Рене декарт рассуждения о методе

«Рассуждение о методе,
чтобы верно направлять свой разум
и отыскивать истину в науках»
Р. Декарта

(краткий конспект ноябрь 2008 г.)

Общий смысл: Декарт на личном примере показывает, как находить истинное (очевидное), подвергая сомнению все.

Структура «Рассуждений»:

1) Предыстория (как Декарт шел к своей новой философии);

2) Мысленный эксперимент Декарта, открывший основы новой философии;

3) Применение вновь открытых общих принципов к основным научным проблемам.

При этом Декарт исходит из того, что:

1) разумность – уникальное и неотъемлемое свойство людей;

2) все предшественники и современники ни разу не сказали ничего такого, с чем Декарт мог бы согласиться. Причем теоретики искали истину бесплодней практиков, а путешествия для человека – куда познавательней книг;

3) цель его личной жизни – максимальное усовершенствование собственного разума с попутным пополнением запаса знаний. При этом желательно обогатить человечество открытиями, не утрачивая жизненного спокойствия и не впадая в крайности;

4) нет ничего такого, чего не в силах познать разум, но многое еще непознанного;

5) нам подвластны лишь наши мысли, а с неподвластностью и даже господством над нами всего прочего следует смиряться.

История открытия основ новой (Декартовой, картезианской): философии:

I. Автор долго и упорно во всем сомневался, избегал «предубеждений», всех за что-нибудь критиковал и в 23 года, не рискуя претендовать на большее, занялся самосовершенствованием. Попросту говоря, все детство и юность сильно капризничал и ничему не хотел учиться, как следует.

II. Чтобы благоустроить свой разум по единому плану и заполнить его только достоверными знаниями, сей двадцатитрехлетний неуч решил придерживаться метода, мимоходом почерпнутого из геометрии и алгебры: выводить все истины из простых и очевидных положений (аксиом).

По этой методе, подвергая сомнению всякую вещь, принялся очищать себя от заблуждений и добывать доселе неведомые истины.

III. Девять лет «успешного» применения «математического метода» и сомнений ко всему, о чем он задумывался походя — во время странствий, побудили Декарта заложить основания новой философии, более достоверной, чем общепринятая.

Для этого он уединился и попытался представить, что абсолютно все не достовернее сна. И тут его осенило: «сомневающееся я» все-таки должно существовать при любых сомнениях: «Заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии».

Внимательнее проанализировав ход своих мыслей, приведший к такому открытию, Декарт сделал еще четыре открытия, казавшихся ему совершенно очевидными:

1) «сомневающееся я» есть внепространственная мыслящая субстанция (душа), ибо представима без тела;

2) истинно – все, что представляется нам (точнее нашему разуму, а не чувствам) вполне ясно и отчетливо;

3) сомнения признак несовершенства, сомневающийся понимает это – значит, есть некий источник, снабжающий несовершенного представлениями о совершенстве – то есть совершеннейший сам по себе Бог;

4) Бог же есть источник и прочего имеющегося в «Я», в том числе представлений о внешнем мире. А поскольку столь совершенное существо не может ложно внушать очевидность – то все очевидное существует и на самом деле.

IV. На основе подобных принципов Декарт почувствовал себя вполне готовым создавать систему, объясняющую и мироздание в целом, и каждую вещь в особенности, делающую людей подлинными хозяевами природы. Однако по недостатку сил и средств решил ограничиться медициной и выцыганивать у читателей материальную помощь для продолжения собственных «исследований».

Ирония в том, что пышные, но голословные разглагольствования Декарта по конкретным вопросам естествознания, содержащиеся, как в данной работе, так и прочих его трудах, хоть и казались ему абсолютно истинными (безусловно, очевидными), — были целиком опровергнуты учеными, как безграмотное чудаческое фантазирование.

Краткое содержание Декарт Рассуждение о методе

Рене Декарт в своем философском трактате «Рассуждение о методе» рассказывает метод понимания человеческой жизни. Он пишет о том, как привести свои мысли в порядок для того, чтобы лучше осознать, что происходит вокруг, чтобы научиться видеть истину и жить спокойно.

В первой части метода Декарт рассуждает о том, как изучить себя и свой путь предназначения, обращаясь к наукам.

В частности, он говорит о математике. Что данная наука приводит в порядок мысли, помогает человеку лучше понять окружающий мир и создать четкую картину того, каким путем должен следовать человек.

