Регулирование деятельности естественных монополий

Содержание

Естественная монополия и ее регулирование

Однако существуют ситуации, в которых меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции или услуг на одном предприятии экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций — это естественная монополия, которая выделяется в особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от масштаба производства.

Характерным признаком естественной монополии являетсяснижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.

Такие ситуации в силу технологических особенностей производства характерны для коммунального хозяйства: электроснабжение, газоснабжение, водопровод, телефонная сеть, городской общественный транспорт и т.п. Для них характерно наличие сетевых структур, в которых высоки постоянные издержки, что и обеспечивает возможность экономии на масштабах производства, то есть снижения средних затрат по мере увеличения объемов производства. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие высоких невозвратных издержек. Развитие технологии может ослабить или подорвать естественную монополию. Так, развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь.

Изобразим график естественной монополии, когда линия отраслевого спроса D пересекает линию LAС до достижения минимума (Рисунок 102).


Рисунок 102 -Естественная монополия

Если мы решим рассредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом объем Q0 = 1 /3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2.

По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:

· установление фиксированной цены на уровне P1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере АС — МС. На графике это представлено заштрихованной областью. Достоинство данного варианта политики в том, что выполняется условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции Р = МС, когда на других рынках достигается эффективность в структуре выпуска: соотношения между объемами различных видов продукции оптимальны с общественной точки зрения;

· установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворять спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако не достигается эффективность структуры выпуска, так как Р>МС, то есть продукции, выпускаемой монополией, производится «слишком мало». В этих случаях естественная монополия не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены;

· без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет максимальную сумму платежа. При этом никакого прямого регулирования цен и выпуска продукции государством не производится.

Предприятие выбирает объем продукции QM, при котором MR = LMC, и назначает цену РМ. В принципе вся монопольная прибыль может быть изъята в госбюджет в форме фиксированного платежа. Достоинство данного варианта в том, что наблюдается минимум государственного вмешательства, есть стимул для естественной монополии снижать затраты, однако грубо нарушается условие эффективности структуры продукции.

Похожие главы из других работ:

Адиминстративно-правовое регулирование

2 Методы административно-правового регулирования

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

1.3 Нетарифные методы государственного регулирования ВЭД

Другая категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности — это нетарифные меры. Их значимость в современном мире существенно возрастает. Дел в том, что большинство стран мира являются членами Всемирной торговой организации…

Государственное регулирование естественных монополий в России

1. Сущность естественных монополий

Государственное регулирование естественных монополий в России

1.1 Понятие и отрасли естественных монополий

В экономике существуют такие отрасли, в которых наиболее эффективна система производства на базе единственной фирмы, нежели нескольких фирм-конкурентов, а именно , производство абсолютно любого количества продукции обойдется дешевле…

Государственное регулирование естественных монополий в России

1.2 Цели регулирования естественных монополий

На самом деле, с одной стороны, не отрицается присутствие на рынке подобных услуг и товаров, производство которых гораздо более эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны…

Государственное регулирование естественных монополий в России

2.2 Неценовое регулирование естественных монополий

В неценовых методах регулирования естественных монополий проявляется единство экономических и не экономических (административно — правовых) отношений, рыночных и не рыночных (планово — экономических) отношений…

Государственное регулирование естественных монополий в России

2.3 Особенности государственного регулирования естественных монополий в РФ

Основными положениями государственного регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации составляет Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Помимо этого…

Основы гражданского права

2. Принципы и методы регулирования

Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Принципы гражданского права пронизывают все гражданское законодательство, отражая его наиболее существенные свойства…

Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе

Глава 2. Формы и методы реализации административно-правовых полномочий в области регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

Особенности осуществления административных полномочий в топливно-энергетическом комплексе

Глава 3. Полномочия в сфере ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в ТЭК

Особенности регулирования рабочего времени работников

§2.

Методы регулирования рабочего времени

В правовом регулировании рабочего времени применяются централизованный и договорной методы. В современных условиях хозяйствования правовое регулирование трудовых отношений требует большей гибкости и динамичности…

Правовое регулирование

2.5. Методы и механизм правового регулирования.

Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств…

Правовое регулирование заработной платы в России

2.1 Методы правового регулирования и их содержание

Статьей 37 Конституции РФ определено, что труд человека свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен…

Процедуры банкротства юридических лиц

7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Согласно ст. 3 Федерального закона «О естественных монополиях» См.: О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.95 №147-ФЗ (в ред. от 4.05.06) // СЗ РФ. — 1995. — №34. — Ст. 3426., субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо)…

Сущность права как регулятора общественных отношений

2.3 Методы государственного регулирования экономики

Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства…

Естественная монополия — отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации.

Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC — кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ.

