Рекомендации учителям начальных классов

Содержание

  • Учитывать индивидуальные особенности детей (дети разные, у всех темперамент разный).

  • Подчеркивать достоинства учащихся

  • Любить себя и повышать самооценку Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить себя и собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

  • Использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

  • Оказывать поддержку в адаптационный период.

  • Интерпретировать поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

    Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, что у нее сегодня сдали нервы, она очень устала, в классе много шалунов, которые ей мешают.
    Ребенка надо учить объяснять собственное поведение. Он сможет объяснить, как он вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

  • Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, что знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать.

  • Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

  • Интересоваться и задавать вопросы.
    Если мы хотим поддерживать инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить их.

  • Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научить, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказывал свое суждение, не боясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимали серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями.

  • Проведение родительских собраний по данно й тематике и ознакомление родителей с адаптацией и трудностями протекания данного процесса.

  • Обеспечить детям достойные и комфортные условия.

  • Помогать детям преодолевать адаптационный процесс.

  • Проблемы планирования воспитательной работы в начальной школе

    Савельева Елена Германовна, учитель ГБОУ СОШ №327 Санкт-Петербурга

    Постановка проблемы и ее актуальность

    Современное общество выдвигает ряд требований к процессу воспитания подрастающего поколения. В настоящее время на первое место выходит социализация личности. (Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.)

    Полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса.

    Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

    В процессе социализации решаются две группы задач:

    • социальной адаптации и
    • социальной автономизации личности.

    С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»

    Планирование воспитательной работы в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы в целом. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

    Но… Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

    Основная часть

    Учитывая заказ общества и возрастные особенности младшего школьника, перед учителем стоит нелегкая задача планирования воспитательной работы.

    Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов

    В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

    Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

    1. составление педагогами проекта плана (его контуров);
    2. коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей)
    3. внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

    Учитель начальных классов в силу возрастных особенностей детей, более чем его коллеги из среднего и старшего звена, испытывает здесь некоторые затруднения.

    Чтобы избежать их рекомендуется следовать некоторым шагам при планировании работы.

    1. Определение специфики класса (особенно в 1 год обучения)

    Или анализ воспитательной работы за прошедший учебный год (2 – 4 классы) (заостряется внимание на неудачах и их причинах)

    Трудность здесь заключается в том, что учитель 1 класса должен за короткий промежуток времени узнать учащихся и их родителей для постановки долгосрочных целей (на 4года). Конечно, в последствии возможна корректировка, но основная нить должна быть определена.

    При планировании 2 – 4 класс трудность заключается в низкой способности детей к анализу, тогда как анализ проведенной работы должен быть произведен не только учителем, но и детьми. Это необходимо для осознание ошибок в работе.

    1. Обоснование цели и задач воспитательной работы, учитывая специфику класса и анализ воспитательной работы за прошлый год.

    Трудность заключается в том, что при составлении анализа воспитательной работы учитель отмечает, в основном, положительные моменты, а на отрицательные старается не обращать внимание. Тогда как намного важнее проанализировать неудачи и обнаружить их причины, чтобы в дальнейшем постараться их устранить.

    1. Определение ожидаемых проблем воспитательной работы с классом в текущем учебном году.

    Трудность заключается в правильном распределении приоритетов, подборе средств, форм, методов работы по устранению этой проблемы.

    1. Обоснование средств, форм и способов воспитательной работы с классом.

    Трудность заключается в правильном определении соответствия между возрастом, спецификой, целями и отобранными формами и средствами работы.

    1. Учет и анализ индивидуальных особенностей детей.

    Нужно четко проанализировать индивидуальные особенности и составить план индивидуального роста для КАЖДОГО ученика, что требует много времени

    1. Определение специфики работы с родителями.

    Изучение родительского контингента – важная часть работы учителя начальной школы. В младшем школьном возрасте дети еще прислушиваются к мнению родителей, поэтому важно, что родители стали союзниками учителя и ребенка.

    1. Определение критериев и способов оценки реализации целей и задач воспитательной работы.

    Очень важный элемент при работе с детьми младшего возраста – осознание детьми справедливости оценки их деятельности и наглядность результата, поэтому необходимо разработать жесткие критерии оценки , с которыми будут знакомы дети. Таким образом, они и сами будут учиться давать оценку своей деятельности.

    Несомненно, что некоторую трудность при планировании воспитательной работы представляет и отсутствие определенной разработанной программы, как это имеется по предметам.

