Рынок и рыночные отношения

Рынок и рыночные отношения

Продукт труда, изготовленный для обмена путем купли-продажи на рынке, называется товаром. Свойства товара:

— стоимость — сумма затрат на производство товара (абст­рактный человеческий труд);

— потребительная стоимость — полезность товара; свой­ства — удовлетворять потребности человека и способность обмениваться на другие товары.

С зарождением товарных отношений товары обменива­ются друг на друга. Для упрощения процесса обмена появил­ся всеобщий эквивалент стоимости товаров, упрощающий процесс обмена, — деньги. Весь товарный мир — это товар и деньги. Деньги тоже товар, на производство которого затра­чен абстрактный человеческий труд, но в то же время — ме­рило стоимости. Товар — результат конкретного, частного тру­да, выступающий как потребительная стоимость. Деньги — воплощение стоимости, выражение абстрактного обществен­ного труда.

Потребительная стоимость денежного товара раздваива­ется — золото и серебро служат украшением (деньги изготав­ливаются из благородных металлов) и способны обменивать­ся на все прочие товары (специфика денег).

Причины выбора благородных (золото и серебро) метал­лов в качестве денег:

— качественная однородность;

— легкая делимость и соединяемость без потери веса и сто­имости;

— портативность, т. е. высокая стоимость при малых объе­ме и весе;

— сохраняемость.

Функции денег:

— мера стоимости, с помощью денег можно выразить сто­имость любого товара;

— средство обращения, деньги выступают посредником в реальном товарном обмене;

— средство платежа, если продажа товара и его оплата раз­рываются во времени: кредит, вексель, заработная пла­та, налоги;

— средство образования сокровищ, при этом деньги выпа­дают из обращения;

— мировые деньги, главным образом золото. Количество денег, находящихся в обращении, должно

соответствовать сумме цен имеющихся товаров. При нару­шении этого закона денежного обращения наступает инф­ляция.

Инфляция — обесценивание денег в результате превы­шения количества денежных знаков, находящихся в обра­щении, над суммой товарных цен, и появление массы денеж­ных знаков, не обеспеченных товарами.

Виды инфляции:

— гиперинфляция (до 1000% в год);

— галопирующая (цены растут на 100-150% в год);

— ползучая (до 100% в год);

— подавленная, государство регулирует цены, это вызыва­ет дефицит товаров;

— открытая, цены не регулируются, дефицит денег. Последствия инфляции:

— диспропорции в экономике;

— перераспределение доходов в обществе;

— нарушения в механизме действия денежной, финансо­вой, кредитной системы;

— падение реальных доходов населения. Государство либо приспосабливается к инфляции и про­водит индексацию доходов населения; либо ведет борьбу с инфляцией, проводя жесткую денежно-кредитную политику, сокращая бюджетные расходы.

При товарном производстве продукт труда частного про­изводителя является продуктом общественного труда.

Но затраты общественного труда не могут быть выражены в рабо­чем времени. Эти затраты выражаются через стоимость по­средством обмена, затраты труда принимают особую форму — форму стоимости. В этих условиях производители товаров вынуждены обменивать продукты своего труда в соответствии с их стоимостью. Это объективная необходимость товарного производства, выраженная в законе стоимости.

Закон стоимости — это объективный экономический закон, согласно которому обмен товаров совершается в за­висимости от количества воплощенного в них абстрактно­го общественно необходимого труда. Это экономический за­кон товарного производства, закон эквивалентного обме­на, т. е. обмениваемые товары должны воплощать в себе одинаковое количество абстрактного общественно необхо­димого труда.

. Функции закона стоимости:

— регулирует распределение средств производства и рабо­чей силы между отраслями производства;

— стимулирует технический прогресс и развитие произво­дительных сил;

— способствует через рыночную конкуренцию расслоению товаропроизводителей.

Общественные связи между товаропроизводителями про­являются в сфере обмена, на рынке. Рынок является формой существования товарно-денежных отношений. Рынок — это система экономических отношений по поводу купли-прода­жи товаров, где формируются спрос и предложение, а также цены на них.

Рынки различаются по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

— рынок товаров и услуг;

— рынок средств производства;

— рынок труда;

— рынок инвестиций;

— финансовый и денежный рынок;

— фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

— рынок иностранных валют;

— рынок научно-технических разработок.

По географическому положению:

— местный;

— национальный;

— региональный;

— мировой.

