Розничный товарооборот

Признак

Понятие розничного товарооборота

Характеристика

Макроуровень экономики

Розничный товарооборот – это показатель объема продаж в количественном выражении как результата движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.

Это сумма продаж потребительских товаров населению в сфере розничной торговли и общественного питания в результате обмена денежных средств на товары.

Показатель определяет состояние той части национальной экономической системы, которая связана с эффективностью производственных процессов и товародвижением.

На макроуровне розничный товарооборот является показателем экономического развития. Фактически, его объем может выступать показателем, который характеризует текущий уровень развития рынка и состояние конъюнктуры.

Микроуровень экономики

Розничный товарооборот – это процесс передачи товаров конечным потребителям, на котором завершается процесс обращения товара, а товар поступает в сферу потребления.

Данный подход является диаметрально противоположным и сосредоточен исключительно на отношениях между торговыми предприятиями и потребителями.

Товарооборот выступает только как процесс обмена товаров на деньги посредством актов купли-продажи.

При розничном товарообороте товар меняет свою товарную форму на форму предмета потребления.

Розничный товарооборот отражает состояние экономических отношений, связанных с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары, на уровне национальной экономики, в то же время, выступая количественным показателем объема реализации потребительских товаров отдельных предприятий.

В рамках национальной экономической системы данный показатель позволяет выявить существующие тенденции в развитии экономики государства, разработать меры по закреплению положительных факторов или устранению недостатков в развитии товарооборота, а также охарактеризовать уровень потребления и удовлетворения спроса населения в масштабах страны. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением. Следует учитывать, что такой подход сосредоточен на макроуровне экономической системы. При этом на макроуровне на розничный товарооборот могут влиять социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.

На микроуровне экономики розничный товарооборот характеризуется обязательным одновременным наличием двух признаков.

  1. В рамках данных отношений должен присутствовать товар, как объект продажи,
  2. Должна быть осуществлена продажа этого товара, как форма движения товара от производителя к потребителю.

Соответственно, розничный товарооборот можно также рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект.

Чтобы не ограничивать содержание розничного товарооборота его количественным аспектом, следует учесть его социально-экономическую сущность, так как это еще и показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни. В целом, это соответствует тому, что сущность розничного товарооборота сосредоточена в области товародвижения и выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно судить о положении конкретного предприятия на целевом рынке. Следовательно, данный показатель влияет на оценку экономической деятельности предприятия, от его объема зависят такие экономические показатели, характеризующие результаты работы торгового предприятия, как, например, валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др. Поэтому розничный товарооборот можно объективно считать комплексным показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли.

По своему внутреннему содержанию категория розничного товарооборота соответствует выручке от реализации товаров для личного потребления непосредственно населению, т.е. конечным потребителям, которыми выступают физические лица.

Важной характеристикой является характер оплаты за реализованные потребительские товары, которая может осуществляться за наличный расчет, посредством банковских карт, а также расчетные чеки банковских учреждений. Следовательно, розничный товарооборот как самостоятельная категория отражает состояние организованного потребительского рынка всеми действующими предприятиями, а также выручку от продажи населению товаров собственного изготовления или закупленных для перепродажи.

Таким образом, розничный товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнут рост доходности розничного торгового предприятия, поэтому повышение прибыли достигается через увеличение объема розничного товарооборота как основного фактора роста доходов.

Структура розничного товарооборота

Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период на основе первичных бухгалтерских документов – товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов, подтверждающих реализацию товаров. Вместе с тем, фактический объем розничной реализации товаров в продажных ценах показывается в бухгалтерской отчетности в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» в строке 2110, фактические объемы остатков товарных запасов отражаются в форме №1 «Бухгалтерский баланс» в строке 1210.

Для предприятий розничной торговли товарооборот является основой для оценки потребностей в материально-технических и трудовых ресурсах, занимая вместе с тем, соподчиненное положение по отношению к чистой прибыли. Следовательно, он представляет собой фундаментальную основу деятельности предприятий розничной торговли и подлежит обязательному анализу в целях выявления путей увеличения продаж товаров населению.

