Решенные задачи по экономике

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Санкт-Петербургский колледж управления и экономики
«Александровский лицей»

Короткова И.В.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка по дисциплине «Экономическая теория» предназначена для обучения студентов СПО первого курса.

Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области экономической теории, формирование практических навыков по решению экономических задач.

Целью методической разработки является представление практического материала для студентов по решению задач по экономической теории.

В методической разработке последовательно представлен практический и теоретический материал по экономической теории, который может быть использован студентами в подготовке домашних заданий, самостоятельной работе, подготовке к экзамену.

В результате изучения дисциплины студенты научатся самостоятельно определять методику решения экономических задач, использовать основополагающие термины и понятия.

Структура методической разработки и изложение материала удобны для восприятия студентами, позволяют использовать её при выполнении самостоятельных и практических работ.

Пособие так же предназначено для преподавателей, читающих курс лекций по дисциплине «Экономическая теория». В пособии последовательно рассмотрены темы по экономической теории, включающие термины и решение задач.

Так как экономическая теория является базовой дисциплиной для изучения других экономических дисциплин (экономика организации, маркетинг, ценообразование и др.), то в разработке уделено особое внимание темам, изучаемым на других предметах: издержкам, спросу и предложению, производственным возможностям и др.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является одной из базовых дисциплин для студентов, обучающихся на экономических специальностях. Она изучает такие важные явления в экономике, как спрос и предложение, издержки производства и производственные возможности, инфляция, безработица и др.

При изучении экономической теории студенты получают как теоретические, так и практические знания, позволяющие в дальнейшем осваивать и другие экономические дисциплины. В данном пособии последовательно излагаются те темы экономической теории, которые содержат практические задания. Материал излагается таким образом, что бы студент сначала ознакомился с основными понятиями по теме, а затем с решением задач.

Актуальность данной темы обусловлена тенденциями развития современного общества, которые отражаются в системе образования. Все больше экономических профессий востребовано на рынке труда, поэтому в учебных заведениях увеличивается количество аналогичных специальностей.

Об экономике говорят в средствах массовой информации, пишут книги. Современный человек должен обладать знаниями из различных сфер нашей жизни, но экономические знания сейчас носят приоритетный характер.

Знание основ экономической теории и умение решать задачи позволяет лучше ориентироваться в ситуации в стране и мире. Помогает оценить производственные возможности предприятия, элементы рынка, проанализировать макроэкономические показатели, структуру безработицы, антиинфляционную политику государства.

1. ПРОИЗВОДСТВО И ЭКОНОМИКА

В условиях рыночной экономики важнейшим направлением развития общества является экономический рост в стране, осуществляемый за счёт развития производства, расширенного воспроизводства преимущественно интенсивным путём.

Так как ресурсы в обществе ограничены, а потребности всё время растут и совершенствуются, предприятиям необходимо делать выбор, что предпочтительнее производить. Делая свой выбор, они опираются на экономическую выгоду – желаемую прибыль при наименьших затратах.

При этом определяются производственные возможности предприятия, альтернативные затраты и делается выбор какое количество каких товаров эффективнее производить. То есть предприятие выбирает наиболее эффективную производственную программу.

Основные понятия

Производство в экономическом смысле – процесс создания разных видов экономического продукта.

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг.

Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в производство.

Альтернативная стоимость (затраты) – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен. Право именоваться ценой имеет лишь то благо, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий.

Кривая производственных возможностей (КПВ) демонстрирует различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании ресурсов; каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух продуктов из данного количества ресурсов.

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять несколько допущений:

1. Экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема производства.

2. Количество ресурсов постоянно.

3. Технология производства остается постоянной.

4. Экономика производит два продукта – средства производства (станки) и потребительские товары (хлеб).

Примеры решения задач

Задача 1. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1.1).

1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2. Рассчитать альтернативные затраты производства одного станка.

3. Рассчитать альтернативные затраты производства одного хлеба.

4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

Таблица 1.1

Таблица данных для построения КПВ

Товар

Вариант производственной программы

Средства производства (СП)

Предметы потребления (ПП)

СП в ПП

ПП в СП

Решение

Рис. 1.1. График кривой производственных возможностей

Подсчитаем альтернативные затраты.

Таблица 1.2

Расчёт альтернативных затрат

Товар

Вариант производственной программы

СП станки

ПП хлеб

СП в ПП (сколькими станками придётся пожертвовать для увеличения производства хлеба,в знаменателе – насколько увеличится производство хлеба, в числителе – насколько уменьшаем производство станков)

ПП в СП (наоборот)

Методологическое значение КПВ

Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую комбинацию производства двух товаров предприятием:

При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой).

