Результаты финансовой деятельности

Анализ финансовых результатов деятельности организации

Важнейшим финансовым показателем, определяющим способ­ность организации обеспечивать необходимое для ее нормального развития превышение доходов над расходами, является прибыль. С целью выявления условий и возможностей для получения органи­зацией прибыли проводится анализ финансовых результатов, в ходе которого должны быть получены ответы на следующие вопросы:

— насколько стабильны полученные доходы и произведенные рас­ходы;

— какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть испо­льзованы для прогнозирования финансовых результатов;

— насколько производительны осуществляемые затраты;

— какова эффективность вложения капитала в данное предприятие;

— насколько эффективно управление организацией.

Для анализа финансовых результатов используется в первую очередь информация отчета о финансовых результатах. Здесь важно от­метить, что информационная база анализа финансовых результатов претерпевает в настоящее время существенные изменения в части определения и признания доходов, расходов, чистой и нераспреде­ленной прибыли, а это, в свою очередь, требует уточнения методи­ки их анализа. Новые подходы к пониманию доходов и расходов нормативно закреплены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В процессе анализа необходимо иметь в виду, что определение финансового результата зависит от выбранной руководством организации финансовой стратегии и сформированной на ее основе учетной политики. В данном случае речь идет о возможности ма­невра (например, в части распределения затрат между готовой про­дукцией и незавершенным производством, списания расходов буду­щих периодов, создания резервов) в управлении величиной финан­совых результатов как текущего, так и будущих периодов.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием данных отчета о финансовых результатах, делают необходимым проведение внешнего анализа в два этапа.

1. На первом этапе изучаются принципы формирования доходов и расходов организации. Основной информацией для этого является пояснительная записка, раскрывающая учетную политику предприятия, все факты ее изменения и влияние данных изменений на финансовые результаты, а также все имевшие место в отчетном периоде существенные статьи доходов и расходов

2. На втором этапе проводится собственно анализ отчета о финансовых результатах, свя­занный с изучением структуры доходов и расходов и их соотноше­ния.

Внутренний анализ финансовых результатов проводится в три этапа.

На первом этапе оценивается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, выявляются факты изменения учетной по­литики и их влияние на результаты анализа.

На втором этапе анализируются причины изменения конечного финансового результата, стабильные и случайные факторы, повлиявшие на его изменение.

На третьем этапе проводится углубленный анализ финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета, раскрывающих информацию о доходах и расходах в разрезе центров ответственности.

Последовательность этапов анализа финансовых результата может быть следующей:

— анализ структуры основных элементов отчета о финрезультатах, выявление стабильных и случайных доходов и расходов;

— оценка качества полученного финансового результата и прогнозирование будущих результатов на основе предположений относительно стабильности статей доходов и расходов отчета о финансовых результатах;

— анализ доходности.

В процессе структурного анализа отчета о финансовых результатах дается характеристика основных соотношений отчетных показате­лей (например, себестоимости и выручки от продаж продукции или товаров; прибыли (убытка) от продаж и выручки и др.) и выявляют­ся основные причины их изменений.

В ходе анализа доходов от обычной деятельности должно быть установлено:

— каковы основные каналы поступления выручки;

— на­сколько велика зависимость от главных покупателей;

— какова дивер­сификация продукции по географическим рынкам сбыта.

Для многоотраслевых организаций, имеющих рынки сбыта в разных регионах, необходимо оценить информацию о доходах и расходах в разрезе отдельных видов продукции и сег­ментов бизнеса. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в полу­чение общей выручки, как правило, различается. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприя­тий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализи­ровать доходы и расходы и финансовые результаты по каждому сегменту. Отражение информации о доходах, расходах и финансовых результатах в разрезе отдельных сегментов осуществляется в соот­ветствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). На основе такой информа­ции можно проанализировать эффективность расходов, связанных отдельными направлениями развития бизнеса, оценить их рентабепьность и сделать выводы относительно вклада отдельных сегментов в формирование конечного финансового результата.

