Развитие педагогической мысли

Развитию педагогической мысли в. России в XVIII в первую способствовали образовательная деятельность и педагогические взгляды. Михаила. Ломоносова (1711-1765), который выступал за демократизацию образования, за народную школу. Он н считал, что система образования должна состоять из трех ступеней государственной беззалогового школы: начальной, средней (гимназии) и высшего (университета). Главная задача школы — воспитывать у детей любовь к труду, научить их»правил и приемов поведения», дать образование Цель воспитания — формирование счастливых, духовно и физически развитых граждан. Отстаивая принцип народности в воспитании, подчеркивал нео бхидности воспитывать у детей любовь к отчизне, гуманность, верность гражданскому долгу, стремление к знаниям, трудолюбие, силу воли, смелость, скромность, то есть присущие народу рисі народові риси.

М. Ломоносов создал учебные планы и программы для учебных заведений разных типов, определил основные принципы и методы обучения, ввел классно-урочную систему. Ведущими методами обучения он счи ажав беседу, рассказ, лекцию, которые необходимо дополнять упражнениями. Обучение должно иметь воспитательный характер, обеспечивать сознательное, прочное, систематическое усвоение материала, следует излагать кратко подкрепляя теоретические положения фактами, наглядностью, учитывая возрастные и психологические особенности, природные склонности учащихся и и ін.

В нравственном воспитании. М. Ломоносов отстаивал метод примера, убеждения. Мощным средством воспитания он считал труд, выступал против физических наказаний. Ценные его мысли о семейном воспитании, взаимосвязь»связь школы и семьи, о помощи родителей учителям. Написанные им учебники («Риторика»,»Российская грамматика»,»Древняя российская история»и др.) в течение полувека были лучшими в российской зага льноосвитний школе»Русская грамматика»выдержала 14 изданий, она была переведена многими иностранными языками, положен в основу всех последующих грамматик, которые разрабатывались в. Росиіх наступних граматик, що розроблялися в. Росії.

По инициативе и участии.

М. Ломоносова в 1755 г был открыт. Московский университет. Он выступал за то, что преподаватели и студенты университета должны параллельно с учебой заниматься научной р работоспособностьтою.

Заметный след в развитии педагогической мысли в. России оставил известный ученый, хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии,. Николай. Пирогов (1810 — 1881). Свои педагогические взгляды он изложил в в статьях и официальных документах»Вопросы жизни»,»О публичные лекции по педагогике»,»О методах преподавания»и др.. В статье»Вопросы жизни»выступил против сословной системы образования в. России, вузькопр офесийнои подготовки молодежи, снижение общеобразовательного уровня обучения учащихся начальной и средней школы и студентов университетов. Высоко оценивал роль знаний в подготовке умственно развитой лич занятости. Отстаивая идею человечности в воспитании, сформулировал прогрессивную идею воспитательного обучения, при этом большое внимание уделял нравственному воспитанию, воспитанию честной, правдивой, искреннего человека. Он требовал, чтобы все негативное, что есть в жизни и быту, были устранены из системы средств воспитания молодого поколения; чтобы своим поведением учителя настойчиво и систематически влияли на детей и молодежь важнейших им фактором нравственного воспитания, по его убеждению, есть наука, которая дает возможность человеку понять природу, развивает его сознание, помогает познать себя и дру її свідомість, допомагає пізнати себе й інших.

В центре внимания педагогов, за. М. Пироговым, должны быть активные методы обучения, которые способствовали бы развитию мнения учащихся, развивали бы их способности и интересы, прививали умение самостоятельно работать. В. Во всех учебных заведениях следует широко использовать наглядность с целью активизации учащихся следует организовывать обучающие игры, поскольку они способствуют развитию мышления, чувств, фантазизії.

Прежде он выступал против существующего формализма при переводных и выпускных экзаменов, который снижает их эффективность. При правильной организации экзаменов, они нужны при поступлении молодежи в в высших учебных заведений, однако следует учитывать не только на балы, но и на общее развитие поступающих, на стремление получить научные знания, овладеть методами научных ись.

Большое значение в обучении и воспитании. М. Пирогов придавал должным подготовленным учителям-воспитателям, которые должны заботиться о повышении своего методического уровня, обмениваться опытом с другими, в усьом м быть примером для молодежи. Однако главным считал образование учителя, его основательное знание своего предмета, методики обучения и воспитания учащихся. Важным аспектом нравственного воспитания, на его взгляд, является формирования сознательной дисциплины, отказ от телесных наказаний, которые негативно влияют на нервную систему и психику ребенка, унижающие человеческое достоинство. Однако, отрицая их теоретически, он, будучи ке ривником. Киевского учебного округа, не сумел отстоять свою позицию при обсуждении этого вопроса и подписал циркуляр, которым разрешалось использование розог качестве меры наказания школьникиярів.

