Развитие сестринского дела

3 Сестринский уход в XIX в.

Многие авторы считают, что именно с 1803 года в России возникло «сестринское дело».

Спорить с этим трудно, но именно с начала 19 века началась специальная подготовка женского сестринского персонала. В 1818 году был создан «Институт сердобольных вдов», а при больницах появились курсы сиделок для женщин. Другие авторы считают, что сестры милосердия появились в России только в 1841 году, после создания первой общины сестер милосердия (Свято-Троицкой). В 1854 году была создана Крестовоздвиженная община сестер милосердия. Ее настоятельной стала Е.М. Балунина – некоторые авторы считают именно ее основоположницей «сестринского дела» в России. Во время Крымской войны она проявила себя как очень хороший организатор. После войны она уехала в родовое имение, в Тверской губернии, и организовала там лечебницу для крестьян (считается основоположницей сельской медицины). Велико участие в развитие «сестринского дела» Н.И. Пирогова – великого русского хирурга. Когда была создана крестовоздвиженская община Пирогов руководил ею. Пирогов активно привлекал к уходу женщин, поддерживал нововведения среди сестринского персонала.

начале XX века

В начале ХХ столетия руководство благотворительными учреждениями возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1909 году была открыта Марфо — Марьинская обитель, которая к 1911 году становится «центром милосердия» в Москве. В 1914 году община была превращена в госпиталь в связи с началом Первой Мировой Войны. Подготовка сестринского персонала осуществлялась при общинах. До 1917 года в России насчитывалось 10 тысяч сестер милосердия. 26 августа 1917 года в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия.

Первые медицинские школы появились в 1920 году. Были разработаны программы по подготовки акушерок, медсестер и санитаров. В 1927 году под руководством Н.А. Семашко, издано «Положение о медсестрах» в котором определены обязанности медицинских сестер по уходу за больными. В 1934-1938 годах подготовлено 9 тысяч медсестер, насчитывалось 967 медицинских и санитарных школ и отделений.

В это время появляются новые требования к подготовке медсестер: «для сознательного отношения к назначениям врача, она должна быть медицински грамотна». Но на деятельность медсестер это не сказалось. Сознательное отношение к назначениям врача, даже если оно и вырабатывается, остается невостребованным (всю ответственность несет врач).

Заключение

Развитие «сестринского дела» в России протекало очень трудно и длительно. Но несмотря на это в 19 веке профессия сестры милосердия была очень почетна. Но с начала XX века вплоть до нашего времени медицинская сестра превратилась в «паломника врача работающего по его указанию и под его наблюдением». Хотя с 90-х годов XX века появились тенденции к некоторой самостоятельности в работе медицинской сестры.

Список литературы

1. «Теоретические основы сестринского дела» И.В. Островская. 2000 год.

2. «Учебно-методические пособия по основам сестринского дела» А.И. Шпирин. 2000 год.

Лекция №1 История становления сестринского дела в России

12Следующая ⇒

Древняя Русь медицины в современном значении не знала.

Фундамент развития научной медицины был заложен в России лишь в эпоху Петра I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Женский труд в гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века.

Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. В 1803 году — 12 мая в Москве и 30 августа в Санкт-Петербурге «для престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов», были официально открыты вдовьи дома. Их учреждение стало выдающимся актом благотворительности не только в России.

Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов».

«Должность не многосложна, — записано в инструкции для них, — но важна для страждущих и требует хорошего рассудка и много терпения и человеколюбия и кроткого обхождения с больными».

В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала.

В 1822 г. было издано «Руководство и правила как ходить за больными». Это было первое руководство по уходу за больными на русском языке, учитывающее опыт российских сиделок, сердобольных вдов, повивальных бабок. Книга включала 5 разделов. В первом разделе руководства приведены общие положения, роль сердобольной вдовы в деле ухода за больными, требования к ней: «Ухаживающий есть необходимое только орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения». Автор подчеркивает также качества, необходимые для «хожатого» — человеколюбие, внимательность к больному, терпеливость, честность, сострадание, доброта, терпение.

Институт сердобольных вдов просуществовал в России до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые в России начали создаваться с 1844 г.

В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями».

Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (день создания общины — 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Креста Господня — символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.

История, к счастью, сохранила имена сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, оказавших неоценимую помощь во время Крымской войны 1854-1856 гг. Вот лишь некоторые из них.

