Рынок труда занятость

ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА И ПРЕДПРИЯТИЕ

1.1. Понятие рынка труда

1.2. Виды рынка труда

1.3. Механизм функционирования

1.4. Регулирование рынка труда

1.5. Роль предприятия в регулировании ситуации на рынке труда

1.1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА

Рынок труда — особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.

Как экономическая категория рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и размещения работников в системе общественного разделения труда по законам товарного производства и обращения.

Рынок труда в узком понимании рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования — плановое регулирование.

Важнейшей категорией рыночной экономики является труд. Труд — наиболее сложный в своем использовании экономический ресурс. Как и любой другой ресурс, труд продается, покупается и, естественно, имеет цену, которая отражает особенности и состояние рынка труда, соотношение на нем спроса и предложения.

еловек как субъект рынка труда заинтересован выгоднее продать свою рабочую силу, что стимулирует повышение профессионализма, создает мощную мотивацию работника к движению за лучшие условия труда. Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.

В ходе найма работников с учетом соотношения спроса на рабочую силу и имеющегося ее предложения создаются определенные предпосылки для согласования интересов как работодателей, так и наемных работников.

Для нормального функционирования рынка труда важно, чтобы собственник рабочей силы был вправе решать вопросы об участии или неучастии в общественном труде, самостоятельно выбирать сферу труда в любом секторе экономики (по признаку собственности), территориальное место приложения труда.

Переход к рыночной экономике потребовал пересмотра многих устоявшихся представлений, законодательных и нормативных актов, касающихся понятия занятости (многоукладности экономики, свободы территориального перемещения в поисках работы и для постоянного места жительства, отмены института прописки и др.).

Формирование рынка труда связано с организацией занятости населения страны. В условиях командно-административной системы с периода, непосредственно следующего за нэпом, и особенно с начала 30-х годов доминировала система поголовной занятости, основанная на внеэкономическом принуждении к труду (трудовая повинность, «кто не работает — тот не ест»), причем признавалась работа в двух сферах: государственной и семейной (в домашнем и личном подсобном хозяйстве). В соответствии с таким подходом и трудовые ресурсы делились на занятые в общественном производстве и незанятые, причем в числе незанятых были и те, кто не хотел работать, и те, кто хотел, но не мог найти работу. Тем самым за термином «незанятое население» скрывалась значительная часть тех, кто по международной классификации считался безработным. Систематический учет незанятого населения в таком разрезе не проводился, и лишь во время переписи населения (раз в десять лет) проходил выборочный опрос с целью выяснения причин незанятости.

В соответствии с действующим в настоящее время Законом «О занятости населения в РСФСР» граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.).

Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Полная занятость населения понимается не как поголовная по отношению ко всему трудоспособному населению, а только по отношению к тем, кто желает иметь оплачиваемую работу. Отсюда и трудовые ресурсы должны характеризоваться как занятые; незанятые и желающие работать; незанятые, но не желающие работать. Схематически это можно представить следующим образом:

м 1

Такая концепция занятости меняет содержание понятий «резервы труда» и «трудовой потенциал страны», которые характеризуются уже не численностью трудовых ресурсов вообще, а той их частью, которая имеет желание трудиться.

Характеристика рынка труда требует четкой конкретизации соответствующих понятий, ибо в противном случае мы столкнемся с противоречивыми оценками состояния рынка труда. Так, смешение понятий «безработный» и «участник рынка труда» привело к фантастическим прогнозам возможной безработицы в стране.

Выделим прежде всего понятие «экономически активное население (рабочая сила)», которое в соответствии с методологическими положениями по классификации состава рабочей силы означает часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себе и занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

— выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою деятельность;

— временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска и т.п.;

— выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

— не имели работы (доходного занятия);

— занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

— были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Следует подчеркнуть неоднозначность показателей «численность трудовых ресурсов» и «численность экономически активного населения».

Численность трудовых ресурсов, как известно, — это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59, женщины 16-54 лет) за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, а также численность фактически работающих пенсионеров и подростков. К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, а среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

Наряду с полной занятостью есть понятие неполной видимой занятости, определяемой как количество лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке труда) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно.

1.2. ВИДЫ РЫНКА ТРУДА

Рынок труда как экономическая категория представляет собой лишь некую абстракцию. В действительности же, особенно для целей анализа и регулирования рынок труда выступает как множественная категория и может быть дифференцирован и «привязан» к конкретной территории, отрасли, профессии. Рассмотрим более подробно эти его виды.

