Русская народная поэзия

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество XIV—XV вв. восстанавливается лишь частично на основании позднейших записей фольклора и следов его, сохранившихся в некоторых памятниках письмен­ности того времени. XIII—XV вв. явились важным этапом в раз­витии устного народного творчества. Именно в этот период сложился и оформился жанр исторической песни, отразившей на­родное восприятие и народную оценку исторических событий и явлений. В исторической песне, как и в былине, не следует искать точного отражения событий в их конкретных проявлениях, сюже­ты их являются результатом художественного вымысла, но зато в них передается отношение народа к определенным явлениям в истории. Исторические песни проникнуты глубочайшей верой в справедливость поступков и действий их героев, в то, что правда на стороне народа.

Одна из главных тем устного народного творчества — борьба против монголо-татарского нашествия и ига. Вокруг событий этой борьбы сложились целые циклы устных народно-поэтиче­ских произведений. Среди них — сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Колов-рате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ле­довом побоище, вошедшие в переработанном виде в литератур­ные произведения XIV—XV вв.

Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига («Князь Роман и Марья Юрьевна», «Авдотья-Рязаночка», «Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татар­ском плену», песни о девушках-полонянках), раскрывают в поэти­ческой форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений сильных и жестоких врагов, бла­городство, мужество простых людей, отстаивающих свою честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный чужеземный плен.

В XVIII в. была записана песня о Щелкане Дудентьевиче, восходящая к событиям XIV в. — народному восстанию в Твери против ханского наместника Чол-хана (Шевкала) в 1327 г. Сильными словами рисует народная песня насилия монголо-татарского баскака: «У которого денег нет, у того дитя возьмет; у которого дитя нет, у того жену возьмет; у которого жены-то нет, того самого головой возьмет». За эти насилия и издевательства тверичи сожгли живьем Чол-хана и его свиту. Хотя в действитель­ности вслед за восстанием последовало жестокое карательное вторжение монголо-татар, народная песня выдержана в оптими­стическом духе. В ней говорится, что восстание прошло безна­казанно для тверичей, и тем самым утверждается мысль о правоте и силе народного выступления против чужеземных завоевателей.

Произведения устного народного творчества XIV—XV вв. очень близки по своим формам и даже действующим героям к былинному эпосу Киевской Руси. В этом сказалось стремление подчеркнуть великую силу Руси в недавнем прошлом. Народный эпос, вспоминая былинных богатырей, возбуждал чувство патрио­тизма и желание восстановить былую славу в борьбе с завоевате­лями. Именно в этот период происходило создание на основе древних былин жившего потом столетиями цикла былинного эпоса, связанного с Киевом и князем Владимиром Красное Солныш­ко.

Эпизоды борьбы против половцев и монголо-татар, герои Ростово-Суздальской земли и древнего Киева — все это органиче­ски сливается в единый цикл, центральная тема которого — борьба Руси против иноземных захватчиков, героические подвиги русских богатырей в этой борьбе. Ростовский герой Алеша Попо­вич превратился в общерусского богатыря, служащего в Киеве князю Владимиру и побеждающего злого врага Тугарина.

Ряд сказаний и песен возник в связи с Куликовской битвой. В одной из песен говорится о богатыре Сухмане, побившем врагов и истекшем кровью на берегу Непры-реки — по-видимо­му, Непрядвы.

Народно-поэтическая основа видна и в рассказе «Сказание о Мамаевом побоище» о поединке богатырей в начале битвы — русского монаха Пересвета с ордынцем.

Особый цикл песен и повестей был связан с Великим Новго­родом и среди них — знаменитые былины о Василии Буслаеве и Садко. В. Г. Белинский называл былину о Садко одним из «перлов русской народной поэзии». В новгородских былинах ярко отразились богатство и могущество Великого Новгорода, его внутреннее устройство, смелые и сильные образы новгородцев.

Отражением патриотических чувств простых новгородцев является песня о похоле новгородцев на помощь Москве во время вторжения Мамая.

Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борь­бы против иноземных завоевателей была главной темой устного народного творчества XIV—XV вв.

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 476;

Война, нарушившая мирную жизнь и труд советского народа, внесла в народное поэтическое творчество новые идеи, темы и образы; изменились и условия его создания и бытования. В воинских частях и партизанских отрядах распространялись разного рода рассказы, иногда и сказки, пословицы, меткие слова и особенно песни, о которых бывшие фронтовики вспоминают как о своих неизменных боевых спутницах.