2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой).

3. Невозможное производство (правее кривой) из-за недостаточности ресурсов (рис.1.1).

А также помогает определить объёмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево).

Закономерность изменения величин альтернативной стоимости

Альтернативная стоимость товара или издержки на увеличение производство одного товара за счёт уменьшения другого возрастают. Эти издержки связаны с необходимостью дополнительных затрат, например, на переобучение рабочих, закупку сырья, переналаживание оборудования для производства большего количества одного из товаров. Альтернативная стоимость выражается в количестве товара, которым мы должны пожертвовать для увеличения производства другого.

Задача 2. Построить кривую производственных возможностей на основании исходных данных (табл. 1.3).

1. Объяснить методологическое значение кривой производственных возможностей.

2. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара А.

3. Рассчитать альтернативные затраты производства единицы товара Б.

4. Объяснить закономерность изменения величин альтернативной стоимости.

Таблица 1.3

Таблица данных для построения КПВ

Товар

Вариант производственной программы

А

Б

А в Б

Б в А

Решение

Рис. 1.2. График кривой производственных возможностей

Таблица 1.4

Расчёт альтернативных затрат

Товар

Вариант производственной программы

А

Б

А в Б

Б в А

Методологическое значение КПВ

Кривая (граница) производственных возможностей помогает определить любую комбинацию производства двух товаров предприятием:

1. При полной загруженности ресурсов (все точки на кривой).

2. При неполном использовании ресурсов (левее кривой).

3. Невозможное производство (правее кривой) из-за недостаточности ресурсов (рис.1.2).

А также помогает определить объёмы производства товаров при увеличении ресурсов (смещение кривой вправо) и уменьшении ресурсов (смещение кривой влево).

Мы решаем задачи по экономике, оказываем онлайн помощь на экзаменах.
Для заказа работы просто воспользуйтесь этой формой.

Экономика – практическая наука. Поэтому она требует терпеливости и усидчивости. Любая мелкая оплошность может привести к глобальным проблемам. Опытные экономисты обязаны проверять каждую деталь по несколько раз, что бы не было ошибок. Если Вы не планируете быть в будущем великим экономистом, но так сложилась судьба, что Вы уже получаете образование по этому профилю, не беда. Изучение экономической теории может помочь вам в будущем преуспеть в бизнесе. Однако помните, для успешного занятия бизнесом недостаточно только теоретических знаний, необходимы еще предпринимательские способности. Используя знания и умения, полученные на уроках экономики, можно надёжнее защитить свои деньги от инфляции. Так же экономист в будущем может помочь себе и своим близким рационально планировать семейный бюджет, видеть любую приближающуюся проблему и уметь с лёгкостью её предупредить.

Если Вам нужно срочнорешить задачи по экономике, тогда Вы обратились по адресу. Сложность решения экономики не следует путать с решением задач по математике, т.к. тут работают совсем другие принципы. Экономика — достаточно сложная наука. Что бы разобраться со всеми её нюансами потребуются года. Но что же делать, если готовое решение Вам нужно уже на завтра?

Есть несколько вариантов. В первом случае Вы, вооружившись огромным количеством специальной литературы, углубитесь в изучение нескольких тысяч терминов, в освоение сложных формул и решений. В конечном результате Вы будете уставшими, злыми и раздражительными, но с выполненным заданием. Но есть и второй вариант. Наши сотрудники возьмут на себя это тяжкое бремя науки, решат задачи любой сложности в то время, как Вы со спокойной душой будете заниматься своими личными делами. В назначенный строк Вы получите желаемый результат. Но мы предупреждаем Вас о том, что не несём ответственности за решение задач только в том случае, если изначально в условии были ошибки. К сожалению, так бывает. Если эта беда приключиться именно с Вами, то Вы смело можете рассчитывать на поддержку нашей команды, и мы решаем задачи по эконометрике в режиме онлайн. Мы обязательно предоставим комментарии к задачам, что бы Ваш непосредственный руководитель понял, в чём заключается загвоздка.

Теперь осталось только взвесить все «за» и «против» и, наконец, принять правильное решение. Если Вы решитесь обратиться к нам за помощью, то группа квалифицированных специалистов готова в любое время помочь Вам с этим. Любые срочные решения задачпо экономике, в том числе и онлайн на экзаменах по силам нашим сотрудникам.

Обратившись к нам, Вы останетесь довольны. Результат проделанной работы порой превосходит все ожидания. Но, как известно, любой труд, тем более такой кропотливый, должен быть вознаграждён по заслугам.

