Размещение и выкладка товаров

Категория: Менеджмент

Выкладка товара — это технологический процесс, связанный с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, и свойств товаров, напр. по видам изделий, , и т.п.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.
Размещение товаров- это их расположение на площади торгового зала. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания.
Рекомендации по размещению и выкладке товаров в торговых предприятиях можно разделить по нескольким направлениям:
1. Определение места расположения секции (комплекса) в торговом зале.

Это продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, характера покупательского спроса.
2. Определение площади торгового зала под секцию (комплекс). Для этого следует соотнести объем их продаж с общим объемом продаж по магазину и полученным значением руководствоваться при планировании использования торговой площади.
3. Определение способа и места выкладки товара на торгово-технологическом оборудовании.
В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладкитоваров:
— навалом;
— штабелем;
— стопками, расположенными в ряд.
При выкладке товаров на торгово-технологическом оборудовании применяют следующие способы выкладки:
— горизонтальныйспособ — одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования, установленного в линию;
— вертикальныйспособ выкладки («ленточная» выкладка) — одноименные товары выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз;
— комбинированныйспособ — сочетание горизонтального и вертикального способов выкладки товаров.
4. Оформление полок. При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей. Выкладка должна быть насыщенной, а товары на полке должны располагаться относительно свободно и выкладываться этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей
Общие правила выкладки товара (размещения товара):
1. Товар должен размещаться так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
2. Новые товары выставляются на видных местах;
3. Стеллажи и полки не должны перегружаться товарами;
4. Товары должны легко доставаться с полки или витрины;
5. Товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте;
6. При выкладке товара нужно использовать приёмы дизайна и художественного оформления;
7. Не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку и т.п.;
8. Для удобства пользования и во избежание порчи товаров следует избегать излишне большого количества товаров на полках и витринах;
9. Товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя.

Размещение и выкладка отдельных видов товаров

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Размещая товары в торговом зале и выкладывая их на торговое оборудование, необходимо учитывать методы их продажи, кон­фигурацию торгового зала и др. Большое значение при этом име­ют особенности отдельных товаров, их упаковка.

Гастрономическиеизделия. Выкладывают в охлаждаемых вит­ринах различными способами: колбасы и копчености — в несколь­ко рядов поперек прилавка, при этом верхний батон или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя; вареные колбасы укладывают стопками, копченые — штабелями, кольце­образные батоны — горкой; окорока, рулеты выкладывают на лотках.

Рабочие запасы размещают на вешалках и пристенных полках.

Фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакован­ные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскла­дывают по видам и сортам.

Молочно-масляные товары.Выкладывают на прилавке, пристен­ном оборудовании и в охлаждаемых прилавках, шкафах. Масло выкладывают отдельно от товаров, обладающих резким запахом, так как оно легко воспринимает его; сыры укладывают на прила­вок кругами и брусками в один—два ряда, прокладывая между рядами пергаментную бумагу. Верхний кусок сыра разрезают и выставляют срезом, к покупателю.

В магазинах самообслуживания сыры, масло животное, марга­рин и жиры выкладывают в охлаждаемые прилавки стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Бутылки и па­кеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасован­ную сметану и творог выставляют на открытых холодильных при­лавках рядамиМясорыбные товары.При размещении этих товаров использу­ют открытую выкладку. В продажу поступает мясо различных ви­дов, категорий и сортов. При размещении мясных товаров эти различия являются основой группировки товаров на рабочем ме­сте. Для каждого вида, сорта выделяют особое место.

На рабочее место мясо поступает разрубленным на сортовые отрубы и мелкие куски. Большие куски туши подвешивают на лу­женые крюки, укладывают на пристенную полку по видам и сор­там отруба, они служат резервным и выставочным запасом. Рядом с каждым видом мяса вывешивают ценники, на которых должны быть указаны вид мяса, категория, сорт, цена.

Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалиро­ванных поддонах, а нефасованное мясо и мясопродукты — куска­ми по видам и сортам на поддонах.