Екатерина Михайловна Бакунина, внучатая племянница фельдмаршала М. И. Кутузова,одна из наиболее деятельных сестер милосердия. Случалось, она по двое суток не отходила от операционного стола. Однажды бессменно провела 50 ампутаций подряд, помогая сменяющимся хирургам. Впоследствии Е. М. Бакунина стала руководительницей Крестовоздвиженской общины.

Александра Травина, вдова мелкого чиновника.О своей работе в Севастополе докладывала по-военному коротко: «Опекала шестьсот солдат в Николаевской батарее и пятьдесят шесть офицеров».

Баронесса Екатерина Будберг, сестра А. С.

Грибоедова,переносила раненых под яростным артиллерийским обстрелом. Сама была ранена осколком в плечо.

Марья Григорьева, вдова коллежского регистратора.Сутками не выходила из госпитального помещения, в котором лежали только безнадежные раненые, умирающие от зараженных ран.

В Крымской войне посильную медицинскую помощь оказывали и жительницы Севастополя. Среди них были жены офицеров, солдат и матросов, они также проявляли самоотверженную заботу о пострадавших на войне и прославились своими подвигами при уходе за ранеными. Особенно отличилась дочь черноморского матроса 17-летняя Дарья Алексеевна Александрова (Даша Севастопольская). «Севастопольской» окрестила ее благодарная народная молва. В народе ее чтили как героиню, как первую сестру милосердия.

В 1863г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876г. в Международный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных в войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.

Деятельность Общества Красного Креста и сестер милосердия особенно ярко проявилась в период войн.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. явилась следствием национально-освободительной борьбы славянских народов на Балканах против турецкого многовекового ига.

Всего за годы войны в стране было подготовлено более 3000 сестер, 1100 из которых самоотверженно трудились в госпиталях, лазаретах, на транспортных поездах и судах. 55 сестер милосердия погибли на театре военных действий. (СЛ 19) Среди них находилась и баронесса Юлия Петровна Вревская, впоследствии названная национальной героиней Болгарии. Пройдя необходимую подготовку по уходу за больными и ранеными и вложив собственные средства в организацию санитарного отряда, баронесса вместе с другими сестрами санитарного отряда Свято-Троицкой общины в июне 1877 г. прибыла на фронт. Здесь она работала на перевязочных пунктах в местах боевых сражений, в полевых госпиталях, где и умерла, заразившись сыпным тифом 24 января 1878 года.

Первая мировая война началась 1 августа 1914 года.

В конце 1914 г. в России было уже 150 школ при общинах Общества Красного Креста, где обучались более 10 тыс. учащихся.Практические занятия с сестрами проводились в 80 больницах, 12 амбулаториях и 10 аптеках Российского общества Красного Креста.

Во время войны в госпиталях Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

Современники Великой Княгини писали: «… У нее никогда не было слова «не могу».

Когда началась война, императрица Александра Федоровнавместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной поступили на кратковременные курсы обучения уходу за ранеными. Работа в госпиталях и больницах становилась для них столь привычной во время войны 1914 года, что платье сестер милосердия стало для них второй кожей.

Затем все они поступили рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступили к работе по перевязкам, часто тяжело раненых.

Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны.

Она научилась и быстро менять застилку постели, не беспокоя больных, и делать перевязки посложнее — и была высоко-горда, заработав Диплом Сестры и нашивку Красного креста.

Офицерский лазарет №17 Великих Княжен Марии Николаевны и Анастасии Николаевны (младших дочерей Николая II) был открыт летом 1916 года.

В качестве сестер милосердия они ежедневно трудились в царскосельском лазарете.

После октябрьских событий 1917 г. в Российском обществе Красного Креста произошли коренные изменения. Его Главное управление было упразднено, а все имущество этой общественной организации было объявлено государственной собственностью.

6 июня 1925 г. было утверждено новое «Положение об обществе Красного Креста», в соответствии с которым учреждения Красного Креста должны создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников. В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины, а, начиная с 1928 г. стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.

В период Великой Отечественной войны в рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Под огнем врага, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, выносили их с поля боя. Вот имена некоторых из них:

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1866 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


История сестринского дела.

О сестринском деле говорят, что это самая юная наука и самое древнее искусство. Сестринское дело считалось женской профессией, и самой из всех сестринских специальностей, и самой древней являлась акушерская (в Древней Греции, по определению Гиппократа, акушерки могли быть только рожавшие женщины с большим жизненным опытом; они определяли срок беременности, наступление родов, занимались лечением женских болезней). В Древнем Риме акушерки, помимо оказания помощи в родах, ухаживали за роженицами и младенцами.