Решение экономики за деньги – это трата для души. Что бы оплатить услуги наших сотрудников, достаточно сделать заявку и подождать некоторое время. Мы свяжемся с Вами напрямую и уже тогда будут оговорены все условия. Мы находим индивидуальный подход к каждому клиенту. И не забывайте, что решение задач по экономике в режиме онлыйн непосредственно на экзамене — это показатель высокой квалификации наших исполнителей.

И помните, что для нас самое главное – Ваше благополучие. Что бы поддерживать его в тонусе, мы работаем для Вас. Поэтому всегда рады вашим заявкам. И если у Вас есть другие трудности в учебе, такие как нерешенная статистика — обращайтесь тоже к нам.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской государственный технологический университет
Кафедра экономической теории
Л.А. Бекенева, С.А. Мельник, В.В. Шапошникова
Сборник задач по экономической теории
Учебное пособие
Кострома
КГТУ
2009
УДК 330.1
Бекенева, Л.А. Сборник задач по экономической теории: учебное пособие / Л.А. Бекенева, С.А. Мельник, В.В. Шапошникова– Кострома: Изд-во Костромского государственного технологического университета, 2009. – 50с.

В пособии содержатся задачи различной степени сложности, которую определяет сам преподаватель. Разъяснение решения задач издается для преподавателей отдельной брошюрой. Для студентов в каждой теме даются решения нескольких типовых задач. Задачи подготовлены на основе литературных источников и разработаны авторами учебного пособия.
Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов высших учебных заведений по дисциплинам «Экономическая теория» и «Экономика».
Рецензенты:
кафедра экономики Костромской государственной сельскохозяйственной академии
Е.В. Коновалова, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова
Рассмотрено и рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом КГТУ
© Костромской государственный технологический университет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Введение в экономическую теорию 5
Часть П. Микроэкономика 9
Часть Ш. Макроэкономика 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 51

Тема 1. Экономический выбор. Альтернативные издержки

Примеры решения задач
1.Ниже представлены пять альтернативных вариантов производства продукта С и Д.
1) Постройте кривую производственных возможностей.
2) Определите вмененные издержки третьей единицы продукции С.
3) Чему равны совокупные вмененные издержки трех единиц продукции С?
Решение:
1)
2) Вмененные издержки третьей единицы продукции С равны шести единицам продукции Д.
3) Совокупные вмененные издержки трех единиц продукции С равны 10 единицам продукции Д.
2. Для решения задачи по экономике Вам требуется в среднем 10 минут, а ответ на вопрос экономического теста занимает у Вас 1 минуту. Ваш приятель на задачу по экономике тратит 20 минут, а на вопрос теста он отвечает не быстрее, чем за 2 минуты. Определите, кто имеет сравнительное преимущество в решении задач по экономике, а кто – в решении экономического теста.
Решение: Поскольку сравнительное преимущество в выполнении того или иного вида деятельности имеет тот, чья альтернативная стоимость выполнения именно этого вида деятельности ниже, чем у другого, поэтому необходимо определить альтернативную стоимость.
Для этого перейдем к количественным измерениям и определим, сколько задач по экономике и экономических тестов Вы и Ваш друг можете решить за один час. Если в течение этого времени Вы будете решать задачи по экономике, Вы сможете решить 6 задач, а если только экономические тесты – 60 тестов. Для Вашего друга эти цифры соответственно 4 задачи и 30 тестов. Составим таблицу.
Решая в час 6 задач по экономике, Вы теряете возможность решить 60 экономических тестов. Следовательно, альтернативная стоимость решения 6 задач по экономике – 60 экономических тестов, а одной задачи по экономике – 10 экономических тестов. Для Вашего друга альтернативная стоимость решения 4 задач по экономике — 30 экономических тестов, а одной задачи по экономике – 30/4 =7,5 экономических тестов.
Таким образом, альтернативная стоимость решения одной задачи по экономике у Вашего друга ниже, чем у Вас- это означает, что Ваш приятель имеете сравнительное преимущество в решении задач по экономике. А при решении экономических тестов альтернативная стоимость ниже у Вас, поэтому Вы имеете сравнительное преимущество в решении экономических тестов.

3. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву занимает 8 часов поездом и 3 часа самолетом (с учетом времени поездки в аэропорт). Стоимость проезда поездом 100у.е., самолетом-250у.е.. В путешествие отправляются А, Б и В. Часовая ставка оплаты труда А — 20, Б — 30, В — 50 у.е. в час. Какой вид транспорта предпочтительнее выберут эти люди?
Решение: Неизбежные затраты – 100 рублей независимо от вида транспорта. Поэтому предельными затратами являются 250-100=150 руб. Неизбежные потери времени составляют 3 часа. Предельные потери равны 8-3=5 часов.