Битую птицу выкладывают на прилавок грудкой вверх. Полуфабрикаты в количестве, рассчитанном на 1—2 ч прода­жи, ровными рядами выкладывают на противнях, блюдах.

Для выкладки скоропортящихся продуктов используют охлаж­даемый прилавок-витрину. Резервный запас товаров на рабочем месте хранят в холодильном шкафу.

Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературные прилавки и витрины, охлажденную — в охлаждаемые прилавки-витрины.

Свежую рыбу выкладывают в специальные ванны, металличе­ские ящики и пересыпают льдом. Живую рыбу помещают в аква­риумы (бассейны с проточной водой).

Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах вместе с тузлуком, соленую рыбу без тузлука — на противнях и окорятах спинками вверх.

Мясные и рыбные консервы выкладывают на пристенную полку, неохлаждаемый прилавок различными способами: колонной, пи­рамидой, полукругом и т.д. В магазинах самообслуживания эта группа товаров выкладывается на островное и пристенное обору­дование рядами вертикальным или горизонтальным способом.

Бакалейно-кондитерские товары.Эти товары отличаются раз­личными способами выкладки в зависимости от типа магазина.

В магазине самообслуживания скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании. Расфасован­ные бакалейные товары и не скоропортящиеся кондитерские из­делия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками с соблюдением правил товарного сосед­ства: чай, кофе легко воспринимают посторонние запахи. Специи и пряности изолируют от других товаров.

В магазинах традиционного типа образцы всех товаров выстав­ляют в витрине, а крупы, макаронные изделия, кофе в зерна в стеклянных ларцах. Образцы этих товаров можно показывать в высоких вращающихся витринах-горках. Кофе, чай, концентраты и другие товары в фабричной упаковке укладывают рядами, ко­лонками, пирамидами, создавая красивую декоративную выклад­ку. Для этой же цели используют верхние полки пристенного обо­рудования.

Современное торговое оборудование для продажи кондитер­ских изделий — пристенные горки с открытыми застекленными отсеками — позволяет одновременно использовать рабочий запас кондитерских изделий в завертке в качестве выставочного запаса.

Изделия в пачках, коробках, шоколад в плитках размещают на пристенных полках. Скоропортящиеся изделия (торты, пирожные и др.) хранят в холодильных шкафах и в нижней части охлаждае­мого прилавка. Выставляют их в витрине охлаждаемого прилавка — пирожные на лотках, коробки с тортами в открытом виде ставят наклонно, чтобы был виден рисунок, кексы, рулеты, бисквиты выкладывают на лотки или подносы в разрезанном виде, срезом в сторону покупателя.

Конфеты, печенье, пастилу, мармелад и дру­гие кондитерские изделия выставляют в вазах на прилавке в два-три яруса, конфеты без завертки и другие открытые кондитер­ские изделия — в стеклянных ларцах, вазах с крышками.

Хлебобулочные изделия.Продают в основном методом самооб­служивания. Выкладывают их рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудова­ние с защитным экраном, наличие которого необходимо для обес­печения санитарных требований.

Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут приме­няться шкафы, изготовленные из модульных элементов.

В магазинах, применяющих традиционный метод обслужива­ния покупателей, на каждом рабочем месте продавца размеща­ют весь ассортимент хлебобулочных изделий. Образцы изделий помещают на прилавочной витрине вместе с ценниками. Товары более частого спроса укладывают на средние полки шкафов. Не­большой запас (несколько буханок хлеба и батонов) держат на прилавке.

Мелкоштучные изделия.Укладывают в витрине ровными ряда­ми. Они служат одновременно выставочным и рабочим запасом. В прилавочной витрине располагают выставочный запас баранок, сушек, сухарей, но можно выставлять и в вазах, корзинах. Рабо­чий запас этих товаров находится в выдвижных ларях или ящиках.

Плодоовощные товары.Во многих магазинах эти товары прода­ют методом самообслуживания.