Далее, во второй части, с помощью таких наук, как логика, геометрия и алгебра, он рассказывает читателю, что привычка и пример не лучшие спутники истины. Декарт говорит о том, что для, чтобы осознать истинное решение и следовать правильному пути рассуждения, нужно, во-первых, все подвергать сомнению. Во вторых, делить искомое на части для того, чтобы через анализ частей, прийти к правильному умозаключению. В третьих, нужно привести мысли в определенный порядок. И в четвертых, находить «железные» факты, которые доказывают истину.

Автор философского трактата предлагает идти от малого к большему.

Третья часть произведения рассказывает о правилах морали. О том, что нужно следовать законам и религии государства, чтобы оставаться моральным человеком. А также Декарт говорит о том, что нужно оставаться решительным в своих суждениях, если они следуют истине.

Четвертая часть трактата повествует о бессмертии души. Рене Декарт пишет, что наше тело тленно, но разум бессмертен. Это происходит потому, что разум и есть наша душа. Отсюда автор делает вывод, что душа бессмертна.

В пятой части автор пишет о нескольких физических вопросах. Он рассуждает о растениях, животных и человеческом организме. Описывает возникновения растений, животных и человека. Далее Декарт пишет подробно о человеческом организме. Описывает систему кровообращения, легкие и остальные органы.

Завершается произведение Декарта шестой частью. Этот кусок философского трактата повествует об исследовании природы. Что нужно для того, чтобы продвинуться дальше в этом деле.

Данное произведение учит тому, как привести в порядок свои мысли. Помогает лучше осознать происходящее вокруг: природные процессы, процессы, происходящие не только в человеческом организме, но и в других живых организмах. Рене Декарт учит через познание истины жить в ладу с окружающим миром.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Декарт — Рассуждение о методе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

    У старика со старухой было двое детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате, которого звали Иванушкой. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась одного оставить дома, взяла с собой.

  • Краткое содержание Эсхил Орестея

    «Орестея» Эсхила состоит из трех трагедий. Первая часть «Агамемнон» повествует о великом царе Аргоса, вторая названа «Хоэфоры», а третья – «Евмениды».

  • Краткое содержание Катаев Дудочка и кувшинчик

    Поспела земляника в лесу. Пошли в лес за земляникой папа, мама, дочка Женя и маленький сынок Павлик. Мама с папой взяли чашки для земляники, Женя — красивый кувшинчик, а Павлик — маленькое блюдечко. Пришли в лес.

  • Краткое содержание Куприн В цирке

    Цирковой борец Арбузов пришел к доктору с недомоганиями: тяжесть в голове, слабость, плохой сон. Доктор Луховицын осмотрел больного и поставил диагноз: гипертрофия сердца. Такое заболевание было не редкостью для людей тяжелого физического труда

  • Краткое содержание Первая охота Бианки

    Устал щенок бегать за домашними птицами.

    Решил на охоту отправиться. Пролез под воротами и побрёл по зелёному полю. Добрался щенок до небольшого озера и увидел птицу, выпь называется

1. Общие сведения об авторе монографии………………………………………………3

2. Анализ трактата «Рассуждение о методе»………………………………………………5

2.1. Соображения, касающиеся наук………………………………………………….7

2.2. Основные правила метода…………………………………………………………7

2.3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода………………………9

2.4. Доводы, доказывающие существование бога и бессмертие души, или

основания метафизики………………………………………………………………..10

2.5. Порядок физических вопросов…………………………………………………….10

Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы…….11

3. Актуальность выказанных автором идей на сегодняшний день……………………12

  1. Общие сведения об авторе монографии

«Cogito, ergo sum» — философское утверждение, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени, с которого символично начать повествование об этом известнейшем мыслителе. Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.

Рене Декарт (31 марта 1596 — 11 февраля 1650) — величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель философии Нового времени, он заложил традиции, которые живы и сегодня. Его жизнь протекала в борьбе против науки и мировоззрения схоластики.

Декарт происходил из старинного обедневшего дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды, где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения – «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…», «Начала философии». В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер.

Поле деятельности его творческих интересов было безгранично. Оно охватывало философию, математику, физику, биологию, медицину.

Основная черта философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждую частицу материи мыслитель рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции является Бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их.

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Сам Бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных философ отрицал. Будучи автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения.

Декарт исследовал строение различных органов животных, а также строение их зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался выяснить сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений и описал схему рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и центробежная части рефлекторной дуги.

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет, безусловно, достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта — сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Сомнение же есть один из актов мышления – «я мыслю, следовательно, я существую».

