Русская философия 20 века

Русская философия начала 20 века.

Философия Владимира Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какому-либо национализму и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную созидающую конечную стадию истории» — «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» — «оправдание добра», вытекающего из понимания «сущего» как блага. Соловьеву принадлежит заслуга систематизированного философского обоснования русской идеи, придания ей концептуальной формы. Ее основные положения: критика национального самолюбования, этноцентризма, самоограниченности; осуждение существовавшего в его время государственного устройства России, казенного патриотизма; утверждение идеи, что лицо нации определяется высшими достижениями ее духовности, вкладом в мировую цивилизацию, в реальное единство человеческого рода; обоснование необходимости культурно-исторического единства человечества.

Соловьев выдвинул религиозно-универсалистскую концепцию преображения русской жизни, совершенствования и углубления христианского существования нации, в основе которого разумное самоограничение, развитие общественной свободы, служение идеалам добра и справедливости. Владимир Соловьев был первым, кому выпала честь создания системы христианской философии в духе идей Киреевского Хомякова. Его преемники составляют целую плеяду философов. Среди них философы-богословы — князья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.Ф. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В.Ф. Эрн, Н.А. Бердяев, И.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский и другие.

С середины XIX в. развитие русской философии характеризуется возникновением собственно философских систем. Антропоцентризм, гуманизм, религиозность, а также развитие науки и техники в данный период привели к формированию оригинального философского направления — русского космизма, у истоков которого стоит Н.Ф. Федоров (1828—1903). С течением времени космизм набрал силу и в современных условиях рассматривается в качестве визитной карточки всей русской философии. Принято выделять в русском космизме три основных течения: естественно-научное (Н.А. Умов, Н.Г. Холодный и другие); религиозно-философское (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и другие); поэтически-художественное (В.А. Левшин, В.Ф. Одоевский, СП. Дьячков и другие). В концепции русского космизма органично проявились сущностные идеи отечественной философии, такие, как идея мирового всеединства человечества и физического космоса, идея жизнезна-чимости правильных ценностей для науки, искусства, повседневной практики. Космисты видят истоки человеческого бытия во Вселенной, порывать с которой губительно. Самого человека они рассматривают как существо родовое, связанное со своими предками. Смерть трактуется космистами как высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Одной из причин существования зла является несоразмерность нравственного, гуманистического и научно-технического прогресса. Предназначение человека заключается в восхождении к высшей природе, в спасении себя и мира от неизбежного конца. Русский космизм в качестве средства достижения данной цели предлагает идею активной эволюции, включающей регуляцию процессов, протекающих в самом человеке и в природных процессах. В трудах отечественных космистов отразилась одна из ведущих идей русской философии — идеал всеединства, распространения совершенства по Вселенной. В XX веке учение русского космизма, в рамках которого осуществлен синтез космизма и антропологизма, обогатился идеями А.А. Чижевского (1897—1964). Наиболее значимая среди них — идея земнокосмической связи явлений — получила фундаментальное научное обоснование, что придает особую значимость единству человека с природой, пагубности для этики и экологии деформации данных связей.

Идея русского космизма наиболее полно воплощена в творчестве В.И. Вернадского (1863—1945). Ученый полагал, что использование энергии, связанной с разумом, является отличительным признаком человека, и она позволит людям преобразовать природу, одухотворить ее. В учении о ноосфере (т.е. о новой земной оболочке, возникшей из биосферы и состоящей из мыслительной энергии человека) получила отражение закономерность превращения биосферы в процессе преобразовательной деятельности человека в сферу разума (от греч. noos -разум). Данный процесс породил реальную опасность родового самоубийства человечества и непредсказуемые последствия для Вселенной, учитывая взаимозависимость земных и космических явлений. Отсюда родилась идея регуляции взаимодействия общества и природы в ходе овладения человеком эволюцией, т.к.

наблюдается истощение биосферы. Путь к бессмертию человека, по мнению Вернадского, лежит в превращении его в автотрофное существо. Речь идет об отказе употребления в пищу других организмов и переходе к непосредственной утилизации солнечной энергии. Ноосферное направление развития избрано самой эволюцией и соответствует глубинным закономерностям мироздания, избравшим разум в качестве средства регуляции природных процессов. В рамках космизма человек видится не только как общественное существо, но и как существо космическое, развивающееся в тесной связи с космосом. Человеческая жизнь немыслима без высокой духовности. Разум и наука должны содействовать созиданию и процветанию всех без исключения. Исследование, преобразование и сохранение мира выступает общечеловеческой задачей, работающей на объединение людей перед лицом глобальных проблем современности.

Литература.

21. Алексеев П.В. История философии. Издательство «Проспект»Москва. 2005 г.

22. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Издательство «Проспект-Н»Москва. 1997 г.

23. Введение в философию. Часть 1 и 2. Москва. Издательство политической литературы. 1989 г.

24. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Москва. Издательство «ИНФРА-М» 1999 г.

25. Философия. Алматы. Издательство «Раритет», 2004 г.

Цель настоящего издания – представить русскую философию первой половины ХХ века в многообразии современных исследовательских контекстов и подходов.

С начала 1990-х годов в обращении к русской философии можно выделить два периода. Первым был период публикаций произведений, прежде недоступных отечественному читателю. Инициатором публикаций выступил журнал «Вопросы философии», создавший серию «Из истории отечественной философской мысли».

В это время труды философов воспроизводились без особых комментариев и аналитической работы. Комментаторская работа развернулась с конца 1990-х годов. Стали готовиться и выходить в свет основательно комментированные издания отдельных философов, появились монографии, статьи и архивные исследования, посвященные идеям и направлениям русской философии.

