Речевая характеристика недоросль

Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его стереотипный образ перед читателем (зрителем). Он перестает быть относительно объективным наблюдателем событий и психологически уже становится их участником. Зрителю не дали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих лиц можно разделить три группы:

– первая группа — отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин);

– вторая группа — положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум);

– в третью группу входят все остальные персонажи; это, большей частью, слуги и учителя.

Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотининых включает в основном слова, используемые на скотном дворе. Это хорошо иллюстрирует речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует словами: “свинья”, “поросята”, “хлевок”. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня… для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если…”

Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры Скотинина) немного более разнообразен, в силу того, что муж ее — “дурак бессчетный”, и ей приходится всем заниматься самой. Но скотининские корни можно заметить и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Фонвизин иногда отказывает Простаковой в элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко ушла по развитию от своего брата. Примером могут служить такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассуждение”.

Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют желать лучшего. Относительно мужа Простаковой можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он может говорить что и когда захочет. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Свои речевые характеристики — признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат, имеют слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — церковным служителям. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить.

Ругаются:

Кутейкин: “Меня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!.. Притча во языцах!”

Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”

Здороваются:

Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”.

Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать…”

Прощаются:

Кутейкин: “Нам восвояси повелите?”

Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?”

Все персонажи, кроме положительных, разговаривают очень колоритно, эмоционально.

Можно не понимать значения отдельных слов, но всегда понятен смысл целого высказывания. Например: “Я вас доеду”, “У меня и свои зацепы востры”.

Обратимся к речи положительных героев. Она такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного складывается из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить из интонации.

Практически невозможно речь Милона отличить от речи Правдина. О Софьиной манере говорить тоже очень трудно что-либо заключить, трудно найти особенности. Образованная благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речи Стародума полностью зависят от того, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума всегда построены схожим образом: он сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Например, разговор Стародума с Правдиным. А диалог Стародума с Софьей — это свод правил, и “…всякое слово врезано будет в сердце”. В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

«Краткая характеристика произведения «Недоросль» Фонвизина Д.И.»

Сочинение

Это первая социально-политическая комедия на русской сцене. В комедии сочетаются яркие и правдивые сцены из жизни поместного дворянства и страстная проповедь просветительских идей об обязанностях правительства, «прямого, честного» гражданина. Органично соединяя осмеяние с обличением, Фонвизин сумел в частном случае из жизненного уклада помещиков провинциальной Руси разглядеть огромное социальное зло и осудить с иронией, смехом, сарказмом «злонравия достойные плоды».
Хотя в основе сюжета лежит любовный конфликт, стремление героев жениться на богатой наследнице, все же основной конфликт комедии намного глубже. Он заключен в выступлении просветителей против неправедных помещиков, против деспотизма Екатерины II с ее «неисцельно больным» государственным аппаратом. Другая проблема комедии — истинное и ложное воспитание. Простаковы жалеют денег на настоящих учителей, поэтому нанимают для своего сына бывшего кучера, полуобразованного дьячка и отставного солдата. Митрофанушка не желает учиться, а родители его и не заставляют. Они сами ничего не знают и считают, что образование вредит. Но заключительный вывод Стародума: «Вот злонравия достойные плоды» — заставляет понять, что дело не только в дурном воспитании. Растлевающее влияние крепостничества распространяется как на народ, так и на дворянство. Рабство крестьян развращает помещиков духовно, они теряют человеческий облик.
В комедии поставлены вопросы неуклонного исполнения «должности» каждым гражданином, вопросы семейных отношений. Основные проблемы: крепостное право, воспитание и формы государственной власти — даны в их неразрывной связи и взаимной обусловленности.

Другие сочинения по этому произведению

НедоросльАнализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль».Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль»Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль»Идеи русского просвещения в комедии «Недоросль»Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.

