Роль философии в жизни человека

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева

Лениногорский филиал

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа

по дисциплине: Философия

Тема: Роль философии в жизни человека и общества

Исполнитель: студент группы
Руководитель:

Лениногорск — 2010

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Предмет философии ее предназначение……………………………………..5

2. Социальные функции философии…………………………………………..7

3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества………………9

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованных источников…………………………………………13

Введение

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой — либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как — будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди не всегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной.

Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости — одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Что такое философия? Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

1. Предмет философии и ее предназначение

Круг вопросов изучаемых философией называется предметом философии. Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:

  • Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило название антологии.
  • Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.
  • Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
  • Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально — теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи.

В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

2. Социальные функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни.

Социально — гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества

Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно — деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.

Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности.

Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры.

Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях — на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

Заключение

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Если человечество вдруг лишится философии, ее утрата приведет к непоправимым последствиям. Развивая философию, люди не просто шлифуют свой разум. Они мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы для понимания судеб человечества, и у них нет другого более надежного, чем философия, средства кристаллизации знаний, метода сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество. В XX веке философы сделали множество открытий, которые, безусловно, отразятся на судьбе человечества. Это касается не только различных сфер философии — теории познания или логики, философской антропологии или эстетики, этики или истории философии. Именно в XX столетии философы проникли в глубины сознания и научились распознавать многие протекающие в нем процессы, осознали неисчерпаемость потенциала человеческой психики. Они буквально вчувствовались в безбрежный опыт человеческого бытия, выразив его в формах прежнего и тревожного человеческого самосознания. Человек сказался осмысленным по — новому, чему содействовали философская антропология, психоанализ. Наука, история культура, человек подверглись неожиданному и глубинному постижению.

Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды (человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений от продуманного и пережитого), придать им более зрелый характер.

Представителей разных профессий философия может интересовать с двух точек зрения:

1. необходима для лучшей ориентации в своей специальности (в поле зрения попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности);

2. необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности (здесь большую роль играет мировоззрение).

(лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание. При этом Ф. к зрелым интеллектуально-теоретическим или критико-рефлексивным формам миропонимания принадлежит философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии: в отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования + главная задача философа – выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта).

Итак, Ф. – это теоретически осмысленное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру; а философская мысль – свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Философское мировоззрение биполярно: его «смысловые пункты» — мир и человек – это большая многоплановая проблема (у нее много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и другие), которая по сути выступает как универсальная – в определенном смысле основной вопрос Ф. В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (17-18вв.). При этом большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас его таковым – в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы, нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и т.д. В свое время И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение для философии в самом высоком смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Далее следует сказать о философском познании – основной вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живем?

Предназначение философии:

1. Общественно-исторический характер ф. мысли: В свете постижения Ф. как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом – человек не вынесен за рамки мира, он – внутри него + ближайшим бытием для человека выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Здесь Ф. раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политик, права и т.д. Такой подход позволяет осознавать ценность Ф. с точки зрения осмысления основного вопроса в историческом аспекте.

2. Культурологический подход: рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций – общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. +Учитывается критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта.

Таким образом, Ф. — это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии — учении о бытии и о гносеологии — учении о познании, и о логике — учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии — в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру.

Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Функции философии: выявление, осмысление универсалий, их рационализация (перевод в логически понятную форму), систематизация, теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта.

Иными словами, на долю Ф. падает критическая функция – поиск решений сложных ф. вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. +По отношению к уже накопленному опыту Ф. выполняет роль «сита», отделяющего «зерна от плевел» — критический отбор (селекция). + В отношении будущего Ф. обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В Ф. выстраиваются, варьируются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания – человечеству предлагается на выбор спектр возможных микроориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Именно усилиями философского интеллекта осуществляется теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания.

Таким образом, роль Ф. в жизни общества заключается в возможности осмысления и переосмысления.

план

Философия, ее роль в жизни человека и общества

1 Философское осмысление мира, его основные типы и способы

2 Предмет и структура философского знания

3 Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества

4 Литература

«Философия, ее роль в жизни человека и общества»

Философское осмысление мира, его основные типы и способы.

Отделение умственного труда от физического, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой стороны, а также стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности.