Для проведения анализа целесообразно составить аналитический отчет о финансовых результатах (табл. 4).

Таблица 4 – Аналитический отчет о финансовых результатах, руб.

Номер строки Наименование показателей 2012 .г 2011 г.
Выручка 12 453 260 11 478 315
Себестоимость продаж (7 994 993) (7 242 817)
Валовая прибыль 4 458 267 4 235 498
Коммерческие расходы (448 317) (321 393)
Управленческие расходы (971 355) (826 439)
Прибыль (убыток) от продаж 3 038 595 3 087 666
Доходы от участия в других организациях 61 261
Проценты к получению 39 127
Проценты к уплате (539 501) (127 320)
Прочие доходы
Прочие расходы (916255) (232392)
Прибыль (убыток) до налогообложения 2 735 233 3 523 842
Текущий налог на прибыль (1 270 233) (1 480 702)
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов
Прочее
Чистая прибыль (убыток) 1 465 000 2 043 140

На основе аналитического отчета о финрезультатах табл. 4 может быть составлена другая аналитическая таблица (табл. 5), позволя­ющая охарактеризовать основные соотношения доходов, расходов и финансовых результатов и их динамику.

Таблица 5- Анализ соотношения доходов, расходов и финансовых результатов

Номер строки Показатели Расчетная формула 2012 г. 2011г.
Отношение валовой прибыли к выручке Стр. 3 : стр. 1 * 100 % 35,8 36,9
Отношение прибыли от продаж к выручке Стр. 6 : стр. 1 * 100 % 24,4 26,9
Отношение прибыли до налогообложения к выручке Стр.

12 : стр. 1 * 100 %

22,0 30,7
Отношение чистой прибыли к выручке Стр.18 : стр. 1*• 100 % 11,8 17,8
Отношение себестоимо­сти продаж к выручке Стр. 2 : стр. 1 * 100 % 64,2 3,1
Отношение коммерче­ских расходов к выручке Стр. 4 : стр. 1 * 100 % 3,6 2,8
Отношение управленче­ских расходов к выручке Стр. 5 : стр. 1 * 100 % 7,8 7,2

Отношение валовой прибыли к выручке рассчитывается исходя из разности между выручкой от продаж и себестоимостью проданной продукции. Этот показатель характеризует долю каждого рубля от про­даж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также формирование прибыли от продаж. Так, в 2012 г. по сравнению с 2011 произошло снижение процентного от­ношения валовой прибыли к выручке с 36,9 до 35,8 %. В то же время в отчетном периоде абсолютная величина валовой прибыли увеличилась по сравнению с предыдущим на 222 769 руб., что связа­но с ростом объема продаж. При сохраняющемся объеме продаж имеет место рост расходов.

Для количественной оценки зависимости величины валовой прибыли от объема продаж и маржи валовой прибыли используется следующая формула:

ВП = В * ВП / В

где ВП — величина валовой прибыли:

В — объем продаж (выучка);

ВП/В — коэффициент, характеризующий отношение валовой прибыли к выручке (маржа валовой прибыли).

Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж определяется следующим образом:

Прирост ВП = (В1 – В0) * ВПо / Во

где В1, В0 — выручка соответственно отчетного и прошедшего периода.

В нашем случае за счет роста выручки увеличение валовой прибыли составило:

Прирост ВП = (12 453 260 – 11478315) * 0,369 = 359 755 (руб.).

Расчет изменения валовой прибыли за счет снижения маржи валовой прибыли имеет вид;

Прирост ВП = (ВП1 / В1 – ВП0 / В0) *В1

Прирост ВП = (0,358 – 0,369) * 12 453 260 = -136 986 (руб.). Результаты расчетов можно представить в следующем виде:

Прирост валовой прибыли счет увеличения объема продаж +359 755 руб.

