Ресурсы и потребности ограниченность ресурсов

Потребности человека и ограниченность ресурсов.

Введение.

Слово «экономика» образовано от греческого «oikonomikѐ», что означает «искусство ведения домашнего хозяйства». И эта наука является частью нашей с вами повседневной жизни. Она окружает нас постоянно и везде. Соответственно, мы должны ее изучать, чтобы лучше понимать. Вопрос: зачем? Постараемся в этом разобраться.

1. Экономика тесно связана с теми проблемами, которые появляются у каждого из нас, например, квартирная плата, оплата обучения.

2. Выйдем за пределы своего дома. Мы живем в стране, а это значит, что у нее есть своя политическая и экономическая деятельность. К экономической деятельности относится выплата заработной платы, цены, установленные на рынке, цены на энергоресурсы и т.д.

3. Экономика и внедряется и в проблемы глобального характера. Они заключаются в том, что есть страны, в которых рост населения несет угрозу их благополучному существованию. Возникает вопрос: а хватит ли продукции для того, чтобы был накормлен народ, изменится ли рост населения?

На самом деле, этот список можно продолжать, множество вопросов анализировать. Поэтому, пока существует человеческое общество, экономика будет ведущей наукой. С каждым днем одни вопросы решаются, а другие возникают. Человечество стремится к лучшей жизни, а без знаний экономики этого достичь невозможно.

Изучение экономики на современном этапе – одна из актуальнейших задач.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА.

Потребности человека и ограниченность ресурсов.

Определение 1. Экономика – это наука об использовании редких и ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Как известно, объектом любой науки является некоторая крупная система, совокупность явлений и т.п. Предмет – некоторая существенная часть объекта, некоторый аспект, на котором сосредотачивается внимание отдельной науки. Метод – система способов и приемов познания объекта.

Обычно выделяют естественные (технические) и общественные (гуманитарные) науки.

Экономика традиционно относится к общественным (социальным) наукам – наукам об обществе. Таким образом, объектом изучения экономики является человеческое общество.


Предмет экономики – поведение субъектов в процессе выбора способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивида и общества.

Экономика изучает совокупность социально-распорядительных отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Человека к процессу производства толкают потребности.

Потребность– объективная и осознанная нужда в чѐм-либо. Потребности выступают как некоторый внутренний побудитель активной деятельности человека.

Экономические потребности – та часть имеющихся в обществе потребностей, для которой необходимо общественное производство (экономическая деятельность), где люди вступают в производственные отношения. Выделяют потребности первичные и вторичные:

· первичные — потребность в питании и т.п.

· вторичные — потребности в удовлетворении духовных запросов человека.

Одной из удачных классификаций считается иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу:

Потребности характеризуются неограниченностью и тенденция потребностей – постоянное возрастание.

В природе и в экономике происходит кругооборот, т.е. человек не может остановиться в производственной деятельности. И каждый раз он все расширяет и расширяет поле своей деятельности. От одних потребностей идет к другим. Экономический кругооборот в своем развитий проходит несколько стадий (фаз):

Стадия потребности. По мере совершенствования орудий труда растут и человеческие потребности. Никакая экономика не сможет удовлетворить абсолютные потребности человека. По той причине, сколько человеку не дай ему все мало, а это значит, что экономика может удовлетворить только относительные потребности человека, т.е.

те потребности, которые она сама ему дает.

Потребности человека растут, ибо экономика совершенствуется, и сам человек совершенствуется и в погоне за потребностями человек заводит экономику.

Распределение. Все производящаяся продукция в масштабе государства подлежит распределению на всей территории. Тот, кто владеет и является собственником орудий труда тому и принадлежит производственная продукция и ее надо распределить на всей территории государства. Распределяют продукцию и государство и предприниматели, и благодаря этому рынок насыщается самой разнообразной продукцией.

Обмен. Основан на общественном распределении труда, где каждый товаропроизводитель специализируется на производстве конкретного товара. Все предприятия и организации зависят друг от друга, и каждый нуждается в продукции другого, и они вынуждены обменяться своей продукцией на основе купли-продажи. Обмен охватывает производственную сферу деятельности, и чтобы процесс производства не остановился предприятия, организации нуждаются в продукции др. предприятий.

Рассматривают два вида потребления: производственное потребление, личное потребление.

Производственное потребление – это когда предприятия обменивается между собой своими видами продукциями.

Личное потребление – это такое потребление, когда население приобретает на рынке продукты питания и товары первой жизненной необходимости.

