Российская модель менеджмента

Любая организация достигает успешных позиций с помощью управления. Однако управление как вид деятельности формировалось только со временем. Первоначально, когда доисторические люди жили небольшими группами, управление осуществлялось их главой – вождем этой группы. Затем, когда количество людей в этих группах увеличивалось, соответственно и усложнялись ими выполняемые функции, в результате чего появилась необходимость разделения труда и функций. Эти процессы происходили в течение нескольких столетий.

Менеджмент – это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики. Их цели являются экономическими . Первоначально менеджмент стал развиваться как теория управления производством, а затем преобразовался в теорию управления за деятельностью персонала.

Модель менеджмента является одним из ключевых элементов управления. Перед руководителем всегда стоит вопрос: как управлять вверенным объектом, какой арсенал рычагов, стратегий и управленческих технологий использовать, чтобы наиболее эффективно решать поставленные задачи.

Российский менеджмент начала ХХI века сформировался при активном воздействии внешней, как правило агрессивной, среды, унаследованных советских традиций, культурных обычаев, устоявшихся штампов и многочисленных управленческих заблуждений. Как позитивные, так и негативные черты современного отечественного менеджмента отчасти самобытны, отчасти заимствованы у других стран, они во многом противоречивы, и, очевидно, немалая их часть имеет преходящий характер. Однако именно в таком сочетании они формируют сегодняшнюю модель отечественного менеджмента, а также его потенциал, вместе с потенциалом развития российского человеческого капитала.

Менталитет нации является важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента. В настоящее время в основных концепциях развития ментальности менеджмента России придается различное значение:

1. Концепция копирования западной теории менеджмента Она не принимает во внимание черты российского менталитета. России «надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой…» .

2. Концепция приспособления западной теории менеджмента. Предполагает частичное сохранение особенностей современной русской ментальности с приспособлением западной теории. Отсюда возникает вопрос, на какую из западных теорий стоит обратить внимание? Очевидно, что системы управления Японии, США и Западной Европы сильно отличаются между собой. Если мы выберем любую из этих систем, то нам придется принять и специфику их ментальности. В такой ситуации целесообразно вспомнить выражение М. Вербера: «Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации».

3. Концепция создания российской теории менеджмента. В данной концепции учитываются особенности российской ментальности с использованием точки зрения мирового опыта управления. Считается, что российский менеджмент должен иметь свое особое содержание, формы и методы управления. Данная тема исследовалась такими учеными, как В.Г. Лобуков, В. Р. Веснина, А. П. Прохоров.

В. Г. Лобуков считал, что модель управления – это совокупность важнейших подходов по решению управленческих задач.

В. Р. Веснин считает, что система управленческой деятельности состоит из таких элементов, как работник, ситуация и процесс. Именно Веснин показал отличительные черты российской экономики и доказал, что таковой определенной модели нет.

А.П. Прохоров утверждает, что в России самобытная национальная модель всегда существовала. И сейчас, как и раньше, на ее качество влияет оригинальность вызовов современного мира.

В настоящее время постепенно формируются и новые ментальные черты наших людей, в частности, отмечается усиление индивидуализма на фоне стирания общинных традиций, значимость личного вклада и оплаты согласно этому вкладу. Изменение системы ценностей россиян под влиянием рыночных условий заметно в трансформации поведенческих черт среднего управленческого персонала. Для него стало характерно: обозначение карьерных амбиций; стремление к профессиональной реализации; возрастающая роль индивидуальной мотивации.

Современные исследования отмечают, что отечественному менеджменту в своей массе сегодня присуще повышенное внимание к оперативному управлению, решению текущих, сиюминутных задач. Характерна привычка решать задачи единолично или с авторитарно-активным участием руководства, при одновременной готовности принимать на себя ответственность в критические моменты. Руководители обычно не занимаются системным осмыслением будущего, для них не характерен взгляд на эволюционный характер развития бизнеса. У них часто отсутствуют развитые эмоциональные компетенции, умение понимать людей, влиять на них и формировать необходимый формат поведения и взаимодействия, развивать подвижный и гибкий коллективный интеллект, способный к инновационным решениям и нестандартным подходам.