Сокращение валовой прибыли за счет снижения маржи — 136 986 руб.

Общее изменение валовой прибыли +222 769 руб.

Следующим шагом анализа должно стать выяснение причин из­менения объема продаж (изменение цен, объема и структуры про­даж в разрезе видов продукции, а также изме­нения маржи валовой прибыли, для чего должен проводиться по­статейный анализ себестоимости.

Несмотря на то, что в отчетном периоде по сравнению с про­шедшим имел место прирост валовой прибыли, его оказалось недо­статочно для того, чтобы покрыть возросшие коммерческие и управленческие расходы и обеспечить сохранение прибыли от продаж на уровне прошлого года. В результате этого сумма прибыли от продаж сократилась в абсолютном выражении. Сократилось и отношение прибыли от продаж к выручке.

Отношение прибыли от продаж к выручке характеризует действительную рентабельность продаж. указанный показатель позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности организации.

Отношение прибыли до налогообложения к выручке характеризует соотношение бухгалтерской прибыли и выручки. Значение показателя изменяется под влиянием не только доходов и расходов от производства и продажи продукции, но и прочих доходов и расходов. Чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата.

Отношение чистой прибыли к выручке является конечным пока­зателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние на рентабельность продаж всей совокупности доходов и расходов. Показатель характеризует доходность продаж организации в целом.

Отношение прибыли от продаж к расходам может быть определе­но как рентабельность расходов.

Целью расчета остальных показателей «себестоимость/выручка», «коммерче­ские расходы/выручка» и «управленческие расходы/выручка” явля­ется оценка той роли, которую играют производственная, сбытовая и управленческая функции в процессе управления организацией. По динамике их соотношений могут быть сделаны выводы о способности предприятия управлять соот­ношением «расходы/доходы».

Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами. В этом случае может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения. Гак, в составе управленческих расходов согласно Типовой номенк­латуре статей выделяют: расходы на управление предприятием; об­щехозяйственные расходы; налоги, сборы и отчисления; непроиз­водственные расходы. Анализ должен выделить в составе каждой группы контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.

Что относится к объектам, составляющим производственно-хозяйственную и финансовую деятельность

а) активы, капитал и долговые обязательства;

б) хозяйственные, финансовые процессы и их результаты;

в) активы, капитал и долговые обязательства, хозяйственные, финансовые процессы и их результаты.

Основным объектом бухгалтерского наблюдения считаются

а) факты хозяйственной жизни;

б) доходы и расходы;

в) активы, капитал и долговые обязательства.

Назовите стадии жизненного цикла производимого продукта

а) производство, распределение, обмен, потребление;

б) приобретение, производство, реализация;

в) приобретение, производство, реализация, распределение прибыли.

Какие действия выполняет бухгалтер при осмыслении свершившихся ФХЖ

а) идентификация по времени, стоимостная оценка, классификация в номенклатуре плана счетов;

б) идентификация по времени, стоимостная оценка, классификация ФХЖ по юридическим и экономическим характеристикам;

в) документальное оформление, идентификация по времени,

стоимостная оценка.

К финансовым результатам деятельности экономического субъекта относят

а) доходы и расходы;

б) финансовые процессы;

в) прибыли и убытки.

Под доходом экономического субъекта понимается

а) увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению собственного капитала;

б) увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, которые приводят к увеличению капитала, отличного от вкладов собственников;

в) увеличение экономических выгод в течение отчетного периода или уменьшение кредиторской задолженности, которые приводят к увеличению ресурсов организации.

Что относится к экономическим выгодам

а) рост экономических ресурсов и дебиторской задолженности;

б) рост активов и уменьшение кредиторской задолженности;

в) рост денежных и неденежных экономических ресурсов.

8. Согласно ПБУ 9/99 поступления от реализации неиспользуемых предприятием материалов относятся к

а) выручке;

б) операционным доходам;

в) внереализационным доходам.