Сопоставляем 150 руб. и 5 часов.
А за 5 часов заработает 100 руб. Его альтернативные издержки(100) меньше, чем дополнительные затраты на покупку авиабилетов (150 руб.). Поэтому А поедет поездом.
Б за 5 часовзаработает150 руб. Одновременно он может сэкономить 5 часов в результате полета самолетом. Поэтому, ему все равно, каким транспортом ехать.
В за 5 часов может заработать 250 руб., что больше дополнительных затрат на авиабилет. Для него время – деньги.
4. Убежденный холостяк Иван Иванович посвящает один выходной день домашнему хозяйству. Он тратит на стирку рубашки 30 минут, а на мытье окна 90 минут. В целом он готов работать 6 часов. Постройте график его производственных возможностей при условии, что затраты материальных ресурсов (вода, моющее средства и т.п.) на рубашку и на окно соотносятся также, как и рабочее время.
Решение: Максимально возможное количество выстиранных рубашек составляет 12 шт. (6 час: 0,5 часа). Это дает первую точку для построения КПВ. Максимально возможное количество вымытых окон составляет 4 шт. (6 час: 1,5 часа). Это дает вторую точку для построения КПВ. График КПВ представляет прямую линию, т.к. вмененные издержки мытья и первого, и второго, и третьего, и любого другого (вплоть до четвертого) окна составляют 3 невыстиранных рубашки. Закон возрастания вмененных издержек не действует, т.к. нет проблемы переключения ресурсов от более пригодных для данного вида работ к менее пригодным. В данном производстве для двух альтернативных благ используются одинаковые ресурсы и технология.
Задачи:

  1. Студент располагает двумя вечерами для подготовки к тестированию по экономической теории и высшей математике. Имеются два варианта распределения оценок (по 100-бальной шкале):

Каковы альтернативные издержки повышения оценки по высшей математике с 68 до 72 баллов, выраженные в баллах по экономической теории? Постройте кривую производственных возможностей.

  1. На основании данных модели производственных возможностей экономики определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D .

  1. Ниже представлены четыре альтернативных варианта производства продукта А и В:

1) Простойте кривую производственных возможностей
2) Определите вмененные издержки второй единицы продукции А.
3) Чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукции А?

  1. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего выпуска (штук) за год:

1) Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях?
2) Простойте кривую производственных возможностей.

  1. Два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт.

Определите:

  1. Сколько писем в час могут сделать студенты, работая независимо друг от друга?
  2. Сколько писем в час могут сделать студенты, если организовать работу, используя принцип сравнительного преимущества?

  1. Банковский служащий, имеющий зарплату 15 долл. в час, решает сделать косметический ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду рабочих или взять неоплачиваемый отгул и поработать сам. Бригада решает справиться за 30 часов (оплата — 450долл.). Сам служащий надеется все закончить за 40 часов. Стоит ли нанимать бригаду?

  1. Определите альтернативные издержки одного часа досуга у человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 40 до 60 ден. единиц в час.

  1. Фирма изготавливает два вида теннисных мячей: А и Б. Покупка ресурсов для производства одного мяча А стоит 30 рублей, а для одного мяча Б 20 рублей. В целом на приобретение ресурсов для одного рабочего дня можно затратить 900 рублей. Постройте график производственных возможностей фирмы и объясните, почему он является прямой, а не выпуклой линией?

  1. Цех изготавливает расчески двух видов: «А» — из натурального дерева, «В» — из пластмассы. Технология одинакова, но ресурсы для производства одной расчески «А» стоят $3, а для «В» — $ 2. В целом на приобретение ресурсов для работы цеха в течение одного дня можно потратить $90. Постройте график производственных возможностей цеха и объясните, почему этот график является прямой, а не выпуклой линией?

  1. Робинзон и Пятница на необитаемом острове собирают кокосовые орехи и ловят рыбу. Их производительность труда в час:

— Робинзон: 10 орехов или 2 рыбы
— Пятница: 30 орехов или 10 рыб.
В одной системе координат постройте кривые производственных возможностей каждого. Как следует распределить обязанности между ними, чтобы достичь наибольшей эффективности? Сколько рыб и орехов они будут получать за 4-х часовой рабочий день при этом?

  1. Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться тремя способами: самолетом, поездом или автобусом. Стоимость билета: на самолет 4000 руб., на поезд 1500 руб., на автобус – 1000 руб. Время в пути: на самолете (с учетом времени на регистрацию) 3 часа, на поезде 10 час, на автобусе (с учетом пересадки в промежуточном пункте) 15 часов. Поездка осуществляется в рабочее время и возможность полноценной работы в пути исключена.

