Рене декарт рассуждение о методе

Рене. Декарт (1596-1650) — французский философ, физик и математик; основатель рационализма. Нового времени. Родился в знатной семье. Учился в школе иезуитов. Здесь у. Декарта проявились склонность к занятиям ма атематикою и безусловное неприятие схоластической традиции, которая царила в школолі.

Декарту пришлось участвовать в известной. Тридцатилетней войне. Военная служба ему не нравилась, оставляет ее, уединяется, избрав местом проживания наиболее свободной в то время страну. Европы -. Голлан ндию течение 20 лет занимается исключительно научной работой. В 1649 г. Декарт принимает приглашение шведской королевы. Христины помочь ей основать академию наук. Необычный для. Декарта режим дня и строгий климат. Швеции стали причиной его преждевременной смертностимерті.

«Рассуждение о методе»(1637) — один из важнейших произведений. Р. Декарта, в котором кратко изложены принципы его философии. Состоит из 6 частей: о науках (часть 1), о научном методе (часть 2); о морали (часть 3), о существовании. Бога и бессмертии души (часть 4), о проблемах физики (часть 5), о средства развития наук (часть 6 (частина 6).

В первой части. Р. Декарт, определив разум как»способность правильно судить и различать истинное от ложного», утверждает, что эта способность одинаковой степени присуща всем людям в отличие от животных, ее лишены. Тот факт, что некоторые люди достигают больших успехов в познании, объясняется их умением управлять собственным умом»Здравый смысл есть вещь наиболее распространенная в мирейбільш поширена у світі».

Поэтому центральной проблемой науки и философии, считал. Р. Декарт, является проблема метода, который нужен для управления разумом и успешного продвижения в познании природных закономерностей. При этом формальную л логику. Р. Декарт оценивал невысоко. Она пригодна, по его мнению, лишь для объяснения известных истин, а не для открытия новых. Из всех наук, которые»являются совокупностью запутанных противоречивых сведений»,. Р. Декарт предпочитает математике»за достоверность и очевидность доказательств»Математические приемы исследования. Р. Декарт попытался распространить на все достоверное знаниети на все достовірне знання:

Р. Декарт формулирует»главные правила метода»

В основе первого правила лежат принципы очевидности,»ясности и выразительности»в суждениях и представлениях о предметах. Не следует принимать за истинное ничего такого, которое бы не было предварительно признанным безусловно в истинным. Надо тщательно избегать поспешности и предубеждения в своих сужденияїх судженнях.

Второе правило предполагает расчленение на части трудностей, встречающихся, чтобы легче было преодолеть

Третье правило научного метода заключается в управлении ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и таких, что легко узнаются, и подниматься медленно, как по ступеням, до познания наиболее сложными их, от доведенного до недоказанного (движение от простого к сложному.

Четвертое правило требует тщательного осмотра поля исследования и порядка его (исследования) проведение, чтобы не допустить никаких потерь и выпадения логических звеньев

По сути, основные правила научного метода сводятся к следующему: начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные высказывания; действовать при этом так, чтобы не пропустить ни одного ной звена, т.е. сохранять непрерывность цепи умозаключений. Для обеспечения выполнения этих правил необходима интуиция, с помощью которой схватываются начальные факты исследования, и дедукция, которая дает изм. ОГУ получать следствия из них.

Со своей научного метода. Р. Декарт выводит правила морали:

1) подчиняться законам и обычаям своей страны, придерживаясь неотступно религии, т.е. быть законопослушным;

2) оставаться наиболее твердым и решительным в реализации принятых решений. Однажды приняв какое-то мнение, хотя бы и сомнительную, следует придерживаться ее, будто она совершенно правильная;

3) всегда стремиться побеждать скорее себя, изменять свои желания, а не порядок мира.

Следует смириться с мыслью, что в полной нашей власти находятся только наши мысли, и после того), как мы сделали в все возможное, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто совершенно невозможное.

«Наконец, в завершение этой морали, — говорит. Р. Декарт, — я сделал обзор различных занятий людей в этой жизни, чтобы постараться выбрать лучшее из них»

Р. Декарт определяет основы метафизики, формулирует известное выражение:»Я мыслю, следовательно я существую»По этому поводу говорит:»Я обратил внимание на то, что в то время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на а в мире, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал, дійсно існував».

Говоря о сущности человека,. Р. Декарт утверждает, что ею является душа мыслит»Я — субстанция, вся сущность или природа которой состоит в мышлении»И далее:»Мое. Я, или душа совершенно отлична от тела и как сли бы его не было, она не перестала 6 быть тем, чем она является»Наша душа бессмертнана є».. Наша душа безсмертна.

Отчетливо проявляется рационализм. Декарта:»спим мы или бадьоримося, мы должны доверяться в суждениях наших только очевидности нашего разума»Р. Декарт приводит примеры. Солнце видим очень четко, но оно о не такой величины, как видим. Можно представить львиную голову на теле козы, но это не значит, что существуют на свете химерь на світі химери.

В пятой части своего произведения. Р. Декарт начертил схему последовательного постижения природных явлений -«великой книги мира»При этом считал, что правила механики являются универсальными»правилами природы»

подчеркивает также характерные черты человеческого интеллекта пользования словами, знаками и универсальность человеческого разума

В завершение. Р. Декарт подчеркивает практическую направленность новой методологии, выше пользой которой является содействие тому, чтобы»сделаться хозяевами и обладателями природы»

Для этого нужно также здоровья, забота о благе других, важнейшими должны быть заботы не о настоящем, а о будущем, нужно также свобода деятельности

Добавить комментарий

Закрыть меню