Есть ли различия в понятиях дохода и поступления денежных средств

а) нет, это одни и те же понятия;

б) есть, так как поступление денежных средств, не подкрепленное переходом права собственности, относят к авансам полученным;

в) есть, так как поступление денежных средств, подкрепленное переходом права собственности, относят к авансам выданным.

Назовите методы признания доходов в бухгалтерском учете

а) правовой, налоговый и кассовый;

б) «по отгрузке» и «по оплате»;

в) начислений и кассовый.

Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1907;

Абдикаримова Ж Е

магистр экономических наук

Финансовые результаты деятельности предприятия

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях:

  • прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
  • прибыль обладает стимулирующей функцией, содержание которой состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
  • прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Можно выделить следующие источники получения прибыли:

1) образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

2) связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру;

3) проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся ва распоряжении предприятия, используются конкретные показатели. К наиболее важным показателям финансовых результатов деятельности организации относятся:

  • балансовая прибыль – это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с производством и реализацией;
  • валовая прибыль – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в уставе, и не запрещается законом;
  • прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами;
  • прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящихся на балансе предприятия.

Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль, полученная предприятием, подлежит распределению. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, называется чистой прибылью и также подлежит распределению.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления; вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление.

Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или точнее, норму рентабельности.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Среди основных показателей рентабельности можно выделить следующие: рентабельность активов, рентабельность текущих активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность основных производственных фондов, рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность долгосрочных финансовых вложений.

При анализе показателей рентабельности в пространственно – временном аспекте необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этих показателей, существенные для формулирования выводов:

  • первая связана с временным аспектом деятельности предприятия;
  • вторая особенность определяется проблемой риска;
  • третья особенность зависит от проблемы оценки, так как числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупной стоимости.

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях:

  • прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
  • прибыль обладает стимулирующей функцией, содержание которой состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
  • прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Литература:

1. Экономика предприятия (фирмы): практикум /под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 331с.- (Высшее образование).

2. Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций /О.И. Волков; О.И. Волков, В.К. Скляренко. — М.:ИНФРА-М, 2006.-280с.-(Высшее образование).

3. Куатова Д.Я. Экономика предприятия: практикум /Д.Я. Куатова.- Алматы: Экономика, 2005.- 106с.

4. Экономика предприятия: учебник для вузов /под ред. В.М. Семенова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2007.- 384с., ил.- (Учебник для вузов).

5. Раздорожный А.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /А.А. Раздорожный.- М.: РИОР, 2005.- 95с.- (Только лучшие книги).

6. Грибов В.Д. Экономика предприятия. Практикум: учебник для студентов вузов /В.Д. Грибов; В.Д. Грибов, В.П. Грузинов.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.- 336с.

Финансовая деятельность

Финансовая деятельность предприятия — это система форм и методов, которые используются для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей, то есть это практическая финансовая работа, обеспечивающая жизнедеятельность предприятия, улучшения ее результатов.

Финансовая деятельность предприятия включает в себя отношения, которые складываются в процессе его функционирования внутри предприятия, между ним и другими субъектами хозяйственной деятельности. К основным относятся такие элементы финансовой деятельности:

В соответствии с приведенной классификацией основные цели финансовой деятельности предприятия состоят в решении этих задач.

В зависимости от источников получения средств финансирование может быть:

  • внутренним, т.е. осуществляемым за счет средств, полученных от деятельности предприятия (прибыль, амортизация, выручка от продажи имущества и т.п.);
  • внешним, источниками которого являются средства, не связанные с деятельностью предприятия (например, кредиты, субсидии).

Важным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования предприятием собственных финансовых средств, является соотношение внутреннего и внешнего капитала.

Финансовые результаты отражают цель предпринимательской деятельности, ее доходность и эффективность реализации выбранного направления.