И. Фонвизина «Недоросль»Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.Какой я представил себе Простакову?Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль»Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Образы бессмертной комедии «Недоросль»Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль»Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль».Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»Речевые характеристики в комедии «Недоросль»САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ»Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль»Фонвизин — автор комедии «Недоросль»Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина)Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки?»Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»Семья ПростаковыхОБРАЗ МИТРОФАНУШКИАнализ произведенияХарактеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!»Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ»Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа ПростаковаГлавный смысл комедии Фонвизин «Недоросль»Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)Образ Митрофана в комедии Фонвизина «Недоросль»Актуален ли образ Митрофанушки в наше времяОпасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль»)Образ и характер Простаковой в комедии ФонфизинаЗначение речевых характеристик в комедии «Недоросль»Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Характеристика образа СофьяГлавное лицо комедии помещица ПростаковаНедоросль МитрофанушкаСочинение на тему «Недоросль» — литературный прорыв 18 века»Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль»)Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. ФонвизинаПочему Митрофанушка стал недорослем (2)История создания комедии «Недоросль»Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Митрофанушка 1Семейный портрет Простаковых—СкотининыхХарактеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль»Характеристика образа ПростаковаСатирическое мастерство Д. И. ФонвизинаПостроение и художественный стиль комедииОбраз и характер МитрофанаНеоднозначность добра и зла в образах комедии «Недоросль» ФонвизинаСмешное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Почему Митрофанушка стал недорослем (1)Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль»Характеристика образа СтародумТема воспитания в комедии «Недоросль»Сын, достойный своей материО замысле «Недоросли»Митрофанушка 2Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль»Проблема характера героя в произведении «Недоросль» ФонвизинаСмешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»Комическое и трагическое в комедии «Недоросль»Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка»Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль»Героиня комедии Фонвизина НедоросльОбраз Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и СкотининыПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3)Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль»Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)Жанровое своеобразие произведения «Недоросль»Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль»Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»Просветительские идеалы в комедииЭта комедия — бесподобное зеркалоСкоты, владеющие людьмиПроблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль»Герои взятые «прямо из житейского омута»Социально политическая идея «Недоросль»Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль»Сатиры смелый властелинВершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль»Тип лентяя Митрофанушки у ФонвизинаПростакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типаНеоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса ФонвизинаПримитивная натура Простаковой и СкотининаОбличение крепостнического строя в комедии Фонвизина «Недоросль»»НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР IКаноны литературной условности речи в произведении «Недоросль»Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина»Недоросль» — антикрепостническая пьесаСатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль»Главные черты реализма в произведении «Недоросль»»Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает» В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин «Бригадир»)Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль»»Друг свободы», «сатиры смелый властелин» Фонвизин

Я иду на урок

Юлия КУВШИНОВА

Юлия Сергеевна КУВШИНОВА (1982) — учитель русского языка и литературы. Живёт в Московской области.

Речевая характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Обращение к этой теме позволит рассмотреть и многие другие, поднимаемые в комедии.

В ходе беседы можно повторить теоретико-литературные понятия.

— Назовите особенности драмы как рода литературы.

— Чем драма отличается от эпоса и лирики?

— На какие жанры подразделяется драма?

Пьеса была поставлена в Петербурге в 1782 году, опубликована в 1783 году и при жизни автора выдержала четыре издания.

«Недоросль» — вершина творчества Фонвизина, первая русская комедия, созданная во времена русского классицизма.

— Назовите черты классицизма как литературного направления.

Воспитательная направленность литературы (писатели стремились воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества), учение о трёх “штилях”, говорящие фамилии героев, их разделение на положительных и отрицательных, триединство места, времени и действия — всё это основные черты и правила классицизма.

В своей комедии Фонвизин в значительной степени отступает от этих правил, хотя и строит её в соответствии с нормами классицизма.

Несомненна заслуга Фонвизина в создании разговорного языка комедии. Подлинное новаторство Фонвизина заключалось в широком использовании разговорной речи, в принципах её отбора, в мастерстве индивидуализации. Всё это тем более важно, что во второй половине XVIII века формируется общерусский литературный язык, и Фонвизин собственно выступил активным участником этого процесса.

Отчётливое деление героев на положительных и отрицательных у всех комедиографов того времени влекло за собой необходимость дифференциации речи героев. Язык положительных героев, носителей абстрактных добродетелей, — книжно-литературный, насыщенный славянской лексикой, множеством перифраз, сложными синтаксическими конструкциями.

Образы положительных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» на первый взгляд созданы в тех же традициях. Язык Софьи, Милона, Правдина — книжный, разговорная лексика почти не используется.