По убеждениям. М. Пирогова в учебной деятельности, образовании женщина по всем критериям способна достичь таких же результатов, что и мужчина. Однако, выступая за равноправие мужчины и женщины в образовании и он не был сторонником их равноправия во всех сферах жизненнотя.

Выдающийся русский писатель и педагог. Лев. Толстой (1828-1910), отрицая революционное переустройство общества, мечтал о мирном самосовершенствования людей. Его педагогические взгляды воплощены в статьях»С. Общий очерк характера. Яснополянской школе»,»О народном образовании»,»О методах обучения грамоте»,»Проект общего плана организации народных училищ»,»О воспитании»и др.. Он доказал могут во абстрактной, оторванной от практики педагогики, убеждал, что педагогика будет настоящей наукой только тогда, когда будет опираться на опыт учителей и строить свои выводы на обобщениях педа гогичнои практики. В 60-е годы XIX в. Л. Толстой утверждал, что школа должна давать учащимся широкие знания, всесторонне развивать их творческие силы, но отрицал заранее заключенные программы, твердый расписание занятий и требовал, чтобы содержание учебной работы детей в школе определялся их интересами и потребностями. По его мнению, главная задача школы — чтобы ребенок охотно и хорошо училась. Для этого необходимо, щ об материал, который она изучает был понятен, захватывающим, соответствовал ее развивающийчає був зрозумілим, захоплюючим, відповідав її розвиткові.

Определяя идею свободного воспитания,. Л. Тол стой сначала считал, что школа должна заниматься только образованием, а не воспитанием учащихся. Впоследствии он признал ошибочность этой точки зрения, утвердившись во мнении, что шк круга имеет также воспитывать детей, но в религиозном дуссі.

Выступая против догматического обучения и зазубривания,. Л. Толстой отмечал, что детей надо учить так, чтобы они могли самостоятельно формулировать выводы, вытекающие из наблюдений и опытов. Высо глаз оценивая роль наглядности в обучении, призывал изучать предметы и явления в естественной обстановке, организовывать экскурсии в поле, в лес, где дети могут наблюдать за жизнью растений, животных и др.. В др. разработал методику школьного рассказы и беседы, использование живого слова учителем. Методом беседы он пробуждал мнения детей, помогал им самостоятельно вникнуть в сложные вопросы. Много внимания уделяется в методике написания детьми произведений, способствующих развитию их творческих задатков. В семейном воспитании выступал за то, чтобы родители воспитывали детей в духе уважения к труду, заботились об их всестороннее ро свиток, подчеркивал, что решающее воздействие на поведение детей их примеру. По его мнению, дети рождаются без отрицательных качеств, они формируются под влиянием среды и неправильного воспитания. Лица стисть ребенка нужно уважать и умело развивать ее задатки и творческие способностидібності.

Педагогическая мысль в России

⇐ ПредыдущаяСтр 161 из 458Следующая ⇒

К середине XIX в. в России педагогика пред­ставляла собой область знаний, включающую значительное количество концепций воспита­ния и обучения, разносторонний практический опыт. Созрела необ­ходимость создания фундаментальной теории, способной учесть все прогрессивное и решительно отмежеваться от временного, прехо­дящего, устаревшего. Наиболее глубокие педагогические идеи раз­рабатывались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, НА Добролюбовым, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др.

Исключительно -плодотворной была деятельность великого рус­ского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1870).

Его концепция содержала ряд идей, которые в дальнейшем во мно­гом определяли развитие педагогической мысли. Основные из них:

• школа и педагогика, имея свои корни в жизни народа, долж­ны развиваться своим самобытным путем в каждой стране, перера­батывая и используя все научное богатство других народов;

• важнейшая категория педагогики — воспитание, главный смысл.его — дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу и была целью жизни. Стремление ребенка к деятельности — основной закон детской природы, утверждающий, что ребенок мо­жет полноценно войти в жизнь только одновременно с собствен­ным интеллектуальным и физическим развитием, разносторонней подготовленностью;

• сущность обучения состоит не только в том, чтобы вооружить детей ценными и полезными в жизни знаниями, хотя это тоже важно, а на основе этих знаний развить их ум, сознание;

• труд — главное средство развития личности человека, следо­вательно, преподавание в школе должно сочетаться с самостоятель­ными действиями обучаемых.

Достоинством педагогической системы К.Д. Ушинского является глубокое проникновение в реальный процесс обучения и воспитания, развития мыслительных способностей учащихся. В его монографии «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология» изложено содержательно-эвристическое понимание педагогики.

Большой вклад в отечественную педагогику внесли также В.И. Водовозов (1825-1886), В.Я. Стоюнин (1826-1888), Н.И. Пиро­гов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), П.Ф. Каптерев (1849-1922) и др. Среди более поздней плеяды педагогов выделялись СТ. Шацкий (1878-1934), П.П.

Блонский (1884-1941), А.С. Ма­каренко (1888—1939), разработавшие проблемы воспитания детских и юношеских коллективов.