Для усовершенствования российской модели менеджмента, необходимо рассмотреть факторы, которые могут оказать влияние на ее формирование:

1. Приспособление отечественной управленческой практики к меняющимся условиям путем разработки государственной программы.

2. Успешный опыт развитых стран.

3. Влияние государства на частный бизнес.

4. Модели других стран.

В последнее время современными учеными проведены следующие исследования: сравнение наиболее распространенных различий отечественной и европейской моделей менеджмента, анализ подходов к возможным направлениям развития модели менеджмента в России и др . Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что при «копировании» западной модели менеджмента основным недостатком является игнорирование особенностей российского менталитета. Например, отрицательный результат показало использование в России подходов «монетаризма», концепций «шоковой терапии» и др. В то же время, следует отметить, что при формировании отечественной школы менеджмента управленческие методы и механизмы придется во многом создавать заново, не будучи уверенными в их высокой результативности, возможности реализовать поставленные задачи и с неочевидностью успеха. Это метод проб и ошибок, который потребует дополнительного времени и ресурсов.

России необходимо ориентироваться на проведение рыночных реформ, которые будут гарантировать свободу и достаток граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей. Это и есть сущность отечественной модели менеджмента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Менеджмент в управлении организацией . URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/menedzhment.html

2. Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента Менеджмент в России и за рубежом, N3, 1999 . URL: http://www.mevriz.ru/articles/1999/3/795.html

3. Жданов Д.А. Российская модель менеджмента: между вчера и завтра Управленец, №6/52/2014 . URL: http://upravlenets.usue.ru/images/52/7.pdf

4. Прохоров Ф. П. Русская модель управления. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013.

Понятие менеджмента

Прежде, чем рассмотреть особенности российской модели менеджмента, следует рассмотреть понятие менеджмента. Понятие менеджмента каждый день находится на слуху, оно пришло к нам из английского языка. Дословно слово переводится как администрация (управление).

На сегодняшний день можно наблюдать большое количество определений понятия менеджмент, многие из которых являются верными. В общем виде менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направляемый на достижение соответствующих целей. Менеджмент является системой, которая обладает определенной направленностью на получение прибыли в будущем, он включает систему прогнозирования, планирования, организации производства продукции, мотивации персонала и др.

Менеджмент, как и другой вид деятельности, обладает своими особенностями в каждой стране. Особенности российской модели менеджмента во многом отличаются, например, от европейской модели. Данный факт обусловлен большим количеством факторов. В нашей стране менеджмент появляется относительно недавно и его основой можно считать человеческие ресурсы (работников) и предпринимательскую деятельность.

Российский и западный опыт управления

В условиях современности большая часть российских руководителей стремятся перенимать управленческий опыт западных компаний, что не всегда может завершиться благополучно. Нужно понимать, что определенные законы и правила управления, успешно работающие в Европе абсолютно несовместимы с российской действительностью.

Особенности российской модели менеджмента можно рассматривать в виде основного отличительного признака управления предприятием в России и на Западе. Человек, которые вырос в России и получил российское образование, обладает своим подходом к решению определенных проблем, он своеобразно реагирует на соответствующие ситуации, создавая определенные трудности в подражании западной модели управления.

Тем не менее, это не значит, что нужно полностью отказываться от опыта развитых государств в менеджменте и начинать поиск новых путей с нуля. Если учитывать все основные особенности российской модели менеджмента, досконально изучив опыт государства, которое вырвалось в области управления далеко вперед, можно в значительной степени преуспевать во всех сферах деятельности, которые доступны русскому предпринимателю и управлению.

Введение………………………………………………………………………… 2

Глава 1. Понятие и сущность менеджмента……………………………………6

Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России…………………… 8

Глава 3. Основные трудности менеджмента………………………………….13

Глава 4. Специфика российского менеджмента………………………………17

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы …………………………………………..28

Введение:

Особенности российского менеджмента определяются: чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п. .

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сегодня находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Сказанным выше, обозначена актуальность выбранной темы.

Предметом исследования в данной работе являются методы и формы формирования и развития менеджмента в России. Объектом исследования – менеджмент в России.

