Разрешение коллективных трудовых споров

Письмо ВАС РФ от 03.01.1996 N С1-7/ОЗ-7

Документ по состоянию на январь 2016 года

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 октября 1995 года принят Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 5 декабря 1995 года).

1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).

2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 6).

3. Федеральным законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что служба — государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие полномочия (ст.

11).

4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).

5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной (ст. 17).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).

Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).

7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за незаконные забастовки.

В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.

8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф.ЯКОВЛЕВ

Закон РБ. О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

Статья 1. Сфера действия Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), а также порядок реализации права на забастовку в Республике Беларусь.

Статья 2. Основные понятия

Коллективный трудовой спор (конфликт) (далее — спор) — неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Стороны спора — наниматель (наниматели, объединения нанимателей), а также работники в лице их представительных органов.

Представительные органы работников в споре (далее — профсоюз) — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на это соответствующими положениями уставов. В случае, если у нанимателя работает более 50 процентов работников — нечленов профсоюзов, от имени этих работников стороной спора может быть представительный орган, избранный на собрании либо конференции большинством голосов от общей численности этих работников (делегатов конференции).

Раздел II. ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ. ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ. ПОСРЕДНИЧЕСТВО. ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ

Статья 3. Предъявление требований

Требования нанимателю при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров.

Требования нанимателю утверждаются на собрании либо конференции большинством голосов присутствующих членов профсоюза или работников — нечленов профсоюза (делегатов конференции). Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов профсоюза или работников — нечленов профсоюза, а конференция — если присутствует не менее двух третей делегатов.

(Часть третья не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются другой стороне спора.

(Часть пятая не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 4. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 5. Примирительная комиссия

При возникновении спора в трехдневный срок создается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон спора на равноправной основе.

(Часть третья не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее трехдневного срока большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный профсоюз и не работающего у данного нанимателя. При недостижении решения об этом нейтральный член не позднее пятидневного срока назначается в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Члены примирительных комиссий могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Статья 6. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 7. Посредничество

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, который после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее пятидневного срока предложение по разрешению спора.

Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.

Органами государственного управления, другими нанимателями и профсоюзами могут создаваться службы посредничества.

При согласии сторон с предложениями посредника спор прекращается.

Статья 8.

Трудовой арбитраж

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между ними не позднее пятидневного срока могут обратиться в трудовой арбитраж.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями и профсоюзами. При этом в случаях, предусмотренных настоящим Законом, спор выносится сторонами исключительно на рассмотрение Республиканского трудового арбитража.

Персональный состав трудового арбитража, создаваемого сторонами, определяется в соответствии с требованиями части первой статьи 8-1 настоящего Закона. Количественный состав арбитража, порядок рассмотрения в нем споров, правила принятия решений и иные вопросы его деятельности, за исключением вопросов, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи и частью пятой статьи 8-1 настоящего Закона, определяются в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон.

Расходы, связанные с рассмотрением спора в трудовом арбитраже, возмещаются сторонами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 8-1. Трудовые арбитры

Трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей и профсоюзов, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет.

Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей и профсоюзов по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров.

В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Повышение квалификации трудовых арбитров осуществляется Республиканским трудовым арбитражем совместно с республиканскими органами государственного управления по вопросам труда и юстиции и местными исполнительными и распорядительными органами.

(Часть пятая не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 9. Решение трудового арбитража

Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее пятидневного срока со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.

(Часть вторая не приводится как не вступившая в силу.) <*>

(Часть третья не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 10. Республиканский трудовой арбитраж

Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:

рассмотрения споров, отнесенных к его компетенции настоящим Законом;

координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и профсоюзов по урегулированию споров на стадии примирения;

ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повышения квалификации);

методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;

регистрации трудовых арбитражей, создаваемых субъектами хозяйственной деятельности;

ведения учета споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбитражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения споров и подготовки предложений по их устранению.

Республиканский трудовой арбитраж при наличии условий, предусмотренных частью первой статьи 8 настоящего Закона, рассматривает споры:

в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

об исполнении коллективных договоров и соглашений;

на предприятиях, в учреждениях и организациях, на которых в соответствии с частью третьей статьи 11 настоящего Закона установлены ограничения реализации права на забастовку;

возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях;

в иных случаях по соглашению сторон.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.