Финансовая деятельность предприятия направлена на решение следующих основных задач:

  • финансовое обеспечение текущей производственной деятельности;
  • поиск резервов увеличения доходов, прибыли, повышения рентабельности и платежеспособности;
  • выполнение финансовых обязательств перед субъектами хозяйствования, бюджетом, банками;
  • мобилизация финансовых ресурсов в объеме, необходимом для финансирования производственного и социального развития, увеличения собственного капитала;
  • контроль за эффективным, целевым распределением и использованием финансовых ресурсов.

Финансовая деятельность предприятия включает следующие виды:

  • отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
  • отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
  • деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
  • деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;
  • деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов (см. Дивидендная политика);
  • деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;
  • деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;
  • отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
  • деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
  • деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
  • деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.

Финансовая деятельность предприятия осуществляется по следующим основным направлениям:

Доход, прибыль и рентабельность

Важнейшим источником формирования внутреннего финансирования предприятия является доход, который состоит из следующих элементов:

  • средств, полученных от реализации продукции, работ, услуг, произведенных непосредственно предприятием;
  • средств, полученных от реализации материальных ценностей и собственного имущества;
  • средств, полученных от внереализационных операций (например, доходы по акциям и паям других предприятий).

Прибыль — это часть выручки, которая остается на предприятии после оплаты им всех затрат, связанных с производственной и коммерческой деятельностью. Прибыль является основным финансовым источником развития предприятия. Она служит также источником уплаты налогов. Общий размер прибыли предприятия имеет те же источники, что и доход. Прибыль от реализации продукции является основной составляющей общей прибыли и рассчитывается как разница между объемом реализованной продукции в стоимостном выражении и ее полной себестоимостью.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности работы предприятия, который рассчитывают отдельно для каждого вида выпускаемой предприятием продукции (рентабельность продукции) и в целом для предприятия (рентабельность предприятия).

Уровень рентабельности продукции (R) рассчитывают для каждого конкретного вида продукции как отношение прибыли, полученной от реализации определенного вида продукции (P), к ее себестоимости (C).

Математически это выражается так:

Уровень рентабельности предприятия (Rп) рассчитывают как отношение общей прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (P0), к общей стоимости производственных фондов за тот же период (C0):


Кроме того, в практике хозяйствования часто используют и такой частный показатель рентабельности, как рентабельность совокупных активов, которую рассчитывают как отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Этот показатель характеризует эффективность использования активов.

Разные модификации показателя рентабельности широко используют в экономическом анализе и при принятии конкретных управленческих решений (см. Коэффициенты рентабельности).

Страница 7 из 7

Тема 6. Результаты деятельности предприятия. Прибыль предприятия.

  1. Результаты деятельности предприятия.
  2. Структура финансовых результатов деятельности предприятия

1. Результаты деятельности предприятия
Результаты работы предприятия оцениваются системой экономических показателей, таких как объем валовой и товарной продукции, количество реализованной продукции, прибыль. Наиболее обобщающим показателем является финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль. Прибыль представляет собой сумму превышения доходов предприятия над связанными с ними расходы.
Прибыль представляет собой итог деятельности предприятия, который зависит от уровня конкурентоспособности продукции, величины себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Основой для определения прибыли в соответствии с НП(С)БУ №3 является классификация видов деятельности предприятия. Наиболее общим понятием является обычная деятельность предприятия, которая включает в себя основную деятельность и операции, которые ее обеспечивают или возникают в результате ее проведения.
Основная деятельность состоит из операционной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. Операционная деятельность – основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью (рис.3).
Такая классификация положена в основу построения Отчета о финансовых результатах. В отчете о финансовых результатах осуществляется определение доходов и расходов от соответствующих видов деятельности, их сопоставление и получение в результате данного сопоставления результата за период. При определении и анализе прибыли необходимо учитывать, что доходы и расходы в НП(С)БУ 3 не имеют ничего общего с валовыми доходами и валовыми расходами в терминологии Закона о налогообложении прибыли.
Таким образом, отчет о финансовых результатах содержит все основные показатели, характеризующие эффективность хозяйственного процесса: объем оборота (дохода), себестоимость продукции, общие затраты предприятия, доходы от других операций и прибыль, величина которой является главным финансовым результатом деятельности предприятия.
В процессе анализа выполнения плана прибыли проверяется напряженность и степень выполнения плана, выявляются факторы, оказывающие влияние на отклонение от плана, определяется их величина и направление, разрабатываются мероприятия по выявлению и использованию внутренних резервов повышения прибыли предприятия.

