Референтные лица

О референтных лицах

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 11Следующая ⇒

Шикарная красотка оса Фенечка тос­ковала у телефонной будки после драки с отцом, который выгнал ее чугунной сковородкой из родного гнезда.

Феня размышляла, кому бы позвонить, и, наконец, позвонила таракану Максимке, у ко­торого всегда сидели знакомые.

Но Максимка — такой редкий случай — только вчера опять женился и теперь уклады­вал спать новорожденных детей.

Тогда Феня позвонила другу, бабочке Кузьме, но тот из опасений не подошел к те­лефону.

После этого оса Феня позвонила червю Фе­офану, но к телефону подошла муха Домна Ива­новна и посоветовала забыть этот номер.

Тогда — что делать! — оса Феня решила без звонка ехать к пауку Афанасию, о котором шла дурная слава.

И, предвидя скорбное лицо деспота-отца, Феня отправилась в опасные гости.

Афанасий, однако, делал очередной ремонт, даже присесть не предложил, не то что выпить чаю.

Пришлось Фенечке ехать обратно в свое осиное гнездо, выслушивать снова проклятия отца, видеть мрачную мать и укладываться спать среди шума и гама, производимого соб­ственными Фенечкиными детьми, и это при том, что у отца и матери Феня была сто пят­надцатой дочерью.

( Людмила Петрушевская «Дикие животные сказки»)

Основной результат:

— карта значимых людей, организаций и сообществ

Примерный перечень выполняемых заданий и рассматриваемых вопросов в ходе аудиторных занятий:

1). Ориентируясь на итоги предыдущих дней и с учетом основных сфер жизнедеятельности человека (работа, семья, личная жизнь, быт, учеба, хобби и т.д.) каждым участником занятий составляется карта значимых для себя людей, организаций и сообществ. В этой карте рекомендуется отразить следующие сведения:

Кто? На что может повлиять? Что нужно мне? Что нужно ему (им)? Когда приму решение, как действовать?

2). Разделите схематически представленный ниже «пирог» значимых субъектов на части так, чтобы размеры показывали степень их влияния на Ваши замыслы.

3). Каждый участник занятий выбирает одного человека из составленной карты и готовит краткое описание проекта предстоящих с ним переговоров.

Два грузовика стояли задом друг к другу. Пыхтя, води­тель грузовика пытался перенести огромный ящик с одного грузовика на другой.

Прохожий увидел муки водителя и вызвался помочь. Вот так оба они пыхтели, обливались потом, изо всех сил стараясь сдвинуть ящик. Прошло полчаса, но дело не сдвинулось ни на шаг.

— Думаю, это просто невозможно, — тяжело дыша, сказал прохожий. — Нам никогда не удастся снять этот чертов ящик с машины.

— Как?!! — заорал водитель. — Мне не нужно стас­кивать ящик с машины! Наоборот, мне нужно затащить его на нее!

Для подготовки предстоящих переговоров воспользуйтесь следующей организационной матрицей (карточку переговоров):

N Вопросы Ответы
Что обсуждать
С кем обсуждать
Где и когда
Что подготовить
Как представляться
Как обозначить цель беседы

4). В группах по 3 человека проводятся обсуждения составленных карт с объяснением того, почему важны эти люди. В малых группах каждый участник представляет свой проект будущих переговоров.

5). Вся большая группа рассчитывается на «первый» и «второй». Затем «первые» выбирают из «вторых» кого-то, кто хоть чем-то похожего на того, с кем намечены переговоры. В паре с этим человеком «первый» репетирует изложение своих предложений будущему партнеру.

6). «Вторые» выбирают из числа «первых» кого-то, кто хоть чем-то похожего на того, с кем намечены переговоры. В паре с этим человеком «второй» репетирует изложение своих предложений будущему партнеру.

7). Для одной из организаций, с которой Вам предстоит взаимодействовать в ходе реализации своей мечты, составьте ее социально психологическую характеристику, опираясь на представленный ниже справочный материал.

Справка

Всю свою жизнь человек взаимодействует с различными организациями. В их составе мы работаем, с ними согласуем наши жизненные планы. Поэтому от умения правильно оценивать социальные организации разного типа, строить работу с ними и внутри них в значительной степени зависит успех всей нашей жизнедеятельности.

Обобщая различные подходы к описанию организаций, нами в качестве их инвариантной основы были выделены:

— цель;

— стратегия организации;

— состав и структура;

— корпоративная культура;

— социально-психологический климат.

Цель организации -это образ желаемого результата, который осознается и используется членами организации как основной ориентир для управления своим поведением. Стратегия организациивключает базовые принципы, согласно которым руководители организации определяют основные направления движения и отбирают приемлемые для себя средства работы, приемы управления.

Состав и структура организации. Необходимо разделять формальные и неформальные составляющие структуры организации.