Какой вид транспорта следует избрать руководству фирмы для своего сотрудника, если результативность его труда составляет 200 руб. в час?

Задача №1.(7 баллов)

  1. В стране Атлантии вся легкая промышленность занимается производством шерстяных костюмов. В год таких костюмов изготавливается 5 миллионов. При этом производственный процесс состоит из 5 стадий: овцеводческие фермы поставляют предприятиям по шерстепереработке шерсть на сумму 40 д.е. из расчета на 1 костюм, шерстеперерабатывающие предприятия продают материал швейным фабрикам по 60 д.е. из расчета на 1 костюм, швейные фабрики поставляют готовые костюмы крупным оптовикам по 100 д.е., а те, в свою очередь, — розничным продавцам по 120 д.е. Последние, наконец, продают костюмы жителям Атлантии по 180 д.е. Определите долю легкой промышленности в ВНП, если ВНП Атлантии составляет 10 миллиардов д.е.

Решение:

В ВНП включается только конечная продукция, то есть костюмы, продающиеся розничными продавцами конечному потребителю по 180 д.е. Поскольку таких костюмов в год продается 5 миллионов, то их общая стоимость составит
5 млн.. 180 = 900 млн. д.е.. Это валовая продукция легкой промышленности. Ее доля в ВНП равна 900 млн / 10 млрд = 0,09 = 9%.

Задача №2.(8 баллов)

2.Предложение денег в стране N возросло с 16 млн до 18 млн денежных единиц. Объем продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения денег не изменилась.

На сколько процентов в среднем изменились цены?

Решение:

Напишем уравнения обмена исходящей и последней обстановки в стране N:

скорость обращения равна – V;

исхдный объем продаж – Q;

исходная цена Р поменялась в Х раз.

В итоге получим следующее уравнение:

H*Q= 16 *V

P*X* 0,9 * Q = 18 * V

А теперь разделим второе уравнение на первое:

18/16 = 0,9*Х

1,25 = 0,9*Х

Х = 1,25

125% — 100% = 25%, значит цены в стране N в среднем увеличились на 25 %.

Ответ: цены увеличились на 25% в странеN

Задача №3.(10 баллов)

3. ВВП некоторой страны составил в 1992 г. 500 млрд. ед. Известно, что инфляция в 1993 году составила 20%, и по сравнению с 1992 г . выросли в текущих ценах конца 1993 г.

следующие показатели (в млрд. д. ед.):

а) частные инвестиции – выросли на 40;

б) проценты – на 11 ;

в) закупки правительства – на 5;

г) косвенные налоги на бизнес – на 20;

д) амортизационные отчисления – на 8;

е) прибыль корпораций – на 20;

ж) решение платежи – на 11;

з) зарплата – на 50.

  1. Определите номинальный ВВП в 1993 г.
  2. Определите реальный ВВП в 1993 г. (в ценах базисного 1992 года)
  3. Рассчитайте, как изменился реальный ВВП 1993 г. По сравнению 1992 г.

Решение:

  1. Для расчета ВВП по доходам, нужно сложить все первичные доходы, получаемые экономическими субъектами в результате участия в производстве товаров и услуг. Метод расчета ВВП по расходам применить нельзя, потому что в исходных данных нет статьи “Расходы на личное потребление” ВВП 1993=ВВП 1992+ прирост показателей, указанных в пунктах б), г), д), е), ж), з). Таким образом, ВВП 1993= 500+ 11+ 20+ 8+ 20+ 11+ 50= 620 (млрд. д. ед.) 620 млрд. д. ед. – это величина ВВП в 1993 г. В текущих ценах
  2. Для расчета реального ВВП в 1993 г, нужно учесть империю, т.е. рост цен за этот год. ВВП реальн. = ВВП ном /І цен = 620/1,2 = 517(млрд. д. ед.)
  3. Рост реального ВВП за 1993 г = 517/500 = 1,034 или103,4%

Таким образом, за 1993 г. реальный ВВП вырос на (103,4% — 100%)= 3,4%

Ответ: 1)номинальный ВВП в1993 г. равен 620 млрд. д. ед.

2) реальный ВВП в1993 г. равен 517 млрд. д. ед.

3) прирост реального ВВП за1993 г. составил 3,4%

Задача 4
На рынке конкретного товара известны функция спроса QD= 18-P и функция предложения QS= -6 +2P. Производители товара уплачивают в бюджет налог в размере 2 долл. на ед. товара. Определите выигрыш потребителя и выигрыш производителя до уплаты налога и после уплаты налога.