Идеализм Декарта связан с религиозными предпосылками его системы. Для доказательства реального существования мира, по Декарту, необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Декарт строил по образцу онтологического доказательства бога Ансельма Кентерберийского. Но если бог существует, то в силу его совершенства исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно.

В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Он отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.

Правила рационалистического метода Декарта состоят из четырёх требований:

1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи;

3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;

4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства — от латинизированной формы имени Декарт.

Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения Нового времени.

Рене Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он был одним из главных создателей аналитической геометрии, ввел многие алгебраические обозначения, высказал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Декарт автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта).

В истории философии творчество Рене Декарта — одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

2. Анализ трактата «Рассуждение о методе»

«Рассуждение о методе» Декарта принадлежит к числу тех замечательных произведений человеческой мысли, которые не только создают славу их творцу, но и надолго определяют характер и направление последующего развития науки.

Молодая буржуазия начала XVII века, носительница передовых тенденций общественного развития, осознала непосредственную полезность технических изобретений и открытий и связь технического прогресса с прогрессом науки. Знание есть сила, знание увеличивает могущество человека — вот мысль, пронизывающая сочинения теоретиков буржуазии той эпохи. Философия начала XVII века ставит перед собой задачу — отыскать новый метод науки, который соответствовал бы потребностям технического роста и нового капиталистического способа производства.

Задачу отыскания нового метода науки как раз и разрешает в своем «Рассуждении о методе» Рене Декарт. Он явился обоснователем того рационалистическо-математического метода, последователями которого после Декарта выступили Спиноза и Лейбниц.

Рене Декарту противостоял исконный враг науки — религия. Богословие и тесно связанная с ним схоластика предлагали свое объяснение мира и свой метод. Они утверждали, что человеческий разум бессилен познать скрытую тайну мира. Силу разума они ограничивали; его задачу они сводили лишь к истолкованию «истин» веры, добытых путем сверхразумного откровения. Единственным пригодным для этого методом они признавали силлогистику — искусство, как говорил Декарт, «выводить из известного известное», да «говорить без смысла о неизвестных вещах вместо того, чтобы познавать их».

В «Рассуждении о методе» Декарт обрушивается на богословие и схоластику. Мнимой силе религиозного откровения он противопоставляет мощь человеческого разума. «Нет таких отдаленных вещей, — писал Декарт, — которых нельзя было бы достигнуть, и таких сокровенных, которых нельзя было бы открыть». Искать истину не в боге, а в человеке и в великой книге природы — вот к чему призывал Декарт.

Из отдельных наук в начале XVII века более всего была развита математика. Сам Декарт был математиком, он открыл приложение анализа к геометрии. Математика, которая работает абстрактным величинами, казалась многим ученым того времени наукой независимой от чувственного.

Отсюда Декарт сделал такой вывод: подобно тому, как математик силой ума правильно решает математические задачи, так и философ может постичь истину одной чистой силой ума. Эта мысль и легла в основу декартовского метода наук.

Философ отрицал возможность достижения истины путем чувственного опыта. Чувство само по себе является, по Декарту, лишь источником спутанного и неясного знания. А источником ясного и отчетливого знания может быть только разум, независимый от чувств. Для познания истины надо подвергнуть сомнению все показания чувственного опыта, надо отрешиться от них, надо закрыть глаза и заткнуть уши. И тогда останется чистый разум, тогда воссияет «естественный свет» разума, и начнет действовать заложенная в душе человека способность интуиции. Эта способность позволяет ясно и отчетливо, без помощи чувственного опыта, открывать общие принципы знания.

Математика начинает с аксиом и от них переходит к теоремам, следуя, таким образом, от общих принципов к конкретным следствиям. Такой метод должен быть положен и в основу философского знания. Раньше надо найти «начала философии», первые принципы знания. От них совершается переход к «законам природы» и, наконец, — к конкретным вещам. Таково содержание знаменитых правил метода, которые Декарт приводит в своем «Рассуждении о методе».

Подвергая сомнению и отбрасывая данные чувств, я остаюсь, говорит Декарт, как бы наедине со своей мыслью. Я устанавливаю тот факт, что я мыслю, и из него заключаю, что я существую (cogito, ergo sum). Отсюда я усматриваю, что я есть мыслящее существо. Как мы видим, Декарт был здесь идеалистом.