Но отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности.

В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Сохранилось представление о том, что древнегреческий мыслитель Пифагор был первым человеком, который назвал себя «философом», указав при этом, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости, одна любовь к мудрости, стремление к ней соответствует каждому живому существу. И до сих пор мы понимаем под этим древнегреческим словом любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость).

С понятием мудрости в древнегреческой философии связывался высший идеал знания и поведения. Нет ни одного значительного философа, который бы не внес свой вклад в осмысление понятия «мудрость». «Под мудростью, — писал Рене Декарт, — понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек: это то знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также является открытием во всех науках». Гносеологические, этические и экзистенциальные характеристики мудрости, которые образовались исторически, сохраняются в наше время и не могут быть сброшены со счетов. Стремление к интегративному представлению о феномене мудрости обусловило понимание ее как стремления к интеллектуальному постижению сущности мира.

Философско-теоретической трансформацией фундаментальной мировоззренческой проблемы является основной вопрос философии, в котором отношение «человек — мир» преобразуется в отношение «дух — тело», «сознание — природа», «мышление — бытие». То или иное решение этого вопроса образует основу философского учения. В истории философии прослеживаются несколько вариантов решения проблемы соотношения материального и духовного, выступающей в качестве первой стороны основного вопроса философии. Однако все они являются либо монистическими (исходящими из признания одного начала мира), либо дуалистическими (исходящими из признания двух начал мира). Да и философский монизм неоднороден. На протяжении существования философского знания он выступал как материализм и как идеализм в двух его разновидностях: объективный и субъективный. Материализм исходит из признания первичности материального начала. Идеализм первичным, определяющим объявляет духовное. Однако идеалисты расходятся в его толковании. Одни считают, что духовное начало, обусловливающее все происходящее в мире явлений, существует в виде человеческого сознания, ощущений, восприятий, представлений. Это — субъективные идеалисты. Другие — это духовное представляют в виде ничейного, так называемого абсолютного сознания, духа, чистой идеи и т.п. Это — объективные идеалисты.

Основной вопрос философии включает в себя, помимо вопроса о первичности материального и духовного, также вопрос о познавательном отношении человека к миру. Материалисты рассматривают познание мира как отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то, как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных (доопытных) категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом и допущений.

Должного внимания заслуживает и вопрос о том, как мир устроен, какие существуют связи и отношения между предметами и явлениями, процессами, какие законы характеризуют этот мир с точки зрения движения и развития. Иначе говоря — вопрос об общей структуре мира и состоянии, в котором последний находится.

Этот вопрос нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизической. Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии.

Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии. То есть материализм может быть метафизическим и диалектическим. Точно так же и идеализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек — мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории — от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии.

Типы и способы философского осмысления мира определяются общими философскими парадигмами. Именно они акцентируют внимание на тех или иных сторонах вечных философских проблем. К таким парадигмам философствования относят парадигму онтологизма и парадигму эпистемологизма. Они могут быть обнаружены в любом историческом типе философии, при этом одна из них способна играть доминирующую роль.

Парадигма онтологизма ориентирует человека в познании и деятельности на мир вне человека, на мир не только объективный, но и абсолютный, с которым человек должен согласовывать как свой ум, так и свои цели и ценности.

Парадигма эпистемологизма зарождается в древнегреческой философии, но по-настоящему развивается в Новое время на основе тезиса Рене Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Она ориентирует на обоснование достоверности научного знания. Под ее влиянием развивались такие черты современной европейской культуры, как рационализм, технологизм, операционализм, прагматизм.

Во второй половине XIX века развивается новая парадигма, как бы соединяющая в себе онтологическое и эпистемологическое начала. Она ориентирует на видение действительности, которая не является ни чистым бытием, ни чистым мышлением. Эта парадигма повернула философов к человеку. Она же показала недоступность познанию разумом неповторимого и единственного бытия человека как личности и поставила философию перед необходимостью поиска объекта, который репрезентовал бытие человека и был бы доступен человеческому разуму. Таким бытием выступает культура. Рождается новая парадигма философского мышления.

Предмет и структура философского знания.

Проблема соотношения мышления и бытия является сердцевиной философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют осмыслить предмет и структуру философии.