По степени развития конкуренции:

— рынок свободной конкуренции;

— монополистический рынок;

— олигоцолистический. Субъекты рынка:

— домашние хозяйства, с помощью рынка удовлетворяют свои потребности;

— предприятия, используют факторы производства для из­готовления и продажи своей продукции, стремятся к мак­симально высокой прибыли;

— финансово-кредитные учреждения, регулируют и обслу­живают движение денежной массы;

— государство, правительственные учреждения, осуществ­ляющие контроль над рынком для реализации обще­ственных целей.

Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация. Классическая модель рынка:

— множество независимых товаропроизводителей, самосто­ятельно решающих, что производить и как реализовы вать продукцию;

— множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать;

— эквивалентный обмен по стоимости;

— установление цен на основе спроса и предложения;

— наличие конкуренции.

Важнейшие категории рынка: спрос и предложение.

Спрос — отношение между ценой товара и его количе­ством, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса — чем ниже цена товара, тем большее количество по­купателей хотят и могут его приобрести.

Закон спроса не действует:

— для некоторых редких и дорогостоящих товаров, явля­ющихся средством вложения денег;

— при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повы­шения цен;

— при переключении спроса на более качественные и доро­гостоящие товары.

Помимо цен на количество товаров, которое покупатели хотят и могут приобрести, влияют следующие факторы, на­зываемые параметрами спроса:

— величина доходов потребителей;

— цены на дополнительные товары;

— ожидаемые изменения цен в будущем;

— демографические факторы;

— вкусы и предпочтения потребителей. Предложение — связь между ценой товара и его количе­ством, которое продавцы хотят и могут продать. Закон пред­ложения — при прочих равных условиях чем выше цена то­вара, тем больше желание продавца произвести этот товар и предложить его на рынке.

В соответствии со спросом и предложением устанавли­вается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и продавца, и покупателя.

Неценовые факторы предложения:

— цены на рабочую силу, материалы и другие издержки производства;

— ожидаемые в будущем цены на альтернативные товары;

— число продавцов на рынке. Признаки рынка:

— нерегулируемое предложение;

— нерегулируемый спрос;

— нерегулируемая (свободная) цена.

Законы, регулирующие рынок: закон стоимости; закон спроса и предложения.

Преимущества рынка:

— высокая эффективность использования ресурсов;

— высокая степень приспосабливаемости к изменившимся условиям;

— свобода выбора действий производителя и потребителя;

— активное использование достижений НТР;

— способность удовлетворять разнообразные потребности.

Негативные стороны рынка:

— неэффективное использование невосполнимых ресурсов;

— отсутствие полной занятости и стабильности цен;

— игнорирование негативных последствий от принимаемых решений;

— нестабильность развития (кризисы, инфляция). Нестабильность развития вызывает необходимость со­циальной защиты — системы мер защиты граждан от эконо­мической и социальной деградации в результате безработи­цы, инфляции, инвалидности, старости и т. д.

Меры социальной защиты:

— финансирование различных социальных программ; пособия, дотации, компенсационные выплаты;

— индексация доходов населения;

— государственное и частное страхование;

— организация служб занятости.

Основные функции системы социальной защиты населе­ния — создание равных условий воспроизводства личности в условиях данного региона или страны.

Необходимым атрибутом рынка является конкурен­ция — соперничество между участниками рыночного хозяй­ства за лучшие условия производства, купли и продажи това­ров. Конкуренция — объективный закон рыночного хозяй­ства. Различают два основных типа конкуренции:

— совершенная, под которой понимают состязательную борь­бу между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незна­чительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдель­ному производителю господствовать на рынке и оказы­вать существенное влияние на рыночную цену товара;

— при несовершенной конкуренции на рынке господствует несколько (две—четыре) крупных фирм, которым при­надлежит основная доля производства данного товара, благодаря чему эти фирмы существенно влияют на ры­ночную цену товара.

Основные виды конкуренции:

— простых производителей;

— единоличных капиталистов;

— монополий;

— национальных капиталов;

— интернациональных капиталов.

Соперничество ведется ради получения большей прибы­ли, которая составляет разницу между стоимостью продук­ции и издержками на ее производство.

Внутриотраслевая конкуренция — соперничество пред­приятий одной и той же отрасли за господство на рынке дан­ного товара. Межотраслевая конкуренция — борьба за наи­более выгодные сферы приложения ресурсов и господство на рынке. Конкуренция ведется среди продавцов, среди покупа­телей, среди продавцов и покупателей.