Однако комедия Фонвизина резко отличается от других.

У Фонвизина мы не только видим поступки положительных героев, но и познаём их нравственный идеал — честное служение Отечеству, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости. Образованные, прогрессивно мыслящие герои Фонвизина выражают сокровенные мысли автора, близкого к дворянской оппозиции в период царствования Екатерины II, — в этом основная идейно-художественная функция положительных героев. Следовательно, высокий слог их речи психологически мотивирован. И это отличает их речь от речи абстрактно положительных героев других комедий — мудрых отцов, честных, преданных друзей и так далее.

Сказанное выше в первую очередь должно быть отнесено к Стародуму. Это любимый герой автора, его второе “я”. Стремление к реализму, характеризующее комедию Фонвизина, отчётливо сказалось при создании речевой характеристики Стародума.

Речь Стародума — это прежде всего речь оратора. Он, по мысли Фонвизина, должен донести до читателя новые идеи, растолковать их. Поэтому речь его образна, афористична.

Невежа без души — зверь; Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану; Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время; Наличные деньги — не наличные достоинства; Золотой болван — всё болван; Просвещение возвышает одну добродетельную душу; Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

В речи Стародума Фонвизин последовательно показывает, как выбор слова зависит от речевой ситуации, что было характерно для разговорной речи образованных людей второй половины XVIII века.

Так, когда ему не о чем говорить с собеседником (например, с невежественной Простаковой), его реплики становятся односложными, он ироничен, часто употребляет такие просторечные слова, как затевать, это, мастерица толковать, ба!Я чаю; постпозитивные частицы (подумай-ко). Он словно приспосабливается к лексикону своего собеседника.

Кроме того, на примере речи Стародума Фонвизин впервые показал, что старшее поколение образованных дворян говорило проще, чем молодое, его речь ближе к народно-разговорной. Так, Стародум употребляет если (Милон — буде), нонче, выжили, пособит, шататься в передней, давеча, богач, убраться (“уйти”), рублёв.

В отличие от других драматургов Фонвизин создаёт индивидуальные речевые характеристики положительных героев. Так, речь Стародума проще, конкретнее, более образна, чем речь Правдина, Милона. Стародум играет своеобразную роль переводчика, посредника между крепостниками и своими друзьями-правдолюбами. Именно он может объясниться со Скотининым, “смеючись” найти с ним общий язык, тогда как Милон по поводу реплик Скотинина в состоянии лишь восклицать:

— Какая дерзость… Я насилу могу удержаться… Какое скотское сравнение!

Именно Стародум умеет понять своеобразную логику Митрофана, обнаруживающего свои “знания” в области грамматики: “Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?” (На что Митрофан отвечает: “И ведомо”.) Когда Простакова просит Правдина и Стародума объяснить ей, что такое “еоргафия”, Правдин даёт ответ, непонятный Простаковой: “Описание земли”, а Стародум растолковывает ей так, что она сразу понимает (и следующим образом определяет своё отношение к географии): “Наука-то не дворянская”. Осуждая Простакову, Стародум, в отличие от Милона и Правдина, не философствует, не подавляет её абстракциями, а говорит просто в ответ на её восклицание, что она человек, а не ангел:

— Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть чёртом.

В первом диалоге Правдина и Стародума намечается даже некоторое противопоставление речевой манеры одного способу изъясняться другого. Куртуазные фразы Правдина, не только благородного, но и изысканно вежливого человека, довольно резко отличаются от реплик Стародума с его обращениями на “ты”, привычкой перебивать речь собеседника. Кажется, что вельможа екатерининской эпохи беседует с приближённым Петра I, благородство первого облекается в изысканные формы, мудрость второго проста и безыскусна, совсем в стиле великого государя.

Правдин.Лишь только из-за стола встали, и я, подошёд к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение…

Стародум.Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин.Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких…

Стародум.Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестаёт…

Правдин.Ваше обхождение…

Стародум.Ему многие смеются. Я это знаю…

Но такое противопоставление лишь намечается. До конца “петровский” стиль у Стародума не выдержан, и во многих сценах различие между ним и Правдивым, Милоном стирается. В том же диалоге Стародум отходит от стиля простоты и безыскусственности, говорит почти так же, как Правдин.