Что же представляет собой предмет философии самой по себе, без сравнения ее с наукой, искусством, политикой? Он исторически изменялся в тесной связи с развитием всех сторон духовной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретическом исследовании. Философия собственно и сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Первоначально философия отвечала на вопросы, которые были уже поставлены мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов у нее уже был иным, он основывался на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой, анализе этих вопросов.

Первые мыслители античного мира стремились главным образом понять происхождение многообразных природных явлений. Но уже в то время начинается размежевание между отдельными областями зародившегося знания. Выделяются математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило также развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и направления. Формировались такие философские дисциплины, как онтология — учение о бытии, или о сущности всего существующего; гносеология — теория познания; логика — наука о формах правильного, т.е. связного, последовательного, доказательного мышления; философия истории; этика; эстетика.

Начиная с эпохи Возрождения и особенно в XVII — XVIII веков процесс размежевания между философией и специальными науками совершается несколько ускоренными темпами. Механика, физика, а затем химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимоотношения с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а обретает свой круг проблем. Она исследует предельно общие характеристики как самого человека и условий его жизни, так и того мира, в котором он живет.

В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет особое отношение человека к миру, мира к человеку.

Философия — это знание о мире и об отношении человека к этому миру. На всеобщее в системе «мир — человек», составляющее предмет философского познания, и спроецированы проблемы философии. Они сами всеобщи, предельны — предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззренческие (по их значимости для деятельности человека), не бывает.

Философские проблемы, непосредственно связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер и, более того, зачастую предлагаются «вечные и неизменные» решения этих проблем. Однако как все живое получает развитие в непрерывном процессе самообновления своих основных форм, так и «вечные» философские проблемы обретают свою жизнь в постоянном воспроизведении их решений на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.Р.ДЕРЖАВИНА

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Галлямова Ксения Андреевна

Роль философии в жизни общества

Контрольная работа

по учебной дисциплине «Философии»

Студентка 2 курса(23 группы)

заочного отделения

Научный руководитель:

прплп

Тамбов – 2009

Введение…………………………………………………………….……………..31 Место философии в общей системе знаний и жизни общества………………4

2 Философия как особая форма духовной жизни……………………………….9

3 Методологические и социальные функции философии…………………….14

Заключение………………………………………………………………….……18

Список литературы………………………………………………………………19

Введение

Многие проблемы, которые рассматриваются в философии, длительное время ставились и по-своему решались в рамках мифологии. Это проблемы мира, его происхождения и сущности, места и роли человека в мире и социальной действительности, возможности человека в познании и преобразовании мира. Но ответы на данные вопросы длительное время давались лишь на основе образного мышления, которое было господствующим в то время. Постепенно шло развитие абстрактного мышления и формирование человеческого разума. Первые попытки ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помощью разума и выразились в возникновении первых философских систем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество перешло к новой стадии своего развития — к формированию и развитию человека разумного. Поэтому человек разумный начинается именно с возникновения философии. И разумность каждого человека определяется мерой освоения философской культуры. И в этом смысл философии.

За время существования философии (более 3,5 тысячи лет) люди к ней стремятся и её изучают. Как изучали и развивали ее в древней Греции, как изучали ее в школах и университетах Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и современности. Уже из этого видно, что длительное время многие поколения людей считали философию чем-то весьма важным для образованного человека. И определение смысла философии возможно лишь на пути рассмотрения самой философии и определения той роли, какую она играет в жизни человека.

1 Место философии в общей системе знаний и жизни общества

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества, функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте. То есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества»,- пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства (См.: Философия. Опыт художественного осмысления. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998).

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек — мир».

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям, целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна­тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия — это эпоха, схваченная в мыслях.

Культурогенная функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры — наиболее об­щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен­ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей. В области культуры философия также выполня­ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж­дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене­ратором принципиально новых идей.

Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо­вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна­ния.

Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя­зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества. Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой и обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии — необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле — писал Цицерон, — без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, — только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

(Цицерон. Избранные сочинения. — М., 1975. – С.252).

Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой.

Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональные и эмоциональные, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Конечен или же бесконечен мир? Развивается он или остается в своей основе неизменным? Если мир развивается, то существуют ли закономерности этого развития? Почему и как человек может познавать окружающий мир? Может ли человек познать самого себя? Что он есть по своей сути? Что есть истина? Что такое добро и зло? Что такое счастье и можно ли его достичь? Что есть жизнь и смерть и возможно ли бессмертие?

Среди этих вопросов центральным для философии является вопрос об отношении человека к миру.

Традиционно в литературе этот вопрос трактовался в духе новоевропейской традиции через призму субъект-объектных отношений. В результате человек во всех его ипостасях был сведен к безличному субъекту познания, а объект –к вещно-материальному миру. Это давало повод для упрощенной формулировки центрального вопроса философии как отношения сознания (духа) к материи.

Между тем, этот вопрос не сводится к познавательному процессу, он носит универсально-глобальный и онтологический характер. Это значит, что не сознание само по себе вступает в отношение с миром, а человек как микрокосм (бесконечно-конечное существо) при помощи сознания.

В то же время мир, противостоящий человеку, не исчерпывается вещно-материальными феноменами, а представляет собой совокупность всех форм бытия, включая материю. Иначе говоря, мир есть все, что реально существует. В этом свете отношение сознания к материи может рассматриваться в контексте более широких отношений «человек — мир».

Эти отношения имеют два аспекта. Первый аспект связан с выявлением причины всего сущего (в том числе и самого человека). Второй аспект – с возможностью адекватного познания мира.

В зависимости от решения этой проблемы в первом аспекте философов можно условно разделить на идеалистов и материалистов. Первые считают, что причиной и основанием всего существующего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные идеалисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты).

Вторые полагают, то началом и основой всего существующего может быть только материальная субстанция, которая является вечной, несотворимой и неуничтожимой (наивные материалисты – вода, воздух, земля, огонь, атом; метафизические материалисты – вещество в его механическом измерении, диалектические материалисты – многообразная объективная реальность).

Такое деление не означает, однако, того, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютная противоположность. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. Каждая из них обусловливает другую, каждая – существует лишь благодаря тому, что существует ее противоположность. В определенном смысле оба философских течения дополняют друг друга, ибо за всю тысячелетнюю историю философии каждое из них внесло значительный вклад в понимание человека, природы и общества, оставаясь при этом на позициях либо материального, либо духовного начала.

Ответ на вопрос о возможности познания мира может быть утвердительным или отрицательным. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть мыслители, которые объясняют невозможность познания мира либо ограниченностью собственных познавательных потенций человека (скептики), либо объективной непознаваемостью вещей как таковых (агностики).

Говоря об особенностях философии, необходимо выделить и ее специфические функции, к наиболее важным из которых следует отнести гуманистическую, гносеологическую, интегративную, аксиологическую, социальную, культурно-воспитательную и методологическую.

Учитывая то, что в центре внимания философских проблем стоит проблема человека в различных ее аспектах, становится ясным, что первостепенное значение среди всех выделенных функций философии имеет, несомненно, ее гуманистическая функция. Она способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров, освобождению от «рутины повседневности». Она помогает человеку стать человеком.

Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия продуцирует, накапливает, обобщает, углубляет и трансформирует информацию о предельных основаниях бытия и его фундаментальных свойствах. Эта информация сохраняется и передается с помощью специально выработанных категорий высокой степени общности и абстрактности.

Аксиологическая функция связана с тем, что она обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и ценностях бытия, разрабатывает нравственные ориентиры, главными из которых являются добро и справедливость, свобода и равенство, красота и гармония.

Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности. Она разрабатывает общетеоретическую модель социума и прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях, побуждает его к осознанной и целенаправленной деятельности.

Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека, прежде всего, культуры мышления, которая связана с его активностью, направленностью на поиск истины, критичностью, готовностью вести плодотворный диалог с другими людьми и культурами.

Методологическая функция состоит в том, что философия в целом (ее принципы, законы, методы, категориальный аппарат) выполняет роль фундамента, на котором формируются общенаучная и частнонаучная методологии.

Лекция 1. Модуль 1.Философия как социокультурный феномен (1 час)

1.3.Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения.

1.4.Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры.

1.5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.

Добавить комментарий

Закрыть меню