Удовлетворив одни потребности, человек выходит на новые и так будет происходить вечно пока жив хотя бы один человек. И за потребностями пойдет следующая фаза.

Все стадии кругооборота находятся в единстве, и экономика из одной стадии переходит в другую, и чем быстрее она это делает, тем эффективней развивается и наоборот.

Рис. 2. Экономический кругооборот

Определение 2. Экономика -это наука, которая изучает совокупность производственных отношений определенной общественно-экономической формации.

Совокупность производственных отношений состоит из ряда элементов:

1) орудия труда – то, чем человек воздействует на предмет труда (лопата, топор, экскаватор, компьютер);

2) предмет труда – то, на что направлена целесообразная деятельность человека (земля, ткань, доска, бумага);

3) средства труда = орудия труда + предмет труда;

4) средства производства = средства труда + здания (сооружения)+ ЛЭП

5) труд – умственные и физические способности человека, которые он реализует в процессе производства материальных благ. Это дееспособные граждане от 16 до 55, от 16 до 60 лет согласно законодательству РФ.

6) Производительная сила общества = труд + средства производства

7) В процессе производства люди вступают между собой в отношения по поводу производства материальных благ. Эти отношения называются производственными (экономическими, хозяйственными). Производственные отношения – это и есть совокупность производственных элементов или способ производства.

Согласно «Учению об общественно-экономических формациях» (авторы Карл Маркс и Фридрих Энгельс) выделяют 5 стадий производства:

Ä Первобытная;

Ä Рабовладельческая;

Ä Феодальная;

Ä Капиталистическая;

Ä Коммунистическая.

8) Способ производства или совокупность производственных отношений – это и есть базис– экономическая сторона развития человечества.

Кроме того, что человеку следует производить, он должен учиться тому, как лучше организовать производство, как управлять этим процессом, как преумножать результаты производственного процесса – все это и есть надстройка.

9) Общественно-экономическая формация = базис + надстройка.

ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Все люди в чем-то нуждаются. Прежде всего, в том, что им необходимо для жизни, в средствах существования, а также в том, что требуется для получения, создания средств и условий существования. Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах называются потребностями.

Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение потребностей в экономических благах, в товарах и услугах. Только на заре развития человечества люди удовлетворяли свои потребности за счет готовых продуктов природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет произведенных благ в форме товаров и услуг, т.е. за счет изготовления продукции на основе трудовых, природных, научных и других экономических ресурсов.

Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Можно выделить следующие основные группы потребностей: экономические и неэкономические; материальные, духовные и социальные; в продуктах текущего и длительного потребления; в товарах и услугах; индивидуальные и производственные; индивидуальные, семейные, коллективные, общественные и государственные.

Потребности людей не ограничены, не насыщаемы, они непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Удовлетворение одних потребностей ведет к появлению новых. В этом заключается суть закона возвышения потребностей, который выражает глубинную причинно-следственную связь между количеством и качеством удовлетворения одних потребностей и возникновением новых потребностей.

Индивидуальные желания в отношении богатства, денег не имеют предела, то же самое касается стремления людей приобретать те ценности, которых у них нет. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они вовсе беспредельны, т.е. трудно определить четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения. Следовательно, возникает противоречие между желаемым и возможным. Дело в том, что для удовлетворения потребностей необходимы ресурсы, а все виды экономических ресурсов, находящиеся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей ограничены и в количественном и в качественном отношении, их заведомо недостаточно для удовлетворения всех имеющихся потребностей.

Прирост факторов производства отстает от роста потребностей. Ограниченность ресурсов при постоянном увеличении потребностей является главной экономической проблемой, которое определяет всю жизнь общества и находится в центре внимания экономической науки.

Ограниченность – это недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, которые люди хотели бы получить, т.е. проблема заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно потребностей людей.

Причины ограниченности факторов производства:

1) труд: число трудоспособных жителей страны строго фиксировано в любой момент времени, по своим физическим навыкам лишь часть граждан пригодно для выполнения конкретных видов работ;

2) земля: ограниченность определяется географией страны, наличием в ее недрах полезных ископаемых;

3) капитал: ограниченность определяется предыдущим развитием страны, тем какой производственный потенциал она сумела накопить;

4) предпринимательство: ни каждого природа наделяет талантом предпринимателя.