Для размещения в торговом зале расфасованных овощей и кар­тофеля удобно применять тару-оборудование, а также прилавки, наклонные пристенные горки, которые обеспечивают хороший обзор товаров. Огурцы, помидоры, ранние корнеплоды помещают на лотках, в плетенках, металлических корзинах. Кочаны капусты выклады­вают на прилавке и горках в несколько рядов.

Свежую зелень, зеленый лук лучше держать на решетчатых лотках. Соленые, квашеные, моченые овощи, плоды выставляют в бочонках на открытом прилавке и на специальной горке.

Свежие фрукты выкладывают на лотках на открытом прилавке или наклонной горке. Аккуратно выложенные фрукты, создаю­щие красивое сочетание цветов, украшают торговый зал.

Косточковые плоды и ягоды насыпают в деревянные лоточки. Рабочий запас сухофруктов и орехов размещают в выдвижных ящи­ках, которые имеются в нижней части пристенной горки. Образ­цы этих товаров выставляют на прилавке в лотках, стеклянных

вазах.

Все товары в пакетах, коробках, бутылках и пачках выклады­вают на полках этикетками в сторону покупателя. Этикетки на товарах должны быть хорошо видны, легко читаться. При выборе товара надо представить покупателю возможность ознакомиться с содержанием коробки, пачки, пакета. Для этого на полке рядом с товарами, имеющими непрозрачную упаковку (печенье, конфе­ты, торты), помещают одну—две открытые коробки, затянутые сверху целлофаном или полиэтиленовой пленкой.

Для магазинов самообслуживания большое значение имеет упа­ковка товара. Она должна быть яркой, броской, нарядной. Для гастрономических товаров, плодов, овощей рекомендуется про­зрачная упаковка, позволяющая видеть цвет, свежесть продукта. Если товары имеют блеклую, неяркую упаковку (мука, крупы, соль и др.), то их выкладывают на нижних полках.

При выкладке товаров следует избегать монотонности в экспо­зиции. Этого можно добиться, сочетая различные цвета упаковок товаров, учитывая их размеры, изменяя расстояние между полка­ми горок в одном ряду; используя различные средства рекламы, в том числе так называемую «немую справку».

Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, красивую и яркую упаковку, на те места, где изменена высота полок.

Монотонность в экспозиции товаров устраняет также исполь­зование корзин, контейнеров с товарами, выставленных в «мерт­вых» зонах торгового зала (в углу, между горок). Корзины, кон­тейнеры, выставленные в этих зонах, производят эффект неожи­данного открытия, благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.

Все образцы товаров в торговом зале снабжают хорошо оформ­ленными ценниками (с фирменными знаками, марками). Новые и малоизвестные товары должны быть обеспечены аннотациями, листовками, проспектами, инструкциями о приготовлении из нихразличных блюд. Большое значение имеет наличие полной ин­формации для покупателей (световое табло, экраны, указатели, бегущая строка) о размещении товаров в торговом зале, порядок отбора и оплаты товаров.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Размещение и выкладка товаров в торговом зале

⇐ Предыдущая12345

На уровень культуры торгового обслуживания покупателей и эффективность работы магазина «Магнит» большое влияние оказывают рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Размещают товары в торговом зале по заранее составленной схеме или карте. В процессе составления технологических карт размещения товаров определяют место и последовательность в размещении товарных групп как относительно друг друга, так и входа-выхода, расчётного узла, помещений для хранения товаров и разгрузочной рампы.

Товар выкладывается с учётом сроков годности в соответствии с планограммой по утверждённой матрице, которая поступает в начале каждого месяца из отдела ассортимента и цен.

При размещении товарных групп в торговом зале учитывают ряд факторов, основными из которых являются:

1) частота приобретения отдельных видов товаров и частота пополнения товарных запасов на торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения отдельных товарных групп);

2) комплектность покупок или количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;

3) величина грузооборота по товарным зонам;

4)напряжённость покупательского потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества покупателей, одновремённо отбирающих товары;

5)форма и планировка торгового зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчётных узлов;

6)товарные особенности отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;

7)степень готовности товаров к продаже;

8)потребительские привычки постоянных посетителей магазина.

