Реформирование государственной службы РФ

В настоящее время идет фундаментальное реформирование института российского государства, затрагиваются вопросы, связанные с системой отношений, в которой государственный служащий взаимодействует, с одной стороны, с государством, а с другой — с институтами гражданского общества. Меня­ются технологии администрирования, требования к человеку во власти.

Проводимые реформы в федеральных органах государственной власти предусматривают модернизацию власти в целом. Ее структура должна быть логично устроена, а госаппарат — стать надежным проводником в реализации экономической политики, что возможно в результате качественного реформирования государственной службы.

Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

Начиная с 1997 года, направления реформы государственной службы находят отражение в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию. 15 августа 2001 г. Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации и План первоочередных мероприятий по ее реализации. Одновременно была образована Комиссия по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации. Во исполнение указанных решений Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 была утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», определившая комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, кадровых и методических основ государственной службы. Показательно, что первым в числе главных направлений ее реформирования в Программе определено создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации. Иные направления реформирования тесно связаны и, в конечном счете, зависят от того, какой будет ее нормативно-правовая основа.

Принципиально, что Концепция — это не только политические положения о приведении системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями. Данный документ следует одновременно рассматривать и как модель правового регулирования государственной службы. В ней определены основные правовые формы, главный смысл материальных и процессуальных норм будущего законодательства о государственной службе.

В результате реформирования государственная служба будет представлять собой целостную, базирующуюся на единых принципах систему и включать в себя две подсистемы: федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации.

В свою очередь, предполагается, что федеральная государственная служба будет состоять из трех относительно самостоятельных блоков: федеральной государственной гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы. Таким образом, если государственная гражданская служба будет существовать как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, то военная служба и правоохранительная служба — только на федеральном уровне.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов.

4. Правовой статус государственных гражданских служащих: права, обязанности, запреты и ограничения государственного гражданского служащего

Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативно-правовыми актами.

Правовой статус (правовое положение) государственных служащий — это содержание (сущность) государственно-служебных правоотношений. Правовой статус служащих раскрывается через установление их прав, обязанностей, ответственности. С изменением государственно-служебных правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например увольнение, отставка служащего, утрата российского гражданства, выход на пенсию.

Особенности правового статуса различных категорий государственных служащих обуславливаются спецификой выполняемых задач и реализуемых государственными служащими функций и полномочий. Для некоторых видов государственных служащих, законодателем, могут быть установлены особые правила прохождения службы, специальные права и обязанности, ограничения по службе, специфический порядок проведения аттестации (оценки), привлечения к дисциплинарной, административной, материальной ответственности, возможность применения уголовного наказания. Особый правовой статус государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами (например Законом РФ «О прокуратуре РФ», Положением о службе в органах внутренних дел. Законом РФ «О милиции», Законом РФ «О статусе военнослужащих». Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции»).

Очевидно, что статус служащего, находящегося на федеральной государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительстве РФ), отличается от статуса, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав, обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

права и обязанности государственного служащего классифицируются на общегражданские и служебные.

Общегражданские – государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности наравне со всеми гражданами. Такие права в большинстве случаев закреплены в Конституции РФ : социальное обеспечение ; на судебную защиту; обязанность нести военную службу, платить налоги и др. Гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это необходимо для нормального функционирования государственной службы.

Служебные права и обязанности предоставляются государственным служащим для оптимального осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Служебные права и обязанности в сою очередь делятся на общие для всех государственных служащих и на специальные, которыми обладают определенные должности. Характер и объем специальных прав и обязанностей государственных служащих зависит от правового положения органа в котором они состоят на службе (служащий министерства финансов и военнослужащий).

Момент заключения служебного контракта и издания приказа о назначении на государственную должность следует считать моментом приобретения правового статуса государственного служащего, то есть моментом юридического установления возможности реализации прав государственным служащим, и, соответственно, применения к нему мер ответственности.