Структура розничного товарооборота не является статичной и зависит от подхода к проводимому анализу. В частности, в зависимости от характера исследования розничного товарооборота и характера экономической деятельности торгового предприятия можно выделить следующие признаки структуризации товарооборота:

1. Макроструктура предусматривает общее деление товаров:

  • товары народного потребления и товары производственно-технического назначения,
  • продовольственные и непродовольственные товары.

2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению:

  • кондитерские товары,
  • хлебобулочные изделия,
  • вкусовые товары,
  • табачные изделия,
  • молочные продукты,
  • безалкогольные напитки, пиво,
  • ликероводочная продукция,
  • одежда,
  • обувь,
  • стройматериалы и др.

3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу. Например: мужская, женская и детская одежда составляют категорию одежды; вода, газированные напитки, соки относятся к категории безалкогольных напитков.

4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объеме реализации данного ассортимента. Например: мужские костюмы, рубашки, брюки; светлое, темное пиво.

В рамках анализа розничного товарооборота торговых предприятий центральное значение имеет анализ товарно-групповой структуры. Исследование динамики товарно-ассортиментной и микроструктуры розничного товарооборота применяется преимущественно при анализе текущего спроса на продукцию, которая реализуется в розничном предприятии. Крупные магазины для анализа структуры товарооборота чаще всего применяют собственную классификацию товарных групп.

Розничный товарооборот предприятий

Розничный товарооборот на уровне национальной экономической системы позволяет определить уровень развития и состояние розничной торговли, степень удовлетворения спроса населения в масштабах страны и отражает пропорции между производством и потреблением. Однако, являясь показателем микроуровня развития торговли, розничный товарооборот позволяет оценить и объективно проанализировать уровень продаж потребительских товаров населению. Сущность розничного товарооборота проявляется в момент возникновения экономических отношений в рамках совершения акта купли-продажи потребительских товаров и обмена наличных денежных средств на приобретаемую продукцию, которая предлагается к продаже розничным торговцем.

У предприятий розничной торговли размер прибыли напрямую зависит от объемов товарооборота и эффективности его организации. Для предприятий розничной торговли приоритетным вопросом выступает определение положения динамического равновесия между существующим спросом у населения, необходимыми товарными запасами, структурой и количеством предлагаемых товаров, т.е. найти оптимальное соотношение между объемами реализации и платежеспособным спросом населения. В этой связи для отдельного предприятия вопросы организации розничного товарооборота и пути увеличения продаж товаров связаны с определением оптимально сбалансированного ассортимента товаров, пользующихся устойчивым спросом, достижением ритмичного товарооборота и формированием условий для обеспечения эффективных процессов розничной торговли в целом.

Основной проблемой в данной области выступает тот факт, что предприятия розничной торговли должны постоянно выявлять резервы роста розничного товарооборота, учитывая дихотомическую проблему соответствия предложения товаров и спроса на них со стороны населения. Следовательно, конечной целью розничных предприятий является получение наибольшей текущей прибыли, максимальное поступление наличности и максимальное возмещение затрат на закупку и хранение товаров. Достижение роста розничного товарооборота выступает наиболее благоприятной ситуацией для руководства предприятия, так как в этом случае получение экономической прибыли происходит в условиях минимальных убытков.

Особую значимость ускорение розничного товарооборота и увеличения продаж товаров приобретают в условиях интенсификации конкуренции, когда перед торговыми предприятиями первостепенной задачей встает обеспечение непрерывного роста товарооборота на основе повышения эффективности продаж товаров в соответствии со сложившейся практикой экономической деятельности в данной отрасли. Сбор данных и анализ показателей розничного товарооборота необходим предприятию для оценки результатов его деятельности, а также для разработки и прогнозирования маркетинговых стратегий.

Народнохозяйственное значение розничного товарооборота заключается в том, что он выступает показателем, характеризующим развитие отрасли торговли на уровне национальной экономики и отдельных предприятий. На макроуровне розничный товарооборот позволяет оценить уровень экономического развития розничной торговли, степень удовлетворения спроса населения в масштабах страны и отражает пропорции между производством и потреблением. Вместе с тем, розничный товарооборот на уровне отдельных предприятий торговли позволяет оценить объем продаж потребительских товаров населению. Сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.