Из главной экономической проблемы вытекает главная задача экономической науки, которая состоит в том, чтобы найти способы максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Первое: люди начали закреплять экономические ресурсы в собственности. Они договорились о том, что отдельный человек или группа могут пользоваться ресурсами полновластно: а) владеть, т.е. фактически ими обладать; б) пользоваться, т.е. иметь право использовать их по своему усмотрению для получения текущего дохода; в) распоряжаться, т.е. иметь право передачи их другим лицам, например, продать. Остальные должны уважать это право собственности и не вправе под угрозой наказания пытаться силой отнять ресурсы, находящиеся в чужой собственности Закрепление ресурсов в собственности граждан и их объединений позволяет владельцу предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается за плату. Следовательно, собственность на ресурсы становится источником доходов их владельцев. Формы дохода различаются и зависят от вида продаваемых ресурсов. Труд – заработная плата; земля – рента; вещественный капитал – прибыль; денежный капитал – процент; предпринимательская деятельность – предпринимательский доход.

Второе последствие ограниченности ресурсов относительно потребностей в них людей является проблема выбора, т.е. людям всегда приходится решать, на что потратить эти ресурсы, на производство каких благ их направить.

Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 2937 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


  • Материальные потребности общества

    Общая характеристика потребностей, их роль и системы в обществе — социально-экономический аспект. Формирование и развитие общественных потребностей и их связь с производственным процессом. Пирамида потребностей современного человека (по А. Маслоу).
    реферат , добавлен 16.09.2009

  • Потребности современного человека

    Понятие, классификация, удовлетворение, анализ основных потребностей человека и их структура. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс. Теория мотивации по Маслоу.
    курсовая работа , добавлен 02.04.2009

  • Классификация потребностей

    Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни. Потребности познания. Биологические потребности. Социальные потребности. Духовные потребности. Ценностно-ориентированные потребности. Трансформация потребностей.
    реферат , добавлен 18.12.2006

  • Теория Маслоу

    Изучение теории мотивации А. Маслоу.

    Функционирование человека в единстве его души и тела. Понятия мотива и потребности, самоактуализации и личностного роста. Иерархия потребностей — суть теории Маслоу, ее значение для развития психологии и смежных наук.
    контрольная работа , добавлен 15.05.2009

  • Дефицитарная мотивация и мотивация роста Маслоу

    Теория иерархии потребностей А. Маслоу: потребности принадлежности и любви, самоуважения, безопасности и защиты. Примеры специфических метапатологий, происходящих в результате фрустрации метапотребностей. Дефицитарный образ: путь к совершенствованию.
    курсовая работа , добавлен 23.01.2016

  • Проблема удовлетворения потребностей человека

    Понятие и классификация потребностей, их деление на первичные и вторичные. Сферы действия и формы проявления закона возрастающих потребностей. Человек в первобытном обществе. Теория разумного эгоизма. Противоречия между интересами личности и сообщества.
    реферат , добавлен 10.02.2010

  • Потребности и условия жизни людей

    Общие понятия потребностей, их сущность и классификация. Особенности и классификации потребностей человека. Потребительская корзина и ее расчет. Выявление взаимосвязи между потребностями и уровнем жизни. Зависимость потребностей от уровня жизни людей.
    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

  • Глобальные проблемы современности

    Понятие «глобальная проблема» и глобальные проблемы человечества (экологическая, демографическая, ограниченность природных ресурсов, продовольственная и пр.). «Пределы роста» — доклад Римскому клубу, модель человеческого общества на 100 лет вперед.
    реферат , добавлен 14.12.2009

  • Географический фактор и типы территориального расселения. Их роль в развитии потребностей людей

    Основные разграничения потребностей у людей в зависимости от места их проживания и территориального расселения. Основные потребности индивида и факторы на них влияющие. Характеристика мотивов, побуждающих людей к удовлетворению тех или иных потребностей.
    реферат , добавлен 08.12.2009

  • Классификация потребностей людей

    Принципы классификации потребностей человека, его типы и характеристика. Основные биологические, психологические, социальные, трудовые, экономические потребности. Важность понимания механизма негативных процессов в городах для решения социальных проблем.
    статья , добавлен 21.05.2009

  • № 3. Максимальное использование факторов производства в обществе приводит к:

    • 1. повышению занятости населения;
    • 2. технологическому «прорыву»;
    • 3. увеличению производства благ.

    Назовите важнейшие факторы производства и дайте правильный ответ.

    Ответ: Важнейшими факторами производства являются труд, природные ресурсы, капитал и предпринимательство. Максимальное использование факторов производства в обществе при данной технологической базе приводит к повышению занятости и увеличению производства благ.

    № 4. Рассмотрите следующие виды деятельности:

    • 1. производство автомобилей;
    • 2. написание книги;
    • 3. съемка фильма;
    • 4. заключение торговой сделки;
    • 5. защита диссертации.