Республиканский трудовой арбитраж осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством Республики Беларусь.

Положение о Республиканском трудовом арбитраже утверждается Президентом Республики Беларусь.

Статья 10-1. Рассмотрение споров и вынесение решений Республиканским трудовым арбитражем

Споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами. При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает Председатель Республиканского трудового арбитража.

Спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях — с привлечением экспертов. Республиканский трудовой арбитраж заслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся спора, информирует в случае необходимости Президента Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора.

Республиканский трудовой арбитраж должен вынести решение по спору не позднее двухнедельного срока со дня получения заявления. Срок рассмотрения спора может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц.

Решение Республиканского трудового арбитража по урегулированию спора принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам.

Решения Республиканского трудового арбитража по спорам, предусмотренным абзацами третьим и четвертым части второй статьи 10 настоящего Закона, обязательны для сторон. В остальных случаях решение Республиканского трудового арбитража приобретает для сторон обязательную силу, если стороны в соответствии с частями второй и третьей статьи 9 настоящего Закона заключили соглашение о выполнении этого решения.

Решение Республиканского трудового арбитража по спорам, предусмотренным абзацами третьим и четвертым части второй статьи 10 настоящего Закона, может быть в десятидневный срок со дня получения обжаловано в суд.

В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.

Раздел III. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАБАСТОВКИ

Статья 11. Забастовка

Забастовка — временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения спора.

Забастовка может проводиться не позднее трех месяцев после отклонения предложений примирительной комиссии, а если стороны обращались к посреднику или (и) в арбитраж — после отклонения предложений посредника либо (и) несогласия с решением арбитража, за исключением случая, если оно имеет для сторон обязательную силу.

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 12. Решение о проведении забастовки

Решение о проведении забастовки принимается на общем собрании или конференции тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих членов профсоюза или работников — нечленов профсоюза (делегатов конференции).

Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов профсоюза или работников — нечленов профсоюза, а конференция — если присутствует не менее двух третей делегатов.

Статья 13. Уведомление о забастовке

Профсоюз обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее двух недель до ее начала. В уведомлении об объявлении забастовки указываются:

перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому на предприятии, в учреждении, организации во время проведения забастовки.

После получения уведомления о забастовке наниматель обязан немедленно сообщить об этом собственнику или уполномоченному им органу, поставщикам, потребителям, транспортным организациям, местному исполнительному и распорядительному органу.

Статья 14. Запрещение принуждения к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней

Принуждение к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней запрещается.

Статья 15. Обязанности сторон во время забастовки

(Часть первая не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Минимум необходимых работ (услуг) определяется в коллективном договоре. При отсутствии коллективного договора минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон в пятидневный срок с момента принятия решения о проведении забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) он устанавливается до начала забастовки местным исполнительным и распорядительным органом, решение которого является обязательным для сторон.

Во время проведения забастовки стороны обязаны продолжить разрешение спора путем переговоров.

Статья 16 исключена.

Статья 17. Откладывание или приостановление забастовки

В случае создания реальной угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, Президент Республики Беларусь вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок.

Статья 18. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 19. Прекращение забастовки

Забастовка прекращается, а ее участники обязаны приступить к работе на следующий день после:

признания ее незаконной в соответствии со статьей 20 настоящего Закона;

получения письменного согласия нанимателя удовлетворить требования;

принятия об этом решения собранием или конференцией в порядке, предусмотренном частью второй статьи 3 настоящего Закона;

заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

Статья 20. Незаконная забастовка

Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по решению областного (Минского городского) суда в случаях, если забастовка проводится (проводилась) либо решение о ее проведении было принято с нарушением требований настоящего Закона и других законов Республики Беларусь.

Заявление о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении подается нанимателем (собственником или уполномоченным им органом) и (или) прокурором при:

нарушении требований настоящего Закона и других законов Республики Беларусь — в пятидневный срок со дня получения сведений о таких нарушениях, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим части второй настоящей статьи;

невыполнении требований статьи 15 настоящего Закона либо в случаях создания реальной угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц — немедленно.

Областной (Минский городской) суд обязан вынести решение по заявлению в десятидневный срок со дня его получения.