Торговый оборот является одним из наиболее весомых показателей экономическо-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, так как отражает эффективность деятельности организации, его конкурентную позицию, её долю на рынке, лояльность потребителей и степень удовлетворения спроса. В связи с этим, современным организациям важно изучать, планировать, прогнозировать и повышать свой торговый оборот для достижения успешных результатов экономической деятельности.

Торговый оборот (товарооборот) – это экономический показатель деятельности торговой организации, отражающий объем продаж в денежном выражении за определенный период времени.

Значение товарооборота для торговой организации характеризуется тем, что данный показатель:

  • характеризует масштаб деятельности организации, выражающийся в объёме денежной выручки за проданные товары, и показывает рыночную долю на том или ином рынке;
  • является базовой величиной для расчёта оценочных показателей деятельности организации (валового дохода, издержек обращения, прибыли, рентабельности, товарных запасов, трудовых и финансовых ресурсов, торговых площадей и оборудования);
  • выступает в качестве одного из основных показателей деятельности, её конечный результат и качество управления торговой организацией;
  • свидетельствует о деловой активности и имидже организации, её стратегических и тактических целях;
  • выражает миссию организации – максимальное удовлетворение покупательского спроса населения на разнообразные товары и услуги;
  • является налогооблагаемой базой для исчисления НДС, акцизов, таможенных пошлин и др.

Разработка рекомендаций по повышению товарооборота осуществляется на основе выявленных резервов. Резервы же в свою очередь выявляются из анализа факторов, оказывающих влияние на товарооборот. Следовательно, основными путями повышения товарооборота является совершенствование факторов, оказывающих влияние на товарооборот.

Количество этих факторов – большое множество, существуют как те, на которые организация не может повлиять, так и те, которые поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта.

Поэтому необходимо выделить те факторы, которые можно оценить, и на которые организация реально может воздействовать.

Количество и состав данных факторов может зависеть от предпочтений и видения ситуации руководителем, от специфики и типа организации, а также от того на каких этапах распределительного цикла она действует и т.д. Основные факторы, совершенствование которых может положительно отразиться на товарообороте организации, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные факторы, оказывающие влияние на товарооборот организации

Далее необходимо рассмотреть подробнее каждое из направлений совершенствования этих факторов:

  • Совершенствование каналов распределения. Для совершенствования этого показателя различными организациями могут применяться разные направления действий, в зависимости от специфики организации. Так, например, крупной организации выгоднее будет работать с одним посредником, тем самым ограничивая связи для более продуктивной и менее затратной деятельности по сбыту продукции. И наоборот более гибкой, небольшой торговой организации необходимо большое число торговых точек сбыта продукции, чтобы захватить наибольшую долю рынка.

Для того чтобы потребители проявляли больший интерес к товарам и услугам организаций, увеличивая показатели товарооборота, также можно внедрять современные методы распространения, такие как торговля через интернет-магазин с последующей доставкой почтой или курьерской службой, или организация для покупателей возможности самовывоза товара после бронирования последнего на сайте и другие способы доставки.

Также в этот фактор можно включить внешнее и внутреннее оформление, комфортабельность, место размещения торговых точек. Изучение потребностей покупателей и совершенствования по всем этим направлениям помогут увеличить спрос, а значит, и повысить товарооборот организации.

  • Персонал. Действия организации по совершенствованию кадрового состава могут быть направлены, прежде всего, на снижение текучести кадров, а также на обучение, профессиональное и личностное развитие персонала, его мотивацию, формирование организационной культуры.

В различных организациях разрабатываются собственные программы по развитию персонала и повышению квалификации сотрудников.

  • Поставщики. Для совершенствования этого фактора действия организации могут быть направлены на оценку текущих поставщиков (это может быть оценка денежных и временных затрат на поставки, оценка месторасположения поставщика, качество поставляемой продукции и др.), анализ потенциальных поставщиков, а также определение эффективности от сотрудничества с текущими поставщиками, прогнозирование и построение дальнейшей стратегии по выбору наиболее подходящих источников поставок продукции.
  • Ассортимент. Совершенствование ассортимента может осуществляться по следующим направлениям: сокращение, расширение, стабилизация, обновление. Данные виды направлений связаны между собой и зачастую дополняют друг друга.