    Все ли (или только материальные) результаты этих видов деятельности являются, на Ваш взгляд, элементами богатства общества?

    Ответ: Деление на материальное и нематериальное производство, применительно к богатству общества, не имеет экономического смысла. Богатством общества является все то, что составляет ценность для потребителя.

    № 5. Безграничные потребности людей определяют редкость ресурсов.

    Согласны Вы или нет с этим положением? Ответ аргументируйте.

    Ответ: Это положение правильное. Проблема в том, что потребности людей обгоняют ресурсные возможности производства, предопределяя тем самым относительную редкость ресурсов.

    № 6. Бенджамину Франклину принадлежит мысль: «Время деньги». Дайте свой комментарий.

    Ответ: Все имеет свою цену, в том числе, и такой ресурс, как время. Бесцельно проведенный день мог бы быть использован, например, для изучения экономической теории, занятий спортом, зарабатывания денег, определяющих альтернативную стоимость временного ресурса.

    № 7. Дайте экономическое объяснение конфигурации кривой трансформации.

    Ответ: Отрицательный наклон кривой трансформации объясняется тем, что, увеличивая производство инвестиционных товаров, общество должно уменьшить производство потребительских благ в условиях ограниченности ресурсов, а ее вогнутость по отношению к началу координат – растущей альтернативной стоимостью дополнительных единиц производимых благ.

    Поиск Лекций

    Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

    Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его разви­тие как личности и как члена общества.

    Потребности человека — это состояние объективной ну­жды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания. Именно потребности являются основой активности человека.

    Их можно разделить на несколько групп:

    1. Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов­летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.
    2. Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной дея­тельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни­ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.
    3. Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

    Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все при­родные, людские и произведенные человеком ресурсы:

    1. Природные факторы (Земля, природные ископаемые, растения, животные и пр.)

    2. Человеческие факторы (Умственные и физические усилия человека)

    3. Капитал (Деньги, машины, оборудование)

    4. Информационные факторы (Знания, управленческие и информационные навыки)

    Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

    В широком смысле ограничены, прежде всего, способности человека взять имеющиеся в природе в изобилии свободные материальные ресурсы, при том, что в перспективном плане строго дефицитными могут быть лишь невоспроизводимые условия — время и лучшие естественные ресурсы.Проблема экономического выбора

    В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

    1. Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)

    2. Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)

    3. Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

    Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:

    § В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

    § Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.

    § В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.

    Современную экономику сложно определить как регулируемую, смешанную, где регулирование осуществляет государство и монополии, а смешанный характер экономики определяется наличием в ней частного и государственного сектора.

    БИЛЕТ 7. спрос.закон спроса.кривая спроса и факторы ее определяющие. эластичность спроса.

    Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

    Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величинуспроса.Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

    Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

    Неценовые факторы, влияющие на спрос:

    • Уровень доходов в обществе;
    • Размеры рынка;
    • Мода, сезонность;
    • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
    • Инфляционные ожидания.

    В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

    Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

    Эластичность спроса

    Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.

    Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

    В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

    Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

    Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

    Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:

    • K o — коэффициент эластичности спроса
    • Q — процент изменения количества продажи
    • P — процент изменения цены

    Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

    Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объём продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

    Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

    При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

    ВОПРОС№5.Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов

    Экономическое развитие связано с расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей.

    Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности личности и развития общества в целом. Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно растет. Потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальных групп, коллективов работников, населения, государства. Они постоянно увеличиваются в объеме и изменяются качественно. В результате возникают все новые и новые потребности. Первая фундаментальная экономическая аксиома гласит: потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Непрерывное развитие потребностей по мере их удовлетворения принято называть законом возвышения потребностей.

    Классификация потребностей отличается большим разнообразием. Их можно подразделить на:

    · низшие (первичные) и высшие (вторичные);

    • абсолютные и относительные;
    • неотложные и могущие быть отложенными;
    • прямые и косвенные;
    • настоящие и будущие и др.

    Границы такого деления весьма условны. К материальным потребностям относятся также услуги (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юриста и др.); потребности предприятий (здания, транспортные средства, оборудование и др.); коллективные потребности общества (железные дороги, школы, больницы и др.).

    Экономические ресурсы — это природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут использоваться для производства товаров и услуг. Все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении как общества в целом, так и отдельных стран, фирм, индивидуумов, количественно ограничены. Мало того — они редки, то есть их не хватает на всех (природные ресурсы имеют конечные пределы и в значительной степени невоспроизводимы). Ограниченность ресурсов относительна: их как правило меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Вторая фундаментальная экономическая аксиома гласит: ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Согласно закону редкости невозможно удовлетворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет рационально использовать ресурсы.