В воинские части и госпитали выезжали бригады артистов и самодеятельные коллективы, выступали перед бойцами со своими новыми произведениями и народные сказители и сказочники — А. Е. Суховерхова, А. Е. Волкова, И. Ф. Ковалев и др.

Песенный репертуар фронтовиков был обширен и разнообразен. Бойцы пели песни, которые полюбили раньше и которые напоминали им о доме, семье, любимой — популярные массовые песни, романсы, традиционные народные песни. Вспоминались и некоторые песни гражданской войны, старые солдатские, казачьи и исторические героико-патриотические песни (например, «Ермак», «Платов»). Очень много возникало новых песен, их создавали поэты-песенники (так, любимыми фронтовыми песнями стали «Землянка» А. Суркова, музыка К. Листова; «Огонек» М. Исаковского, музыка народная, и др.) и сами фронтовики. Песенники и поэты были почти в каждой части. Армейские ансамбли и фронтовая печать способствовали быстрому распространению понравившихся песен по фронту. Солдаты, усваивая песню, нередко изменяли ее, применяли к своей части, вставляли другие имена и географические названия. Это было возможно потому, что героические события и подвиги, изображавшиеся в песнях, были массовым явлением.

Новые песни складывались и на мелодии популярных песен. При этом сохранялась структура стиха и ведущий образ песни, получивший новую интерпретацию. Известно много песен на мотив «Раскинулось море широко», множество разнообразных песен породила «Катюша». Исключительная популярность «Катюши» была обусловлена тем, что образ советской «девушки простой» полюбился бойцам. Особую группу составляли песни о «Катюше» — миномете, пришедшем на фронт «с песнею, смертельной для врагов».

Пламенный патриотизм, готовность сделать все для победы, в которую всегда верили, — идейный пафос песен Великой Отечественной войны. Но в песнях разного типа и в разные периоды войны общие для» всего советского народа чувства получали разное художественное воплощение. Для начала войны характерны песни маршевого типа, песни — призывы, с обобщенными образами: «Идет война народная, священная война». Затем в песни начинают вноситься конкретные детали. Песни запечатлели бои 1941 г. под Москвой и подвиг гвардейцев-памфиловцев, не пропустивших в столицу фашистские танки:

Велика ты страна, но нельзя отступать За спиною — родная Москва.

Москва как символ Родины характерна для всех песен военного времени. Творчество фронтовиков последовательно отразило великую битву на Волге, разгром фашистов под Курском и многие другие героические эпизоды вплоть до полной победы. Созданы были песни о городах-ге- роях: Ленинграде и «дороге жизни» по льду Ладожского озера, о Севастополе, Одессе и др.

Героями песен были сами участники войны, порою их образы конкретизировались,— парень молодой с Васильевского острова, моряк черно- морского флота, москвичи — «слесарь с винтовкой» и «профессор с Волхонки», шагающие в одном строю в московском ополчении и т. п. Воспеты были и подвиги героев: Матросова, Доватора и др. Воспоминания о близких и ожидание скорого свидания с ними особенно характерны для фронтовой лирики последнего периода войны. Тесная связь фронта и тыла породила особый песенный и стихотворный жанр — письма на фронт или с фронта и ответы на них.

Партизанскому фольклору были свойственны те же темы и образы, что и фронтовому, но особенности партизанской борьбы и быта определили их известное своеобразие; больше здесь сказалось воздействие традиционного фольклора. В песнях воссоздавались образы партизан и обстановка, в которой они действовали («Шумел сурово брянский лес», «На опушке леса старый дуб стоит» и др.), воспевались герои партизанской борьбы, например, Заслонов — «дядя Костя». О Заслонове и Ковпаке ходило также много устных рассказов, в которых частично использовались и традиционные мотивы преданий.

Большинство фронтовых песен распространялось и в тылу. Для собственно же тылового творчества, в основном женского, характерны темы помощи фронту и ожидания находящихся в армии родных. Эти произведения нередко имели форму письма или обращения к любимому: в них давался наказ смелее бить врага и скорее возвращаться с победой, рассказывалось о жизни и работе в тылу.

Взятый в целом, фольклор периода Великой Отечественной войны является своеобразной художественной летописью, отразившей дела и чувства советских людей в годы тяжелых испытаний.