Решение областного (Минского городского) суда о признании незаконными забастовки или решения о ее проведении после вступления его в законную силу подлежит немедленному исполнению.

Статья 21. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 22. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Статья 23. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

Раздел IV исключен.

Раздел V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 29. Ответственность нанимателя и должностных лиц

За несоблюдение настоящего Закона наниматель и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 30. (Не приводится как не вступившая в силу.) <*>

<*> Части третья и пятая статьи 3, статья 4, часть третья статьи 5, статья 6, часть пятая статьи 8-1, части вторая и третья статьи 9, часть первая статьи 15, статья 18, статьи 21 — 23, статья 30 новой редакции Закона Республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» не вступили в силу в соответствии с частью восьмой статьи 100 Конституции Республики Беларусь.

Статья 31. Ответственность за создание препятствий для исполнения своих трудовых обязанностей работникам, не участвующим в забастовке

Лица, создающие препятствия для исполнения своих трудовых обязанностей работникам, не участвующим в забастовке, привлекаются к дисциплинарной и административной ответственности, если их действия не влекут уголовной ответственности.

Статья 32. Ответственность за принуждение к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней

Лица, которые путем насилия или угрозой применения насилия принуждают к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Статья 33. Ответственность профсоюза за незаконную забастовку

Возмещение ущерба, причиненного нанимателю в результате незаконной забастовки, производится по иску нанимателя или прокурора за счет профсоюза в размере, определяемом судом.

Статья 34. Ответственность сторон за неисполнение обязательных для них решений трудовых арбитражей

Лица, виновные в неисполнении обязательных для сторон спора решений трудовых арбитражей, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ

Источник: Белзакон.net – Кодексы и законы Республики Беларусь

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров»
(с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.)

Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года

Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 2)
Глава 3. Осуществление права на забастовку (ст.ст. 13 — 19)
Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах (ст.ст. 20 — 24)
Глава 5. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 27)

Глава 2. Порядок разрешения коллективного трудового спора

Статья 3. Выдвижение требований работников
1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.
2. Требования работников организации, филиала, представительства выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
3. Представители работников выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.
4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.
5. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
6. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
7. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба). В этом случае Служба обязана проверить получение требований другой стороной.

Статья 4. Рассмотрение требований работников
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Статья 5. Примирительные процедуры
1.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
3. В поддержку своих требований в ходе разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.
4. Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора.
5. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
6. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
7. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные статьями 6 — 8 настоящего Федерального закона.
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Статья 6. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
1. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
2. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.
Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
3. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.
4. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
5. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.
6. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
7. При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.

Статья 7. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
1. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от Службы или по рекомендации Службы.
2. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в Службу не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается Службой.
3. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.
4. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.
5. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с моментов его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Статья 8. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
2. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.
В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
3. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы.
4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Статья 9. Гарантии работников в связи с разрешением коллективного трудового спора
1. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
2. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статья 10. Уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах
1. В случаях уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
2. В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, — если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.

Статья 11. Участие службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
1. Служба — государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
2. Служба:
осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
формирует список посредников и трудовых арбитров;
проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;
оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;
организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Служба действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о службе по урегулированию коллективных трудовых споров.
Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещения организаций, филиала, представительства в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти конфликты.

Статья 12. Соглашение в ходе разрешения коллективных трудовых споров
Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия Закона

Установленные настоящим Законом нормы распространяются на наемных работников и организации, образованные ими в соответствии с законодательством для представительства и защиты их интересов, и на работодателей, организации работодателей и их объединения.

Наемный работник — физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении и организации, в их объединениях или у физических лиц, использующих наемный труд.

Работодатель — юридическое (предприятие, учреждение, организация) или физическое лицо, которое в пределах трудовых отношений использует труд физических лиц.

Статья 2. Понятие коллективного трудового спора (конфликта)

Коллективный трудовой спор (конфликт) — это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, относительно:

а) установления новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;

б) заключения или изменения коллективного договора, соглашения;

в) выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;

г) невыполнения требований законодательства о труде.