Учитывая частоту приобретения товаров и пополнения их запасов в торговом зале, грузоёмкие товарные группы с максимальной частотой пополнения в течение рабочего дня приближают к помещениям для хранения товаров или к разгрузочной рампе. Непродовольственные товары и консервы размещают в конце пути удалена от зоны расчётного узла или перед ним размещают мелкие товары – плитки шоколада, сигареты, спички.

Зоны выкладка товаров, трудоёмкость подготовки к продаже которых в условиях магазина велика, должны непосредственно примыкать к помещениям для подготовки этих товаров к продаже.

Если товары (мясные, рыбные и молочные продукты, квашеные и солёные овощи и ягоды) требуют нарезки, взвешивания и упаковки в присутствии покупателя и в соответствии с его пожеланиями, их размещают на полках и холодильных прилавках отдела обслуживания в глубине торгового зала.

Так как к товарам должно иметь доступ максимальное число покупателей, товары с высокой частотой спроса размещают в наиболее удаленных от выхода частях торгового зала.

При размещении ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определённого круга покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом. В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырёх групп: хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.

Размещение и выкладка товаров с учётом частоты совместных приобретений вызывают импульсные покупки, способствуют росту товарооборота.

Напряженность покупательского потока – это произведение потока покупателей на время, затраченное данным потоком на выбор покупок. Наибольшая напряжённость покупательского потока наблюдается в зоне выкладки молочно-масляных товаров, мясопродуктов и мясной гастрономии. Линии торгово-технологического оборудования с высокой частотой пополнения товарных запасов размещают вне зоны максимальной напряжённости покупательского потока. Размещение товаров без учёта особенностей потребления приводит к тому, что одна часть линии обслуживания оказывается незагруженной, а в дугой образуются очереди.

для выкладки товаров широко применяют контейнеры, появляется необходимость учитывать не только площадь выкладки, но и её объём. Применение контейнеров значительно увеличивает количество выкладываемых в торговом зале товаров.

Существуют товары, которые выкладывают в картонных коробках. К распаковке таких коробок применяются определенные правила.

Закрепление за каждой товарной группой постоянного места активно влияет на формирование покупательский привычек, приучает покупателей к определённой системе поведения, обеспечивает направленность покупательского потока, ускоряет процесс обслуживания населения и увеличивает товарооборот.

Наибольшая активность покупателя проявляется при прохождении торцовых частей рядов оборудования последних метров в рядах горок, а также горок, прилавков, расположенных в середине зала и кассовой зоне.

Из всех способов выкладки чаще всего используются два: горизонтальный и вертикальный.

При горизонтальном способе каждой группе или подгруппе товаров отводится одна полка, например: верхняя – для одного наименования печенья, средняя – для другого, нижняя – для третьего. На уровни глаз помещают товары, пользующиеся незначительным спросом. На самые нижние полки или передвижные контейнеры, которые устанавливают под рядами полок, выкладывают крупные и грузоёмкие товары.

При вертикальном способе выкладки плотность горки делят на три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноимённые товары, таким образом, располагаются друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной. При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.

Товары следует выкладывать свободно, как бы создавать впечатление, что часть товаров уже раскуплена.

Покупателей притягивает массовая выкладка товаров. Она внушает ним доверие к товару. Широкое применение получила выкладка товаров наваром в корзинах, на полках, открытых холодильных прилавках.

Все товары в пакетах, бутылках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону покупателей. Этикетки на товарах должны быть хорошо видны, легко читаться.

Товары в коробах выкладывают по фейсингу (выкладка товара строго в ряд).

Все образцы товаров в торговом зале снабжают хорошо оформленными указателями цен, напечатанными четким и крупным шрифтом, или ценниками с наборными цифрами. На всех ценниках обязательно указывают наименование товара. Ценники часто снабжают фирменными знаками, марками.

Новые и малоизвестные товары снабжают более броскими, крупными ценниками рекламного характера. При выкладке товаров продавец-кассир, закреплённый за рабочей зоной, отвечает за наличие и правильность расположения ценников на товары.