Решение.
Равновесная цена до введения налога:
18-P=-6+2P;
P=8; Q=10
Кривая предложения после введения налога: Qs = -6 + 2(Р-2)
Выручка производителя до введения налога составляла 10*8=80 долл.
Равновесная цена после введения налога:
18-P=-10+2P;
P=9,3; Q=8,6
Государство получит 2*8,6=17,2 долл. налога
Потребитель будет вынужден платить за товар на 1,3 долл. больше.
После введения налога выручка составит:
8,6*(9,3-2)=62,8 долл.
Ответ: после введения налога выручка производителя упадет на 17,2 долл., а потребитель будет вынужден платить за товар на 1,3 долл. на ед. товара больше.

Задача 5

Кривые спроса и предложения товара А имеют линейный вид. Кривая спроса описывается формулой QD = 400 — 10P. Равновесное количество равно 100 единиц. Выигрыш потребителей в 2 раза превышает выигрыш производителей. Определите величину нехватки (дефицита), которая может возникнуть, если на товар А будет установлен потолок цен в $28.
Решение.
При установке цены $28 объем товара будет равен:
400-10*28=120 ед.
Тогда дефицит составит:
120-100=20 ед.
Ответ: 20 ед.
Задача 6
Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: кривая спроса описывается уравнением Q = 600-25Р, а кривая предложения – уравнением Q= 100 +100Р. Производители товара уплачивают в бюджет налог в размере 2 долларов на единицу товара.
Определите:
1. сумму налога, которую соберут налоговые органы;
2. потери потребителей от введения данного налога;
3. потери производителей от введения данного налога;
4. чистые потери общества.

Решение.
Равновесная цена до введения налога: 600-25P=100+100P P=4; Q=500
Выручка производителя до введения налога: 4*500=2000 долл.
Равновесная цена после введения налога: 600-25P=100+100(P-2) P=5,6; Q=460
Налоговые органы соберут налог: 2*460=920 долл.
Потребитель будет вынужден платить больше на 1,6 долл. за ед. товара.
Выручка производителя после введения налога составит: 460*(5,6-2)=1656 долл.
Чистые потери общества: (5,6-4)*(500-460)/2=32 долл.
Ответ: налоговые органы соберут налог в размере 920 долл., потребители буду платить на 1,3 долл. больше за ед. товару, выручка производителя снизится на 344 долл., чистые потери общества составят 32 долл.
Задача 7
Функции спроса и предложения на рынке хлебобулочных изделий составляют:
QD= 1500 – 100P; QS= 200Р – 600. Где Р- цена в рублях, QD и QS – количество хлеба, в тоннах. Государство решило помочь производителям и ввести дотацию в размере 2 рублей на единицу товара. Определите выигрыш производителей и потребителей от введения данной дотации.
Решение.
Равновесная цена до введения дотации:
1500-100P=200P-600
P=7; Q=800
Выручка производителя до введения дотации составляла:
7*800=5600 долл.
Равновесная цена после введения дотации:
1500-100P=200(P+2)-600
P=5,7; Q=930
Потребитель будет платить меньше на 1,3 долл. за ед. товара.
Выручка производителя после введения дотации составит:
930*(5,7+2)=7161 долл.
Ответ: производитель получит выручку больше на 1561 долл., а потребители будут платить меньше на 1,3 долл. за ед. товара.
Задача 8
Функции спроса и предложения товара имеют вид: Qd = 2000-5Р, Qs= 8Р-600. Правительство решило установить фиксированную цену на данный товар. Следствием данного шага явилось сокращение величины спроса на 10%. Определите чему равна новая цена и каковы будут потери покупателей от установления данной цены?
Решение.
Определим цену на товар.
2000-5P=8P-600
2600=13P
P=200
После установления правительством фиксированной цены, функция спроса будет иметь следующий вид:
Qd=(2000-5P)*0,9=1800-4,5P
Qd(P=200)=900; Qs(P=200)=1000
Тогда избыток составляет 100 ед. товара.
Задача 9
Фирма «Тойота» провела изучение зависимости объема спроса на новую марку своих автомобилей «Тойота –Королла» от устанавливаемой ею цены, от цены автомобиля «Форд Фокус» и от уровня дохода потребителей. Было установлено, что ценовая эластичность спроса на «Тойоту» составляет (-4), эластичность спроса по доходам потребителей равна (2), а перекрестная эластичность спроса по цене автомобиля «Форд Фокус» равна (3). По прогнозам Госкомстата в будущем году предполагается рост доходов населения на 4%, а представители компании «Форд» объявили о снижении цен на популярную среди автолюбителей марку «Форд Фокус» на 5 %.
Определите, как должна фирма «Тойота» изменить цену на автомобиль «Тойота Королла», чтобы объем продаж в будущем году, по крайней мере не сократился?

