Развитие речи в раннем детстве

Развитие речи в раннем детстве.

С усложнением деятельности малыша, расширяется доступная ему сфера деятельности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к общению побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. К активной речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослыми деятельности.

В возрасте 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы.
В раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение («чашка» — это та, из которой он пьет, а другие чашки, отличающиеся цветом, формой, этим словом не называются).
Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных признаков.
Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.
В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

К концу 3-го года в речи малыша появляются слова с обобщающим значением, обозначающим предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал,
В возрасте 1 года 8 мес. — 1 года 10 мес., в речи ребенка появляются двухсловные предложения («мама, Ням-ням»). Затем начинают употребляться предложения, состоящие более чем из двух слов. В них ребенок включает свое имя. В 2-3 года происходит резкое увеличение количества предложений, члены которых согласуются между собой,
На втором году жизни появляется ситуативная речь, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включен собеседник.
В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг себя, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкциям взрослого. Складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач. Возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь. Завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки. Возникают предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов идти в школу.

Каталог:upload -> file
file -> Основы теории и практики связей с общественностью
file -> Аддиктивное поведение
file -> Фазаил агамалы президент реформатор
file -> Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация (наноо)
file -> Примерная тематика курсовых работ
file -> Методические указания по курсу «Психология и педагогика»
file -> Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году
file -> Особенности восприятия визуальной информации в сми: анализ силы воздействия комплекса «фотография + текст»
file -> Тематика курсовых работ для 2 курса дневной фомы получения образования и
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал

Поделитесь с Вашими друзьями:

Для того чтобы речь ребенка успешно развивалась, необходимо:

1) Вычленение определенных слов из целого речевого потока, который дети постоянно слышат;

2) Тонкий фонематический анализ каждого слова, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «па-па», «мальчик-мячик»;

3) Отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова;

4) Обобщение однородных предметов (действий, признаков, отношений) и обозначение их одним и тем же определенным словом;

5) Понимание целого предложения, т. е. группы слов, объединенных определенными грамм. Связями; в предложении всегда выражена законченная мысль;

6) Освоение механизма речепроизношения (артикуляции);

7) Освоение умения отбирать в каждом отдельном случае нужные слова и, организуя их в определенные грамм. Структуры, выражать свои мысли в понятных другим людям предложениях.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка в каждый период его жизни (А. А. Люблинская).

Раннее детство является сенситивным периодом для развитии речи. В течение раннего детства ребенок проделывает значит.работу по усвоению родного языка, овладевая его основными синтаксическими конструкциями, грамм. Формами и звуками. Ребенок раньше научается понимать речь, чем обобщать.

Л. С. Выготский указывал, что речь, нельзя рассматривать вне ее соц. функции.

Развитие детской речи находится в тесной зависимости от идеальных форм (от развитой речи взрослых). По его мнению – источник речевого развития ребенка – идеал.форма. Всякое самое примитивное детское слово является частью целого, внутри которого оно взаимодействует с идеал.формой.

Следовательно, при рассмотрении процесса усвоения речи вопрос идет не об изобретении ребенком слова, а об искаженных, деформированных словах из речи взрослых, т. е. о деформированном понимании ребенком речи взрослого. Это значит, что ребенок развивается как социальное целое, как соц. существо. Т. о. источник развития речи – взаимодействие ребенка и взрослого.

Как отмечает Д. Б. Эльконин развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамм. Строя невозможно вне овладения звуковой структурой родного языка.

Овладение звук.стороной языка включает два взаимосвязанных процесса:

— формирование у ребенка восприятия звуков языка (фонематич. слуха);

— формирование произнесения звуков речи.

Н. Х. Швачкин выделяет две стадии в восприятии звук. Стороны речи:

Первая стадия названа дофонемной. Ребенок на этой стадии улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова и фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.

Вторая стадия – фонемная. Здесь возникает понимание речи на основе собственно языковых средств, т. е. значений, связанных с определенными звук. Формами. Внешне она характеризуется быстрым ростом понимания речи взрослых и появлением первых слов.

Усвоение звук. Состава языка происходит вместе с расширением запаса слов; количество правильно произносимых ребенком звуков тесно связано с запасом активно используемых ребенком слов. Не все звуки языка появляются в активном словаре ребенка одновременно. Отсутствующие у него звуки, как правило, в процессе речи замещаются другими звуками. Чаще всего на месте отсутствующего звука из языка взрослых появляется звук из числа уже имеющихся и наиболее близких по артикуляции. Система замещений базируется главным образом на артикуляционном родстве.

Важное значение для усвоения артикуляции звуков языка имеет развитие речедвигательной сферы ребенка. На основе взаимодействия фонематического восприятия звуков речи и речедвигат. сферы, в конце концов, у ребенка возникает правильное произношение, как отдельных слов, так и отдельных составляющих их звуков.

Добавить комментарий

Закрыть меню