    В рамках изменений в образовании, при планировании воспитательной работы в современной школе учитываются такие направления

    • Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
    • Программа «Толерантность»;
    • Программа формирования законопослушного поведения обучающихся;
    • Программа формирования здорового образа жизни обучающихся;
    • Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся;
    • Профессиональная ориентация и адаптация к рынку труда обучающихся и выпускников образовательных учреждений.

    Четкое понимание необходимости следования этим критериям значительно упрощает задачу планирования воспитательной работы учителю.

    «Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения в рамках ФГОС НОО Морокова Наталья …»

    Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения

    в рамках ФГОС НОО

    Морокова Наталья Владимировна,

    старший преподаватель кафедры начального образования ККИДППО

    Стан Юлия Юрьевна,

    старший преподаватель кафедры начального образования ККИДППО

    Прынь Елена Ивановна,

    заведующий кафедрой начального образования ККИДППО

    Организация групповой работы учащихся начальных классов

    Групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся.

    Принципы формирования групп (пар):

    — группы (пары) создаются на различных этапах урока в зависимости от дидактических, психологических и управленческих целей учителя и результатов контроля, от этих же целей зависит и состав группы;

    — группа (пара) получает задачу на строго ограниченное время и по истечении этого времени анализирует результаты работы (порой значение имеет не результат, а сам процесс работы);

    -детям, не желающим работать в группах (в паре), учитель тоже выдает подобные задания. Учащиеся могут оставаться на своих рабочих местах и работать со всеми соответствующими материалами самостоятельно.

    Объединение в группы может происходить разными способами:

    1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору

    2. Экспресс — группа. Метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству или ситуация требует быстрой по времени организации групповой работы. Способы формирования «экспресс группы:

    -объединение тех, кто сидит рядом;

    -с помощью импровизированных «фантов».

    3. По определенному признаку, который задается либо учителем, либо любым учеником.

    4. По выбору «лидера», который либо назначаться учителем, либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

    5. По выбору педагога, который создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи.

    Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения в рамках ФГОС НОО Алгоритм подготовки учащихся к проведению групповой работы с целью развития у них навыков совместной работы и исследовательских умений:

    Определить количество групп в зависимости от количества учащихся; оптимальный размер группы 4-5 человек;

    Распределить ролевые позиции в процессе межличностного взаимодействия: лидер (организатор-руководитель), секретарь (фиксирует взаимодействия участников и контролирует исполнение действий), податель генератор идей (предлагает способы действий), критик (оценивает результат с целями работы, действий);

    Проанализировать особенности предметного содержания: объем, сложность, форма представления, оборудование;

    Учесть реальные временные границы урока и возрастные психологические возможности учащихся;

    Определить состав каждой группы. Знание учителем индивидуально-психологических особенностей учащихся, их межличностных отношений помогут ему прогнозировать возможности занятия каждым ребенком той или иной роли в процессе группового взаимодействия в течение учебного года.

    Основные правила общения и поведения участников групповой работы:

    1. говори доброжелательно;

    2. говори спокойно и ясно;

    3. говори только по делу.

    Желательно использовать графические знаки, модели в организации работы группы.

    В дальнейшем можно постепенно, при необходимости, добавлять другие правила на основе анализа взаимодействия:

    1) Слушай внимательно все выступления.

    2) Не критикуй высказываемые идеи.

    3) Воспринимай все предложения положительно.

    4) Не перебивай выступающего.

    5) Учись спокойно реагировать на высказывание партнера.

    6) Не стесняйся высказывать свое мнение.

    7) Соблюдай личные права членов группы:

    • право выдвигать идею

    • право отстаивать свою точку зрения

    • право на обдумывание

    • на уточнение своего высказывания, на выдвижение нового предложения.

    Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения в рамках ФГОС НОО Планировать организацию работы каждой группы.

    Цель — обеспечить включение каждого ребенка в процесс групповой работы при помощи инструкций, алгоритмов действий, моделей.

    В 1 классе необходимо давать детям возможность самостоятельно распределять часть работы между участниками группыпри помощи, например, инструкции.

    Можно предложить детям конструктор высказываний:

    «Я во многом согласен с мнением…, но мне хотелось бы добавить…»

    «Я с этим не согласен, но подумать стоит»

    «По моему мнению…, я готов доказать …»

    Возможные этапы обсуждения проблемы в группе.

    – &nbsp– &nbsp–

    Виды парной работы При изучении нового материала лучше объединять детей в пары »сильного» и »слабого» ученика, »среднего» и »сильного».

    При обобщении и закреплении материала рекомендуется детям в паре быть равносильными: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно детям объединяться в пары по желанию.