Расширение ассортимента предполагает количественные и качественные изменения в товарной структуре, направленные на увеличение показателей ширины, глубины и новизны ассортимента.

Стабилизация ассортимента – это состояние ассортимента, отличающееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Под обновлением ассортимента понимаются количественные и качественные изменения в номенклатуре товаров, характеризующиеся высокой степенью новизны.

  • Реклама. В современной рыночной ситуации ни одна успешная организация не обходится без рекламы, поэтому планирование и организация качественных рекламных кампаний является важной задачей для организации. Действия, направленные на повышение торгового оборота в области рекламной деятельности организации могут заключаться в разработке новых видов рекламы, освоении новых рекламных площадок, репозиционировании товара и организации в глазах потребителя, привлечение сторонних организаций и лиц для продвижения продукции.
  • Стимулирование сбыта. В данной области может применяться пересмотр существующих и введение новых, ранее незадействованных организацией, методов стимулирования сбыта, например, программа лояльности, предоставление бесплатных образцов, скидки, подарочные предложения, конкурсы и розыгрыши, промоакции и др.
  • Связи с общественностью. В этом направлении главной задачей организации является развитие отношений с контактными аудиториями с целью создания определенного образа организации и продукта.
  • Мерчандайзинг. В области мерчандайзинга необходимо изучить психологические и физиологические особенности людей, а также их потребности и ожидания. Далее необходимо организовать размещение и планировку товаров, чтобы облегчить процесс покупки товаров потребителем. Важным моментом является внедрение современного оборудования, позволяющего минимизировать денежные и временные затраты от процесса покупки товаров. Таким оборудованием в розничном магазине, например, может являться современный расчетно-кассовый узел с транспортерной лентой и сканером штрих-кодов, POS-терминалы и др.
  • Транспортировка продукции. Для того чтобы логистическая деятельность организации была более эффективной и менее затратной, необходимо выяснить каким образом следует доставлять товар до места продажи с наиболее низкими денежными и временными затратами. Для этого строятся транспортные задачи по рационализации использования транспортных ресурсов фирмы. Также необходимо осваивать новые виды транспорта для перевозки продукции, если они будут выгоднее, чем уже применяющиеся в организации.
  • Хранение. В этой области действия могут быть направлены на изменение или совершенствование методов, режимов и условий хранения товаров.

Разным видам товаров свойственны некоторые особенности, поэтому разработка путей совершенствования транспортировки и хранения строится в зависимости от характеристик товаров.

  • Сервис. В условиях современного рынка и высокой конкуренции техническая поддержка, сервисное обслуживание, гарантии, способы оплаты и другие мероприятия, призванные облегчить процесс покупки и эксплуатации товара для потребителя, также являются неотъемлемой частью деятельности организации. Организациям необходимо постоянно следить за современными тенденциями, предложениями конкурентов и внедрять новые, более удобные способы оплаты продукции или современные способы поддержки потребителя, например, онлайн-консультации и др.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: чтобы организация была конкурентоспособной, необходимо постоянно отслеживать факторы, влияющие на товарооборот торговой организации, и эффективно управлять ими.

Таким образом, в данной статье была рассмотрена сущность торгового оборота (товарооборота) – экономического показателя деятельности торговой организации, отражающего объем продаж в денежном выражении за определенный период времени; и основных направлений его повышения.

Анализ структуры розничного товарооборота

Основная цель анализа – изучение тенденций изменения структуры товарооборота и обоснование направлений ее оптимизации.

Анализ структуры розничного товарооборота позволяет выполнить следующее:

· выявить тенденции изменения объема товарооборота по пищевым продуктам, напиткам, табачным изделиям и непродовольственным товарам, а также по отдельным товарным группам;

· оценить степень удовлетворения покупательского спроса;

· обосновать заказы для промышленных предприятий;

· определить направления по оптимизации структуры розничного товарооборота.

Для изучения структуры розничного товарооборота используется статистическая отчетность формы № 1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле».

Исследование внутригруппового ассортимента производится на основе использования данных инвентаризации и первичной информации.