Формальная структура задана регламентирующими документами (типовые положения об организациях данного вида, устав организации, штатное расписание и т.п.).

Лидер — неформальное образование, которое возникает в результате социально-психологических процессов в организации. Лидер всегда связан с конкретной неформальной группой. С его личностными особенностями сама группа связывает надежды на разрешение определенной актуальной проблемы.

Корпоративная культура организации.По своей сути корпоративная культура представляет собой коллективный опыт членов организации, закрепленный в виде правил, норм поведения, традиций, регламента взаимодействия, принятых форм времяпровождения и т.д.

Социально-психологический климат организации.Социально-психологический климат представляет собой результат интегральной интуитивной оценки членами организации и прошлых результатов деятельности, и текущих дел, и ближайших перспектив с учетом имеющихся возможностей и смысла ожидаемых результатов.

Социально-психологический климат организации играет роль эмоционального мониторинга, интегративной формы текущей оценки положения дел в организации. Психологический климат соединяет в себе оценочную и регуляторную функции самоорганизации определенной человеческой общности. Например, улучшение психологического климата воспринимается членами организации как подтверждение правильности выбранных ими действий. В противоположность этому ухудшение психологического климата воспринимается как предупреждение о преобладании негативных тенденций в жизнедеятельности организации.

7). С учетом составленной социалбьно-психологической харакетристики значимой для вас организации заполните таблицу:

>Слово референтный

Слово референтный английскими буквами(транслитом) — referentnyi

Слово референтный состоит из 11 букв: е е е й н н р р т ф ы

Значения слова референтный. Что такое референтный?

Референтный (референтность)

Референтный — выступающий в качестве объекта, факта или события, на которое ссылаются в подтверждение некоторых идей; служащий источником этих идей, образцом для подражания.

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. — 2005

Референтный (референтность) (отлат. referens — сообщающий) — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.

Гамезо М.В. Словарь по педагогической психологии. — 2001

Группа референтная

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — группа, цели, мнения и ценности коей в большей или меньшей мере разделяет данный человек. Реальная или условная социальная общность, с коей индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения…

Головин С. Словарь практического психолога

Группа референтная — малая социальная группа, которая как бы “реферирует” (просеивает через себя) ценности общества и по нормам которой живет и действует (или желает жить и действовать) индивид.

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ — реальная или воображаемая соц. группа, система ценностей и норм к-рой выступает для индивида эталоном. Понятие «Г.р.» было введено амер. соц. психологом Г. Хайменом. Рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида…

Российская социологическая энциклопедия

ИЗМЕНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНЫХ РАМОК, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНЫХ РАМОК, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ En.: Refraining. Так принято называть вид вмешательства, осуществляемый с помощью или без помощи гипноза, при котором терапевт своими комментариями изменяет точку зрения пациента на переживаемую им…

Новый гипноз: Глоссарий

КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ

КОНЦЕПЦИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ (от англ. to refer — относить, соотносить) — концепции, описывающие те соц. (экономич., политич., профессиональные, культурные и др.), соц.-психологич. группы, с ценностями…

Российская социологическая энциклопедия

Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая

Процедура выявления круга референтных лиц. О. Б. Крушельницкая Является адаптацией аналогичной методики для целей исследования отношений межличностной значимости в системе социального взаимодействия подростка с его ближайшим окружением.

Психология общения: энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М., 2011

РЕФЕРЕНТНЫЕ РАМКИ

РЕФЕРЕНТНЫЕ РАМКИ En.: Frame of reference. Понятие референтных рамок очень важно в психологии, и в частности, в эриксоновской психотерапии. Речь идет об имеющихся у нас бессознательных воззрениях, управляющих нашим поведением.

Новый гипноз: Глоссарий

Референтная группа

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном.

Философская энциклопедия

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refere — сопоставлять, сравнивать, сообщать) — реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать.

Новая философская энциклопедия.

— 2003

Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

ru.wikipedia.org

Референтная личность

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной.

Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. — 2005

РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источ-ник основных ценностей, норм и правил поведения…

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — 2003

Референтная личность — человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность выступает источником основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для другого человека.

glossary.ru

Референтные оси

РЕФЕРЕНТНЫЕ ОСИ В факторном анализе — оси двух ортогональных (не-юисимых) факторов, которые используются в качестве системы отсчета для расположения других факторов.

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Референтные оси — в факторном анализе – оси двух ортогональных (назависимых) факторов, которые используются в качестве системы отсчёта для расположения других факторов.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Русский язык

Рефере́нтный.

Орфографический словарь. — 2004

5. Идеал, референтное лицо.

У детей с первым и вторым типом отношения «Я—другой» стремление быть похожим на кого-то не выявлено. В самосознании этих детей, видимо, не сформировано идеальное «Я».