Против учения Декарта об интуиции вели борьбу его современники-материалисты Гоббс и Гассенди. Они доказывали несостоятельность положения Декарта: «я мыслю, следовательно — я существую». С таким же основанием, говорили они, можно из того факта, что «я прогуливаюсь», вывести, что «я есть прогулка». Так материалисты Гоббс и Гассенди критиковали идеалистическое учение Декарта о независимости разума от чувств. Они правильно доказывали, что нельзя отрывать деятельность разума от чувственной деятельности, что нет такого знания, которое в основе своей не имело бы воздействий внешних вещей на чувства человека.

Однако в своей физике и физиологии Декарт стоял на материалистических позициях. Этими сторонами своего философского учения Декарт вошел в историю материализма.

Рационалистический метод Декарта, при всех его недостатках, сыграл в условиях XVII века огромную прогрессивную роль. Учение Декарта о способности человеческого разума постигать истину без помощи откровения и религии было ударом по богословию, по схоластике, по средневековому варварству и суеверию.

Краткое содержание Декарт Рассуждение о методе для читательского дневника

В трактате «О методе» Декарта высказывает мысль: обладать умом – не главное, важнее правильно применять ум. Существует два вида умов: во-первых, те, кто воображает себя умнее, чем они на самом деле; во-вторых, те, кто разумны и скромны.

Человек, по мнению Декарта, должен расширять область своих познаний, совершенствовать свои знания с помощью метода. Выделяются 4 правила логики (метода): правило очевидности (ничего не принимать за истину), правило деления трудностей (разделять по частям каждую задачу), правило упорядочивания мыслей (располагать задачи от простого к сложному), правило контроля (вести записи).

Декарт не учит методу, он лишь демонстрирует, каким образом он направляет свой ум. Путешествия помогли Декарту обрести необходимый опыт и подтолкнули к изучению себя самого, в результате чего были сформулированы правила морали: следовать законам и традициям страны, отталкиваясь от религии; предпринимать только решительные действия; бороться с собой, а не со своей судьбой и изменять не окружающую действительность, а себя самого; верно рассуждать, чтобы совершать верные поступки.

Более того, Декарт вывел философский принцип: «Я мыслю, значит, я существую». Как следствие из этого принципа возникла идея субстанции, не зависящей от материального. Сущность этой субстанции – мышление. Также в трактате присутствует представление о боге, как о совершенном создании.

С помощью метода Декарта можно научиться лучше мыслить, правильно расставлять приоритеты при выполнении умственной работы.

Оцените произведение: Голосов: 26

Читать краткое содержание Декарт — Рассуждение о методе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

>Картинка или рисунок Декарт — Рассуждение о методе

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бойцовский клуб Чака Паланика

    Это произведение написано нашим современником Чаком Палаником. Действия происходят в наше время. Повествование ведется от лица героя, имя которого не указано.

  • Краткое содержание Платонов Возвращение

    Главный герой-Алексей Алексеевич Иванов пробыл на войне четыре года и был демобилизован. С ним прощаются по всем законам, есть музыка, уважение и любовь со стороны сослуживцев, после чего он отправляется домой

  • Краткое содержание Помощница ангела Кузнецовой

    История Юлии Кузнецовой о детях. Точнее о трех друзьях. Они все разные.

    В их компании мальчик по имени Виктор, но все его называют Вик, и две девочки Ангелина, которая предпочитает называть себя Энджи, и Алена.

  • Краткое содержание Давыдов Партизан

    Одним из первых и особо выдающихся патриотов времён России стал Денис Давыдов во времена 1812 года. Он известен как инициатор партизанского движения, его именуют как партизан войны 1812 года. Давыдов был удивительно разносторонне талантлив.

  • Краткое содержание Голем Густав Майринк

    Роман повествует о необычных приключениях главного героя, который случайно перепутал свою шляпу со шляпой некоего Атанасиуса Перната. Тот жил в Праге и был реставратором и резчиком камня

Р.Декарт «Рассуждение о методе»

Рене Декарт (1596-1650) был одним из великих мыслителей, которые стояли у истоков современной европейской науки. В его творчестве органично сочетались интерес к онтологическим проблемам, решаемым в духе противостояния схоластике, выработка и обоснование метода познания, глубокие исследования и открытия в области математики, физики, космогонии, физиологии. Его исследования неразрывно связаны с философскими представлениями о единой материальной протяженной субстанции, они легли в основу формирующейся механистической картины мира.

Свою первую работу «Рассуждение о методе…» и в виде приложений трактаты «Геометрия», «Диоптрика» и «Метеоры» он опубликовал в 1637 г.