Методы конкуренции:

— ценовая — ведется посредством «сбивания» цен;

— неценовая — усовершенствование техники и организа­ции производства, снижения стоимости, повышения ка­чества товаров.

Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия — исключительное право производства, промыс­ла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее отдельному лицу, группе лиц или государству.

Абсолютная монополия полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

Естественной монополией обладают собственники и хо­зяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении ред­кие и свободно не воспроизводимые элементы производства.

Искусственная монополия — сосредоточение в чьих-то руках только рынка или же производства и рынка сбыта того или иного продукта:

— случайная — принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения;

— устойчивая — принадлежит крупным фирмам, объедине­ниям предприятий, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-либо видов продукции. Всеобщая форма монополии развивается тогда, когда

объединения предприятий всесторонне с помощью государства подчиняют себе экономику и оказываются на большин­стве рынков и основными продавцами, и основными покупа­телями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредоточивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы (например, ВПК). Сегодня в результате НТР произошло повышение роли малых и сред­них технически передовых предприятий. Виды монополий:

— картель — объединение производителей однородной про­дукции, сохраняющих производственную и коммерчес­кую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства, ценах и рынках сбыта;

— синдикат — объединение предпринимателей, которое бе­рет на себя осуществление всей коммерческой деятель­ности, при сохранении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий;

— трест — объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельность, подчиненных единому управлению; бывшие владельцы этих предприятий превращаются в пайщиков (акционеров);

— концерн — форма монополистического объединения с вы­соким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей про­мышленности, транспорта, банки и т. д.;

— холдинг — компания, владеющая контрольными паке­тами акций других компаний и осуществляющая общее управление ими.

Монопольная цена — особый вид рыночной цены, кото­рая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости то­вара в целях получения монопольного дохода (чаще всего монопольной сверхприбыли).

Возникновение монополий не устраняет конкуренции, борьба идет уже между монополиями. Монополия порожда­ет конкуренцию, конкуренция приводит к возникновению мо­нополии. Конкуренция и монополия являются двумя сторо­нами рыночного взаимодействия.

Рыночная экономика развивается циклически: от подъе­ма к кризису и обратно. Период развития от одного кризиса до другого называют экономическим циклом. Он включает в себя четыре фазы: кризис, депрессию, оживление и подъем. Кризис — резкое падение объемов производства, разорение предпринимателей, безработица, падение уровня жизни. Деп­рессия — невысокий стабильный уровень производства, вы­сокий уровень безработицы. Оживление — медленное повы­шение уровня производства, сокращение безработицы. Подъем — быстрый рост производства, превышение уровня производства предыдущего цикла, сокращение безработицы до минимума, рост спроса и доходов.

Важнейшей задачей развития общества является эконо­мический рост — количественное и качественное развитие про­изводства.

Понятие, структура и признаки рынка.

Рынок в узком смысле слова – это сфера купли-продажи товаров и услуг, возникающая на основе товарного производства. В более широком смысле рынок охватывает всю систему экономических отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления, функционирующую на основе ценовых сигналов. Под рынком понимают также всю рыночную экономику в целом, регулируемую законами спроса, предложения, конкуренции, в отличие, например, от плановой экономики, где государство устанавливает цены, регулирует производство.

Рынок имеет следующую структуру :

субъекты (участники) рынка:

а) производители (продавцы) – их цель – производство товаров и услуг для получения прибыли;

б) потребители (покупатели) – их цель – удовлетворение собственных потребностей;

в) государство – его цель – повышение благосостояния общества, социальный прогресс. Роль государства в рыночной экономике двойственна: с одной стороны, гос-во может выступать в качестве покупателей и продавцов, с другой – оно контролирует и регулирует рыночные отношения.

объекты рынка — то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Объекты рынка многообразны: товары и услуги, земля, ценные бумаги и т.д.

инфраструктура – совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих эффективное функционирование всех рынков. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

— биржи;

— рекламные агентства, информационные центры;

— аукционы;

— системы регулирования занятости населения

— торговые палаты;

Функции инфраструктуры: 1) облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов; 2) повышает эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации различных видов их деятельности.


Признаки рыночной экономики:

1. Множество независимых товаропроизводителей (их независимость проявляется в)

2. Множество независимых потребителей (покупателей) — (их независимость проявляется в свободе выбора).

