложения, автор писал про природу, как тут на него набрели грустные воспоминания, о них автору некуда было деться (они имели очень серьёзные последствия и не могли не придти на ум ему при наличии стольких намёков): «Спи, кто может, – я спать не могу, / Я стою потихоньку, без шуму, / … / И невольную думаю думу…», «В эту ночь я хотел бы рыдать / На могиле далёкой, / Где лежит моя бедная мать…». Автору нужна помощь, главным образом от матери, и он хочет с ней поговорить, хочет попросить Бога обеспечить это: ему в голову пришёл образ церкви: «За селом, на горе невысокой, / Вся бела, вся видна при луне, / Церковь старая чудится мне…». Так началась вторая часть стихотворения.

В ней автор говорит о своей бесконечной любви к матери, а также стыде перед матерью, просит её прийти к нему из того мира и помочь: «Повидайся со мной, родимая! / Появись лёгкой тенью на миг! / Всю ты жизнь прожила нелюбимая, / Всю ты жизнь прожила для других…». Автор использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть сложность жизни своей матери, что на каждое её доброе дело отвечали (в том числе и Бог) несправедливостью. Он описывает её как «чистейшей воды божество», очень уважая и любя её: «С неземным выраженьем в очах, / Русокудрая, голубоокая, / С тихой грустью на бледных устах, / Под грозой величаво безгласная…». Автору нужна помощь; он осознаёт, что её только может предоставить ему мать, что ни сожалеющие друзья, ни враги-клеветники не заменят ему её в этом; она ему нужна, она его самый близкий человек. Он воззывает к ней на небеса за помощью: «…я гибну – и ради спасения / Я твою призываю любовь! / Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страданья, / Все позорные пятна мои!..». Некрасов хочет встретиться со своей матерью после смерти на том свете, потому что другого способа пообщаться с ней он не находит: «Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, / Может смертью ещё доказать, / Что в нём сердце не робкое билося, / Что умел он любить…».
Наступает третья, заключительная часть, и автор просыпается от ночных видений, раздумий, понимает, что он «ребёнок слабый», что он очень сильный, но не может применить свою силу, массовое высвобождение силы закончилось, он вырос: «Всё, что в сердце кипело, боролось, / Все луч бледного сердца спугнул, / И насмешливый внутренний голос / Злую песню свою затянул…». В стихотворении поэт сожалеет о несбывшихся мечтах, о потерянном времени, о безысходности его положения, о невозможности изменить мир в лучшую сторону. Стихотворение написано анапестом, придающим стихотворению длительности и горечи. Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно написано очень искренне и просто, с полной передачей чувств и переживаний автора.

Беру!

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза).

Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует.

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена — и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик — и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая.

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Рыцарь на час»

По писателю: Некрасов Николай

Искусство и развлечения

Стихотворение Н. А.

Некрасова «Рыцарь на час»: анализ по плану26 апреля 2017

Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает искреннюю, совестливую исповедь лирического героя, который полностью обнажает перед читателем свою душу. Ниже мы подробнее рассмотрим все аспекты стихотворения-мольбы.

В 1860 году Н. А. Некрасов задумал написать автобиографическую большую поэму «Рыцарь на час». Главный герой в ней носил фамилию Валежников. Но была создана только первая часть — «На Волге» — и вторая, которую мы будем рассматривать. Исповедальное стихотворение «Рыцарь на час», анализ которого будет произведен ниже, сначала имело название «Бессонница». Оно было написано в 1862 году и издано в «Современнике» с купюрами по цензурным соображениям в 1863 году. Это были сложные годы для поэта. Белинский и Добролюбов уже умерли. Поэт отходит от либералов и сближается с революционно-демократическим движением. Но оно разгромлено, Михайлов и Чернышевский сосланы в Сибирь. Одинокому лирическому герою предстоят только «благие порывы». Он не готов к трудной борьбе, с горечью отмечает автор, и свершить ничего не может. Стихотворение создано после того, как Н. Некрасов навестил деревню Грешнево, где прошло его детство.

