Религия зарубежной Азии

Юго западная Азия — родина основных религий мира

25 апреля 2013

Многое из того что мы сегодня делаем и знаем впервые появилось в Юго-Западной Азии. Еще до нашей эры люди, заселявшие этот регион, уже занимались земледелием и скотоводством, здесь успешно развивались ремесла, осуществлялось искусственное орошение. В этой части мира был изобретен буквенный алфавит. Юго-Западная Азия является родиной основных религий мира – христианства и мусульманства.

Природа этого региона довольно сурова, в рельефе преобладают нагорья, по окраинам которых возвышаются молодые складчатые горы. Возникшие сравнительно недавно, они очень высоки и их вершины покрыты куполами ледников. Большие территории занимают плоскогорья, вдоль крупных рек располагаются низменности. Юго-Западная Азия отличается разнообразными климатическими условиями. Так, например, Аравийский полуостров своими природными условиями похож на пустынные районы соседней Африки. Над ним почти постоянно господствует жаркий и сухой тропический воздух. В таких условиях образовалась пустыня Руб-эль-Хали – самая сухая в мире, в которой по несколько лет осадки вообще отсутствуют. Зато на побережье Черного и Средиземного морей, омывающих Малую Азию, климат теплый, с дождливой зимой. Средиземноморский климат позволяет выращивать цитрусовые, виноград, оливковые деревья.

Аравийский полуостров и Месопотамская низменность очень богаты запасами нефти. Юго-Западная Азия является лидером по добыче нефти. Больше всего ее добывают в таких странах, как Ирак, Кувейт, Иран и Саудовская Аравия. По густой сети трубопроводов нефть поступает к портовым городам, а оттуда огромными танкерами доставляется во все уголки мира.

Страны и население

В регионе имеется 16 государств. Большая часть стран относится к унитарным. Федерацией является только одна страна – Объединенные Арабские Эмираты. Здесь сохранилось семь монархий, причем большая часть из них абсолютные. В остальных государствах республиканская форма правления. На сегодняшний день Юго-Западная Азия очень нестабильный уголок нашей планеты. Во многих странах внутриполитическая обстановка очень напряжена.

Между некоторыми государствами существует много нерешенных проблем, что часто приводит к вооруженным конфликтам.

Юго-Западная Азия, страны которой имеют высокие показатели роста численности населения, относится к одному из самых густонаселенных регионов. Основной причиной этого является влияние ислама. Страны имеют многонациональный состав, так как в них кроме основных этнических групп проживает много национальных меньшинств.

Малая Азия, страны которой в основном исповедуют ислам, является центром мусульманского мира. Здесь находится, пожалуй, самый известный в мире город Иерусалим – столица трех мировых религий.

Располагаясь на стыке Африки, Европы и Азии, находясь на перекрестке важных торговых путей и обладая огромнейшими нефтяными месторождениями, Юго-Западная Азия в сегодняшнем мире по-прежнему остается одним из самых влиятельных мировых центров.

Религия в Азии

Комментариев пока нет

Материк Азия – место соприкосновения трёх всемирных религий, а также множества национальных: индуизма, иудаизма, синтоизма, даосизма, конфуцианства. Половина населения мира проживает в Азии, и это только усиливает её разнообразие во всём, в том числе и религиозных верованиях.

Все три всемирные религии появились в Азии: в стране Индия – буддизм, в в стране Палестина и Израиль – христианство, в Саудовской Аравии – ислам. Азия – это же и родина синтоизма, иудаизма, джайнизма, сикхизма, конфуцианства, зороастризма и множества мелких верований.

А что мы знаем про Юго-Западную Азию? в ней преобладает ислам, а во многих странах он объявлен государственной религией, в том числе Иране (шиизм), Садовской Аравии (суннизм) и мелких монархиях Персидского залива. В Израиле преобладает иудаизм.

Некоторые исследователи относят Грузию, Армению и Азербайджан к Азии (хотя первые две страны принято считать европейскими) распространено христианство. Много христиан и в Ливане. Крупные общины были в Ираке и Сирии, но войны заставили их покинуть родной дом.

Религия Средней и Южной Азии

Средняя Азия исповедует ислам суннитского направления, хотя там велики общины христиан (более трети населения Казахстана).

В Южной Азии преобладают индуизм (Индия) и ислам (Пакистан, Бангладеш). Буддизм – основная религия Непала и Бутана. Буддистов в Индии менее 1%.

А вот настоящий центр буддизма – это Юго-Восток Азии. Махаянисты — это вьетнамцы, остальные буддийские народы региона (таиландцы, камбоджийцы, лаосцы) – приверженцы тхеравады. Мусульмане на Юго-Востоке Азии – малайцы и индонезийцы. Единственное государство в Азии, где основаная религия христианство – это Филиппины.

Восток Азии – центр соприкосновения множества местных верований. Помимо буддизма (только он здесь представлен лишь в Монголии – ламаистская ветвь), здесь влиятельны и местные верования – даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии. Много и буддистов, и христиан в Южной Корее и КНДР. Здесь же было много неверующих, но это число падает. В КНДР местной религией становится идеология чучхе.

Самая популярная религия в Азии – ислам: почти все христиане живут за её пределами. К 2030-2050 годам здесь влияние мусульманства усилится: если по всему миру ислам должен сравняться с христианством, то в Азии должен только наращивать свои позиции из-за малого присутствия христиан в этой части света.

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманствов зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии.

В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,

Рис. 81. Главные религии верующего населения зарубежной Азии

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.

Рис. 82. Паломничество в Мекку

Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2/5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1/2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство –представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1/3 верующих.

Зато национальные и региональные религиираспространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1/3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

Добавить комментарий

Закрыть меню