Интересный феномен наблюдается у детей с третьим, переходным, типом отношения. При ответе на прямые вопросы, когда внимание ребенка обращено на требования других, прежде всего взрослых, называется тот, на кого ребенок хотел бы быть похожим как на обладающего качествами, отвечающими требованиям взрослых. При косвенных вопросах срабатывает большая значимость реально-привычного функционирования (частично—игра) и собственных желаний, и тогда референтное лицо меняется, точнее отражая реальные отношения ребенка. Характерно предпочтение Андрея И.: «Я хочу быть просто человеком». У этого мальчика отсутствуют личные притязания, «Я» отождествляется им с другим, с человеком вообще.

Дети с шестым типом, осознающие свою ситуацию и ситуацию другого как равнозначные, но не умеющие их соотносить, выбирают в качестве референтного лица детей, умеющих соотносить ситуации свою и другого. Более того, при введении в воображаемые ситуации идеала эти дети начинают соотносить эти ситуации.

Подобные факты важны для понимания генезиса отношения «Я—другой» и его направленного формирования.

И наконец, нужно отметить, что дети с универсальностью ценностности не называют определенного референтного лица, перечисляя разных лиц с различными качествами, а если указывают одного человека, то отмечают разносторонность его качеств. Четко ответить на вопрос, лучше ли названный человек их самих и почему, эти дети не могут. Думается, это не случайно, разносторонность содержания идеала не может строиться на основе конкретного лица, а включает среди прочих условий разных референтных лиц.

Приведенные данные показывают, что начиная с третьего типа отношения «Я—другой» помимо обобщения собственного опыта срабатывает осознание себя и другого. Иными словами, рефлексия определенного типа отношений с другими (конечно, при наличии соответствующего опыта) со временем становится одним из условий формирования типа отношения «Я—другой». Такая рефлексия необходима хотя бы потому, что способность «быть собой и другим», т. е. реализация инобытия себя и других (А. В. Петровский, 1984, с. 231), уже по существу своему предполагает наличие плана идеального (Э. В. Ильенков, 1979). Сопоставление материалов экспериментов на отношение «Я — другой» с поведением детей в обычных условиях, с характеристиками воспитателей и родителей (СНОСКА: Характеристики родителей своих детей на удивление совпадают с полученными в экспериментах данными. Приведем некоторые примеры. Родители детей с первым типом отношения «Я — другой» и с ценностностью реально-привычного функционирования отмечали эгоистичность своих ребят. Мама Маши П. (второй тип отношения «Я — другой») жалуется на равнодушие своей девочки к другим. Мама Инны П. (второй тип отношения при ценностности общения) отмечает, что ее дочь «…чересчур расположена к людям, все хочет быть в коллективе. Из сада сразу только с детьми на улицу». Мама Андрея И. (мальчика, для которого своя ситуация — это ситуация другого) сына описывает так: «Все сам делает. Я приду с работы, выявленные типы отношения «Я — другой» достаточно универсальны и устойчивы.) позволяет утверждать, что

РЕФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. re ferens — сообщающий)- отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В советской психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации (мнений, позиций, оценок) (Е. В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом к-рой он является, либо группа, с к-рой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.

Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий Ј («диктующий») индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и «переплавлены» его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы.

Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на нек-рый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т. е. таких, при к-рых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии (см. Референтометрический метод).

— отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности; соотносит свои цели, мнения и оценки с групповыми. Это явление и названо референтностью. Это понятие впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно широкое распространено, однако трактуется по разному. В отечественной психологии в основу трактовки положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации — мнений, позиций, оценок. Отсюда референтность понимается как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей, выступающее также фактором персонализации. В зависимости от ситуации референтность проявляется по-разному. Так, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом коей он является, либо группа, с коей он себя соотносит, не будучи ее реальным участником. Функцию объекта референтного может выполнять и отдельный человек, даже не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и пр.). Следует различать: 1) неинтернализованные отношения референтности, когда объект референтный существует реально как внешний объект, определяющий, «диктующий» индивиду нормы его поведения; 2) отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все отношения референтные сняты и переработаны его сознанием и выступают уже как его собственные субъективные факторы; однако и в такой ситуации отношения референтные наличествуют, хотя по форме сложнее. как качество субъекта или группы всегда существует лишь в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах некоего лица. Специфика референтности в том, что направленность субъекта на некий значимый для него объект реализуется посредством обращения — реального или воображаемого — другому значимому лицу. Итак, референтность имеет форму субъект-субъект-объектных отношений — таких, при коих отношение субъекта к значимому для него объекту опосредуется связью с другим субъектом. Факт референтности индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии (-> метод референтометрический).

Добавить комментарий

Закрыть меню