Цель курсовой работы – исследовать российскую модель менеджмента, охарактеризовать особенности ее формирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность менеджмента.

2. Дать историческую справку развития менеджмента в России.

3. Определить специфические особенности российского менеджмента.

В современной литературе принято описывать несколько концепций российского менеджмента:

1. Концепция копирования западной теории менеджмента не учитывает специфику российского менталитета – нужно взять модель западного менеджмента в готовом виде и внедрять ее в управление. Необходимо лишь перевести западные монографии и учебники на русский язык. Затем, не изменяя ничего, применять это все на практике. Очень высока вероятность реализации этой концепции в силу своей привычки бездумного копирования западного опыта и простоты. Но в этом существует большая опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции .

2 Концепция адаптации западной теории менеджмента — приспособление западной теории к современным российским условиям. Возникает вопрос — какую из теорий нужно адаптировать? Системы управления Западной Европы, США, Японии разительно отличаются между собой. При любом выборе существует риск использования теории, которая учитывает специфические условия и особенности функционирования экономики, ментальность жителей этих стран.

В России конца 80-х годов опоздание на работу, уход с работы раньше положенного срока, низкое качество продукции, мелкое воровство стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого, в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, «несунами», вводить новые методы повышения качества. И как следствие, теории адаптированные к российской действительности, слабо учитывающие ее специфику, не смогут дать экономике России то, что ожидается от них.

Менталитет нации оказывает огромное влияние на специфику менеджмента.

3. Концепция создания российской теории менеджмента – учитывает особенности российского менталитета с использованием аспектов мирового опыта управления. Здесь невозможно ни полное отрицание достижений восточной и западной школы менеджмента, ни слепое копирование зарубежного опыта. Необходимо отметить, что еще А.Маршалл утверждал, что: «Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины» . Это высказывание полностью переносится и на менеджмент как науку. Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, методы и формы управления, с учетом специфики российской ментальности.

Преобладание бережливости, трудолюбия, пунктуальности и т.д. также будут определять управленческие формы и методы, формировать действия и поведение управленцев.

Отсюда следует, управление – форма проявления глубинной, внутренней социально-психологической программы, заложенной в человеке. Менталитет в этом качестве – основа поведенческого менеджмента, его существенная сторона. Здесь проявляется соответствие менеджмента менталитету.

Россияне при строительстве «ВАЗа» быстро получали извещение об увольнении от фирмы «Фиат» не потому, что плохо работали, а в силу того, что опоздать на работу на 30 минут, уйти на 15 минут раньше на обед, «покурить», когда хочется, считалось для них естественным.

Русский менталитет не был совместим с итальянским. В результате используемая система управления оказывалась непригодной для наших рабочих .

Заключение:

С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

Модель «здравого смысла», наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма;

Модель «западной культуры» представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, интернет. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло.

Глава 1. Понятие и сущность менеджмента.

Менеджмент – это управление хозяйственной деятельностью – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других людей. Бизнес менеджмент – управление группой людей. Менеджмент предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:

— ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, запросы потребителя, организация производства технологических видов продукции, которая может принести прибыль;

— постоянное стремление к эффективному производству.

— хозяйственная самостоятельность, свобода в принятии решений.

— постоянная корректировка целей и программ в условиях рынка, где конечный результат деятельности фирмы определяется на рынке в процессе обмена.

— Необходимость использования современной информационной базы для принятия обоснованного решения.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение определенных целей, в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, методов и функций экономического механизма менеджмента. Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста – менеджера. И в качестве объекта – хозяйственную деятельность фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера – достичь слаженной деятельности, менеджер – это управляющий, не зависимо от уровня управления, профессиональной подготовки. Менеджер может быть собственником и наемным работником. Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт, финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли. Управление осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной эффективности. Экономический, механизм менеджмента, обусловлен хозяйственной деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности определяются на рынке.

Хозяйственные цели менеджмента формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. Различают цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.

Глава 2. Становление и развитие менеджмента в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

Особенности менеджмента в российских условиях: формирование российской модели.

Основная часть.