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Декарт ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. В схоластике он не находит ни такого основоположения, ни такого метода. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта — сомнение в истинности всего общепризнанного знания. Однако для Декарта сомнение не есть убеждение агностика или скептика, а лишь предварительный методический прием, инструмент, посредством которого удается вывести некую несомненную основополагающую истину. Рассуждения Декарта вкратце таковы: у меня нет достоверного знания о существовании моего тела, ибо я мог бы быть животным или покинувшим тело духом, которому снится, что он человек, однако мой разум существует несомненно и достоверно. Содержание мыслей и убеждений может быть ложным, однако сам факт мышления и верования достоверен. Выводом стала идея субстанциальности мышления: «мыслю, следовательно, существую».

Отталкиваясь от этого тезиса, Декарт делает такой вывод: поскольку мы получили эту истину не с помощью чувств или дедукции из других истин, то должен существовать некий метод, который позволил нам её получить. Это, по мнению Декарта, — метод ясных и отчетливых идей: то, что мы мыслим ясно и отчетливо, должно быть истинно. Не обманываемся ли мы в источнике этой ясности и отчетливости? Если существует всемогущий и благой Бог, то возможность обмана исключена. Поэтому далее Декарт доказывает бытие Бога достаточно традиционными аргументами.

Убедившись в том, что мы можем доверять нашим способностям, Декарт делает следующий вывод: материя существует, поскольку наши идеи о ней ясные и отчетливые.

Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется или перемещается в этом пространстве. Декарт отвергает как идею пустого пространства, так и идею дискретного атомарного строения материи. Сущностью материи является протяжение, сущностью разума — мышление, они несводимы одно к другому, следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций — духовной и телесной.

Такому представлению о роли мышления соответствует основанная на рационалистической дедукции методология. В «Рассуждении о методе…» Декарт формулирует основы своего метода в следующих четырех правилах:

  • истинным считать лишь то, что очевидно, ясно и отчетливо представляется уму;
  • делить каждую проблему на возможно большее число частей, требуемых для её разрешения;
  • восходить, мысля по порядку, от наиболее простых предметов к все более сложным;
  • составлять настолько полные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Такой метод, по мнению Декарта, должен дать возможность адекватного познания природы. Метод изложен достаточно общо, ясно только, что решающую роль в определении истины должна играть интуиция, а при надлежащем применении метода природа познаваема. Поскольку Декарт мыслит материю непрерывной, отвергая атомистические представления, в его трактовке она выступает не столько веществом физики, сколько пространством стереометрии. Поэтому не удивительно, что такое важное место в творчестве Декарта занимают его математические исследования. В «Геометрии» (1637) Декарт впервые ввел понятия переменной величины и функции, что коррелирует с его представлениями о едином мире и роли в нем движения, изменения. Переменную величину Декарт понимает двойственно: как отрезок переменной длины и постоянного направления — текущую координату точки, описывающую своим движением кривую, и как непрерывную числовую переменную, пробегающую совокупность чисел, выражающих этот отрезок. Двоякий образ переменной обусловил взаимопроникновение геометрии и алгебры. Действительное число Декарт трактует как отношение любого отрезка к единичному (такое определение было сформулировано лишь И. Ньютоном).

Отрицательным числам Декарт дает реальное истолкование в виде направленных ординат. Декарт вводит систему обозначения переменных величин, коэффициентов и степеней, которая дошла в практически неизменном виде до наших дней, и поэтому запись уравнений у него почти не отличается от современной.

Декарт положил начало ряду исследований свойств уравнений: сформулировал правило знаков для определения числа положительных и отрицательных корней, поставил вопрос о границах действительных корней, выдвинул проблему приводимости (представления целой рациональной функции с рациональными коэффициентами в виде произведения двух функций такого же рода) и определил, что уравнение 3-й степени разрешимо в квадратных радикалах и решается с помощью циркуля и линейки, когда оно приводимо.

Из онтологической идеи Декарта о существовании независимой материальной протяженной субстанции рождается его повышенный интерес к изучению пространства, его свойств, его описания математическими, алгебраическими методами. Отсюда — один шаг до соединения существовавших ранее раздельно дисциплин — алгебры и геометрии и создания новой области математики — аналитической геометрии, позволяющей решать задачи обеих математических дисциплин.