Однако выпуск Q1 «очень мал», а цена P1 «очень высока». Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3

Рис. 30.1. Естественная монополия и ее регулирование

Имеется и иное решение проблемы естественной монополии: государство (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Помимо рассмотренных имеются и другие методы регулирования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий.

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Другие материалы по теме Естественная монополия и ее регулирование

Микроэкономика…

⇐ Регулирование материального производства

Государственное регулирование естественных монополий

Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно в отсутствие конкуренции ввиду технологических особенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энергетика, некоторые виды транспорта, связь, водоснабжение и др.

В естественных монополиях различают монопольные и конкурентные сферы. Монопольными являются например: в РАО «ЕЭС России» — электросети, в ОАО «РЖД» — рельсы с проводами, в «Газпроме» — газопроводы. Конкурентные сферы — электростанции, поезда с локомотивами, добыча газа.

Выделяют локальные монополии, к которым относят инфраструктурные компании в городах, например коммунальное хозяйство. Они монополизируют рынок, так как другого источника водо-, теплоснабжения в городе нет. Деятельность локальных монополий регулируют местные органы власти.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому относительно естественных монополий методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Нормативной базой регулирования служат Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте». Указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий». Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными монополиями специальных государственных органов, осуществляющих прямой контроль для обеспечения баланса интересов производителей и потребителей.

Однако независимо от формы собственности естественные монополии обязаны обслуживать всех клиентов, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регулируются государством, допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут быть ликвидированы без решения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Субъекты естественных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, предусмотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Основным объектом регулирования в естественных монополиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В мировой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, либо фиксирует договорный уровень цен и тарифов.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по тарифам устанавливают цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из затрат на их производство с учетом:

  • налогов и других платежей;
  • состояния основных производственных фондов;
  • потребности в инвестициях для воспроизводства;
  • амортизационных отчислений;
  • прогнозируемой прибыли;
  • удаленности потребителей от места производства продукции (услуг);
  • соответствия качества продукции (услуг) спросу потребителей;
  • государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
  • социальной значимости услуг;
  • инфляции.

Цены на продукцию естественных монополий после либерализации экономики стали быстро повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к нарастанию неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экспансии зарубежных поставщиков. В настоящее время цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий растут быстрее цен свободного рынка, поэтому совершенствование регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

С участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти антимонопольные органы анализируют экономические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекса цен на промышленную продукцию. Законом устанавливаются нормативы предельного повышения цен и тарифов в течение года.

Организации, нарушающие правовые нормы государственного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении — штраф в двойном размере.

В комплекс мер регулирования входят также: определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии; контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок; стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них; учет затрат раздельно по монопольной и конкурентной деятельности.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями и внесении в них изменений.

Ведется реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (занятые оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировкой газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам). Включение субъекта естественной монополии в реестр не зависит от его доли на рынке. Данный реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций. Подконтрольны также организации транспорта, связи, в том числе аэропорты федерального значения, крупные и особо крупные морские порты, речные порты, управления железных дорог, транспортные терминалы.

Эффективное регулирование естественных монополий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

В последнее время активизировалась работа по реструктуризации естественных монополий. Для подготовки необходимых материалов и документов образована Межведомственная комиссия. Она изучает функционирование федерального и регионального рынков продукции (услуг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формирование тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений).

Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие решений Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

Либеральные реформы предусматривают расчленение ведущих естественных монополий. В электроэнергетике, например РАО «ЕЭС России», предложено оставить государству только передающие сели, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения — приватизировать. Вряд ли это отвечает стратегическим интересам России.

Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что коли­чество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае уве­личения цен главными естественными монополисты и в Рос­сии — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством пу­тей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия — естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

При анализе вопросов регулирования деятельности естествен­ных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмот­рим эту проблему на конкретном примере гипотетической естест­венной монополии, основные параметры которой будут характе­ризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Qopt и цене РА. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выпол­няется требование эффективного распределения ресурсов в эко­номике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация ра­венства цены и предельных издержек.

В нашем случае график спроса и график предельных издер­жек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Рв.

Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Рв, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия РВВDx. Таким образом, государство искусст­венно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкурен­ции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монопо­лист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Рв получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покры­вает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как РB ниже минимального значения АТС, то фирма несет убыт­ки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.

Выход из этой ситуации может быть в следующем:

• предоставление со стороны государства субсидий регули­руемым естественным монополиям;

• согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осу­ществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графи­ком спроса на монопольный продукт;

• чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС — Рс (проекция точки пересе­чения графиков АТС и Dx на ось ординат).

Перед государством в большинстве случаев стоит проблема, что предпочесть — неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм.

Добавить комментарий

Закрыть меню