3. Преобладание частной собственности.

4. Установление цен под влиянием спроса и предложения (а не гос-вом, как в плановой).

5. Свободная конкуренция.

Виды рынка.

Возможны следующие классификации рынка (виды рынка)

1) По экономическому назначению (объекту) рынка:

рынки товаров и услуг

рынки труда

рынок ценных бумаг

рынки земли

2) По пространственному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой рынок

3) По характеру продаж:

оптовый

розничный

4)По степени соблюдения законов субъектами рынка:

легальный (официальный)

теневой

5) По степени проявления конкуренции:

Монопольный (конкуренции нет)

Олигопольный (конкуренция между 2-10 крупными фирмами)

рынок монополистической конкуренции (конкуренция между 10-ми, 100-ми небольших фирм)

Рынок свободной (совершенной конкуренции) – теоретическая модель

Черты рынка совершенной конкуренции:

Множество независимых товаропроизводителей

Производится однородная продукция;

Отсутствие барьеров (свободный вход-выход на рынок, т.е. свободный доступ к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества);

Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке;

Наличие полной информации о ценах, качестве и других экономических параметрах;

Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.

Функции рынка.

Рынок, являясь сферой обмена, оказывает большое влияние на производство, способствует его развитию. Это происходит благодаря следующим функциям рынка:

1. Посредническая – рынок разрушает замкнутость производственных единиц, свойственную натуральному хозяйству. Он разъединяет и одновременно связывает производителей и потребителей, устанавливает связи между продавцами и покупателями: позволяет покупателю выбрать оптимального поставщика продукции, а продавцу – найти нужного покупателя. Это происходило сначала в рамках небольшой местности. Со временем границы рынков расширялись все дальше, связывая продавцов и покупателей не только из разных городов, но и из разных стран, позволяя людям пользоваться плодами труда других людей и иметь то, что они никогда бы не имели, если бы не внешняя торговля.

2. Ценообразующая – цена на рынке устанавливается под влияние спроса и предложения

3. Стимулирующая – рынок стимулирует снижение цен, повышение качества товаров и услуг, развитие НТП.

4. Дифференцирующая – рынок дифференцирует производителей: в процессе конкуренции сильные остаются, а слабые уходят с рынка.

5. Информационная – рынок дает информацию о ценах, качестве товаров и услуг, ставках заработной платы, новых технологиях, идея, достижениях, расширяет кругозор и многократно увеличивает тем самым возможности развития производства.

6. Регулирующая – рынок регулирует пропорции экономики, диктует всем ее участникам ответ на триаду вопросов проблемы выбора: что, как и для кого производить.

Таким образом, рынок является мощным двигателем экономического прогресса, создающим стимулы и возможности развития как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне всей экономики в целом. Механизм функционирования рынка включает в себя следующие основные инструменты: законы спроса и предложения, конкуренцию (которые будут рассмотрены ниже) и экономические кризисы (о которых речь пойдет в теме «Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица, инфляция»).

Закон спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность в товаре, т.е.

не просто желание иметь, а готовность купить данный товар по данной цене в данное время.

Факторы, влияющие на спрос:

1. цена. Чем выше цена, тем меньше спрос на товар при прочих равных условиях — это объективный экономический закон спроса.

2. доходы покупателя. Чем они выше, тем спрос больше.

3. вкусы и предпочтения покупателей, на которые продавцы могут влиять с помощью рекламы, моды

4. наличие товаров-заменителей и цены на них

5. наличие и цены на дополняющие, сопутствующие товары.

другие факторы.

Когда мы говорим, что под влиянием какого-либо неценового фактора изменяется спрос в ту или иную сторону, всегда следует добавлять «при прочих равных условиях», поскольку многие факторы в реальности действуют одновременно и разнонаправлено.

Зависимость спроса от цены отражает график спроса. Если изменяются неценовые факторы, то график спроса сдвигается вправо или влево.

Предложение.

Предложение – количество товара, которое продавцы готовы произвести и предложить к продаже по данной цене в данное время.

Факторы, влияющие на предложение:

1. цена. Чем выше цена, тем больше предложение при прочих равных условиях – это закон предложения.

2. технический прогресс. Внедрение новых технологий повышает производительность труда и увеличивает предложение

3. цены на производственные ресурсы. Их рост уменьшает возможности производителей и, соответственно, предложение товаров

4. дотации государства приводят к росту предложения

5. налоги. Их рост является фактором снижает предложение, а снижение налогов стимулирует рост предложения.