Для начала я бы хотела ввести несколько понятий.

Менеджмент — это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Российский менеджмент — это комплексная инновационная наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства, созданием конкретных условий и конкурентоспособности, формированием благоприятных предпосылок для активизации деятельности физических и юридических лиц.

Модель — это объект-заместитель объекта-оригинала, инструмент для познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает некоторые свойства оригинала. В качестве модели выступает другой материальный или мысленно представляемый объект, замещающий в процессе исследования объект-оригинал.

В современных условиях особую актуальность приобретает необходимость формирования российской модели менеджмента, приспособленной к рынку и способной решать кризисные ситуации.

Особенности российского менеджмента определяются:

1. чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

2. комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

3. культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Российская модель менеджмента должна формироваться исходя из современной концепции менеджмента, которая заключается в том, что:

1. Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям.

2. Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов.

3. Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

4. Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей.

5. Ориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т.п.

Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие.

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительный опыт в области теории и практики управления, создали собственные модели управления с учетом своих специфических особенностей.

В целом страна и отдельные ее регионы предрасположены к различным экономическим моделям. Выяснилось, что шведская модель подходит для Северо-Западного региона (включая Санкт-Петербург, Новгород, Псков), для Восточной Сибири, центра Урала и Московской области – американская модель. Многие считают наиболее привлекательной для отечественных предприятий японскую модель, поскольку она в большей степени отвечает особенностям российских культурных традиций и национальной психологии (приоритет группы над личностью, подчинение авторитету власти и др.)

Базовыми принципами построения российской модели менеджмента можно считать:

1. Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики. Немаловажную роль в этом процессе должно сыграть стратегическое управление. Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации. Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны.

2. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели управления в России, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления.

управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей составной частью менеджмента становятся инновации. Они включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы.

4. отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию. Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предприятий сможет быстро внедрить западный опыт управления независимыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления и отсутствием необходимого количества подготовленных менеджеров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям.

5. выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как в внешней среде, так и внутри фирмы; выделение в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся технологий.

6. Введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, планов использования госбюджета.

7. Совершенствование методов мотивации и управления персоналом, которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны государственных органов управления. За последнее время обострилась проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных управлять организациями и экономикой страны в рыночных условиях. Одной из причин сложившегося положения является неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях и в организациях.

8. Повышение конкурентоспособности продукции и организаций на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом уровне обеспечивается, прежде всего, конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке.

Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.

Проблемы формирования Р.модели.

основная проблема состоит в том, что Россия не должна слепо перенимать теорию американского менеджмента и применять ее на практике или какую-либо другую модель. Россию можно описать как синтез стран и человечество в России творит и создает «синтезированную» культуру.

По – моему, формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма – каждый сам за себя. Должна учитываться личность человека, индивидуальный вклад в развитие фирмы, индивидуальный контроль.

Повышение по службе должно осуществляться не с помощью родственных и семейных связей, а с помощью внесенного в развитие фирмы вклада каждого индивида. Следуя из этого, замена руководства не должна сопровождаться сменой управленческих рабочих. Достоинства каждого человека должны быть оценены индивидуально в долгосрочном периоде.

В Российской модели должны присутствовать срочные контракты, так как система пожизненного найма, как у японцев, в России не может быть осуществлена, по причине не стабильности предприятий, но все же на ряде крупных фирм это можно вполне реализовать, т.к. все же люди пытаются удержаться в стабильно работающих компаниях в которых есть возможность продвижения. Хотя порой продвинуться в профессиональном плане гораздо быстрее меняя одну работу на другую, с повышением должности или просто заработной платы.

Ориентация процесса отбора должна происходить, опираясь на профессиональные навыки и инициативу. Так как инициатива — очень важная составляющая основных качеств менеджера. Инициативный менеджер имеет множество идей и соображений по поводу претворения их в реальность. Так же особое значение должна иметь специализированная профессиональная подготовка узких специалистов.

Практика показывает, что набор достоинств успешных моделей менеджмента разных стран и регионов – это не гарантия построения эффективной модели для своей организации.

Добавить комментарий

Закрыть меню