    Ресурсы подразделяются на природные, трудовые, материальные и финансовые. Первые три вида присущи любому производству, поэтому их называют базовыми. Финансовые же присоединяются к базовым на экономической ступени производства, их называют производными. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называют факторами производства.

    ВОПРОС№6.Система и структура рынков,их взаимосвязь и взаимодействие

    Основными принципами функционирования рыночной системы являются:

    · свобода экономической, хозяйственной деятельности;

    • многообразие форм собственности;
    • примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю);
    • рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения;
    • договорные отношения;
    • конкуренция;
    • открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность).

    Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка.

    Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства.

    Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.

    Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования.

    Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства.

    Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Структура рынка — это внутреннее строение, порядок расположения отдельных его элементов, их доля в общем пространстве рынка.

    Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы по различным критериям, образует систему рынков (см. схему «Общая структура рынка»).

    Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми пользуются производители и потребители в своей экономической деятельности. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

    Рыночный механизм действует на основе экономических законов: спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, полезности, стоимости, прибыли и т. д (см. статьи и графики: «Кривая спроса», «Кривая эластичности спроса», «Эластичность спроса. Графическое представление», «Перекрестная эластичность», «Эластичность спроса от дохода», «Кривая предложения» «Эластичность предложения», «Равновесие спроса и предложения», «Мгновенная, краткосрочная и длительная равновесие», «Устойчивость рыночного равновесия концепция типа А. Маршалла»).

    Важно отметить, что рыночный механизм проявляется как принудительный механизм, поскольку заставляет предпринимателей, преследующих одну цель — получение прибыли — действовать в конечном счете на пользу потребителей.

    Действие этого механизма основано на естественном желании человека повысить свое благосостояние. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. Если внимательно изучить названные выше статьи, то станет понятной существенная особенность рыночного механизма в котором каждый его элемент очень тесно связан с ценой, которая служит основным инструментом, который действует на спрос, предложение и конкуренцию.

    ВОПРОС№7.Спрос.Закон спроса.Неценовые детерминаты спроса

    Спрос — это потребность, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами, т. е. не любая, а платежеспособная потребность

    Закон спроса — при прочих равных ус­ловиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наобо­рот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким об­разом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

    НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса.

    ВОПРОС№8

    8) Предложение– это количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и доставить на рынок по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

    Закон предложения: при неизменности всех прочих параметров повышение цены ведёт к увеличению величины предложения и, наоборот, понижение цены при прочих равных условиях ведёт к соответствующему уменьшению величины предложения.

    Неценовые детерминанты предложения влияют на поведение предложения аналогично влиянию неценовых детерминант спроса. Они изменяют предложение, т. е. сдвигают кривую предложения вправо или влево (рис. 3.8). Таким образом под воздействием неценовых детерминант происходит изменение предложения.

    Рис. 3.8. Изменение кривой предложения
    под влиянием неценовых детерминант

    Неценовыми детерминантами предложения являются:

    1) изменение цен на ресурсы;

    2) изменение технологий производства;

    3) изменение цен других товаров;

    4) изменение политики государства в области налогов и дотаций;

    5) изменение количества продавцов на рынке;

    6) улучшение условий продаж за счет рекламы, маркетинга.

    ВОПРОС№9

    9) Эластичность — степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

    Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

    Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

    Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

    Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

    Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

    · эластичность спроса по цене;

    · эластичность спроса по доходу;

    · эластичность предложения по цене;

    · перекрестная эластичность спроса по цене;

    · точечная эластичность спроса;

    · дуговая эластичность спроса;

    · эластичность соотношения цен и заработной платы;

    · эластичность технического замещения;

    · эластичность прямой линии.

    Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

    · эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;

    · неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

    · абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

    · абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

    Основные формы перекрестной эластичности спроса:

    · положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

    · отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

    · нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

    ВОПРОС№10

    10) Кривая безразличия – это линия, каждая точка которой представляет комбинацию двух товаров, которые имеют для потребления одинаковую общую полезность, и поэтому потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (рис. 6.4).

    Рис. 6.4. Кривые безразличия.

    Например, два товара X и три товара Y имеют такую же общую полезность, как три товара X и два товара Y, и т. д. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого. К этим комбинациям товаров X и Y потребитель, следовательно, в равной мере безразличен. Тем не менее любые отмеченные комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, так как приносят одинаковую полезность.

    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Добавить комментарий

    Закрыть меню