Рефлексия в психологии

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и педагогической психологии.
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в психологии общения. Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в психологии. Упражнения, которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных коммуникативных навыков. Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье – широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии – это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • Нерефлексивное слушанье заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье – это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Рефлексивный анализ собственных занятий – необходимый компонент профессиональной деятельности преподавателя. Выявленные с его помощью удачи и промахи позволяют организовать целœенаправленную работу по самообразованию и профессиональному росту преподавателя.

Схема рефлексивного анализа занятия

Этапы занятия Действия Мысли Чувства Трудности
преподавателя
1. Начало (приветствие, представле­ние, введение)
II. Изложение основной части
1. Темп изложения (успевают ли слушатели записывать, понимают ли)
2. Речь (плавная, понятная, предложения короткие)
3. Работа с тезаурусом (произнесение, запись, повторы)
4. Работа с персоналиями (названы полностью, записаны, годы)
5. Примеры (иллюстрации) — степень соответствия теоретическим положениям, новизна, занимательность
6. Общение с аудиторией — принятие, изменения в ходе занятия, вопросы, взаимооценка преподавателя и аудитории
III. Завершение занятия — приняли, поняли, возникли интерес, общая оценка занятия

Характеристика и эффективность использования в образовательном процессе инновационных методов, информационных и педагогических технологий.

В процессе преподавания дисциплины ʼʼПсихологияʼʼ используются педтехнологии, которые предполагают:

— конкретное практическое взаимодействие преподавателя и студента в любой области деятельности;

— организация на базе четкого структурирования, систе­матизации, программирования, алгоритмизации и стан­дартизации способов и приемов обучения и воспитания с помощью компьютеризации и технических средств.

Хотя описываемый феномен носит название ʼʼпедагогическая технологияʼʼ, но при его раскрытии специалисты обращаются не только к педагогике, но и психологии, особенно работам С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Л.И. Уманского, Н.Ф. Талызиной, П.Я. Гальперина и др.

В связи с развитием практической психологии в образовании проблема использования технологий стала актуальной и для психологов. Так, в работе И.В. Дубровиной и ее сотрудников реализуется феномен ʼʼпрофессиональные технологииʼʼ.

В УМК предлагаются технологии, апробированные в ходе педагогической деятельности по обучению студентов педагогического вуза психологии.

РЕФЛЕКСИЯ

Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей; «мышление, изучающее мышление». Вероятно, происходит от греческого термина «reflexio» — отражение, обращение назад.

Английский философ Джон Локк / J. Lock считал, что ощущения происходят от внешних вещей, а рефлексия есть «…наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Док.

Локк, Сочинения в 3 томах, М., 1985-1988 гг, том 1, с. 129. Проводя рефлексию своей деятельности, человек осознает: «Что же я/мы делаем на самом деле?», пытается выявить трудности и найти пути их преодоления. ПРИМЕР. В учебном процессе можно условно выделить следующие виды рефлексии: «- Рефлексия по отношению к обратной связи, полученной от других людей: в ходе совместной работы постоянно возникают ситуации, когда обсуждается поведение кого-либо из участников. Те, чьи действия комментируются в группе, могут поразмышлять о том, что вызвало именно такую обратную связь, а также дополнить или углубить понимание собственных действий. — Рефлексия в конце какого-либо группового действия: по окончании ролевых игр или упражнений участники могут проанализировать, что произошло, что прояснилось. Обе формы рефлексии предоставляют каждому возможность сравнить свое поведение и свой образ мыслей с поведением и образом мыслей остальных. Участники смогут решить для себя, что можно извлечь из такого сравнения. При этом всегда существуют характерные ответы: «Я доволен своими действиями… В этой области я хотел бы изучить… В следующий раз я хотел бы…» — Рефлексия без посторонней помощи: иногда бывает полезно, чтобы каждый подумал о своем учебном опыте и сделал выводы, не обсуждая ничего с остальными. Это может происходить по-разному. Например, общее молчание в течение нескольких минут предоставляет возможность для личного анализа. Другой вариант: каждый участник записывает свои размышления. Для такой письменной оценки также существуют различные формы, к примеру, записи в ежедневнике или же письменные резюме: что я понял… что я не понял… что я хотел бы изменить… — Рефлексия собственного развития: участники пытаются сопоставить свое поведение в учебной ситуации и свое личностное развитие. Они размышляют о том, что думали, чувствовали или делали в определенной ситуации, насколько они придерживались старых способов реагирования, как часто появлялось что-то новое. Можно составить «баланс» собственных сильных и слабых сторон, отметить для себя важные цели. Возможно, участник осознает, что он воспринимал ситуацию в группе как состояние войны и что он завидует тем, кто может рассматривать взаимодействие с другими как игру. Возможно, он решит выяснить, что эта метафора «войны» означала для него раньше». К. Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003 г., с. 52-53.

Оцените определение:

Источник: Живой словарь бизнес-тренера

Рефлексивные методы являются ведущими в контексте гуманитарного образования, где основное внимание уделено формированию личностной мотивации, развитию ключевых общечеловеческих компетенций. При этом школьнику необходимо осознавать и корректировать структуру своей деятельности. В практике работы педагогов применяются методы, которые дают ребёнку возможность констатировать оценку своих действий и отслеживать динамику изменений. Для этого используются следующие таблицы .

Во время учебного процесса учитель сам должен демонстрировать рефлексию своей деятельности: «Я закончил первую часть своего рассуждения и перехожу ко второй», «Мне кажется, что у нас очень хорошо идёт работа. Это, наверное, происходит потому, что вначале мы чётко определили цели и выделили шаги её достижения…», «Сейчас своей интонацией я хотел бы подчеркнуть, как отношусь к…», «Я очень волнуюсь, потому что…» и так далее. Такие высказывания не только позволяют школьнику фиксировать этапы деятельности, но и обращают внимание на проявление личностных суждений и отношения к происходящему, создают атмосферу доверительного общения, мотивируют на самоанализ и соотнесение своего мнения с позицией другого участника процесса.

Немаловажной задачей выступает выявление самими учащимися ошибок, совершённых в процессе усвоения, и анализ их с целью самостоятельного нахождения причин неверного решения познавательной задачи, проблемы. Наиболее успешно данная задача решается с помощью технологии критического мышления. На стадии рефлексии информация анализируется, перерабатывается, применяются и отрабатываются навыки творческого переосмысления. Уникальность технологии выражается в синхронности развития педагогической рефлексии учителя, который оценивает протекание психологических процессов ребёнка, и критического мышления учащихся как предпосылки становления рефлексии. Структура технологии учитывает когнитивные процессы и их закономерности. Технологии рефлексивного характера используются для обучения способам «самого рефлективного мышления, надпредметным когнитивным умениям, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий» (Ювеналий Кулюткин, Ирина Муштавинская). Особенность рефлексивных технологий состоит в том, что в данном случае предметом анализа и работы являются и информация сама по себе, и процесс мышления в различных видах деятельности.

Обратим особое внимание на то, что фрагментарное использование методов рефлексивного обучения не приносит желаемого результата. Поэтому в системе деятельности педагога завершающий этап урока тоже должен иметь рефлексивный характер. В этом случае завершение занятия выполняет оценочную и прогностическую функции, а также обеспечивает достижение максимально полной осознанности изученной информации.

Добавить комментарий

Закрыть меню