Стародум. Не умел я остеречься от первых движений раздражённого моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам…

Если в речи Стародума сказывается порой чувство юмора, то Правдин и Милон говорят совершенно серьёзно, не допуская и не понимая шуток. Так и должно быть: их слово негибко, однозначно, оно выражает мысль, но не передаёт смысловых оттенков. Например, шутки Софьи, которая будто бы сочувственно рассказывает о Митрофане, “терзают” Милона, вызывают в нём ревность, и даже когда он наконец понял, что она шутит, всё равно он упрекает её: как можно шутить с таким страстным, серьёзным и добродетельным человеком?

Всё это, в понимании Фонвизина, нисколько не противоречит его замыслу представить Правдина и Милона как положительных героев комедии. Их речь должна нравиться строгостью и классической красотой абстракций, из которых складывается стройное здание просветительской программы. Абстракции воспринимаются и переживаются положительными героями эмоционально: такое, например, слово, как добродетель, вызывает у них экстаз, волнение.

Стародум….Ласкаюсь, что горячность моя меня не обманывает, что добродетель…

Софья.Ты ею наполнил все мои чувства. (Бросаясь целовать его руки.) Где она?

Стародум(целуя сам её руки). Она в твоей душе…

Это окончание разговора о том, что не любовь, а рассудок и благонравие должны быть основой брака. Невеста не просто согласна со своим дядюшкой — для неё это правило явилось волнующим откровением и источником бурной радости.

В целом речь положительных героев ещё не столь ярка, и это в первую очередь связано с тем, что они практически не используют разговорные, просторечные фразы. Для книжной речи образованных людей того времени было характерно отсутствие эмоций. Чёткость, правильность, однообразие — вот отличительные черты речевых характеристик положительных героев. Смысл сказанного у них понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл и суть можно уловить в самой динамике разговора. Речь положительных героев используется автором для выражения своих мыслей.

Создавая образы отрицательных персонажей, Фонвизин воспроизводит живую, непринуждённую
речь.

Для отрицательных героев характерно использование народных пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, что придаёт помещице национальный колорит.

Г-жа Простакова(за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Простил! Ах, батюшка.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям…

(Стоя на коленях). Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечёт. Мой грех! Не губите меня. (К Софье.) Мать ты моя родная, прости меня. Умилосердись надо мною (указывая на мужа и сына) и над бедными сиротами.

Просторечно-простонародных слов в комедии немного, и это в основном слова широкоупотребительные в обиходно-бытовой речи. Фонвизин тщательно отбирает “сниженную” лексику, у него мы не встретим слов редко употребительных и потому обращающих на себя внимание как инородное вкрапление в ткань повествования.

Просторечную и “сниженную” лексику он употребляет для создания ярких речевых характеристик.

В качестве примера остановимся на речи Простаковой. Впечатление о невежестве Простаковой создаётся прежде всего включением в её лексикон слов просторечно-простонародных, но нейтральных в экспрессивном отношении: он, де, ба, к статью ли, достальные, куды, никуды, ища (“ещё”), я чаю, потакать, авось-либо, застращать, нынче, пока, пота, смотри-тка, кабы, нещечко. Именно эта лексика, лишённая экспрессивной нагрузки, призванная подчеркнуть слово в речи, выделить его, — эта лексика создаёт “простонародный” фон речевой характеристики. Звучащие на этом фоне бранные слова(рыло, мошенник, вор, воровская харя, скот, болван, бестия, урод, рохля, каналья, рожа, ведьма, дура бессчётная) резче передают грубость, необузданность, жестокость Простаковой.

Г-жа Простакова(за кулисами). Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти!

Ах я собачья дочь! Что я наделала!

Ненасытная душа! Кутейкин! За что это?

Заметим, однако, что в словарях второй половины XVIII века не все указанные слова квалифицированы как стилистически сниженные. Такие, например, слова, как болтун, дура, дичь, рожа, харя, уморить, шататься, зазеваться, стилистически не ограничены. Были совершенно обычными в разговорной речи и формы куды, никуды, достальной, робёнок. На разговорный характер этих слов указывает их отсутствие в официальных письмах, деловых документах; у Фонвизина (кроме «Недоросля») они встречаются в комедии «Бригадир», в переводах басен, в письмах к родным.