В течение рабочего дня необходимо постоянно следить за размещением и выкладкой товаров, наличием ценников, пополнять рабочие запасы. Основная работа по пополнению запасов в зале, уборке оборудования проводиться в конце рабочего дня и перед его началом.

Анализ ТТП магазина

Торгово-технологический процесс в магазине – это комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товароснабжения.

Большую роль в торгово-технологическом процессе данного предприятия играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров и формирование оптимального ассортимента.

Структура торгово-технологического процесса последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятий, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, данный магазин должен постоянно изучать спрос потребителей.

На исследуемом торговом предприятии созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже.

Торгово-технологический процесс на данном торговом предприятии строится на основе обеспечения комплексного подхода к его построению, создание максимальных удобств для покупателей, создание благоприятных условий труда для работников магазина, обеспечения необходимой эффективности работы магазина.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей.

Заключение

Целью написания моей курсовой работы было изучение организации и технологии деятельности розничного торгового предприятия ЗАО «Тандер» магазина «Магнит».

В первой части курсовой работы дала характеристику исследуемого предприятия. ЗАО «Тандер» является акционерным обществом закрытого типа. Адрес: г. Орел, ул. Гагарина, д. 15. Целями деятельности ЗАО «Тандер» является расширение рынков товаров и услуг, извлечение прибыли, удовлетворение спроса покупателей.

Данное предприятие относится к группе магазинов жилой зоны, т.к. он приближен к покупателям и осуществляет продажу товаров повседневного спроса. Продажа товаров осуществляется на основе самообслуживания.

Так же, в разделе была рассмотрена планировка торговых залов магазина и дана характеристика оборудования, используемого под выкладку различных групп продовольственных товаров. Произведены расчёты установочной площади, узла расчётов и для проходов покупателей. Площадь торгового зала магазина соответствует основным требованиям. Коэффициент установочной площади равен оптимальным значениям. Площадь, приходящаяся на одного покупателя магазина, также соответствует требованиям организации и технологии торговой деятельности розничного предприятия.

Во втором разделе курсовой работы рассмотрела ассортиментную политику продовольственного магазина «Магнит». Изучила факторы формирования торгового ассортимента, дала характеристику видов ассортимента по числу учитываемых признаков.

На исследуемом розничном предприятии ассортимент по месту нахождения товара является торговым. В зависимости от широты охвата товара он является сложным, так как реализацией как продовольственной группы товаров, так и непродовольственной группы. По степени удовлетворения потребности ассортимент оптимальный, т.к. представляет собой набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально — полезным эффектом для потребителя. По характеру потребности ассортимент реальный, т.к. представляет собой действительный набор товаров, имеющий в магазине на определённый промежуток времени.

Основными характеристиками ассортимента являются количественные показатели: широта, полнота, глубина ассортимента, его устойчивость и новизна. Эти характеристики я также изучила и произвела расчёты их коэффициентов.

Широта ассортимента равна 0,7

Полнота ассортимента равна 0,6

Глубина ассортимента равна 0,77

Устойчивость равна 0,67

Коэффициент новизны равен 0,12

На основании произведённых вычислений сделала следующие выводы, что на исследуемом розничном предприятии формированию ассортиментной политики уделяется значительное внимание.

В третьем разделе курсовой работы изучила торгово-технологический процесс магазина, правила приёмки товаров по количеству и качеству, хранение товаров и подготовку их к продаже, основные виды выкладки товаров, используемые на исследуемом предприятии.

Торгово-технологический процесс на данном торговом предприятии строится на основе обеспечения комплексного подхода к его построению, создание максимальных удобств для покупателей, создание благоприятных условий труда для работников магазина, обеспечения необходимой эффективности работы магазина.

Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартными, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров.

Хранение товаров в магазине производится учётом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, учитываются сроки хранения и реализации, очерёдность поступления и подачи товаров в торговый зал.

При подготовке товаров к продаже к продаже производится проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке; фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка товаров специальную тару для подачи в торговый зал; комплектование подарочных наборов; оформление и прикрепление ярлыков цен.