В процессе анализа структуры товарооборота необходимо рассмотреть следующее:

· выполнение плана продажи и степень удовлетворения спроса населения по укрупненным группам товаров и по отдельным товарам;

· изменение удельного веса каждой группы товаров в общем объеме товарооборота;

· изменение продажи товаров в расчете на одного человека;

· положительный опыт и недостатки в организации торговли отдельными группами товаров и отдельными товарами;

· правильность составления заказов для организаций промышленности на отдельные товары;

· влияние факторов на изменение структуры товарооборота.

Основные факторы, влияющие на структуру товарооборота, – уровень доходов населения, объем товарных ресурсов, цены на товары
и услуги.

Анализ структуры розничного товарооборота следует производить по кварталам и месяцам, что позволяет изучить сезонные колебания
в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года.

При анализе структуры товарооборота может использоваться коэффициент эластичности оборота по продаже отдельных групп товаров, который характеризует влияние изменения доходов или покупательных фондов на одного человека на соответствующую величину товарооборота по отдельной группе товаров.

В настоящее время особое внимание следует уделить соотношению между социально значимыми и остальными товарами, в связи с ограничением торговой надбавки, так как непосредственно торговая надбавка является источником валовых доходов торговых организаций.

Завершающий этап анализа – разработка конкретных мероприятий по оптимизации структуры розничного товарооборота.

5.7. Комплексный анализ показателей розничного
товарооборота

Все показатели розничного товарооборота (продажа, запасы, поступление) взаимосвязаны между собой и влияют на результаты торговой деятельности, которые в определенной степени зависят от эффективности использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

Комплексный подход позволяет глубже и в совокупности оценить разностороннюю деятельность торговых организаций, выявить недостатки и обосновать направления повышения ее эффективности.

Комплексный анализ товарооборота предполагает выявление зависимости между отдельными показателями, его характеризующими,
с целью определения влияния факторов на его изменение.

Основные задачи анализа – устранение диспропорций, выявление резервов роста и определение мероприятий по улучшению обслуживания населения.

В основе данного анализа лежит балансовая увязка показателей розничного товарооборота.

В процессе проведения анализа необходимо учитывать, что перевыполнение плана товарооборота за счет сверхпланового поступления товаров может впоследствии привести к их оседанию в запасах, что снижает эффективность торговли.

Определенное влияние на объем продаж оказывают убыль, возврат поставщиками, списание.

Сокращение суммы выбытия товаров за счет лучшего изучения спроса, бережливого отношения к товарно-мате-риальным ценностям является одним из резервов роста товарооборота.

Балансовая увязка между показателями розничного товарооборота составляется и по основным группам товаров как за год, так и по кварталам. При анализе целесообразно сравнивать квартальные показатели продажи с поступлением отдельных групп товаров, что позволит выявить сезонные особенности спроса покупателей.

В соответствии с результатами комплексного анализа обосновываются направления по повышению эффективности торговли и улучшению качества торгового обслуживания населения.

Тема 6. Планирование розничного товарооборота

Цель, задачи и этапы планирования розничного товарооборота

Целью планирования розничного товарооборота является определение его экономически обоснованного объема на будущий период на основе рационального и эффективного использования экономических ресурсов и повышения как культуры, так и качества торгового обслуживания.

Задачи планирования следующие:

· увеличение темпов роста объема реализации товаров в расчете на одного потребителя;

· оптимизация структуры розничного товарооборота;

· выявление дополнительных резервов товарных ресурсов;

· обеспечение получения необходимой суммы прибыли.

План розничного товарооборота состоит из следующих разделов:

· планирование общего объема розничного товарооборота;

· планирование структуры розничного товарооборота;

· планирование товарных запасов и поступления товаров.

Все разделы плана взаимосвязаны между собой.

Выбор метода, используемого при планировании показателей розничного товарооборота, зависит от периода планирования, наличия необходимой информации, подготовки и квалификации экономической службы, наличия программного обеспечения.

Использование многовариантных подходов при планировании розничного товарооборота повышает уровень обоснованности планов
и способствует повышению эффективности деятельности торговых организаций.

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год.

Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную, реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож = Тфакт + Тож,

9 мес. IV кв.

где Тож–ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, млн р.;
Тфакт–фактический объем розничного товарооборота за девять месяцев отчетного года, млн р.;
Тож–ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, млн р.

Добавить комментарий

Закрыть меню