Рис.3. Виды деятельности предприятия

2. Структура финансовых результатов деятельности предприятия

Анализ общей суммы прибыли предприятия включает в себя оценку величины и динамики показателя прибыли (убытка) на следующих последовательных уровнях:

1. Валовая прибыль от реализации

2. Прочие операционные доходы

3. Прибыль от операционной деятельности

Доход от участия в капитале

5. Другие финансовые доходы и затраты

6. Потери от участия в капитале

7.Прибыль от обычной деятельности (до и после налогообложения)

8.Чрезвычайная прибыль (убыток)

9. Чистая прибыль

Валовая прибыль от реализации является новым для финансовой отчетности показателем, который определяется как разница между чистым доходом от реализации и себестоимостью реализации. Экономический смысл этого показателя в том, что он демонстрирует эффективность производственной деятельности предприятия, давая информацию о наличии у предприятия источников для содержания административного аппарата, осуществление инвестиций и проведения рекламно-сбытовых мероприятий.
Финансовый результат от операционной деятельности определяется как разность:
(валовая прибыль от реализации + другие операционные доходы) —
(административные расходы + затраты на сбыт + прочие операционные затраты)
Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения определяется как
(финансовый результат от операционной деятельности + доход от участия в капитале + прочие финансовые доходы + прочие доходы) –
(финансовые затраты + потери от участия в капитале + прочие затраты)
Доход (потери) от участия в капитале представляет собой финансовый результат от инвестиций, которые осуществлены в ассоциированные, дочерние или совместные предприятия и учет которых ведется по методу участия в капитале.
Чистая прибыль определяется как:
(финансовый результат от обычной деятельности после налогообложения + чрезвычайный доход) –
(чрезвычайные убытки + сумма налога на чрезвычайный доход)
В процессе структуры и динамики чистой прибыли определяется удельный вес каждого ее элемента в общей сумме. Затем путем сопоставления фактического удельного веса с плановыми показателями или показателями за предыдущие периоды выявляются отклонения и причины, их вызвавшие.
Наибольший удельный вес в структуре чистой прибыли промышленного предприятия, как правило, имеет валовая прибыль от реализации продукции.
Валовая прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимость и уровня среднереализационных цен.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли осуществляется с помощью способа цепных подставок.

Справочно
Порядок расчета показателей использования рабочего времени

Фонд рабочего времени, отработанного работниками

чел.
часов

ФРВ

У

Фонд неиспользованного рабочего времени за счет целодневных простоев

чел.
часов

ФЦП

У

Фонд неиспользованного рабочего времени за счет неявки работников на работу по уважительным причинам

чел.
часов

ФНР

у

Фонд неиспользованного рабочего времени за счет праздников и выходных

чел.
часов

ФПВ

у

Календарный фонд рабочего времени

чел.
часов

КФРВ

ФРВ+ФЦП+ +ФНР+ФПВ

Коэффициент использования календарного рабочего времени

%

Кикв

ФРВ/КФРВ*100

Коэффициент использования табельного рабочего времени

%

Китв

ФРВ/(КФРВ- ФПВ)*100

Коэффициент использования максимально возможного рабочего времени

%

Кимвв

ФРВ/(КФРВ- ФПВ-ФНР)*100

— Следующая страница статьи

Добавить комментарий

Закрыть меню