На исследуемом предприятии применяются вертикальный и горизонтальный виды выкладки, выкладка по производителям или по торговым маркам, паллетная выкладка, выкладка в ряд.

На основании выше изложенного можно сделать заключение, что продовольственный магазин «Магнит» является современным предприятием розничной торговли и отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к ним.

gn=»justify»> При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков.

С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения. Однородные товары лучше размещать концентрированно.

Соблюдение правил выкладки обеспечивает максимальные закупки, и работает на поддержание товара на рынке сбыта.

Правильная выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров покупателями, сокращает затраты труда торгово-оперативного персонала на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс в магазинах самообслуживания.

3.3 Технология размещения товаров в торговом зале

Размещение изделий — это их расположение на площади и оборудовании торгового зала, наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия уделяют должное внимание данным аспектам деятельности, и это неудивительно, размещение и выкладка являются важными средствами стимулирования сбыта.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

При размещении товаров определяется принципиальный способ выкладки — вертикальный и горизонтальный.

Вертикальная выкладка предусматривает размещение товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

Вертикальный способ выкладки, предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на полках стеллажей сверху вниз, что обеспечивает свободный доступ покупателей различного роста и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера — верхние полки.

Вертикальная выкладка более эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.

В случае, когда необходима горизонтальная выкладка, нужно учитывать, что на самой нижней полке размещается товар более дешевый или менее привлекательный, а также изделия больших размеров. Движение товара направлено слева направо по серии и по уменьшению объема

При горизонтальной выкладке ту или иную разновидность товаров размешают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки.

Подобная выкладка может иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или иной товар себя презентует. В первом случае продукция разделяется по виду товара. Вторым вариантом будет горизонтальное расположение по торговой марке, таким образом, товар каждого производителя располагается совершенно отдельно от конкурентов.

Свои пиковые зоны продаж горизонтальная выкладка имеет справа от центра и в самом центре полки. Наиболее слабые места размещения — это боковые и с левой стороны от центра. Как правило, недорогие товары располагаются в слабых зонах, считается, что покупатель обнаружит их и там, а в самых сильных зонах — продукты более дорогой ценовой категории.

На практике часто встречается смешанный тип выкладки с элементами как горизонтальной, так и вертикальной схем. Выигрышной считается дисплейная выкладка, когда на обзорном месте по ходу движения покупательского потока располагается фирменная стойка или стенд. Являясь в своем роде дополнительным торговым оборудованием и рекламой в одном лице, данная дополнительная точка продаж может хорошо презентовать изделия, использовать различные инструменты и способы расстановки товара.

Применяют также блочную выкладку, или выкладку продукции по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).

Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь наглядность и побуждать к желанию приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

Рассмотрим еще несколько принципов выкладки товаров.

1. Недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное впечатление об уровне цен магазина.

2. Принцип чередования, когда товары с низкими и высокими ценами чередуются, приносит торговой точке наибольшую прибыль.

3. С учетом предыдущего принципа основные дорогие марки, бренды следует размещать в самом начале ассортиментной группы. Это логично, ведь в еще пустую корзину человек положит большее количество товара.

4. На переднем плане полки выставляются так называемые фейсы — это единица продукта, расположенная лицом к покупателю, подобных рядов может быть различное количество, что связано с имеющимся объемом продукции в наличии и возможностями полочного пространства, наиболее оптимальным является 3-5 фейсов каждого вида продукции.

5. Принцип напыщенности и гармоничности зависит от наличия товара и его ассортимента. Если продукция представлена в малом количестве, хотя можно заполнить оборудование большим количеством единиц продукции, то покупателю труднее будет акцентировать внимание на данном товаре, она будет воспринята как единичная, разрозненная, потеряется в глазах покупателя.

6. Принцип удлинения полок. Можно удлинить полку, поставив корзину с уцененным товаром. Применяется и иллюзионное удлинение с помощью зеркал, к тому же, если зеркало расположить и сверху, то произойдет мнимое удваивание продукции.

7. Принцип объединения товаров по группам. Применяется к товарным позициям одной серии.