    Поведение учителя во время групповой работы

    Функции учителя, организующего работу в группах (в паре):

    Можно Не рекомендуется контролировать уделять все свое внимание одной группе (паре), забывая об остальных организовывать оказывать давление на учащихся оценивать работу учеников исправлять или критиковать первые высказывания участвовать в работе группы или пары; отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения в рамках ФГОС НОО из учеников выступать в роли наставника, исследователя ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы (работы в паре).

    Учитель может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах (в паре), направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

    Во время наблюдения за работой групп, обращает внимание на следующее:

    Как дети сидят?

    Внимательны ли они или отвлекаются?

    Как ведут себя: живо или апатично?

    Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

    Слушают ли друг друга?

    Вовлекаются ли в работу все участники группы?

    Групповая работа способствует развитию у учащихся навыков сотрудничества, ведения групповой дискуссии, нахождения общего решения.

    Она также стимулирует учащихся к творческому поиску различных вариантов решения задачи, к генерированию гипотез. Естественно, что разные педагогические задачи диктуют свои требования к формированию групп и организации групповой работы.

    Все этапы групповой работы — формулирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, критическая оценка высказанных гипотез, групповая дискуссия по нахождению общего решения, презентация работы групп, рефлексия способов групповой работы — требуют, чтобы им специально учили.

    Реализация групповой (парной) работы на основе системно -деятельностного метода обучения в начальной школе позволяет учителю повысить мотивацию учащихся, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

    Организация групповой работы требует большей затраты времени, чем фронтальная. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

    средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя,

    Похожие главы из других работ:

    Анализ современной практики оценки воспитательной работы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации

    Глава I. Проблема оценки воспитательной работы из исторического опыта русских полководцев

    Проблема оценки воспитательной работы, результатов воспитания существует с тех пор, как существует педагогический труд, так как она является одной из слагаемых его компонентов…

    Виды и формы планирования воспитательной работы

    2.1 Формы воспитательной работы

    Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы. Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, композиционное построение воспитательной дела…

    Освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания

    6. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Классный руководитель группы ТО — 308 Маркова Л.С. периодически проводит классные часы, посвященные как вопросам успеваемости (текущие оценки, контрольные точки, получение стипендии), так и организационным вопросам (проверка посещаемости…

    Особенности воспитания одаренных детей

    2.2 Опыт работы по организации воспитательной работы с одаренными детьми

    Существенные стороны процесса учебной деятельности позволяют обнаружить те истоки, которые способствуют педагогической поддержке одаренных детей…

    Особенности проведения внеклассного мероприятия по литературе

    Глава 2. Особенности внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, планирование проведения внеклассной работы по литературе в данном классе, опыт организации внеклассного мероприятия в данном классе

    Особенности работы над задачами на движение в начальных классах

    2.1 Особенности работы над задачами во 2м классе

    Во 2 классе продолжается линия на овладение детьми умения работать с текстом задачи, основные направления этой работы следующие: доказательство принадлежности текста к задачам на основе выделения необходимых и достаточных призраков…

    Педагогические условия организации диалога в классе сольного пения

    1.2 Особенности работы в классе сольного пения

    Знание истории развития вокального искусства является необходимым условием успешной профессиональной деятельности педагога-вокалиста. Вопросы развития вокального искусства рассматривались в работах известных музыковедов, искусствоведов…

    Педагогический талант учителя

    1.1 Проблема готовности педагога к воспитательной работе

    Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания…

    Планирование воспитательной работы

    ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

    Планирование учебного процесса

    План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы — по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный пор

    Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами — ведение личных дел и составление списка учащихся класса)…

    Развитие умений диалогической речи в малых группах на уроках английского языка в 8 классе основной общеобразовательной школы

    Глава III. Описание опытно-практической работы по внедрению работы в малых группах на уроках английского языка в 8 классе основной общеобразовательной школы с целью развития умений диалогической речи

    Специфика воспитательной работы в трудном классе

    Глава 2.

    Практика воспитательной работы в трудном классе

    Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания

    2. Направления воспитательной работы

    Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю-дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер-но проведенных воспитательных акций и действий. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. — М….

    Сущность организации воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

    1.7.2. Методы воспитательной работы

    Метод воспитания — способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности…

    Управление учебно-воспитательной работой в профессиональной образовательной организации на уровне заместителя директора

    1.1 Основные понятия системы учебно-воспитательной работы и управления системой учебно-воспитательной работы

    Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей…

    Добавить комментарий

    Закрыть меню