Развитие риторики в России

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие риторики в России

красноречие риторика академический конфронтационный

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.

Сам термин «риторика» впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образах» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам («Пчела», «Домострой»). Первый переводной учебник — книга Меланхтона (1620).

По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) — «Об изобретении дел» и «Об украшении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая «делам придает и прибавляет силы». В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г. — также написанный на латинском языке «De arte rhetorica» («О риторическом искусстве»). Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было «Краткое руководство к красноречию» (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765).

Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени — нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Ответом на них служат «Правила высшего красноречия» Сперанского, известные в рукописи, созданные на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.

Взлет интереса к риторике в России конца XVIII — первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названиях учебных пособий, риторику вытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи — А. А. Потебня и А. Н. Веселовский — провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи. Престиж риторики продолжает падать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), Сергея Аркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927), Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича (1829-1906),

Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого «парламентского» красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования. Например, «Программа курса лекций по истории красноречия/риторики», предложенная Энгельгардтом.

Тем не менее в последующие годы создается целый ряд исследований общего воспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят целью помочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторского искусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н. Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко не беспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершая описание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируя причины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В. Виноградов (1895-1969).

Размещено на Allbest.ru

Ломоносовский период (II пол.XVIII в. — нач.XIX в.)

Следующий период начинается в 1743 — 47 гг. с созданием М.В. Ломоносовым своих руководств — в истории это начало царствования Елизаветы Петровны с переходом после серии дворцовых переворотов в “век” Екатерины. Ломоносов возвышается над всеми другими авторами XVIII в. как создатель первой научной риторики: «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

· «О изобретении»,

· «О украшении»,

· «О расположении».

Вот как он обосновывает построение своей книги:

«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.

Именно М.В.Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов.

Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины:

· риторика – «наука», «учение», «правила»,

· красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня.

Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования

· душевные (острый ум и память),

· телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка).

Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей:

· вступление,

· пояснение,

· утверждение,

· заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»

· образность речи,

· выразительность стиля,

· убежденность оратора.

В своём учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые мы условно относим к ломоносовскому периоду:

1. 1792 г. – А.С.Никольский «Основания российской словесности»,

2. 1792 г. – М.М.Сперанский «Правила высшего красноречия»

3. 1796 г. – И.С.Рижский «Опыт риторики»

Опыт А.С.Никольского по логике, риторике, а затем и словесности были наиболее влиятельны благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:

· Структуры публичного выступления,

· Аргументации,

· Композиции,

· Выразительности речи.

Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувств и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому – это «склонить ум, тронуть сердце». М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:

· Изобретение,

· Расположение,

· Изложение речи.

Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

· Все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой; это позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому,

· Все мысли должны быть подчинены одной, доминирующей.

Наиболее разработанный курс риторики был написан профессором И.С.Рижским.

И.С. Рижский (1759-1811) – первый ректор Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. Но до этого 10 лет (1786-1796) он преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище.

«Опыт риторики», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге учились несколько поколений русских учащихся. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи. Основное качество речи, по мнению Рижского, — её чистота. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он.

Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.

Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX — сер.XIXвв)

В это время в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благоговейного). Общество живёт в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России.

На этом оптимистическом фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины. К этому периоду относятся работы следующих авторов:

· А.Ф.

Мерзляков. Краткая риторика (1809),

· Н.Ф. Кошанский. Риторические труды. Общая риторика (1829).

· Частная риторика (1832),

· А.И. Галич. Теория красноречия (1830),

· В.Т. Плаксин. Учебный курс словесности (1843-1844),

· К.П. Зеленецкий. Риторические труды. Общая риторика (1849). Частная риторика (1849).

Итак, в начале XIX в. складывается представление о словесности как о комплексной науке:

· искусстве речи,

· совокупности филологических дисциплин,

· составе текстов данной культуры (напр., словесность русского народа).

Каждый из названных выше авторов предлагал свою концепцию новой науки – словесности.

Остановимся на концепции «словесных наук» замечательного педагога и теоретика риторики Н.Ф.Кошанского.

Н.Ф.Кошанский – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин. Служил в лицее с 1811 по 1828 год. Его лекцией «О преимуществах российского слова» открывались занятия в Лицее. По учебникам Н.Ф.Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, «Общая риторика» — 10 изданий. Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку.

· «сила ума» связывается с логикой. Многие риторики начинаются разбором основных логических терминов: понятие, суждение, умозаключение

В данном реферате были использованы следующие материалы: научная статья Аннушкина В. И «Русская риторика в свете русской истории», научная статья Омского Государственного Педагогического Университета «История преподавания риторики в России», научная работа М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию», лекции М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия».

2.История российской риторики (красноречия)

2.1 История зарождения русского красноречия в XVIIΙ веке

До начала XVIIΙ века искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков не конфронтационный вид, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для риторики, как науки.

К XVIII в. искусство красноречия, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) «О поэтическом искусстве». А в 1706 г. — «О риторическом искусстве».

Первой научной русской риторикой, продолжающей путь развития этой науки, было «Краткое руководство к красноречию» (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765). Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.…» По мнению автора, для приобретения этого искусства, требуется пять следствий. «…Первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук». В своей работе автор демонстрирует различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях. Автор считает, что риторика разделяется на три части — на изобретение, украшение и расположение». Так же говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги.

Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения.

Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева «Риторика» (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В. Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав «Краткое руководство к красноречию». В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства. Теория ораторского искусства рассматривается М.В. Ломоносовым в трудах «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» и «Российская грамматика». Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.

Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, — это «Правила высшего красноречия», написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, — это «склонить ум, тронуть сердце».

Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н.Ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М.В. Буташевича-Петрашевского и В.Г. Белинского. Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства.

Но во второй половине XIX века начинается постепенный упадок риторики как науки. В системе образования появляется новый предмет — теория словесности. Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIХ века до 20-х годов XХ века. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе все больше ориентируется на изучение фольклора и художественной литературы.

Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект — культура речи и стилистика.

И лишь в 70-е — 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е.

Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.

Возрождение риторики было связано с социальным заказом — необходимостью повышения устной агитации и пропаганды, особенно лекционной, — и появлением новых учебных дисциплин — лингвистики текста, прагматики и др.

В последние годы риторики начали обучать в вузах, в отдельных школах, лицеях, гимназиях в рамках факультативных и элективных курсов. Появились авторские программы.

Однако единого подхода к определению предмета и содержания современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета в настоящее время не существует.

Добавить комментарий

Закрыть меню