6. другие факторы.

Характеризуя влияние каждого неценового фактора на предложение, также следует добавлять «при прочих равных условиях».

Зависимость предложения от цены отражает график предложения. Если изменяются неценовые факторы, то от сдвигается вправо или влево.

РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

англ. market relations) – общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономич. обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие владельцев товаров, в ходе к-рого происходит свободный, т.е. равноправный обмен товарами – продуктами, произведенными для продажи. Чтобы стать товаром, продукт должен иметь: 1) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять нек-рую его потребность. Поэтому не каждый продукт, произведенный для продажи, превращается в реальный товар: продукты, на к-рые отсутствует спрос на рынке, товарами, строго говоря, не являются; и 2) обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определ. пропорциях к др.

товарам (х товара А = = у товара Б = …). По поводу материальной основы этого равенства существуют разл. точки зрения. Сторонники марксист. направления в политич. экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями к-рой являлись англ. экономисты Адам Смит (1723–90) и Давид Рикардо (1772–1823), полагают, что в его основе лежат обществ. издержки произ-ва, образующие стоимость (ценность) товара. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают обществ. издержки производства, к-рые требуются для произ-ва каждого из обмениваемых товаров. Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818–83) «Капитал» (см. Экономическое учение Маркса). Согласно др. точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) товара есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действит. ценность товара. Чем больше произведено каждого товара, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Т.о., ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, к-рую представляет для человека последний экземпляр данного товара. Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории (школы), родоначальником к-рой считается англ. экономист А. Маршалл (1842–1924). В его трудах стоимость и цена выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются издержки произ-ва), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность товара). Товарные отношения предполагают наличие денег. Разл. экономич. школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного товара явилось результатом хоз. деятельности людей. Деньги выполняют неск. функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определ. стадии они осуществляли также функцию мировых денег. Совр. деньги представляют собой абсолютно ликвидное, признаваемое всеми средство обмена, при этом устойчивость ден. обращения определяется колвом денег в обращении. Превышение кол-ва денег над экономически допустимым при неизменной скорости их обращения ведет к росту цен, что является одной из причин инфляции. Совр. ден. обращение характеризуется также тем, что нек-рые нац. ден. единицы (доллар США, японская иена и нек-рые др.) выполняют роль резервных валют, т.е. имеют хождение вне нац. границ. В международ. расчетах с 1979 применялась европейская валютная единица ЭКЮ стран Европейского союза, замененная в 1999 евро, ставшим с 2002 единой ден. единицей 12 стран ЕС, используемым также в ассоциированных с ЕВС странах (Ватикан, СанМарино, Андорра, Черногория), а также в странах быв. «зоны французского франка». Возникновение товарно-денежных отношений – важнейший шаг в истории человечества, существенно повысивший эффективность экономики, поскольку ни натуральное хоз-во, ни бартерный (прямой, безденежный) обмен не могут обеспечить быстрого роста производительности обществ. труда. Практика доказала, что Р.о. позволяют добиваться высокой эффективности обществ. производства, хотя в отд. сферах требуется их законодат. ограничение или регулирование в целях разрешения внутренне присущих им противоречий. Необходимость нахождения оптимального сочетания свободы частного предпринимательства и гос. регулирования является практически общепризнанной. Во 2-й пол. ХХ в. сфера Р.о. значительно расширилась. Миллиарды людей в развивающихся странах, а также в бывших соц. гос-вах стали играть более активную роль в хоз. жизни своих стран и всего мира. Наблюдается рост внутренних, нац. рынков. Создаются нац. финансово-банковские структуры. Устойчивыми темпами растет объем мировой торговли, доля к-рой в мировом ВВП имеет тенденцию к повышению. Возрастает значение транснациональных корпораций и банков в мировой экономике. Углубление взаимодействия и взаимозависимости нац. экономик в конце ХХ в. обрело глобальный характер. с одноврем. проходящим процессом создания и укрепления нац. экономик. Однако, как свидетельствует опыт, переустройство нац. экономики на рыночных принципах представляет собой длит. и достаточно болезненный процесс. Это хорошо видно на примере российской экономики. Старая система управления и организации хоз. жизни в 1-й пол. 90-х гг. была разрушена. Новая, рыночная организация только создается, и Россия относится к странам с переходной экономикой.

Оцените определение:

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Закрыть меню