Реформирование и развитие системы гос.службы РФ.

«Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261*

Цель Программы-создание целостной системы государственной службы РФ посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».Определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности госслужбы и конкретизированы квалификационные требования к гос служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям.В работе кадровых служб государственных органов все еще используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров.Качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы.Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.


Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

а) обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

б) совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы;

в) создание системы управления государственной службой;

г) совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;

д) разработка антикоррупционных механизмов;

е) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;

ж) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;

з) развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

и) совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;

к) внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.

1. На первом этапе (2009 — 2010 годы) предстоит с учетом правоприменительной практики усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы; организовать методическую помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы; создать правовые и организационные основы единой системы управления государственной службой; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

2. На втором этапе (2011 — 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.

Современная государственная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.

Для решения указанных задач необходимо:

а) унифицировать основные принципы прохождения видов государственной службы;

б) разработать рекомендации по развитию законодательства;

в) обеспечить проведение мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации в сфере государственной службы;

г) разработать организационную модель и единые принципы функционирования органов по управлению государственной службой;

д) создать единую систему научно-методического обеспечения и оказания консультативной помощи по вопросам государственной службы;

е) оптимизировать процедуру участия независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

ж) выработать оптимальную систему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающую возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих;

з) создать и реализовать механизмы проверки соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов на государственной службе;

и) разработать процедуры рассмотрения случаев неэтичного поведения государственных служащих;

к) доработать механизм представления государственными служащими сведений об их доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи (супруга (супруги) и несовершеннолетних детей);

л) разработать и реализовать комплекс мероприятий по противодействию коррупции на государственной службе, уделив приоритетное внимание вопросам предупреждения коррупции;

м) разработать и ввести антикоррупционные стандарты в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;

н) совершенствовать механизм обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

о) регламентировать функцию по оказанию консультативной помощи государственным органам по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;

п) разработать механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;

р) разработать процедуру проведения служебных расследований случаев коррупционных проявлений;

с) регламентировать вопросы повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих;

т) разработать и реализовать с помощью средств массовой информации программы, направленные на повышение престижа государственной службы и формирование позитивного отношения граждан к государственным служащим.

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы должны быть обеспечены:

а) формирование и развитие видов государственной службы;

б) разработка и внедрение правовых и организационных механизмов взаимосвязи видов государственной службы, государственной и муниципальной службы;

в) создание необходимых условий для профессионального развития государственных служащих;

г) разработка норм служебной профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих, а также механизмов, обеспечивающих их соблюдение;

д) обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;

е) разработка и реализация антикоррупционных программ в системе государственной службы;

ж) внедрение методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов государственных органов;

з) разработка организационной модели и правовых основ системы управления государственной гражданской службой субъектов Российской Федерации;

и) создание методической базы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

к) создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, дифференцированных по направлениям деятельности государственных органов;

л) совершенствование порядка замещения вакантных должностей государственной службы на основе конкурса, обеспечивающего равный доступ граждан к государственной службе;

м) внедрение и совершенствование механизмов формирования кадрового резерва, проведения аттестации и ротации государственных служащих;

н) актуализация содержания программ дополнительного профессионального образования государственных служащих и внедрение современных образовательных технологий в процесс их обучения;

о) разработка и внедрение в государственных органах программ и индивидуальных планов профессионального развития государственных служащих;

п) разработка и внедрение в государственных органах современных механизмов стимулирования труда государственных служащих;

р) реализация установленных законодательством Российской Федерации дополнительных государственных гарантий реализации жилищных прав государственных служащих;

с) разработка правовых основ защиты государственного служащего (и членов его семьи) от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных (служебных) обязанностей.

Реформа государственной службы

«Государственный аппарат должен быть
эффективным, компактным и работающим.»
Из Послания Президента В.Путина
Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года

В Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. В 1992 — 2002 годах осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной службы. Приняты Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие отдельные виды федеральной государственной службы, а также государственную службу субъектов Российской Федерации.