Народное поэтическое творчество в период развернутого строительства коммунизма

По окончании войны в народном творчестве зазвучали темы мира и созидательного труда. В песнях и частушках рисовались образы вчерашних фронтовиков, вернувшихся на фабрики и колхозы. Типичны и образы молодежи, самоотверженно восстанавливающей хозяйство, разрушенное войной. Такой обобщенный образ дан, например, в песне «Каменщик», созданной молодыми строителями, восстанавливавшими Воронеж.

Развернулась деятельность хоров народной песни, к ранее существовавшим хорам прибавилось много новых (Уральский, Омский и др.).

Возрастающий культурный уровень народа приводит все к большему сближению профессионального и самодеятельного художественного творчества. Сейчас, когда наш народ вплотную приступил к развернутому построению коммунистического общества, народное массовое поэтическое творчество вступает в новый этап. Перед ним стоит благородная задача — украсить жизнь, воспитывать у людей лучшие моральные качества и любовь к прекрасному. Чрезвычайно благотворно сказалась на развитии народного творчества развернутая Коммунистической партией борьба по искоренению последствий культа личности; народные таланты получили теперь возможность художественно изображать современность во всем ее многообразии.

Одна из основных форм современного развития народного поэтического творчества — художественная самодеятельность. О значении ее и связях с профессиональным искусством отмечалось на XXII съезде КПСС в докладе о Программе Коммунистической партии Советского Союза: «Широкую арену выявления и развития народных талантов и дарований представляет собой художественная самодеятельность, которая приобретает все больший размах. Это, однако, не снимает необходимости развития профессионального искусства. В творческой деятельности профессиональных коллективов и выдающихся мастеров искусств художественная самодеятельность будет и впредь находить для себя образцы, на которые следует равняться. В свою очередь народное творчество послужит неиссякаемым источником обогащения и расцвета профессиональной литературы и искусства»1.

Устная поэзия продолжает и сейчас бытовать во всех слоях русского народа. Трудовые процессы она, как правило, теперь не сопровождает. Основные виды современного русского фольклора — песни и частушки — живут полной жизнью в сфере домашнего и общественного быта. Без них не проходят праздники, гулянья, свадьбы, встречи друзей и родственников, проводы в армию и пр.

Как показывают наблюдения исследователей, на улице и дома репертуар песен и частушек иной, чем в самодеятельности. В различных группах населения и при разных случаях поются разные песни, но, как правило, репертуар их всегда смешанный. Поют старинные песни и романсы, массовые советские песни, песни военных лет, а также песни, созданные местными поэтами и самодеятельностью.

Еще более разнообразны частушки, большая часть которых является местным творчеством, а нередко и импровизацией. Сами певцы выделяют разные виды частушек, отличающиеся по содержанию, ритмике, мелодии, форме исполнения и назначению. Частушки могут исполняться хором (смешанным, мужским или женским), двумя девушками поочередно,

девушкой и парнем и т. п.; поются они без сопровождения или под аккомпанемент гармонии или аккордеона. Очень часто частушки сопровождают танцы колхозной молодежи: кадриль, барыню («русского»), елецкого, сормача и др.

Народная поэзия в русской литературе и искусстве

Традиционное устное поэтическое творчество явилось одним из источников русской художественной литературы, в своих лучших образцах всегда находившейся в тесном взаимодействии с народной поэзией. Когда в XVII в. появились сатирические и бытовые повести, то сюжеты и образы многих из них заимствовались из фольклора (повести об Ерше Ершовиче, о Куре и Лисице,. Карпе Сутул ове, о Горе-Злочастии). Передовые деятели русской культуры XVIII—XIX вв. хорошо понимали историческое и художественное значение народной поэзии. Особенно большое внимание уделили ей писатели демократического направления — Н. И. Новиков, М. Д. Чулков, М. Попов и др.; А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» использовал фольклор, чтобы показать отношение народа к различным явлениям, в частности к рекрутчине. Народные песни, обряды, пословицы и пр. заполняли комические оперы; образы былин и сказок получили отражение в поэмах и пьесах конца XVIII — начала XIX в. («Добрыня» Г. Р. Державина, «Илья Богатырь» И. А. Крылова, «Илья Муромец» Н. М. Карамзина, «Бова» А. Н. Радищева, «Алеша Попович» и «Чурила Пленкович» Н. А. Радищева и др.).

