Регистры налогового учета

НК РФ Статья 314. Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета — данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см.

текст в предыдущей )

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Требования к оформлению регистров налогового учета

Независимо от форм применяемых регистров (бухгалтерских регистров или специально разработанных налоговых регистров), для целей налогового учета они являются аналитическими регистрами налогового учета.

Согласно ст. 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета – это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета – это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст.

313 НК РФ):

— наименование регистра;

— период (дату) составления;

— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

— наименование хозяйственных операций;

— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления (ст. 314 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ). Таким образом, все записи, вносимые в налоговые регистры, должны быть документально подтверждены.

Подтверждением данных налогового учета являются (ст. 313 НК РФ):

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет) (ст. 314 НК РФ). Например, если организация реализовала основное средство с убытком, то форма налогового регистра должна быть разработана таким образом, чтобы в ней содержалась вся необходимая информация об этом основном средстве и операции по его продаже в течение всего срока списания убытка.

Требования к составу регистров налогового учета

Данные налогового учета должны отражать (ст. 313 НК РФ):

— порядок формирования суммы доходов и расходов;

— порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

— сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

— порядок формирования сумм создаваемых резервов;

— задолженность по расчетам с бюджетом по налогу.

Согласно ст. 315 НК РФ налогоплательщик по окончании отчетного (налогового) периода обязан составить расчет налоговой базы по налогу на прибыль по данным налогового учета. Соответственно, аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы (ст. 314 НК РФ).

Статьей 315 НК РФ установлен перечень показателей, которые должны включаться в сводный расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Отсюда вытекают и требования к составу регистров налогового учета. Как минимум, у организации в отчетном (налоговом) периоде должны быть сформированы регистры, на основании которых он могла бы заполнить сводный расчет.

Какие формы следует применять в качестве регистров налогового учета?

Ведение налогового учета — трудоемкая и ответственная работа; одной из ее составляющих является разработка регистров налогового учета. Глава 25 НК РФ не предоставляет какому-либо органу государственной власти, в том числе и налоговым органам, права устанавливать обязательные для налогоплательщиков формы регистров налогового учета. Учреждение самостоятельно их разрабатывает и утверждает в качестве приложения к учетной политике.

Исходя из положений ст. 313 НК РФ на основе данных налогового учета налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Для постановки налогового учета организация должна использовать систему аналитических регистров налогового учета.
Налоговые регистры — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ).
Регистры следует вести в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях.
Налоговый кодекс устанавливает обязательные реквизиты налоговых регистров (ст. 313 НК РФ):
— наименование регистра;
— период (дата) составления;
— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
— наименования хозяйственных операций;
— подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров необходимо предусмотреть защиту от несанкционированных исправлений. Если в регистре обнаружена ошибка, ее можно исправить, обосновав внесение исправлений, подтвердив подписью ответственного лица и указав дату исправления (ст. 314 НК РФ).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ данные налогового учета должны храниться в течение четырех лет. Специалисты Минфина считают, что первичные документы бухгалтерского и налогового учета могут храниться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ. Хранение информации на машинных носителях следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи“ с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе (Письмо Минфина РФ от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314).
Аналитический учет данных налогового учета должен быть организован таким образом, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. То есть содержащаяся в документах (реквизитах) аналитического учета информация должна быть достаточной для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль и составления налоговой отчетности (декларации) в разрезе каждой хозяйственной операции. Такие рекомендации даны в Письме Минфина РФ от 01.08.2007 N 03-03-06/1/531 о порядке ведения регистров налогового учета, основанного на данных бухгалтерского учета.
Если в учреждении налоговый учет построен на основе бухгалтерского, то в качестве регистров налогового учета можно использовать карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы. Если же регистры бухгалтерского учета содержат недостаточно информации для расчета налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты. Для этого нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем требуется по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установив одинаковые способы:

— амортизации основных средств и нематериальных активов;
— списания материально-производственных запасов в производство.
Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.
Можно организовать отдельный налоговый учет. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одна и та же операция будет одновременно фиксироваться в регистрах бухгалтерского и в регистрах налогового учета.
Следует заметить, что МНС разработало документ “Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации“*(1), который содержит формы регистров налогового учета. Этот документ носит рекомендательный характер. Бюджетное учреждение при разработке своих форм может взять за основу предложенные МНС. Укажем некоторые такие регистры:
— Регистр-расчет “Формирование стоимости объекта учета“;
— Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату;
— Регистр-расчет расходов на текущий ремонт;
— Регистр-расчет расходов на ремонт;
— Регистр информации об объекте основных средств;
— Регистр информации об объекте нематериальных активов;
— Регистр учета операций по движению дебиторской задолженности;
— Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;
— Регистр учета расчетов с бюджетом;
— Регистр учета расходов на гарантийный ремонт;
— Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав;
— Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;
— Регистр учета поступлений денежных средств;
— Регистр учета расхода денежных средств;
— Регистр учета расходов по оплате труда;
— Регистр учета начисления налогов и сборов, включаемых в состав расходов;
— Регистр-расчет амортизации основных средств;
— Регистр учета стоимости товаров, списанных в отчетном периоде;
— Регистр учета прочих расходов текущего периода;
— Регистр-расчет “Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества“;
— Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества;
— Регистр-расчет остатка транспортных расходов;
— Регистр учета внереализационных расходов текущего периода;
— Регистр учета доходов текущего периода;
— Регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств;
— Регистр-расчет “Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств“;
— Регистр учета поступлений целевых средств;
— Регистр учета использования целевых поступлений;
— Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.
Приведем некоторые формы регистров налогового учета.
Регистр учета использования
целевых поступлений
————-T——————————————-T——————————————¬
¦ N п/п ¦ Наименование показателя ¦ Источник информации ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 1 ¦Дата операции ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+

¦ 2 ¦Наименование операции ¦Документ, в соответствии с которым¦
¦ ¦ ¦получены средства ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 3 ¦Первичный документ ¦ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 4 ¦Сумма ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 5 ¦Вид поступления, за счет которого¦Первичный документ ¦
¦ ¦произведен расход ¦ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 6 ¦Примечание ¦ ¦
L————+——————————————-+——————————————
Данный регистр предназначен для обобщения информации о производимых в течение налогового периода расходах, принимаемых в качестве целевого использования денежных средств, другого имущества, работ, услуг, полученных в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), направленных по целевому назначению.
Аналитический учет расходования целевых средств ведется в разрезе следующих показателей:
1. Датой операции является дата использования целевых средств, полученных на содержание учреждения и ведение им уставной деятельности:
— по работам и услугам — дата перехода права собственности на работы, услуги;
— по имуществу стоимостью более 20 тыс. руб. и со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, — дата перехода права собственности;
— по остальному имуществу — дата фактического использования этого имущества или дата поступления его в эксплуатацию;
— по оплате труда — дата начисления заработной платы и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера;
— по служебным командировкам — дата утверждения авансового отчета;
— по банковским и иным аналогичным операциям — дата списания денежных средств с расчетного или валютного счета;
— по иным операциям — дата перечисления средств.
2. Показатель “Наименование операции“ приводится на основании первичных документов, содержащих информацию о наименовании каждой конкретной операции по расходованию целевых средств.
3. В графе “Первичный документ“ указываются документы, на основании которых в регистре отражаются операции. Это могут быть платежные поручения, приходные и расходные кассовые ордеры, накладные акты о приемке выполненных работ или оказанных услуг, ведомости по начислению заработной платы, авансовые отчеты, командировочные удостоверения, акты на списание материальных ценностей и т.п.
4.