В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие. Так, различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный). Федеральный рынок может интегрироваться в международный в соответствии со сложившимся международным разделением труда.

Для рынка труда каждого уровня характерны свой круг участников, свои проблемы, особенности регулирования (управления), что предполагает решение возникающих проблем с учетом требований системного подхода: проблемы на одном уровне решаются с учетом задач более высокого уровня.

Рынок труда может дифференцироваться по принципу однокачественности товара, когда спрос и предложение рабочей силы рассматриваются применительно к отрасли, профессиональной группе, простому или сложному труду (неквалифицированная и квалифицированная рабочая сила), к мужчинам и женщинам, к детской рабочей силе и т.д.

Федеральный рынок труда характеризует ситуацию с занятостью населения России в целом. Он является объектом детального рассмотрения и анализа в увязке с другими макроэкономическими процессами, происходящими в масштабе республики.

До недавнего времени федеральный рынок труда носил замкнутый характер: его участником было население страны, а сбалансирование спроса и предложения рабочей силы решалось только применительно ко всему народному хозяйству.

Состояние современного рынка труда в России в 2015 — 2016 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Несомненное воздействие на общую ситуацию оказали:

  • -событиями в Украине;
  • -санкциями Запада;
  • -присоединением Крыма;
  • -ростом цен;
  • -сохраняющейся инфляцией;
  • -низким уровнем жизни большинства населения;
  • -стагнацией экономики;
  • -остающимися стабильно высокими уровнями безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг).

Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы (таблица 1).

Таблица 1. Спрос и предложение рабочей силы.

Спрос на труд

Предложение труда

Платежеспособная потребность работодателей в рабочей силе для организации и развития производства

Совокупность экономически активного населения, предлагающего свою рабочую силу на рынке труда

  • производительность труда;
  • использование современных технологий;
  • состояние экономики и ее отдельных отраслей;
  • спрос на потребительские товары, необходимые обществу.
  • численность трудоспособного населения;
  • уровень квалификации;
  • уровень и структура зарплаты;
  • социальная и налоговая политика государства.

В результате взаимодействия спроса и предложения на труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.

Население страны на конец 2016 года России составило 146 389 999 человек. За 2016 год население России увеличилось приблизительно на 59 995 человек. Учитывая, что население России в начале года оценивалось в 146 330 004 человека, годовой прирост составил 0.04 %. В 2017 году численность населения России, увеличится на 60 020 человек и в конце года будет составлять 146 450 019 человек.

Численность экономически активного населения в РФ постепенно растет. Так, численность экономически активного населения выросла с 75.1 млн. человек в 2013 г. до 76.7 или 52% от общей численности населения страны в 2016 году. Уровень занятости в 2016 году составил 94.6 % , т.е 72.6 млн. человек.

Таблица 2. Динамика изменения уровня безработицы в период с 2007 по 2016 года.

Год

Уровень безработицы,%

6,1

6,3

8,4

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

5,4

Из таблицы мы видим, что процент безработицы с 2009 по 2014 года снижался, а с 2015 года начал расти. Рынок труда практически полностью восстановился после кризиса.

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика и социология труда.

Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государством соответствующей демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.

Уровень безработицы является основным показателем, характеризующим состояние рынка труда и занятости населения. С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности связана не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике.

Содержание понятия «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности.

Основными направлениями политики содействия занятости населения являются:

  • преодоление неблагоприятных тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объема производства, инфляцией
  • сдерживание массового высвобождения работающих граждан, прежде всего на градообразующих предприятиях;
  • создание условий для развития занятости в альтернативных негосударственных секторах экономики;
  • обеспечение целевой поддержки и защиты граждан, находящихся под риском увольнения;
  • осуществление дополнительных мер содействия занятости слабозащищенных категорий населения на рынке труда;
  • смягчение последствий длительной безработицы.

Одна из причин снижения занятости это постоянные колебания в экономике связанные с кризисными явлениями, также снижение темпов экономического роста. Снижение экономической активности влияет на сокращение уровня занятости в таких отраслях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.

Выделяют пять основных причин безработицы:

  • структурные сдвиги в экономике, выражающиеся тем, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • экономический спад (депрессия), который вынуждает работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  • изменение в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения трудоспособного возраста.

В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на то, что количество экономически активного населения и занятых в экономике с каждым годом увеличивается, количество безработных продолжает оставаться на плачевно высоком уровне. Кроме того, следует учитывать тяжелую демографическую ситуацию в стране, исходя из анализа которой, нельзя с уверенностью говорить о положительных тенденциях развития рынка труда.

Добавить комментарий

Закрыть меню