Таким образом, отечественная и зарубежная педагогика XIX — начала XX в. представлена рядом концепций, предлагающих раз­личные решения основных проблем воспитания и обучения подра­стающего поколения. Характерными чертами педагогической мыс­ли были положения о том, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этот результат может быть достигнут только в процессе его активной деятельности, напря­жением собственных интеллектуальных и физических сил. Педагог может и должен возбудить у учащегося эти силы. Каждому, как ут­верждал Ф. Дистервег, присуща возбудимость, восприимчивость к по­буждениям, импульсам, впечатлениям — это закон активности обу­чения и воспитания. Воспитание и обучение должны быть адапти­рованы к наличным силам ученика, быть посильными для его возраста. Как писал П.Ф. Каптерев, педагогика не может развиваться, не опираясь на данные антропологии и психологии, не формируя личность свободного гражданина и общественного деятеля.

содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

Развитие педагогической мысли в России
Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические журналы:
«Журнал для воспитания» (1857 г.)
«Учитель» (1861 г.)
«Русский педагогический вестник»(1857 г.) и др.
1861 год — освобождение крестьян от крепостной зависимости.
В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского.
В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты получили более широкую автономию, управление университетом передавалось Советам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новых преподавателей.

Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860, 1862 ,1864 гг., которые легли в основу Устава средних школ (1864 г.)
Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим условием для поступления в гимназии становится имущественное положение. Ученики были обязаны вносить плату за обучение.
От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10% от общего числа учащихся). Предусматривалась выдача единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Устав объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-ми летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы:
# Классическая гимназия с двумя древними языками
#Классическая гимназия с латинским языком
#Реальная гимназия без древних языков.
Учреждался новый тип неполного среднего образования —
Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и современного образования. Во всех средних школах должны были обучать:
# Закону Божьему
# истории
# географии
# русскому языку
# литературе
# математике, а так же
в классических гимназиях:
# древние или современные европейские языки
в современных (реальных) гимназиях :
# естественные науки
# черчение.
Устав предусматривал преобразование части уездных училищ в прогимназии, а другой части в двухлетние приходские начальные школы. В 1864 году был принят Устав по начальному образованию.
Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и нравственные понятия и дать основу «полезного знания». Закон Божий преподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви. Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный Уездным школьным советом . В него входили: представители министерства просвещения, священного синода, других правительственных школьных организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете . Сюда входили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства. Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытия учебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860 гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские гимназии, отменить телесные наказания в школах.
В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых народных школах:
#Таврическое училище (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.
#Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,
где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям.
Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями. В 1871 — 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тут получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее они могли обучаться в высших технических училищах.
Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.
Новый устав начальных школ (1871 г.) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного синода.
Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров (1880-1882гг.), но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого И.Д.Делянов (1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.
Устав университетов (1882 г.) окончательно лишил университеты автономии, упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Глава священного синода К.П.Победоносцев был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение. Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).
Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения 80-х гг.:
Школа под руководством А.С.Грачевского.
В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело для мальчиков).
Женская гимназия В.Я.Стоюнина.
Программа делилась на 4 цикла:
# научные дисциплины
# иностранные языки
# искусство
# физическое воспитание.
Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.
Видным идеологом создания церковно-приходских школ является С.А.Рачинский.
Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и обучении в политическую полемику.

Билет №5

Перечислить наиболее существенные изменения в образовании нашей страны за последний 3-5 лет и оценить их.

Воспитание должно быть не преждевременным и не запаздывающим.

Основоположенник научной педагогики. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности.

1. Новый ФГОС

2. Внедрение новых средств обучения (ИКТ)

Повышение квалификации учителей (в том числе овладение средствами ИКТ)

4. Развитие система СПО

5. Переход образовательных учреждений на самоокупаемость

6. Сокращение бюджетных мест в обр. учр., сокращение военных кафедр, сокращение количества высших учебных заведений

7. Изменение порядка оплаты труда учителей

8. Добавлен дополнительный час урока ФК в школе

9. Повышен престиж профессии, появление новых, современных, молодых кадров

Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур – свои школы, основы философии и воспитания

Средние века – механическая зубрёжка, вдалбливание знаний, рыцарское воспитание

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) — идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас -Мор и Томмазо Кампанелла.
Виднейшие деятели той эпохи – итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533-1592) и другие – выдвигали немало оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. Они критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

Ян Амос Коменский (Чехия, 1592-1670) – создатель современной педагогической системы

Джон Локк — социализатор

Жан Жак Руссо – биологизатор

Генрих Песталоцци (швейцария) – дидактика

К.Д.Ушинский — дидактическая система в России

П.П.Блонский (1884-1941) — часто называют «советским Песталоцци»: идея развития и целостного подхода к изучению ребенка.– тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.– автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – трудовое воспитание

В.А. Сухомлинский –Гражданственность, исследование

В.Ф. Шаталов — Педагогика сотрудничества: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению.

Добавить комментарий

Закрыть меню