Статья 3. Стороны коллективного трудового спора (конфликта)

Сторонами коллективного трудового спора (конфликта) являются:

на производственном уровне — наемные работники (отдельные категории наемных работников) предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений или первичная профсоюзная или иная уполномоченная наемными работниками организация и работодатель. По поручению интересы работодателя в коллективном трудовом споре (конфликте) может представлять другое лицо, организация работодателей, объединения организаций работодателей;

на отраслевом, территориальном уровнях — наемные работники предприятий, учреждений, организаций одной или нескольких отраслей (профессий) или административно-территориальных единиц или профсоюзы, их объединения или другие уполномоченные этими наемными работниками органы и организации работодателей, их объединения или центральные органы исполнительной власти, или местные органы исполнительной власти, действующих на территории соответствующего административно-территориальной единицы ;

на национальном уровне — наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы или их объединения или другие уполномоченные наемными работниками органы и всеукраинские объединения организаций работодателей или Кабинет Министров Украины.

Уполномоченный наемными работниками на представительство орган является единственным полномочным представителем наемных работников до момента прекращения такого спора (конфликта).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). Соответствии с Законом Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)»

под коллективным трудовым спором понимают разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений по установлению условий труда или исполнения законодательства о труде.

Предметом коллективного трудового спора является установление новых или изменение существующих условий труда, а также применения законодательства о труде.
По уровню возникновения и разрешения коллективных трудовых спорах подразделяются на следующие виды:
— Производственные — на уровне предприятия, учреждения или организации;
— Отраслевые и территориальные — на уровне одной или нескольких отраслей или отдельной административно-территориальной единицы, если участие в споре принимают наемные работники большинства предприятий отрасли или административно-территориальной единицы;
— Национальные — на уровне государства, если участие в споре принимают наемные работники большинства регионов Украины (области, Автономная Республика Крым, города Киев и Севастополь).
Коллективный трудовой спор начинается с формирования требований наемных работников. Закон по-разному регулирует порядок формирования требований в зависимости от уровня спора.

На производственном уровне требования могут формироваться двумя путями:
— Путем сбора подписей;
— На собрании (конференции) наемных работников.
Требования считаются сформированными, если собрано не менее половины подписей наемных работников предприятия или его структурного подразделения. Решение собрания или конференции считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих. Вместе с формированием требований наемные работники выбирают орган или лицо, которые будут представлять их интересы при разрешении коллективного трудового спора.
Требования работников на отраслевом, территориальном или национальном уровнях \ формируются и утверждаются в зависимости от того, кто представляет их интересы.
Изложенные в письменном виде требования направляются для рассмотрения работодателю. Копия требований направляется в соответствующее региональное представительство Национальной службы посредничества и примирения, которое их регистрирует и содействие в разрешении коллективного трудового спора.
Если удовлетворение требований наемных работников или профсоюзов выходит за пределы компетенции работодателя, то он обязан передать их в трехдневный срок в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение требований. Работодатель обязан рассмотреть те требования, решение которых входит в его компетенцию. Срок рассмотрения требований каждой инстанцией не должен превышать трех дней и общий срок рассмотрения не должен превышать тридцати дней со дня получения их работодателем до момента получения наемными работниками или профсоюзом сообщение о решении работодателя. Закон предусматривает требование о том, что решение работодателя должно быть обоснованным.

Коллективный трудовой спор возникает, когда представительный орган наемных работников или профсоюза получил от работодателя уведомления о полном или частичном отказе в удовлетворении требований и принял решение о несогласии с решением работодателя. Коллективный трудовой спор возникает также тогда, когда истек предусмотренный законом трехдневный или тридцатидневный срок для рассмотрения требований работодателем, а ответа от него представительный орган наемных работников или профсоюза не получил.
О возникновении коллективного спора орган, представляющий интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок с момента его начала письменно проинформировать работодателя, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по месту расположения предприятия и соответствующее региональное представительство Национальной службы посредничества и примирения.

После этого трудовой спор подлежит разрешению с помощью примирительных органов.
Такими органами являются примирительная комиссия и трудовой арбитраж.
Согласно Закону Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в случаях, если предметом коллективного спора является установление новых или изменение существующих социально-экономических условий труда и производственного быта или заключение или изменение коллективного договора или соглашения, этот спор рассматривается примирительной комиссией .


Добавить комментарий

Закрыть меню