Решение.
При росте доходов населения на +4%, спрос увеличится на:
2*4=8%
При снижении цен на марку «Форд Фокус» на -5%, спрос на автомобили «Тойота-Королла» уменьшится на:
3*(-5)=-15%
В общем изменение объема спроса составит:
8-15=-7%

Ситуационные задачи

Текущий и промежуточный контроль — решение ситуационных задач, проведение контрольных опросов, тестирование. 
Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам Менеджмент , Маркетинг Учебное пособие. — М. Финансы и статистика, 1996. — 64 с. 
Учебное пособие состоит из двух разделов теория экономического анализа, отраслевой экономический анализ, включающий как проблемы финансового, так и управленческого анализа. Экономический анализ представлен как единое целое. Материал иллюстрирован примерами, расчетами и ситуационными задачами. 
Цель данной ситуационной задачи — усвоить методы и приобрести необходимые навыки расчета объема капитальных вложений, определения общей экономической эффективности капитальных вложений и сроков их окупаемости при строительстве предприятий розничной торговли. 
Требуется решить эту ситуационную задачу, используя нижеприведенные исходные данные и методические рекомендации. 
Исходными данными для решения ситуационной задачи являются схема перспективного развития и размещения предприятий розничной торговли в районе (табл. 6.1), прогнозные показатели товарооборота и рентабельности намечаемых к строительству предприятий (табл. 6.2), нормативы удельных капитальных вложений на новое строительство предприятий торговли (табл. 6.3), нормативные коэффициенты общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений в торговле (табл. 6.4). 
Цель настоящей ситуационной задачи — усвоить методы и приобрести необходимые навыки определения сравнительной экономической эффективности капитальных вложений при выборе проекта предприятия для нового строительства. 
Финансированию инвестиций в форме капитальных вложений посвящено три задачи. Две из них являются ситуационными задачами. 
Цель данной ситуационной задачи — усвоить принципы банковского кредитования, порядок расчета и потребности в кредите и приобрести необходимые специалисту-финансисту навыки оформления банковского долгосрочного кредита. 
Рекомендуется решать ситуационную задачу в несколько этапов. 
Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам менеджмент , маркетинг . — М. 1997. 
Приложение Е Ситуационные задачи и задания для принятия решений 
Оформление решения — документальное оформление решения ситуационной задачи в виде пояснительной записки (текстовая часть) и графических материалов (формулы, графики, диаграммы, схемы и рисунки). 
Как правильно организовать производство товаров и услуг Как сделать это производство действительно эффективным Как сократить затраты на производство и хранение Что должен сделать руководитель для того, чтобы его подразделение работало без сбоев Как найти и рационально использовать сильные стороны вашей корпорации Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Приводимые в каждом разделе ситуационные задачи иллюстрируют и облегчают закрепление материала. 

Примеры решения ситуационных задач………….. 309 
Метод кейсов (ситуационных задач) — это тот инструмент, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучаемых. Семинары, основанные На методе кейсов, помогают освоить правила ведения дискуссии. В ходе дискуссии не только находится решение проблемы, но и достигается более точное и полное понимание ее, благодаря участию каждого обучаемого в исследовании, анализе и сопоставлении различных точек зрения. 
Ситуационные задачи базируются на реальной информации, однако, как правило, при разработке кейсов используются условные названия и фактические данные могут быть несколько изменены. Для экономии времени при проведении семинара дается сжатая историческая справка по ситуации, а дополнительная информация предоставляется в удобном для обсуждения виде. Поэтому участник семинара может иметь меньше информации по проблеме, чем тот, кто сталкивался с ней на практике. Однако это не означает, что в процессе обсуждения нельзя добавить к имеющейся информации факты и сведения, которые необходимы для принятия решений. 
Участник семинара не должен связывать себя предыдущими решениями. То, что сделал предшествующий исследователь, несущественно. И если изложение фактов в отдельной ситуационной задаче уже объясняет конечное действие или решение, то это связано с тем, что результат — неотъемлемая часть процесса, по которому принимается окончательное решение. Ситуационная задача обычно не идет дальше того, что было в действительности. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, — почему и как , а не что . Дискуссия также не означает обязательность ответа на вопрос Хорошее или плохое было принято решение Оценку такого рода должен сделать самостоятельно каждый участвующий в дискуссии. 
Ситуационные задачи часто содержат материалы и факты, которые кто-то из участников семинара может посчитать не относящимися к делу. 
Примеры решения ситуационных задач 
Необходимо помнить, что приведенные ниже примеры представляют собой лишь один из возможных вариантов решения задачи и не претендуют на единственно правильные.