В речи Простаковой отражены и диалектные черты: диалектные союзы; употребление постпозитивного члена.

Г-жа Простакова.Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук её выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

А с долгами-то разделаться?.. Недоплачено учителям…

Простакова использует в своей речи книжные выражения (“изрядный вымысел”, “амурное письмо”).

Большинство драматургов, воспроизводя речь слуг, крестьян, поместных дворян, создавали некий условный язык, отличавшийся от живой обиходной речи нарочитой концентрацией просторечных элементов.

В отличие от большинства своих современников Фонвизин создаёт язык комических героев средствами литературного языка, очень точно используя при этом элементы просторечия. Этим он достигает полного правдоподобия речи Простаковой и других “низких” персонажей комедии. У читателя создаётся впечатление, что в речи этих героев отражена реальная речевая практика провинциального дворянства, слуг и так далее.

Очевидно, плодотворным был именно этот путь создания речевой характеристики бытовых, комических персонажей комедии — использование речевой практики самого писателя, широкое включение разговорной лексики и фразеологии, употребительной в кругу образованных людей. Подобную задачу ставили перед собой и другие комедиографы, современники Фонвизина, но разрешена она блестяще лишь Фонвизиным, осуществившим её полнее и решительнее.

Речь Митрофана и Скотинина также изобилует пословицами, поговорками, прибаутками, смешными каламбурами: у меня… всякая вина виновата; суженого конём не объедешь; жить припеваючи; весёлым пирком да за свадебку (Скотинин); без вины виноват (Простаков); белены объелся, пострел их побери, поминай как звали, пристали с ножом к горлу (Митрофан).

Простаков….Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин.А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик.

Митрофанушка даже рифмует некоторые слова. Переволновавшись после крутого разговора со Скотининым, он заявляет матери, что не в состоянии читать с Кутейкиным часослов.

— Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за часослов.

Разговоры положительных героев недоступны пониманию Простаковых и Скотинина, но нередко они подхватывают то или иное знакомое им слово, выражающее в языке Правдина и Милона отвлечённое понятие, и, осмысливая это слово по-своему, возвращают ему исконное конкретное значение. Например:

Правдин.Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Скотинин.Худой покой! Ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой.

Ясно, что Правдин имеет в виду покой — “душевное состояние”, а Скотинин, поняв его иначе, говорит о комнате, светлице (покои).

С самой первой сцены, когда г-жа Простакова бранит своего мужа, которому узкий, на её взгляд, кафтан показался мешковатым (“сам ты мешковат, умная голова”), и вплоть до последних слов в комедии отрицательные персонажи, как говорится, за словом в карман не лезут.

Но все приёмы выразительности, оживляющие речь Простаковых и Скотинина, в поэтике Фонвизина не являются приёмами создания сколько-нибудь привлекательного образа. Читатель или зритель, обращаясь к «Недорослю», судит его отрицательных героев вместе с автором комедии, полностью осуждая, несмотря на объективно ценные особенности их языка.

Каковы же всё-таки непривлекательные черты в языке фонвизинских крепостников, компрометирующие их в согласии с намерениями автора? Прежде всего это обилие вульгаризмов, резкие и грубые слова. Это особенно видно в обращении Простаковых со слугами и учителями, в сравнениях отрицательных персонажей с животными — собаками, свиньями.

“Я и своих поросят завести хочу” (Скотинин хочет иметь детей); “Слыхано ли, чтобы сука щенят своих выдавала” (Простакова объясняет своё заступничество за Митрофана).

Подобные параллели и всякого рода вульгаризмы служат сатирическому развенчанию героев — в комедии Фонвизина они выполняют именно эту роль.

Индивидуализация речи у Фонвизина достигает высокого совершенства: каждый комический персонаж различается характером своих изречений.

Скажем о языке учителей и слуг. Особенности их речи определяются социальным положением этих персонажей, характером прошлых и настоящих занятий, профессий, национальностью (Вральман) и так далее. В первую очередь это относится к учителям — церковнославянские речения, книжные слова Кутейкина.