Основоположник новой русской литературы А. С. Пушкин обращался к писателям с призывом: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели — чтобы видеть свойства русского языка»1. С такими же примерно словами обращался к молодым советским писателям основоположник пролетарской литературы А. М. Горький.

Сказки самого А. С. Пушкина — блестящий образец творческого использования народной поэзии.

Поэты-декабристы А. А. Бестужев (Марлинский) и К. Ф. Рылеев на основе народных песен создали первые в России революционные агитационные песни (например, «подблюдные» — «Идет кузнец из кузницы» и др.).

Для А. С. Пушкина и декабристов устное поэтическое творчество было важнейшим проявлением национальной культуры, источником для познания психологии, воззрений и культуры народа. Эту линию продолжили и углубили революционные демократы — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.

Творчество большинства русских писателей в той или иной форме связано с фольклором. В первой половине XIX в. популярным жанром лирической поэзии была «русская песня». Из народной песни выросло творчество А. В. Кольцова, И. С. Никитина, И. 3. Сурикова и др. Разнообразно и широко использовал устное поэтическое творчество Н. А. Некрасов. JI. Н. Толстой включил в свои произведения песни, писал сказки и легенды, в которых он использовал и сюжеты легенд, записанные от В. П. Щеголенка, когда последний гостил в Ясной Поляне. В свою очередь в устную поэзию входили произведения, сюжеты и образы художественной литературы.

После революции связи между художественной литературой и массовым поэтическим творчеством стали органичными. Советская литература — народная по своему существу, и все сколько-нибудь значительные ее произведения получают самый широкий отклик и служат образцом для массового творчества. Напротив, фольклор широко и разнообразно входит в литературные произведения. Своеобразно использовал разные фольклорные жанры В. В. Маяковский. Донской фольклор органически входит в романы М. А. Шолохова; на основе уральских горнозаводских сказов выросло творчество П. П. Бажова. Народно-поэтическая стихия пронизывает поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин», которая в свою очередь вызвала много поэтических откликов. С народной песней связано творчество поэтов, создающих массовые песни. Образность и художественные приемы традиционной крестьянской лирики широко использует М. Исаковский, и в этом одна из причин широчайшей популярности его песен. В повести С. Антонова «Поддубенские частушки» приведены не только образцы современного народного творчества, но и содержатся живые зарисовки процесса создания частушек и их роли в жизни колхозной деревни.

Образы былин, сказок и песен вдохновляли русских художников и композиторов. Достаточно вспомнить картины В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин»; картины В. М. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке» и др.; «Садко» и «Бурлаки» И. Е. Репина; многие оперы Н. А. Римского-Корсакова, «Добрыню Никитича» А. Г. Гречанинова, «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина и другие произведения. Советские композиторы продолжают эту традицию. Можно назвать, например, балет С. С. Прокофьева «Каменныйцветок», оперу М. И. Красева «Морозко», кинофильмы на сюжеты сказок и былин. Народно-поэтические образы воплотились в скульптурах С. Т. Коненкова, который создал и замечательный скульптурный портрет сказительницы М. Д. Кривополеновой, в скульптуре из фарфора С. М. Орлова и других произведениях русских советских художников.

Устное народное творчество (фольклор) в форме сказок, былин, пословиц и поговорок уходит корнями в далекую историю. Устное творчество продолжало существовать и после появления письменности. С появлением городов к крестьянскому фольклору добавился рабочий и городской.

Народное поэтическое творчество – массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия – народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Жанры устного народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), которые связаны с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы, но в целом традиционность имеет в устном поэтическом творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, в русском фольклоре это былины – эпические песни о богатырях, их подвигах, в основе сюжета былин – героическое событие или эпизод русской истории, отсюда их название – старина, старинушка, что подразумевает событие, происходившее когда-то в прошлом. Таковы циклы былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Затем возникли исторические песни, баллады. Исторические песни как жанр русского фольклора – эпические или лиро-эпические песни, сюжетно связанные с временем исторических событий XVI – XVIII вв., отдельные циклы посвящены Ивану IV Грозному, Степану Разину, Ермаку, Петру I.

Еще позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).

Народный театр возникает в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.). В мировом народном театре различают театр живых актеров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России). К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Добавить комментарий

Закрыть меню