8.Принцип «наилучшему товару — лучшее место» более применим в собственных магазинах. Товар, который приносит самую большую выручку, должен располагаться в наиболее выигрышном месте.

3.4 Размещение и выкладка отдельных видов товаров

При размещении отдельных групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и комплексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать по возможности рядом (например, посуда и столовые приборы).

За всеми группами товаров закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям привыкнуть к месту их расположения и ускоряет процесс продажи. Выделяют различные типы товара:

«Основные товары (staple merchandise) — это те товары, которые розничная фирма продает постоянно. Для гипермаркетов основными товарами являются, например, молоко, хлеб, консервированные супы и косметические салфетки.»

В списке основного ассортимента товаров (basic ck list) определяется уровень запасов, цвет, торговая марка, стиль, размер, упаковка 1ругие характеристики каждого основного товара, продаваемого розничным торговцем.

К ассортиментному товару (assortment merchandise) относится одежда, мебель, автомобили и другие типы продуктов, которые розничный торговец предлагает в ассортименте, чтобы предоставить покупателю возможность выбора. Многие товары популярных размеров и цветов заказывают с помощью плана запасов модели; чтобы сделать ассортимент лее разнообразным, заказывают также небольшие количества товаров менее популярных размеров и цветов.

«Модный товар (fashion merchandise) — это продукты, продажи которых носят циклический характер из-за изменения вкусов и образа жизни людей. Например, такие товары, галстуки-бабочки или мини-юбки, очень хорошо продаются в течение нескольких лет, затем на некоторое время теряют популярность, а потом снова входят в моду. Для таких товаров строить прогнозы довольно сложно.

Сезонный товар (seasonal merchandise) — продукты, которые хорошо продаются только в сезон, т.е. в определенные периоды времени, не следующие один за другим. Такие товары, как лыжное снаряжение или системы кондиционирования воздуха, прекрасно продаются в течение только одного зимнего или летнего) сезона в году. И поскольку самые высокие показатели объемов продаж сезонных товаров обычно приходятся на одно и то же время года, составлять прогнозы для них довольно легко.

С помощью товаров индустрии развлечений (fad merchandise) за короткое время генерируются большие объемы продаж. Но очень часто популярность игрушек и игр недолговечна. Поэтому розничной фирме следует быть осмотрительной и не относиться к товарам индустрии развлечений с чрезмерным оптимизмом или, наоборот, пессимизмом, строить прогнозы для этих товаров трудно потому, что нужно определить, действительно они будут иметь большой успех и как долго это будет продолжаться. Иногда товары индустрии развлечений становятся «долгожителями», и тогда наблюдаются остаточные явления продаж на протяжении достаточно длительного периода.

При составлении прогнозов для самых ходких товаров (которыми могут быть основные товары, товары индустрии развлечений и т.д.) используют список «всегда в продаже», чтобы определить, какое количество товара необходимо приобрести для перепродажи. Цель заключается в том, чтобы закупить достаточное количество данных товаров, чтобы они всегда были в наличии.

3.5 Атмосфера магазина и факторы влияющие на совершение покупки

Атмосфера магазина — это совокупность внешних факторов, присутствующих в торговом зале и оказывающих определенное влияние на сенсорные рецепторы и психологическое состояние человека, ориентированных на формирование эмоционально-чувственных компонентов поведения посетителя торгового зала и управление ими.

Специалисты в розничной торговой отрасли убеждены в необходимости использования потенциала отдельных элементов атмосферы магазина для создания комфорта и предпочтительного поведения посетителя на подсознательном уровне, что может вызвать положительные чувства и эмоции, способствующие достижению целей розничного торговца и посетителя, и в конечном счете приводит к увеличению покупательского потока и объемов продаж.

Атмосфера магазина выступает как основной фактор формирования эмоций, чувств, деловой активности покупателей, мнений посетителей.

Следовательно, предприятия розничной торговли должны создавать такую атмосферу в магазине, которая является оптимальной для восприятия и выполнения посетителями торгового зала своей миссии.

