Реформа просвещения Александра 2

Содержание

Похожие главы из других работ:

Административные преобразования России во второй половине XIХ века

6. Реформы в области просвещения

Народное образование также направило на себя заинтересованность царя. Особенно немаловажное значение обладало в этом отношении публикация нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в формировании которого…

Административные преобразования России во второй половине XIХ века

7. Реформы в области печати

Глубокое и положительное влияние на формирование общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в самом начале правления Александра II были произведены кое-какие послабления печати.

В 1855 г. был ликвидирован подписанный в 1848 г…

Буржуазные реформы второй половины XIX в.

Земская, городская, судебная, военная реформы, реформы просвещения.

Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование находилось в зачаточном состоянии…

Внешняя и внутренняя политика Николая I

2.2 Политика правительства в области просвещения, печати, религии

Политика в области просвещения становилась все более консервативной. В 1828 г. была проведена реформа низших и средних специальных учебных заведений. Разные ступени школы были оторваны друг от друга и предназначались для разных сословий: 1…

Николай І: особенности внутриполитического курса

3. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ

Реакционная политика самодержавия в первую очередь проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как полагал Николай I, таилась главная опасность «вольнодумства»…

Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля)…

Реформы Александра II

2.8 Реформы в области печати

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава…

Реформы Александра І

1.3 Меры в области просвещения

Либеральный дух реформ в большей степени был отражен в деятельности министерства народного просвещения. Была принята новая система образования: приходские школы, уездные училища, гимназии…

Реформы Александра І

1.5 Правительственная политика в области просвещения и культуры

Особенно наглядно консервативные тенденции внутренней политики царизма этого периода проявились в области просвещения и культуры. Министерство народного просвещения…

Реформы и реформаторы

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация…

Реформы местного самоуправления 1861 г.

2.4 Реформы в области просвещения

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю. В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах…

Реформы Петра 1 в области образования

1.Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения.

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз-витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития…

Реформы Петра I

2. 4. Реформы в области культуры и быта.

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации…

Реформы Петра I – курс на европеизацию России

3.4 Реформы в области культуры

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами…

Россия в годы либеральных реформ (60-90-е годы XIX века)

Реформы системы просвещения и цензуры

В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место занимали школьные и университетские реформы, а также реформа цензуры.

Развитие капитализма требовало отмены сословных ограничений для разночинной интеллигенции…

Образование

Неизбежность реформ

Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года – на следующий день после кончины отца императора Николая 2 – Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.

Провальная Крымская война привела к расстройству финансовой системы и полной международной изоляции России. Росло недовольство среди знати и крестьянства правлением высших чиновников и ставленников императора в провинциях. Народ понимал, что необходимы перемены и готов был пойти за любым лидером, если бы он пообещал их дать. Распространение террористического движения было принято в обществе как протест против отжившей свое монархии. Образовательная реформа Александра 2, начало которойбыло положено в первые годы его правления, на некоторое время успокоила разгоряченные умы прогрессивно настроенной молодежи, но ненадолго. В конце концов император пал жертвой заговора народовольцев, несмотря на все свои благие намерения.

Волнения студенчества до реформы

В последние годы царствования Николая 2 в студенческом сообществе, уставшем от жесткого режима обучения и быта, уже намечались первые признаки будущего массового непокорства. Но смена правителя, последующее некоторое послабление в жизни студентов, новое руководство в университетах обеих столиц частично погасили ропот недовольных. Причины реформ Александра 2, в том числе и образовательной, заключались не только в том или ином стихийно вспыхнувшем событии – существовал немалый ряд обстоятельств.

Небольшие студенческие беспорядки, которыми была отмечена Москва 1858 года, были вызваны бестактностью и невежеством полиции, прочно зацикленной на стабильном и вялотекущем настоящем, тогда как прогрессивная молодежь стремительно рвалась в динамичное будущее. К политике стычки с полицией в те годы не имели никакого отношения и императором были оправданы – всю вину за них Александр возложил на стражей порядка, но к началу 60-х оппозиционное настроение российского общества захватило и университеты. Ответом на строптивость студенческой среды и стала реформа образования Александра 2. Кратко ее можно охарактеризовать так: старый устав, действующий с 1835 года, заменили на новый, николаевских ставленников сместили, в ректорские кресла университетов сели назначенцы Александра.

Особенности университетского Устава и последствия его внедрения

За стремлением приблизить столь радикальные преобразования к потребностям и императора, и поданных одновременно, некоторые положения Устава лишь подразумевали демократизацию студенческого общества. Созданная корпорация профессоров наделяла их автономным самоуправлением советом и факультетами, тем самым лишая студентов возможности легального создания собственных товариществ, которыми отличались западные университеты. Образовательная реформа Александра 2 разрабатывалась якобы по европейскому образу и подобию, но практически ничем на них не походила.

Несомненно, плюсами служило более свободное посещение лекций, допуск к ним вольнослушателей, надзор общественности за правлением университетами. Широко пропагандировались не только образовательная, но и воспитательная составляющая преподавания. Но отсутствие студенческого самоуправления, наплыв вольнослушателей, которые могли свободно укоренять в массах не всегда полезные вольнодумские принципы, довольно часто становились поводами для новых волнений. Причины реформ Александра 2, в основе которых лежало неэффективное правление, на деле не были исправлены, и это касалось не только университетского Устава.

Реформа среднего образования

Расширение сети народных училищ в России приходится также на 60-е годы XIX века. Кроме преобразований, которые коснулись университетской среды, реформа просвещения Александра 2 затрагивала все имеющиеся на тот момент учебные заведения, куда вовлечены были дети из всех слоев населения. Среднее образование отныне можно было получить не только в классических гимназиях, но и в реальных училищах, в которых более усиленно преподавали математику и естественные науки. Некоторые современники считали эти училища дискриминирующими систему образования, созданными лишь для выходцев из низших и средних сословий, так как в них не велось обучение языкам, чем отличались классические гимназии. Впоследствии выпускникам реальных училищ фактически был закрыт доступ в университеты из-за недостатка знаний языков.

Считал ли это важным Александр 2? Реформы образования, проведенные в его правление, давали возможность получать среднее образование значительно большему количеству детей, чем было до него, и это являлось главным на тот момент.

От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей

Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». Отмена крепостного права, которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2 – чем неповод дать ему имя «Просветитель»?

В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации начального образования для крестьянских детей споров практически не вызывали – необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Тип гимназии Что преподавали Что давало окончание
Реальные Естественные науки. Обучение в технических ВУЗах
Классические Гуманитарные науки. Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей.

Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов.

Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Добавить комментарий

Закрыть меню