В аналитической геометрии, которую одновременно с Декартом разрабатывал П. Ферма, основным достижением Декарта можно считать созданный им метод координат. В область изучения геометрии Декарт включил «геометрические» линии, которые можно описать движениями шарнирных механизмов. Он разработал способ построения нормалей и касательных к плоским кривым и применил его, в частности, к некоторым кривым 4-го порядка, так называемым овалам Декарта. В частных переписках содержатся и другие открытия Декарта: вычисление площади циклоиды, проведение касательных к циклоиде, определение свойств логарифмической спирали.

Декарт выводил свои законы движения в рамках той картины мира, которой придерживался: например, первый закон основан на предположении о неизменности Бога и сохранении им одинакового количества вещества и движения во Вселенной. Ньютон, пересматривая натурфилософские взгляды Декарта, формально приходит к тем же законам, что и Декарт, однако они встроены в иную натурфилософскую систему, в концепцию абсолютного пустого пространства и времени (Декарт не признавал пустого пространства), иначе говоря, выведены Ньютоном в рамках другой физической механики. В результате получились иные законы, они действительны для другого мира.

В космологических и космогонических исследованиях Декарта важную роль играет тот факт, что, не признавая пустого пространства, он заменяет атомистическую концепцию движения понятием относительного движения. В работе «Начала философии» (1644) он развивает идею о невозможности движения одного тела или одной корпускулы, ибо всякое движение предполагает взаимодвижение, круговорот материи. Из понимания относительности движения вытекает и относительность покоя, поэтому Декарт считает, что в мире нет совершенно неподвижных точек. Круговорот движения материальных частиц образует форму вихревых центробежных движений, и из этих вихревых потоков материи на основе чисто механических процессов образуются все космические тела и система мироздания в целом.

Вихревая теория Декарта основывается на его учении о строении материи, состоящей из троякого рода частиц, различающихся размерами и формой: во-первых, дробные, бесконечно малые осколки; во-вторых, обточенные, подвижные, шарообразные частицы; в-третьих, большие, малоподвижные, обладающие гранями частицы. Из первых в ходе вихревого движения образуются Солнце и неподвижные звезды, из вторых — небо, из третьих — Земля с планетами и кометами.

Декарт в своем космологическом учении исходит из представлений о первоначальном хаосе материи и уверен, что «сама природа может распутать сложность хаоса» и законы природы «были бы достаточны, чтобы заставить части материи распутаться и расположиться в весьма стройный порядок. Придя благодаря этим законам сама собою в порядок, материя наша приняла бы форму весьма совершенного мира…».

Мы видим, как из философских идей Декарта формируются космогонические концепции, в которых не только отвергается телеология , торжествует механическое движение как одна из основ единства мира, но, как и в математике с введением переменной величины, закладываются основы идеи развития Вселенной, её эволюции, получившие полное воплощение века спустя в современной космологии.

Физиологические работы Декарта основываются на учении У. Гарвея о кровообращении. Декарт исследовал строение различных органов животных и строение зародышей на различных стадиях развития. Наличие сознания у животных Декарт не признавал, уподоблял их автоматам, лишенным души и не способным думать. Подобно телам животных, тело человека представляется Декарту сложным механизмом, состоящим из материальных элементов и способным совершать сложные движения при механическом воздействии на него окружающего мира.

Такая трактовка вполне согласуется с его философскими взглядами, но, развивая именно эту трактовку, Декарт делает интереснейшее открытие, предвосхитившее учение о рефлекторной дуге. Поначалу Декарт представляет воздействие извне чисто механически: словно кто-то дергает за веревки. Нервы уподоблены веревкам. «Нервный импульс» должен куда-то дойти — Декарт понимает значение мозга как управляющего центра, откуда подается обратный сигнал, доходящий до мышц и вызывающий их сокращение. Позже трактовка «нервного импульса» Декартом значительно усложнилась и переросла в учение о «животных духах», легчайших подвижных частицах материи, движущихся по нервным «трубкам».

Самое удивительное, что этим дело не ограничилось. Декарт не только теоретически пришел к пониманию рефлекса вообще, но и высказал гениальную догадку о возможности условных рефлексов. Не случайно в Московском институте нормальной физиологии бюст Декарта стоит первым в ряду великих ученых.

Рассматривая соотношение между философскими, методологическими и научными идеями, Декарт приходит к выводу, что единая телесная материальная субстанция с её единым механическим движением — источник и точка приложения его математических и физических законов.

Итак, в творчестве Р. Декарта можно увидеть органическое единство философских идей, методологического подхода и научных поисков и открытий. Как универсально-математический подход, так и естественно-научные воззрения Декарта продолжают и питают его философско-методологическое учение.

Добавить комментарий

Закрыть меню