Кутейкин. Зван бых и приидох; Отпускать благоволите? Да прежде разочтёмся… Посрамихся, окаянный.

Владыко, трапеза, консистория, баталия — солдатские словечки и «арифметизмы» Цыфиркина.

Цыфиркин(к Правдину). Что приказу будет, ваше благородие?

Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты.

Не за что. Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму.

Да за что, ваше благородие, жалуете?

И! Ваше благородие. Я солдат.

Ласковая речь Вральмана с хозяинами нахально высокомерная со слугами.

Вральман(к Правдину). Фаше фысоко-и-плахоротие. Исфолили меня к сепе прасить?..

(Узнав Стародума). Ай! ай! ай! ай! ай! Это ты, мой милостифый хосподин! (Целуя полу Стародума.) Старофенька ли, мой отес, пошифать исфолишь?

Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Речь персонажей пьесы — производное от социально-бытовых реалий, это важное средство создания комического, а также психологической характеристики героев.

Так, автору удаётся преодолеть противоречие: с одной стороны, его комедия связана с традициями классицизма, поэтому все персонажи носят речевые маски; с другой стороны, в речевой характеристике персонажей ему удаётся достичь их индивидуализации, что придаёт «Недорослю» черты реализма.

Для самостоятельной работы учащимся можно предложить написать сочинение «Речевые характеристики Митрофана и Еремеевны».

Статья опубликована при поддержке Дилингового центра Forex Dealing City, предоставляющего услуги по торговле на мировом валютном рынке Forex (Форекс).Решив принять участие в торговле валютой на рынке Форекс в партнерстве с Forex Dealing City, Вы получите уникальные преимущества: низкий спред, торговые терминалы DCTrader 5 и MobileForex (для телефонов без операционной системы и с ОС Windwos Mobile, Symbian, Bada, Android и IPhone), торговые операции без комиссии (бесплатное совершение сделок), пополнение и списание со счета без комиссии. Но все это для тех, кто уже имеет некоторое представление о том, как получить доход на Форексе. Если же Вы новичок, и только начинаете постигать азы работы Форексе, то дилинговый центр на своем сайте dealingcity.ru предоставляет Вам возможность открыть учебный счет, потренироваться и набраться опыта. Уверены, что уже в скором времени Вы научитесь играть на валютном рынке и станете полноценным клиентом Forex Dealing City.

Образ и Характеристика Правдина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, поэтому в нем присутствует четкое деление персонажей на отрицательных и положительных. Все они статичны, т.е. наделены определенными чертами характера (злой, завистливый, честный, и т.д.) которые не меняются на протяжении всего сюжета вне зависимости от происходящего.

В пьесе Фонвизина подобная классификация дополнена и имеет четкую структуру, четко выделяются три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому герою: учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и кормилица Еремеевна), отрицательные (Митрофанушка, Скотинин господин и госпожа Простаковы) и положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья). Говоря о последних, важно отметить Правдина, человека постороннего, который не является частью семьей, не учувствует непосредственно в конфликтах пьесы, однако, играет очень важную роль.

Герой, как и все остальные в произведении, носит «говорящую» фамилию, которая акцентирует внимание на основных, наиболее ярких чертах характера персонажа. Правдин – образовано от слова «правда», т.е. именно справедливости он придерживается в своих словах и поступках. На эту деталь специально несколько раз с акцентировано внимание в тексте, например, при знакомстве героя с Тарасом Скотининым, который несколько раз переспросил, якобы не расслышав, фамилию.

Он чиновник, служащий в наместничестве (учреждение, которое создала Екатерина Вторая для того, чтобы контролировать выполнение указов в каждой губернии). Своей главной целью, не только силу должности, но и из-за свойственной ему честности и чувства долга, герой считает пресечение жестокости дворян в отношении крепостных крестьян. Как известно, во время своего правления императрица сильно приблизила сословие дворян к себе, многое им позволяя и закрывая глаза на многие вещи. Поэтому, многие помещики того времени были известны своей жестокостью. Пример тому – госпожа Простакова, которая держит в ежовых рукавицах не только своих слуг (которых она уже давно обобрала до нитки), но и своих родных.