Композиция и тема произведения

Название – это ключ к теме стихотворения «Рыцарь на час», анализ которого нам предстоит сделать. Журнал «Современник» в 60-е годы раскололся на две части: либеральную и революционно-демократическую, призывавшую к активной борьбе. Н. Некрасов поддерживал разночинцев. Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает, что автор обвинял прежде всего себя лично, а затем – и современников («ничтожное племя») в том, что они недостаточно преданы борьбе за свободу угнетаемого народа: сказано много красивых и правильных слов, но за ними не стоят реальные дела. Его «ум тоскует», и к трудной борьбе никто не готов. Начало стихотворения – это бессонница, которая одолевает лирического героя.

Первая часть – вынужденная прогулка поздней осенней ночью.

Вторая переносит его в далекие родные места, и перед ним встает образ давно почившей матери.

В заключение, проснувшись утром, герой осознает свою неготовность к трудной борьбе: пламя юности пробудилось, но «насмешливый внутренний голос» злобно советует покориться судьбе, так как для дел нет никаких сил.

Тема раскрывается как исповедь, как покаяние в бездеятельности.

Главная мысль: зная свое предназначение, следует не поддаваться минутному порыву, а планомерно и целеустремленно действовать ради социальных преобразований.

Первая часть

Вступление из семи строк объясняет, почему не спит «рыцарь на час». Анализ его ощущений демонстрирует, что, как и в природе, над душой воцарилась мгла, ум тоскует, и выход только один – пойти прогуляться по холодку.

И вот он вышел. Стоит морозная ночь. Наблюдение за природой омолодило душу героя. Его занимает все, что он видит, и он радуется, что сегодня ночью он не будет томиться. Звонко раздаются шаги в тишине, когда он ступает по широкому полю. Пробудились гуси на пруду, плавно взлетел со стога молодой ястребенок. Слышно, как едет воз, как слегка пахнет от него дегтем. Радостно шагать, пока сильны ноги. Мысли освежились. Отдался во власть окружающей бодрой природы рыцарь на час. Анализ продолжения чувств, овладевших лирическим героем, показывает, что его наполняет ощущение свободы, но тут с ним заговорила совесть. Он ее гонит. Этой лунной тихой ночью хорошо любоваться чистой глубокой прозрачной далью, месяцем, водами, за прихотливыми тенями белого лунного света, за скирдами, которые окружили деревню. В горькой реальности наедине с жестокими думами вновь оказывается рыцарь на час. Анализ говорит, что он мысленно переносится далеко, к могиле матери.

Вторая часть

За селом на невысокой горе ему чудится старая церковь. Он мысленно видит, как старик-звонарь поднимается на колокольню и отсчитывает вслед за ним удары колокола. Полночь. Могила матери. Там незримо витает дорогая лирическому герою душа. Молит ее появиться к нему рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает, как тяжело прожила жизнь его матушка. Нелюбимая мужем, она жила не для себя, а для детей, за них молила, прекрасная, с русыми волосами и голубыми глазами, Бога. Она призывала его быть милосердными с ними, не думая о себе. Поэт нарисовал ее благородный образ. Лирический герой хочет снова обременить ее своей кручиной и просит за это прощения. Но он гибнет, рыцарь на час (Некрасов). Анализ стихотворения показывает глубину его страданий, и просьба о материнской любви – не пустые для него слова. Он просит любимую красавицу-матушку снова наставить его на правильный путь, с которого он сбился, помочь вновь выйти на тернистую дорогу правды, просит у нее прощения. Он сам этого не сумеет: слишком глубоко его засосала нечистая тина, мелкие страсти и помыслы. От этого несчастен рыцарь на час (Некрасов). Анализ произведения, который мы делаем, открыл сердце для матери полностью, и герой сейчас готов смертью доказать, что он умел любить, и в его груди билось неробкое сердце: он презирал врагов и завистников, не склонял перед ними головы.

>Финальные строки

Эпилог проснувшегося утром героя наполнен унынием, сожалением и презрением к самому себе. Ничего не изменится в его жизни.

И он осознает это с болью в сердце.

Добавить комментарий

Закрыть меню