Ученики Иисуса Христа — исцеляли больных.

Диаконы (мужчины) и диаконисы (женщины)- добровольно, бескорыстно ухаживали за больными и раненными неимущими. При церквях и монастырях возникали богадельни (диаконии), предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных.

В 4 веке н.э. со времен римского императора Константина Великого, поддерживающего христианскую религию, учреждаются общественные больницы и госпитали для больных и бесприютных.

В средние века в католических странах христианская благотворительность выражалась в создании рыцарских орденов, целью которых был уход за больными. Так функцией ордена Святого Лазаря в Иерусалиме был уход за прокаженными. Ордена тамплиеров во Франции и немецких рыцарей покровительствовали паломникам и заботились о больных и неимущих.

Община «иоанниток» в Париже в 1348 г. оказывала помощь-самопожертвование во время эпидемии чумы. По уходу за больными много сделали сестры другого ордена — «госпитальерки» во Франции.

В 1617 г. во Франции священник Винсент де ( Викентий) Поль организовал первую общину сестер милосердия.

В 1808 г. община сестер милосердия создана в Германии, в 1821 г. – в Италии( их основной задачей был уход за заразными больными), в 1834 г.- в Австрии, в 1837 г. – в Чехии, В 1841 г. – общины диаконис в США, В 1844 – в России.

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре-1. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако, затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли ‘бабы-сидельницы’. В тоже время до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах видимо не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих.

В 1814г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в Мариинскую больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак — «Золотой Крест», на одной из сторон которого написано «СЕРДОЛЮБИЕ»

В 1819г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок (1918) (которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах). С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Христофора фон Оппеля (главный врач Мариинской больницы в Москве). Это было первое руководство на русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. и называлось: «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятившим»(в пособии описаны принципы отбора ухаживающего персонала, требования к качествам, особенности ухода за тяжелобольными, выздоравливающими, ранеными, младенцами, умирающими; гигиенические условия содержания больных, методики выполнения манипуляций, правила приема лекарственных препаратов).

В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге была создана первая в России община сестер милосердия — Свято-Троицкая.

В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.

Для участия Крымской войне (1853-1856гг.) была создана в 1854 г. в Петербурге Крестовоздвиженская община сестер милосердия (учредила великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1)), специально предназначенная для работы в действующей армии. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Он же составил устав общины. Сестры приобрели специальности: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.

Среди отрядов особое место занимает Екатерина Михайловна Бакунина. После крымской войны Е.М.Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. У неё появилось твёрдое убеждение в том, что в основу таких общин следует положить не религиозные а моральные принципы. Неважно, к какому вероисповеданию принадлежит сестра, а важны её общественные взгляды и моральные принципы. Однако с этим не согласилась княгиня Елена Павловна и летом 1860г. Бакунина навсегда простилась с общиной, где она была сестрой Настоятельницей.

Простившись с общиной Бакунина у себя в имении в Тверской губернии организовала на собственные средства небольшую лечебницу для крестьян.

Также история сохранила имена Дарьи Лаврентьевны Михайловой (настоящее имя Даши Севастопольской), которая еще до появления сестер милосердия и «сердобольных вдов» стала первой оказывающей помощь раненым на поле боя, за что Николай 1 пожаловал ей золотую медаль «За усердие».

В 1867 г. в Петербурге было учреждено Российское общество Красного Креста<РОКК>. В его компетенцию вошли организация подготовки сестер милосердия и контроль за учреждением и деятельностью общин милосердия.

По другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела. Она внесла огромный вклад в развитие сестринского дела и вклад в обретение женщинами равноправия внесла Флоренс Найтингейл. Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют ее специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Ф. Найтингейл дала первое определение специальности «Сестринское дело» в «Записках об уходе» (1859) — это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: «Создать для пациента наилучшие условия (чистоту, свежий воздух, правильное питание) для активации его собственных сил».

Ф. Найтингейл считала сестринское дело искусством, требующее «организации, практической и научной подготовки», и что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний. По ее инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестер.

Международным комитетом Красного Креста в 1912г. учреждена медаль Флоренс Найтингейл, которой награждаю сестёр, проявивших героизм в военных действиях. В годы великой Отечественной воины 1941-1945гг.