Правдин разделяет многие идеи, которые высказывает Стародум (именно через него Фонвизин высказывает свои мысли). Оба эти героя являются образованными, начитанными людьми, не приемлющими жестокость, царящую в доме Простаковых. Оба ценят в людях в первую очередь их личные качества, а не чин или материальное положение.

Нельзя сказать, что герой участвует в основном конфликте пьесы – любовном. Он — не один из претендентов на руку Софье, а также не является тем храбрым «рыцарем», спасшим девушку (эту роль, в традициях романтизма, автор отдает ее возлюбленному – Милону). Правдин как бы находится немного в стороне, тем не менее играя важную роль в исходе событий. Именно он, как представитель власти, отнимает поместье у Простаковых, тем самым наказывая за их жестокость и невежество.

Характеристика Правдина в комедии Недоросль

Комедия, которая высмеивает всех помещиков и не порядочных чиновников из-за которых страдают простые крестьяне, которые должны терпеть все бесчинства и унижения, но очень скоро всему этому придет конец, так как эту дремучую деревню едет Правдин, а этот парень сможет разобраться даже в самых запутанных делах, так как он очень яростно блюдет букву закона и не позволит издеваться над бедными людьми.

Этот герой, имеет положительный образ в этой камеди, так как в его лице, автор показывает, что не все еще потеряно, так как остались люди, которым не безразлична судьба простых людей, которых все постоянно обманывают и хотят нажиться за их счет.

Все начинается с того, что наш герой отправляется расследовать одно запутанное дело, он ревизор, который должен навести порядок в одном поместье, но сделать это будет очень сложно, так как вся ситуация уже давно вышла из-под контроля и найти концы будет сложно, но он постарается это сделать, так, как только он сможет восстановить правду и справедливость, которая должна обязательно восторжествовать.

Он непреклонен и не берет взяток, так как считает, что это мерзко и не по закону, а этого многие не понимают, так как большинство чиновников и ревизоров, погрязли во лжи и взятках. Этим образом, автор показывает, что все небезнадежно, и Россию ждет великое будущее, но с одним условием: нужно трудится на ее благо, а не набивать свои собственные карманы. Именно тогда, все наладится, а такие люди, как Правдин, обязательно помогут усовершенствовать, а самое важное очистить, эту старую, не нужную систему, которая уже, начинает давать сбои.

Мастер своего дела, который берется за эту непосильную ношу, но он уверен, что все может получится, так как есть еще люди, которым можно доверять. Правдин, это герой нашего времени, которому выпала очень сложная, но выполнимая миссия.

  • Сочинение Дуэль Печорина и Грушницкого

    Действие романа «Герой нашего времени» происходит на Кавказе. Сам конфликт и последующая сатисфакция происходят «на водах» куда оба действующих лица, − Печорин и Грушницкий приехали, лечится.

  • Характеристика и образ Варвары из пьесы Гроза сочинение

    Варвара, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой и свояченица Катерины, яркий персонаж второго плана, в пьесе «Гроза». Эта молодая девушка под воздействием постоянных нотаций матери, будучи от природы, правдивой и честной, научилась врать,

  • Характеристика и образ Бэлы в романе Герой нашего времени сочинение

    Григорий Печорин безумно влюбился в Беллу, дочь князя. Он выкрал молоденькую девушку у отца и спрятал в крепости. Поспособствовал краже брат черкешенки. Белла была пугливая, как серна.

    Несколько дней девушка сидела, забившись в угол. Она с ужасом

  • Сочинение на тему Традиции моей семьи

    В нашей семье, существует, одна очень давняя традиция, которую придумали насколько мне известно, еще мои брабабушка и брадедушка. Каждое первое воскресенье весны, мы всей семьей, включая даже дальних родственников,

  • Сочинение по рассказу Кавказский пленник Пушкина 5 класс

    «Кавказский пленник» (поэма Пушкина) произвел на меня очень сильное впечатление. Это очень красивые стихи. И в них трагическая история. Поэтом передана прекрасная природа.

  • Сочинение на тему Здоровый образ жизни 3, 4, 5, 9 класс кратко

    Полезно делать по утрам утреннюю зарядку, и в течение недели уделять время тренировкам и совершенствованию своего организма. Большую пользу для организма приносит плаванье.