Сумма средств регистра определяется на основании первичных документов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 НК РФ.
5. Строка “Вид поступления, за счет которого произведен расход“: например, за счет благотворительной помощи.
По окончании налогового периода на основании данных этого регистра заполняется лист 07 “Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования“ декларации по налогу на прибыль организаций*(2).
Регистр учета целевых средств,
использованных не по целевому назначению
————-T——————————————-T——————————————¬
¦ N п/п ¦ Наименование показателя ¦ Источник информации ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 1 ¦Дата операции ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 2 ¦Наименование операции ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 3 ¦Первичный документ ¦ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 4 ¦Сумма ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 5 ¦Примечание ¦ ¦
L————+——————————————-+——————————————
Первичными документами, на основании которых использование целевых средств признается нецелевым, могут являться бухгалтерская справка, поясняющая причины, по которым направление получателем целевых средств признано нецелевым, решение стороны, передавшей целевые средства получателю, решения по акту проверки налогового органа и тому подобное.
Регистр учета операций
выбытия имущества, работ, услуг, прав
————-T——————————————-T——————————————¬
¦ N п/п ¦ Наименование показателя ¦ Источник информации ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 1 ¦Дата операции ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 2 ¦Условия выбытия имущества, работ, услуг,¦Первичный документ ¦
¦ ¦прав ¦ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 3 ¦Вид дохода ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 4 ¦Основания выбытия (реквизиты операции) ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 5 ¦Наименование выбывающего объекта ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 6 ¦Сумма ¦Первичный документ ¦
+————+——————————————-+——————————————+
¦ 7 ¦Количество ¦Первичный документ ¦
L————+——————————————-+——————————————
Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества налогоплательщика, реализации им работ, услуг, прав и формирования сумм соответствующих доходов от реализации, подлежащих включению в состав налоговой базы в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Рассмотрим рекомендуемые показатели аналитического учета, включаемые в данный регистр:
1. В качестве первичных документов, подтверждающих дату проведения операции, указываются документы, подтверждающие момент передачи права собственности на отчуждаемое имущество, имущественные права, результат выполнения работ, а также момент оказания услуги.
2. Условия выбытия имущества, работ, услуг, прав отражаются в регистре исходя из первичных документов (договор и т.п.), например:
— списание имущества за непригодностью;
— возврат товара поставщику за непригодностью (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости приобретенных товаров);
— с последующей оплатой (одновременно формируется запись в Регистре учета операций по движению дебиторской задолженности).
3. Если передача имущества, работ, услуг, прав происходит на условиях последующей оплаты или в счет погашения ранее полученных авансов, то целесообразно организовать учет операций по видам доходов от реализации, а именно:
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
— выручка от реализации амортизируемого имущества (одновременно формируется запись в Регистре-расчете финансового результата от реализации амортизируемого имущества);
— выручка от реализации прочего имущества (одновременно формируется запись в Регистре учета стоимости реализованного прочего имущества).
4. Показатель “Основания выбытия (реквизиты операции)“ приводится на основании первичных документов. В регистр переносится информация о реквизитах договора и (или) первичных документов, в соответствии с которыми осуществлялась данная операция.
5. Графа “Наименование выбывающего объекта“ заполняется на основании первичных документов, содержащих информацию о наименовании каждого выбывающего объекта учета.
6. В строке “Сумма“ данные отражаются отдельно по каждой операции, связанной с выбытием имущества, работ, услуг, прав, с учетом корректировок, предусмотренных Налоговым кодексом. Величина и основание корректировки должны быть подтверждены. В случае если доходы налогоплательщика выражены в иностранной валюте, следует пересчитать эти доходы в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих доходов.
7. В строке “Количество“ отражается количество выбывающего имущества одного наименования. Одновременно данная информация о выбывающем сырье, материалах и товарах заносится в соответствующие регистры информации о товарах или сырье и (или) материалах (в зависимости от порядка оценки стоимости выбывающего имущества).
О. Заболонкова,
редактор журнала “Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение“
1 декабря 2008 г.
“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 12 декабрь 2008 г.
————————————————————————-
*(1) Информационное сообщение МНС РФ от 19.12.2001 “Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации“.
*(2) Приказ Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения“.

1.1.5 Порядок формирования показателей регистров налогового учета

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учёта, закрепив её положение в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем предприятия.

Данные налогового учёта основываются на:

  • первичных документах (включая справку бухгалтера);
  • аналитических регистрах налогового учёта;
  • расчёте налоговой базы.

Рассмотрим каждую из этих позиций более подробно.

Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» первичные учётные документы принимаются к учёту, если они составлены по форме, оговоренной в альбомах унифицированных форм первичной учётной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в альбоме, составляются организацией самостоятельно и должны иметь следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность её оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Аналитические регистры налогового учета

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.

Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике. При этом аналитические регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;

подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружатся ошибки, исправлять их вправе только ответственное за это лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете. Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. На основании итогов отдельных регистров формируются сводные регистры по доходам, расходам, суммам начисленной амортизации и другим показателям.

Таким образом, из данных налогового учета должно быть ясно:

  • как определяют доходы и расходы фирмы;
  • как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;
  • какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;
  • каков размер задолженности перед бюджетом.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации. Регистры налогового учета» от 19 декабря 2001 г. установило методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей регистров налогового учета.

Согласно этому документу предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам:

I. Регистры промежуточных расчетов — 16 форм;

II. Регистры состояния единицы налогового учета — 13 форм;

III. Регистры учета хозяйственных операций — 7 форм;

IV. Регистры формирования отчетных данных — 12 форм;

V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями — 3 формы.

Характерно, что сами регистры в указанных рекомендациях не приводятся, перечисляется лишь примерный объем информации для каждого регистра. Конкретная же разработка регистров должна производиться самими организациями.

Налоговая база по каждому налогу рассчитывается на основании сведений накопленных в аналитических регистрах по результатам обработки первичных документов.

Особенности расчета налоговых баз по основным налогам

Расчет налоговой базы по налогам имеет свои особенности, определенные соответствующими статьями НК РФ.

Расчёт налоговой базы по налогу на прибыль организаций (ст. 315 НК РФ)

Расчёт налоговой базы должен содержать следующие данные:

  • период, за который определяется налогооблагаемая база (нарастающим итогом);
  • сумму доходов от реализации отчётного (налогового) периода;
  • сумму расходов, уменьшающих доходы от реализации;
  • итоговую сумму — прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • сумму внереализационных расходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • налоговую базу за отчётный (налоговый) период.

При этом доходы и расходы должны быть показаны в разрезе их видов, то есть выручка, доходы и расходы от реализации товаров, ценных бумаг, имущества, доходы и расходы от реализации основных средств и так далее. Цены определяются с учётом ст. 40 НК РФ. Налоговая база исчисляется в зависимости от порядка уплаты авансовых платежей, то есть ежемесячно (от фактической прибыли) или ежеквартально.

Расчёт налоговой базы по НДС (ст. 153-162 НК РФ)

Налоговая база по НДС определяется по следующим направлениям реализации:

  • при реализации товаров (работ, услуг);
  • по договорам поручения (комиссии);
  • по договорам взаимозачёта;
  • при расчётах с применением векселей;
  • при ввозе товаров на территорию РФ через таможню;
  • при экспорте и т.д.

Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учёт налоговой базы, облагаемых по разным ставкам НДС. В противном случае обложение будет проводиться по максимальной ставке. Кроме того, должен быть организован учёт сумм, получение которых связано с реализацией товаров (работ, услуг) (авансы полученные, финансовая помощь и т.п., денежные суммы, которые также входят в расчёт налоговой базы). Цены реализации определяются с учётом положений ст.

40 НК РФ.

С 1 января 2008 года все налогоплательщики исчисляют налоговую базу ежеквартально.

Расчёт налоговой базы по НДФЛ (ст. 176 НК РФ)

Налоговая база определяется по каждому получателю доходов в разрезе различных источников получения доходов. Налоговые агенты обязаны организовать учёт налоговой базы по каждому получателю индивидуально. Также следует организовать раздельный учёт доходов, облагаемых по разным ставкам. Особого внимания требует определение налоговой базы при исчислении дохода, полученного в натуральной форме и с материальной выгоды (ст. 40 НК РФ). Налоговые агенты организуют индивидуальный учёт стандартных налоговых вычетов.

Налоговая база исчисляется налоговыми агентами по мере начисления оплаты труда физическим лицам.

Расчёт налоговой базы по ЕСН (ст. 237 НК РФ)

Учёт выплат в пользу работников, формирующих налоговую базу, организуется в разрезе видов доходов с учётом регрессивной шкалы ставок индивидуально по каждому получателю доходов. Доходы, получаемые в натуральной форме, оцениваются по ст. 40 НК РФ. Следует также учитывать материальные и дополнительные выгоды.

Налоговая база исчисляется ежемесячно с целью уплаты авансовых платежей.

Добавить комментарий

Закрыть меню