46 сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. В конце 60-х годов объявились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Одно из определений сестринского дела, данное в 1961 г. и актуальное до сих пор, принадлежит американской медицинской сестре Вирджинии Хендерсон.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности возникли у швейцарца Анри Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр в период Крымской войны.

В 1862 г. он издаёт «Воспоминания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименнованный в 1876вМеждународный комитет Красного Креста. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак обеспечивающий правовую защиту на поле боя: красный крест на белом фоне. Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867г.,и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время.

В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге Институт братьев милосердия, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года (существовал до 1917 г.).

-община сестер милосердия Красного Креста-

26 августа 1917 г. в Москве состоялся 1 Всероссийский съезд сестер милосердия, на котором было учреждено общество сестер милосердия.

В 1920 г. в России появляются первые государственные медицинские школы.

В 1929 г. был решен вопрос об усовершенствовании среднего медперсонала, периодичность которого (не реже одного раза в 5 лет) сохраняется до сих пор.

В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала.

В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на линию огня была введена женщина-санинструктор.

В 1953 годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1963 г. окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами. (Красноярский медицинский техникум был основан 5 мая 1962 года в соответствии с решением Красноярского краевого совета депутатов трудящихся от 17.01.1962 за № 5 «»Открытие медицинского училища на 120 человек при ГБ № 20». С 1987 г .- акушерское на 60 человек.

В 1993 году-конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестра для новой России» в Голицыно.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.

К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, высшее сестринское образование).

В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования (ВСО) в Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России». Так же в 1995 году состоялся первый выпуск специалистов с высшем сестринским образованием.

В настоящее время в РФ выходят периодические сестринские издания, основными из них являются: НПЖ «Медицинская помощь» с 1993 г., с 1995г.- «Сестринское дело», с 1999 г.- «Медицинская сестра», с 2001г.- «Сестра милосердия».

ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия.

Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ античной Египетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мёртвого».

Слово «милосердие» совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях, как устаревшее. Между тем этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчины, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больными членами семьи, оказывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ «сестра-мать».

На Руси благотворительная лечебная помощь появилась в ХI в., когда при монастырях начали создаваться богадельни и убежища-кельи. Так, в 1070 году в Киево-Печёрском монастыре была открыта богадельня (убежище, дом) во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокажённых. После принятия христианства при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. Некоторые монастыри так и назывались больничными, например монастырь Фёдора Студита в Москве.

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная благотвори-тельность, она составляла «главное, коренное, неизменное дело всей её жизни», «освящённое самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: «Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обогрей, и помоги…»

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учреждении на Руси относится к середине Х века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжёлых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: «сестра – божий работник».

Ещё до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгороде, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали бани, огороды, кладбища. Труд «служебников больничных» был очень тяжёлым. Богатые были обязаны заботиться о безбедно существовании больниц, неимущие больные за дни, проведённые в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали Богу за исцеление «молением и трудом».


Сёстры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как считалось, что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры-милосердия. Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы «иметь счастье послужить больным». При этом монахини совершенно сознательно рисковали жизнью, так как нищета в то время шла бок о бок с инфекционными болезнями, это было время повальных эпидемий, уносивших сотни тысяч жизней.

Особенно широкое распространение женский труд по уходу за больными и ранеными в лазаретах получил при Петре I. Его осуществляли так называемые «бабы-сидельницы», выполнявшие функции санитарок. В то же время до конца XVIII века специально обученных сестёр для ухода за больными не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело оформилось в России в 1803 году, когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницы женщины для «прямого назначения ходить и смотреть за больными». Сердобольные вдовы в отличие от «баб-сидельниц» уже должны были осваивать и некоторые медицинские приёмы для оказания помощи. В 1818 году в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. В 1822 году вышло в свет 1-е руководство на русском языке по уходу за больными – учебник Христофора фон Опеля.

В 1828 году руководство благотворительными учреждениями приняла на себя великая княгиня Елена Павловна. Она расширяла сеть благотворительных учреждений и способствовала развитию сестринских общин. Первая община сестёр милосердия возникла в 1844 году в Петербурге. Она существовала на средства благотворительных организаций. По уставу общины – впоследствии она стала называться Свято-Троицкой – в неё принимались девушки и вдовы от 20 до 40 лет. Они были обязаны дежурить у постели больного на дому или в больнице сутками через 4-5 дней, помогать врачу на приёме. Первый год был испытательным, через год сёстры давали присягу и становились полноправными членами общины.

Добавить комментарий

Закрыть меню