Однако сегодня, после издания серии «Философия России второй половины ХХ века», в которой современные авторы актуализируют интеллектуальный опыт философии в СССР, перед исследователями возникла необходимость осмыслить уже имеющийся опыт обращения к самому сложному, «разорванному» времени в истории отечественной философской мысли – первой половине ХХ столетия. О движении русской философии говорят как о «прерванном полете» и прерван он был именно в этот период. Распалось единое пространство мысли и общения русских философов. Издание серии «Философия России первой половины ХХ века» предполагает выявление связующих нитей отечественной философии.

Обстоятельные исследования отдельных направлений и идей философов, творивших в этот период, а также интеллектуальных и экзистенциальных контекстов уже достаточно давно и интенсивно ведутся отечественными учеными. Задача данного издания – представить в рамках серии сложившиеся сегодня исследовательские направления, продолжающие и актуализирующие традиции русской интеллектуальной культуры, и способствовать, тем самым, формированию целостного культурно-исторического образа русской философии как полифонического феномена в многообразии современных философских проблем и исследовательских контекстов.

В серии запланированы тома, посвященные следующим философам и направлениям размышления:

  1. Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948)
  2. Богданов (Малиновский) Александр Александрович (1873 – 1928)
  3. Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 1944)
  4. Введенский Александр Иванович (1856 – 1925)
  5. Вышеславцев Борис Петрович (1877 – 1954)
  6. Гессен Сергей Иосифович (1887 – 1950).
  7. Голосовкер Яков Эммануилович (1890 – 1967)
  8. Ильин Иван Александрович (1883 – 1954)
  9. Карсавин Лев Платонович (1882 – 1952)
  10. Кропоткин Пётр Алексеевич (1842 – 1921)
  11. Логика, философия науки: Каринский Михаил Иванович (1840 – 1917), Васильев Николай Александрович (1880 – 1940), Ивановский Владимир Николаевич(1867 – 1939)
  12. Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)
  13. Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  14. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865 – 1941)
  15. На перекрестке культур: Москва – Париж – Лондон. Кожев Александр (Кожевников Александр Владимирович 1902 – 1968), Койре Александр (Кайранский Александр Владимирович 1892 – 1964), Берлин Исая Менделевич (1909 – 1997)
  16. Розанов Василий Васильевич (1856 – 1919)
  17. Русский космизм: Федоров Николай Федорович (1829 – 1903), Циолковский Константин Эдуардович (1857 – 1935), Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945), Чижевский Александр Леонидович (1897 – 1964)
  18. Русский марксизм-I: Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924), Плеханов Георгий Валентинович (1856 – 1918)
  19. Русский марксизм-II: Деборин Абрам Моисеевич(1881 – 1963), Аксельрод Любовь Исааковна (1868 – 1946), Базаров Владимир Александрович (1874 – 1939), Юшкевич Павел Соломонович (1873 – 1945), Троцкий Лев Давидович (1879 – 1940), Бухарин Николай Иванович (1888 – 1938), Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933)
  20. Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968)
  21. Степун Федор Августович (1884 – 1965)
  22. Струве Петр Бернгардович (1870 – 1944)
  23. Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
  24. Трубецкой Евгений Николаевич (1863 – 1920)
  25. Трубецкой Сергей Николаевич (1862 – 1905)
  26. Философия, литература и искусство: Иванов Вячеслав Иванович (1866 – 1949), Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич 1880 – 1934), Скрябин Александр Николаевич (1871 – 1915)
  27. Философия психологии: Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936), Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962), Блонский Павел Петрович (1884 – 1941), Выготский Лев Семенович (1896 – 1934), Рубинштейн Сергей Леонидович (ранний период — 20-е гг.) (1889 – 1960)
  28. Философия права: Новгородцев Павел Иванович (1866 – 1924), Кистяковский Богдан Александрович (1868 – 1920), Петражицкий Лев Иосифович (1867 – 1931)
  29. Философия культуры: Федотов Георгий Петрович (1886 – 1951), Вейдле Владимир Васильевич (1895 – 1979), Чижевский Дмитрий Иванович (1894 – 1977), Бицилли Петр Михайлович (1879 – 1953), Гершензон Михаил Осипович (1869 – 1925), Ландау Григорий Адолфович (1877 – 1941)
  30. Флоренский Павел Александрович (1882 – 1937)
  31. Флоровский Георгий Васильевич (1893 – 1979)
  32. Франк Семен Людвигович (1877 – 1950)
  33. Шестов Лев Исаакович (1866 – 1938)
  34. Шпет Густав Густавович (1879 – 1937)
  35. Эрн Владимир Францевич (1882 – 1917)
  36. Якобсон Роман Осипович (1896 – 1982)
  37. Яковенко Борис Валентинович (1884 – 1949)

Также в рамках проекта планируется посвятить отдельный том философским журналам ХХ века и подготовить словарь по истории философии в России.

Каждая книга серии будет включать: краткое предисловие, анализ основных идей философа в контексте современной российской и мировой философии (основное содержание тома), воспоминания, подробную библиографию публикаций философа и публикаций о нём, подборку фотографий, предметный и именной указатели.

К подготовке издания привлечено более 100 ведущих российских и зарубежных специалистов: философов, историков науки, социологов, культурологов и т.д.

В редакционный совет серии входят: А.А.Гусейнов, Б.В. Пружинин (главный редактор серии), В.А.Лекторский (консультант серии), В.С.Стёпин (председатель), А.К.Сорокин, В.И.Толстых, П.Г.Щедровицкий.

Серия готовится совместно Некоммерческим научным фондом «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого» и Институтом философии РАН.

Генеральный спонсор серии — фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Добавить комментарий

Закрыть меню