Рецепция римского права

Рецепция римского частного права — это важное и сложное явление общественной жизни, звено, которое соединяет правовое развитие Древнего мира, Средневековья и Нового времени.

Receptio — термин латинского происхождения, относительно римского права означает восстановление действия, заимствования, переработка, усвоения. В результате рецепции римское право возродилось и во второй раз покорил мир.

Исторически процесс рецепции права происходил постепенно. Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типичным является расширение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Третий этап — это более полная переработка и усвоения достижений римского права. Надо иметь в виду, и это вполне ясно, что приспособление римского права к потребностям практики частично имело место и на первом этапе, а его изучения — и на втором.

Начало рецепции относится к XI-XII вв. Однако уже известно, что действие римского права не прекращалась. В конце XIX в. в Болонье основан университет, который вскоре становится всемирно известным центром возрождаемой юриспруденции. Юридическая деятельность Болонской школы оказалась прежде всего в преподавании римского права. Преподавание заключалась в чтении и комментировании источников, комментарии тлумачились преподавателями и толкования под диктовку записывались слушателями. Такие толкования называются г л о с с а м и, поэтому отсюда и сама школа называется школой глосаторів. Систематическое изложение всего гражданского права не был присущ школе.

Наибольшего объема рецепция достигла в Германии. В Швабському зерцалі 1275 года насчитывается около 150 заимствований из частных Юстиниана. Испытали влияние и такие достопримечательности немецкого права, как Саксонское зерцало, Каролина и др.

К концу XIX в. в Германии римское право было неисчерпаемым источником и классическим образцом для создания норм немецкого права. В частности, влияние римского права отразился на структуре германского гражданского Уложения 1900 года. Его фундамент составляло то немецкое право, в котором ассимилизировались достижения римской правовой формы. И едва ли не наиболее широко использовали римское право составители классического буржуазного кодекс Наполеона 1804 г. Кодекс, как и классическое римское право, содержит четкие, лаконичные формулировки, написан простым языком. Решая отдельные вопросы права, в частности права собственности, договора, исков, кодекс прямо повторяет классическое римское право. Во время завоевательных войн в фургонах наполеоновской армии кодекс развозили по всей Европе, он стал частью законодательства Рейнских провинций, а также Польши, Италии, Болгарии, Швейцарии, Румынии, Греции и других государств. Важнейшие его положения были воспроизведены правом многих латиноамериканских государств и даже Японии.

Рецепційоване римское частное право в течение длительного времени было действующим во многих странах Европы как общее. Оно оставило глубокий след в правосознания, гражданском законодательстве, в науке и практике гражданского права.

содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

Рецепция римского права
В конце XI века, когда в Италии возрождается интерес к античной культуре, тексты кодификации Юстиниана привлекают к себе внимание специалистов. Авторитет имперской идеи, унаследованной от Рима и поддерживаемый католической церковью, делал возможным использование римского права в качестве основы и критерия права в политически раздробленной Европе. Потребность в точном юридическом инструменте

особенно остро начинает ощущаться с развитием товарно-денежных отношений, расширением торгового оборота, ростом новых экономических отношений. В этих условиях происходило восприятие и освоение римского права в качестве действующего, получившее название рецепции римского права.
Основными причинами рецепции было то, что римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства. Короли находили в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, и использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами. Повышение интереса к римскому праву имело место и в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию. В странах Европы рецепция римского права прошла несколько стадий.
Первыми опытами заимствований стали сборники правовых обычаев и римских законов в варварских королевствах (Бургундская правда 494 г., Бревиарий Алариха 506 г.). Римское правовое наследие использовалось так же в церковном праве. Особенно укоренилось римское право в Южной Франции и Италии.
Следующей стадией стало изучение и комментирование Свода законов Юстиниана. В Северной Италии, в Болонье, в этот период складывается объединение лиц, усердно изучающих римское право. Вскоре они оформили свой союз, дав ему название латинской автономной корпорации — universitas. Постепенно университетское образование и юридическое знание распространились на всю Европу. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов — комментаторов римского права. Болонская школа направила свои усилия на чтение и понимание текстов Дигест и других элементов кодекса Юстиниана. Глоссаторы, творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты толкованием смысла отдельных законов, логическим изложением учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источников права. Они составляли краткие пояснения к текстам — глоссы, почему и получили наименование глоссаторов. Итогом деятельности этой школы стало издание в XIII в. приблизительно в 1250 г. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). Многотомная «Большая глос-са» (Cilossa Magna) стала основой для понимания римских юридических текстов. Постепенно римское право превращается в универсальную правовую систему, действующую наряду с законами монархов и местными обычаями.
Школу глоссаторов сменила школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени. Именно системная обработка римского права применительно к нормам канонического, городского и обычного права вывела его за рамки академической среды, сделала возможным его восприятие судебной практикой. Постглоссаторы занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных положений римских кодификаций с целью выведения т.н. общего мнения или общих категорий права. Такой метод, хотя и был схоластическим, способствовал формированию теоретической базы национальных правовых систем. Одним из наиболее известных представителей постглоссаторов был Бартол де Сассоферрато (1313-1357 гг.), по имени которого это направление часто называли бартолистами.
К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления.

