Развитие воображения у дошкольников

Что такое воображение и какое оно бывает


Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы часто говорим друг другу: «Представь себе» или «придумай что-нибудь!». Для того, чтобы «представлять» и «придумывать» нам и нужно воображение.

Когда человек представляет, в его сознании возникают различные психические образы. И в зависимости от их происхождения, различают воображение репродуктивное и продуктивное (творческое). Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания. Так, во время чтения книги, можно представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» его лицо, одежду…
Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они создаются человеком самостоятельно, без опоры на описание.
Воображение позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации при отсутствии точных знаний, которые в таких случаях необходимы. Фантазия позволяет «перескочить» через некоторые этапы мышления и представить себе конечный результат.

Зачем дошкольникам развивать воображение? – спросите вы. Ведь оно у них и так намного богаче и оригинальнее, чем воображение взрослого.

Это не совсем так. Исследования психологов показывают, что воображение ребенка развивается постепенно, с приобретением им опыта.

Все образы воображения, какими удивительными они бы не были, основаны на тех данных, которые мы получаем в реальной жизни. То есть потенциал нашего воображения зависит от объема и разнообразия нашего опыта.

Именно поэтому воображение ребенка беднее воображения взрослого. У ребенка меньше материала для фантазии, меньше комбинаций образов, которые он может построить. В жизни ребенка воображение выполняет другую функцию, чем в жизни взрослого.
С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни. Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.

Давайте теперь поговорим о том, как именно нужно развивать воображение в возрасте 5 – 7 лет.

Как развивать воображение у дошкольника

1. Использовать заменители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.

2. Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.

3. Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
Эта способность очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.

4. Пространственное воображение
Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.

5. Создание и реализация плана задуманного.
Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.

Воображение детей дошкольного возраста является обычно непроизвольной, ее предметом является то, что очень взволновало, захватило, привлекло ребенка: прочитана сказка, пересмотрен мультфильм, новая игрушка

. Непроизвольное воображение — целенаправленное воспроизведение и преобразования полученных ранее впечатлений

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще неустойчивы, направление ее работы быстро изменяется под влиянием внешних впечатлений. За непродолжительное время дети несколько раз переходят от одних игр к другим. Таки ими неустойчивыми являются образы воображения, созданные в других видах деятельности. Дети легко превращают мысленно один предмет на другой, наделяя его различными качествами: стул используют как самолет, дом паровоз тощощо.

Малыши еще не умеют планировать деятельности, не могут сказать, что делать дальше. Не обладая достаточным практическим опытом, они плохо дифференцируют образы воображения и представления о воспринятые предметы и яв выше, иногда не различают мнимое от истинного, выдуманное от увиденного и пережитого. Это иллюстрирует случай с российским театральным режиссером. К. Станиславским, который 3-летним мальчиком перепугал всех, с говоря, что он проглотил иглу самом деле все это он придумал и так ярко представил несуществующий факт, что сам поверил в ее правдивость.

Поеднування воображаемого и реального присуще и старшим детям. Однако в арши дошкольники основном хорошо различают, что есть выдумкой, а что — действительностьсністю.

С каждым годом воображение детей становится устойчивой. Дошкольники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету в, знакомых рисунков, спорад.

С развитием непроизвольного воображения возникает произвольная, обусловлена ??участием в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения со взрослыми и ровесниками

. Произвольная воображение — целенаправленное, осознанное воспроизведения и преобразования полученных ранее впечатлений

Сначала образы произвольной воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Позже она проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования (рисование ния, лепка, конструирование, труд, обучение и т.п.). Целеустремленность воображения ребенка, устойчивость его замыслов с каждым годом повышаются, что проявляется в большей длительности игры на одну тему, устойчивости роле и, детальном ее планировании. Например, младшие дошкольники играют 10-15 мин. При этом внешние факторы обусловливают появление побочных линий в сюжете, потерю первоначального замысла. В 4-5 лет игра продолжается 40-5 0 мин, в 5-6 лет — несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивые, часто дети реализуют их до концао кінця.

Со способностью планировать связано умение создавать целостные произведения. С-4-летние дети используют лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, 4-5-летние — ступенчатая план ния (цепочка образов, отражающих основное содержание деятельности). Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, до начала деятельности планируют процесс выполнения замысла, предварительно выбирают и гот ують необходимо ванння.

Развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. Со временем дошкольники самостоятельно представляют план своих действий. Прежде всего это происходит в коллект ных играх, продуктивных видах деятельности, т.е. с использованием реальных объектов и ситуаций на основе согласованности действий учасникиів.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, обязательно подразумевает опору на реальные предметы и внешние действия (речевая деятельность)

Важным моментом в планировании является оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает ее осознанной, произвольной: дошкольник видит содержание и последовательность предполагаемых действий, разум. Мие логику развития ситуации, анализирует проблему с разных позициий.

В первой половине дошкольного детства преобладает воспроизводящая воображение, которое заключается в отображении описанных в стихах, сказках, рассказах взрослого образов их особенности зависят от опыта ребенка, на акопиченого в ее памяти материала, понимание того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Из-за неопытности ребенка, низкий уровень понимания образы ее воображения часто далеки от реальности, в н их сочетается реальное и сказочное, фантастическоене.

. Воспроизводственная (репродуктивная) воображение — процесс создания человеком образов объектов на основе описания, схем, чертежей, нотных записей и т.д.

У старших дошкольников воспроизводящая воображение значительно полнее и точнее отображает действительность, ребенок начинает различать реальное и фантастическое всего актуализируется она во время слушания сказок, рассказов нь.

Дошкольные годы является периодом начала развития творческого воображения. Первые элементы ее наблюдаются уже тогда, когда ребенок способен воспроизвести услышанное, дополнить образ героя сказки новыми чертами, придумать новые события ее. При рисовании элементы творческого воображения проявляются в комбинировании рисунка, использовании цветов. Еще больше творческих компонентов можно наблюдать в ролевых играх детей. Чем старше становится ребенок, ты м больше она может дополнять предметы, которых не хватает, мнимыми, мысленно превращать реальные условия, в которых происходят ди дії.

. Творчауява — процесс создания новых, оригинальных образов и идей

По своей сути творческое воображение является особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа с ее использованием служит не только реальный предмет, но и в выражены в слове представление. Это обусловливает активное развитие словесных форм воображения, связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок создает в воображении сказки, истории вне конкретной ситуацией, переживая чувство свободы, независимости от нее, видеть ее глазами разных людей, животных, предметеів.

Возникновение творческого воображения не только является важным показателем развития познавательной сферы ребенка, но и тесно связано с формированием его личности в целом. Развитие непроизвольного воображения, произвольной, воспроизведенной й, творческой — весомый фактор успешного формирования личностиі.

Добавить комментарий

Закрыть меню