Однако, современные экономические условия, существенные преобразования в общественных отношениях требуют повышения эффективности государственной службы в интересах укрепления государства и развития гражданского общества.

Переустройство российской власти имеет три составляющих.

Первая — это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней.

Вторая — это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти).

Наконец, третья — это реформа государственной службы, определение статуса госслужащего. Согласно президентскому распоряжению при Председателе Правительства РФ функционирует комиссия по реформированию государственной службы, а первый замглавы Администрации Президента Дмитрий Медведев возглавляет межведомственную рабочую группу по подготовке проектов программы реформирования государственной службы.

Согласно указу Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» главными направлениями реформирования государственной службы Российской Федерации являются:

  • создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации;
  • разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих;
  • выработка мер по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы Российской Федерации, по рациональному использованию в системе государственной службы современных информационных технологий;
  • внедрение программ подготовки кадров для государственной службы Российской Федерации и профессионального развития государственных служащих;
  • формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.

В Программе вводятся принципиально новые понятия госслужбы как механизма государственного управления. Появляется дифференциация госслужбы на федеральную гражданскую, федеральную военную, федеральную правоохранительную и государственную гражданскую в субъектах федерации. В рамках реформы предпологается унификация классных чинов, дипломатических рангов, воинских званий, между которыми будет введена эквивалентность. В Программе формируются принципы работы госслужащих, определяются полномочия государства, федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации. Также принимается порядок разрешения трудовых конфликтов и споров, вводится понятие служебного контракта.

«Чиновник должен стать нормальным цивилизованным служащим, оказывающим услуги гражданам» — Д.А. Медведев.

Программа, дает возможность на пилотных проектах опробовать дальнейшие шаги — определить оптимальный уровень зарплаты чиновника, разобраться с подготовкой кадров, понять, как можно сделать работу госслужбы более открытой. Затраты на ее осуществление — 539 миллионов рублей, из них больше половины — на научно-исследовательские работы.

Рамочный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» был принят Думой в первом чтении 24 января 2003 года.

См. также:

Пресс-досье:

  • Ремонт аппарата // Ведомости, 06/03/2003
  • СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК // Эксперт, #8, 03/03/2003
  • Самогонный аппарат // Еженедельный Журнал, #57, 17/02/2003
  • Упорядочение чиновников // «РОССIЯ», 05/02/2003
  • Основные направления реформы государственной службы в России // Радио Маяк, 27/01/2003
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ОДОБРИЛА ЗАКОНОПРОЕКТ О ГОСНОМЕНКЛАТУРЕ // Коммерсант, #12, 25/01/2003
  • Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом законопроект «О системе государственной службы РФ» // РИА «Новости», 24/01/2003
  • ЧИНОВНИКАМ ВЕЛЕНО ЗАРАБОТАТЬ // Коммерсант-Деньги, #46, 26/11/2002
  • ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА // Российская Газета, #224, 26/11/2002
  • ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В БЮРОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ? ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ… // Новая Газета, № 87, 25/11/2002
  • Табель о рангах для России // РТР. Вести недел, 24/11/2002.
  • «Система госслужбы будет откорректирована» // «ВЕК», № 41, 22-29 Ноябрь, 2002 г.
  • ПРЕЗИДЕНТ РАЗРЕШИЛ ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ЧИНОВНИКАМИ // Коммерсант, #212, 22/11/2002
  • Владимир Путин утвердил программу реформирования государственной службы Российской Федерации // РИА «Новости», 21/11/2002
  • КАРЬЕРА ЧИНОВНИКА // Российская Газета, №172, 12/09/2002
  • Премьер-министр РФ Михаил Касьянов заявляет, что подготовительный этап административной реформы должен быть закончен к 2004 году. // ИНТЕРФАКС, 03/09/2002

Добавить комментарий

Закрыть меню