Ситуационные задачи не преследуют цель найти единственный ответ. В некоторых случаях это может быть лишь мнение большинства или консенсус. 
Допустим, Вы выступаете в роли советника или консультанта компании. Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограниченна, поскольку мини-кейс не дает обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться Вами на интуитивном уровне, что весьма полезно для развития у обучающихся маркетинговой интуиции. 
Анализ ситуационной задачи. 
При анализе ситуационной задачи рекомендуется предложить студентам концепции управления двух-трех фирм для сравнения и определения роли маркетинга в их деятельности.  
При определении сегментации рынка и классификации ее основных критериев необходимо рассмотреть основные виды сегментации, обратить внимание на понятия целевой рынок , рыночное окно , рыночная ниша . Преподавателем предлагается ситуационная задача для проведения сегментации в письменном или устном варианте. 
При рассмотрении вопросов, касающихся выбора целевого рынка, рекомендуется обратить внимание на дисперсный и концентрированный методы, а также иллюстрировать методологию через анализ и обсуждение на занятиях реальных задач. С этой целью преподаватель предлагает студентам одну или более ситуационных задач (в зависимости от степени сложности), которые выполняются студентами в письменном виде с последующим обсуждением результатов. 
Практическое задание предлагается преподавателем. Это может быть либо ситуационная задача, выполняемая студентами в письменном или устном виде с последующим обсуждением, либо задание, выполняемое на ЭВМ. 
Решение ситуационных задач. 
Выполнение письменного домашнего задания — разработка программы по товару (товар — по выбору студента с разработкой им ситуационной задачи либо с использованием ситуации, предложенной преподавателем). 
Студенты в период подготовки к занятию должны ознакомиться с примерной структурой программы маркетинга, которая приводится ниже, и под руководством преподавателя попытаться составить маркетинговую программу по определенному товару конкретного сегмента рынка (товар — по выбору студента, который либо самостоятельно вырабатывает ситуационную задачу, либо составляет программу по ситуационной задаче, предложенной преподавателем). 
Используются персональные компьютеры, в память которых заложены вопросы и небольшие ситуационные задачи с несколькими ответами к ним. 
Как правильно организовать производство товаров и услуг Как сделать это производство действительно эффективным Как сократить затраты на производство и хранение Что должен сделать руководитель для того, чтобы его подразделение работало без сбоев Как найти и рационально использовать сильные стороны вашей корпорации Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Приводимые в каждом разделе ситуационные задачи иллюстрируют и облегчают закрепление материала. Книга предназначена для студентов вузов, изучающих менеджмент и организацию производства. Кроме того, удачное сочетание теории и практики позволяет рекомендовать ее для менеджеров любого уровня, желающих повысить свой образовательный и профессиональный уровень. 
Стандартные — это предписанные задачи нестандартные — не предписанные, а ситуационные задачи, связанные с творческими поисками оптимального решения. 
Крылова Г.Д., Соколова М.И. Практикум по маркетингу ситуационные задачи и тест-контроль Учеб. пособие / Под ред. акад. А.Н. Романова. — М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240с. 
Исходными данными для решения ситуационной задачи являются паспорта типовых и экспериментальных проектов магазинов, помещенные в каталогах типовых проектов, изданных проектными институтами «Центросоюзпро-ект», «Гипроторг», «Гипросельстрой». 
Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Основы аудита Курс лекций с ситуационными задачами. — М. Изд-во Дело и Сервис , 2000. — 160 с. 
Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу подготовлены авторами лучшей учебной программы по маркетингу (диплом конкурса РАБО — НФПК), преподавателями МГИМО. Книга представляет собой завершенный учебный комплект по курсу Маркетинг . Теоретические положения учебника подкреплены практикумом, содержащим ситуационные задачи (кейсы) по каждой теме учебника. Комментарии, методика проведения лекций и семинарских занятий, программа курса и другие методические материалы приведены в методическом комплексе. 
Практикум предназначен для проведения семинаров, основанных на методе кейсов — ситуационных задач. Описана методика анализа кейсов, даны примеры решения. Приведенные в практикуме ситуационные задачи базируются на реальной, хотя и несколько измененной информации. Реализация обучения с помощью кейс-метрда позволяет не только находить решение проблемы, но и достигать более полного и точного ее понимания. 
В качестве материала для отработки пропущенных занятий может быть рекомендована ситуационная задача, составленная в соответствии с информацией о деятельности конкретной компании, содержащая как фактологическую, так и статистическую части. 

Смотреть страницы где упоминается термин Ситуационные задачи

:               

Смотреть главы в:

Финансовый практикум -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Маркетинг теория и практика -> Ситуационные задачи

Добавить комментарий

Закрыть меню