Краткое содержание Фонвизин Недоросль

В рассказе описывается жизнь одной деревенской семьи по фамилии Простаковы. У барыни Простаковой был сын по имени Митрофан. Мать заказала ему кафтан у портного. После чего разозлилась на портного. Потому что кафтан был узким для 16 – летнего Митрофана. Портной Трижка оправдывался, как мог. Но барыня слушать не стала. Ее муж господин Простаков был послушным человеком. В этот раз он высказал свои взгляды насчет узкого кафтана. Также свое мнение высказывает Тарас Скотинин, являющийся братом госпожи. Кафтан сшили для Митрофана ко дню обручения Тараса и Софьи. Софья была родственницей отца Митрофана и жила у них дома. Ее вырастила мать в Москве, а отец скончался. Но полгода назад умерла и мать девушки. После кончины Простаковы взяли ее к себе. Сама Софья не знала, за кого должна выйти замуж.

Через определенное время Софья получает письмо от пропавшего дяди. Тут Простакова расстроилась. Поскольку ее надежды на свадьбу не оправдались. Простакова обвинила Соню в обмане. Но проверить свои догадки не могла. Поскольку она, ее муж и брат не умели читать. Прочитать письмо помог сосед Правдин. В письме было написано, что дядя оставляет своей племяннице все свое состояние. Узнав такую новость, Простакова решает женить на Софьи своего недоросля сына Митрофана. К Правдину приехал его друг Милон, который был офицером. Милон был влюблен в одну девушку, которая осталась сиротой. Но об этом он не рассказывает своему товарищу. Его возлюбленной была Софья. Они встретились и очень сильно обрадовались. Потом Софья рассказывает о скором замужестве за Митрофана. Милон начинает ревновать. Его ревность утихает, когда он узнает о недоразвитости Митрофана.

Узнав об отказе женитьбы, Скотинин приходит в бешенство и набрасывается на Митрофана.

Его заслоняет его няня Еремеевна. Учителя приходили сами к Митрофану. Но Митрофан выражает недовольство и говорит, что не хочет учиться. Простакова узнала, что него напал Тарас. Она утешила сына и сказала, что он скоро женится. В селение приезжает дядя Софьи. По дороге он встретился с Правдиным, и они поговорили.

Дядя Стародум приехал освободить Софью от этих невежд Простаковых. Он встретился с племянницей и обещал ее освободить. В это время в комнату вошли Тарас и Простакова. Брат с сестрой там же подрались. Узнав, что приехал богатый дядя Софьи Простакова начинает льстить и проявляет гостеприимность. Простакова рассказала гостю о скорой свадьбе. Стародум категорически против свадьбы. Он обещал, что скоро он увезет Софью в Москву и выдаст ее замуж за достойного человека. От такого заявления Софья очень сильно расстроилась. Потом дядя ей объяснил, что она сама вольна в своих решениях. Простакова расхваливает своего сына и об его образовании.

В конце Стародум, его племянница и Милон уехали из города. А семья Простаковых остались в своей деревне.

Очень кратко

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Недоросль. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Роковые яйца Булгаков

    События фантастического произведения «Роковые яйца» разворачиваются в Советском Союзе в 1928 году. Талантливый зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков открывает необычный «луч жизни»

  • Краткое содержание Оперы Моцарта Волшебная флейта

    Для начала давайте начнем рассказывать пьесу с первого действия. Там главным героем стал молодой и очень красивый парень по имени Тамино.

  • Краткое содержание Носов Огородники

    В рассказе описываются действия в пионерлагере. Рассказчик и его друзья прибыли в пионерлагерь для отдыха. Вожатого звали Витя. По словам Вити, каждая группа сажает в лагере свой огород

  • Краткое содержание Оперы Вагнера Гибель богов

    Все происходит на скале под названием Рейна. Именно там находятся три норны, которые прядут нить жизни каждого человека. Здесь же разговаривает Гунтер вместе со своей сестрой и их сводным братом по имени Хаген

  • Краткое содержание Шукшин Энергичные люди

    Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.

Добавить комментарий

Закрыть меню