Источники права начинают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. Центр изучения римского права перемещается во Францию, где комментаторская работа сочетается с изысканиями в области истории права. Донеллус (1527-1591 гг.), один из представителей этого периода, стал автором 28 томов «Комментариев к римскому частному праву». Гуманисты, в отличие от глоссаторов и постглоссаторов, рассматривали право с исторической стороны и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступили к систематическому изложению права. В 1583 г. французский романист-гуманист Готофред подготовил сводную публикацию всех частей Юстиниановой кодификации под названием «Свод гражданского права» — Corpus iuris civilis.
Вклад гуманистической школы в созидание корпуса юриспруденции был во многом обусловлен успехами в области дальнейшего совершенствования методологии права, в особенности методологии осмысления исторического развития правовых обычаев и законов. Правоведы гуманистической школы продолжили дело совершенствования и использования латинской юридической терминологии — главного рабочего инструмента

юридической техники — в более широком научном, религиозном, политическом и административном обиходе.
Систематизированное и комментированное римское право стало преподаваться в университетах и, начиная с постглоссаторов, все более становилось правом, основанным разуме и предназначенным в силу этого для общего применения. В XVI в. его называли «писаным разумом».
С XVII—XV1I1 вв. новая школа получает название школы естественного права. В силу расхождения между университетским римским правом и местными источниками права рецепция римских правовых решений происходит либо законодательным путем, либо через правовой обычай.
Новое значение римское правовое наследие получило в период буржуазных революций XVII—XVIII вв. Одним из результатов Французской буржуазной революции стало принятие Гражданского кодекса 1804 г. — кодекса Наполеона, в котором римские правовые формы получили новое содержание. Утверждение кодекса Наполеона в европейских странах, а затем и в их колониях вызвало освоение римского права на новом уровне. Дальнейшее развитие римские правовые институты получили в Гражданском кодексе Германской империи — Германском гражданском уложении 1900 г.
Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право стало фундаментом правового развития народов континентальной Европы. Будучи базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, римское право изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли наиболее свободное от всяких случайных и национальных окрасок выражения.
Изучение римского права важно не только тем, что дает широкую теоретическую подготовку в области права, но и тем, что способствует свободному владению понятийным аппаратом. Многие термины и понятия римского права активно используются современной юриспруденцией, в том числе и российской. В Гражданском кодексе РФ мы видим яркие примеры применения римского наследия: сервитут (ст. 274), виндикация (ст. 301), оферта (ст. 435), акцепт (ст. 438) и другие. Кроме того, римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок, является блестящим образцом при освоении юридической техники.

Предмет римского частного права и его задачи

Говоря о римском праве как предмете изучения, мы понимаем прежде всего право античного Рима, римского государства рабовладельческой формации. Исходя из вышеназванных положений, можно определить предмет курса римского (гражданского) частного права. Им является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами. Основными институтами римского частного права являются право собственности и другие, более ограниченные, права и вещи, договоры и иные обязательства, семейные правоотношения, наследования. Сюда же относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности учение об исках, имевших в римском праве исключительно важное значение.

Добавить комментарий

Закрыть меню