Российское предпринимательское право

Российское предпринимательское право

Дата публикации

Российское предпринимательское право предполагает совокупность определенных юридических принципов и норм, которые необходимы для регламентируемых и цивилизованных предпринимательских отношений. Сюда также можно отнести некоммерческие связи и отношения, касающиеся регулирования рыночной экономики на государственном уровне. То есть, предпринимательское право решает две задачи – обеспечение интересов частных лиц и государства.

Предмет рассматриваемых юридических норм можно подразделить на две категории. В частности, это:

Предпринимательские отношения. В частности, это определенное взаимодействие, которое образуется между хозяйствующими организациями на основании различных гражданско-правовых сделок. К примеру, это могут быть заключения, касающиеся поставок, договора аренды, комиссии. По-иному такие отношения можно назвать «горизонтальными», ведь основной их признак – это равенство сторон.

Отношения, обладающие организационно-имущественным характером. В частности, это взаимодействия, которые необходимы для формирования условий, направленных на реализацию предпринимательской деятельности. К примеру, это создание организации, ликвидация предприятия, реорганизация.

Следующий предмет предпринимательского права – это отношения, которые возникают при регулировании на государственном уровне деятельности хозяйствующих субъектов. К примеру, это может быть осуществление контроля соответствующими органами, налогообложение. Подобные отношения называются «вертикальными» в виду неравенства участвующих сторон.

Российское предпринимательское право сформировано, исходя из следующих принципов:

Свобода, ограниченная юридическими нормами. Подразумевается, что каждый человек может использовать свои способности и собственность для осуществления предпринимательской деятельности. Предполагается исключение запретов и ограничений в этой области. Однако эта свобода не безгранична. Подобные принципы предпринимательского права подразумевают разрешение любых действий, которые не противоречат законам. Данная свобода регламентируется при помощи практики лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности.

Юридическое равенство всего разнообразия форм собственности. То есть, осуществляется защита прав лиц, которые применяют в своей предпринимательской деятельности имущество, являющееся частным, муниципальным, а также государственным. В частности, исключаются различные неправомерные ограничения или, напротив, привилегии.

Российское предпринимательское право направлено на создание свободы конкуренции. Эта цель достигается, в том числе, и за счет ограничения монополий. Эта мера необходима для создания эффективной и цивилизованной рыночной экономики.

Соблюдение баланса. То есть, государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов направлено на охрану и защиту интересов и прав как общества, так и предпринимателей.

Законность. То есть, деятельность хозяйствующих субъектов должна происходить в соответствии со всеми правовыми требованиями законодательства. Государство также обязано обеспечивать законность деятельности структур, которые регулируют предпринимательство. Кроме того, должна соблюдаться правомерность актов, касающихся хозяйствующих субъектов.

Российское предпринимательское право направлено на обеспечение единого экономического пространства. Подразумевается, что на территории РФ запрещается установление препятствий для перемещения финансовых средств, продукции, услуг. В частности, не допускаются сборы, таможенные границы, различные пошлины.

Подведем итог. Предпринимательское право призвано регулировать отношения, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов. От результативности рассматриваемых юридических норм зависит, насколько эффективна будет рыночная экономика. Следовательно, предпринимательское право влияет, в том числе, на благополучие страны.

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо учитывать много деталей, которые в итоге дают положительный результат в виде прибыли.

Для тех, кто начинает свое дело, следует помнить от том, что многие сферы предпринимательской деятельности нуждаются в лицензировании. Помочь с этим непростым вопросом могут только профессионалы своего дела. Для начала вам потребуются документы для лицензирования, терпение и подготовленные работники, знающие отлично свою работу.

Опубликовано в Юриспруденция

В.Т.

Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

1.1. Понятие, предмет и метод российского предпринимательского права

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права — это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет предпринимательского права входят:

— профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

— отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;

— предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

— хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;

— государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

— императивный метод — метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);

— диспозитивный метод — предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.

Предмет и метод российского предпринимательского права

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:

а) как комплексная отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности;
б) как наука – совокупность концепций, идей, теорий, изучающих правовые вопросы осуществления предпринимательской деятельности и направленных на совершенствование современного законодательства;
в) как учебная дисциплина – совокупность знаний, составляющих часть учебной программы образовательных учреждений, необходимых для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Среди ученых-юристов нет единого мнения по вопросу о том, является ли российское предпринимательское право самостоятельной отраслью права.

Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.

Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.

Объектом предпринимательского права является предпринимательская деятельность.

Предмет регулирования предпринимательского права как отрасли права составляют три группы общественных отношений, представленные ниже.

1. Предпринимательские отношения, которые возникают между хозяйствующими субъектами на основе гражданско-правовых сделок (например, в связи с заключением договорааренды, поставки, комиссии и др.). Такие отношения называют «горизонтальными», поскольку они основываются на равенстве сторон.

2. Отношения организационно-имущественного характера, которые создают условия для осуществления предпринимательской деятельности (создание, реорганизация, ликвидация предприятий, деятельность торговых, фондовых бирж по организации торговли и другая деятельность некоммерческого характера).

3. Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, при осуществлении государственного контроля (надзора), при государственной регистрации хозяйствующих субъектов, лицензировании отдельных видов деятельности, налогообложении и т. д.)

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);
б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Система российского предпринимательского права состоит из двух частей:

Общая часть включает в себя положения о:

  • источниках российского предпринимательского права;
  • понятии предпринимательской деятельности;
  • понятии и видах субъектов предпринимательского права;
  • системе требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности;
  • правовых основах создания, прекращения, банкротства хозяйствующих субъектов;
  • правовых основах управления предприятием;
  • правовом режиме имущества предпринимателей и т. д.

Особенная часть содержит вопросы правового обеспечения отдельных видов предпринимательской деятельности:

  • правовые основы аудиторской и оценочной деятельности;
  • Правовые основы деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • правовые основы инвестиционной деятельности;
  • правовое регулирование иностранных инвестиций в России;
  • правовые основы кредитования предпринимателей;
  • правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
  • правовое обеспечение инновационной деятельности;
  • правовое регулирование ценообразования;
  • правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и т. д.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

  • доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;
  • размеры прибыли;
  • получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);
б) имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. «risco» – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Профессионализм – признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако он указан в качестве обязательного в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности:

  1. по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная., государственная., муниципальная.
  2. по количеству участников: индивидуальная, коллективная;
  3. по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Принципы российского предпринимательского права

Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Данный принцип основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельности с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное – в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Добавить комментарий

Закрыть меню