Как видно из сказанного выше, атмосфера магазина становится важным фактором управлением поведения посетителя торгового зала и аргументом для обеспечения конкурентных преимуществ. Поэтому изучение факторов, формирующих атмосферу магазина должно стать объектом особого внимания специалистов.

Для формирования атмосферы магазина могут быть использованы разные факторы окружающей среды, которые можно классифицировать по различным признакам:

«Факторы внешней среды, формирующие атмосферу магазина, имеют отношение к явлениям, происходящим за пределами магазина, характер которых отражается на восприятии посетителей. В большинстве случаев факторы внешней среды неподвластны усилиям предприятия, так как часто они представлены силами более глобального характера. Поэтому его руководству приходится учитывать влияние внешней среды при выборе места размещения или приспосабливать свою деятельность к характеристикам этой среды.

Территориальная среда (место размещения) предприятия оказывает существенное влияние на восприятие и отношение покупателей к магазину. Целесообразно выделить факторы внешнего окружения магазина: центральные деловые зоны, спальные районы, окраина города, пригородные зоны, сельская местность, придорожная зона, зоны отдыха и т.п.

⇐ Предыдущая1234567

Размещение товаров – это их распределение на площади торгового зала в соответствии с планом помещения.

Правила размещения товаров в торговом зале:

1) соблюдение правил товарного соседства ® размещение сопутствующих товаров вблизи основных;

2) закрепление за товарными группами постоянных мест хранения ® товары, требующие длительного ознакомления располагаются в глубине торгового зала ® одноименные товары располагаются рядом;

3) крупногабаритные товары располагают ближе к зоне выхода;

4) товары повседневного спроса размещают равномерно по всему торговому залу.

Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается при его технологической планировке. При этом исходят из ассортимента реализуемых товаров, применяемых методов продажи, конструктивных особенностей торгового зала, расположения окон, дверей, колонн и т.д. Кроме того, на размещение товаров в магазине оказывают влияние определенные правила установки различных видов торгово-технологического оборудования, необходимость соблюдения правил пожарной безопасности.

При продаже товаров через прилавок обслуживающие покупателям предлагают только образцы товаров, находящиеся за прилавком. В связи с этим для покупателя не важно, где расположены товарные запасы, из которых продавец отпускает выбранные покупателем товары.

С внедрением самообслуживания место размещения товаров в торговом зале и площадь для них приобретают самостоятельное значение, т. к. оказывают прямое влияние на товарооборот.

В смешанных магазинах, ассортимент которых состоит из продовольственных и непродовольственных товаров, для размещения товаров рекомендуется выделять отдельные зоны. Если это сделать не удается, то на участке соприкосновения этих товаров размещают нейтральные по своим свойствам товары (мелкая галантерея).

Важную роль в совершенствовании организации процесса продажи товаров играет правильный выбор последовательности размещения товаров в торговом зале. Предварительно определяются места размещения каждой товарной группы в торговом зале с учетом площади, необходимой для их выкладки. Размер площади, выделяемой для выкладки определенной группы товара, должен соответствовать их удельному весу в товарообороте магазина, удовлетворять требованиям эффективного использования площади выкладки и емкости торгового оборудования, а также предоставлять покупателям максимум удобства при отборе товаров.

При самообслуживании, всю необходимую информацию о товарах покупатель получает не от продавца, а непосредственно знакомясь с выложенным товаром. В этом случае большое значение приобретает обозреваемость всех находящихся в зале товаров. При размещении товара руководствуются принципами группировки, учитывают направление движения покупательного потока, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства. Движение покупательского потока начинается от входа в торговый зал магазина и направляется чаще всего против хода часовой стрелки.

Размещая товары в торговом зале, и закрепляя за ними постоянные зоны, стремятся подбирать товары по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению. Это дает возможность покупателям совершать комплексную покупку, сокращает время их пребывания в магазине. Если какой-либо товар временно отсутствует в продаже, то его место следует заполнить другим, желательно заменяющим его.

Каждая товарная группа должна иметь свое определенное место. Это позволяет постоянным покупателям легко ориентироваться в торговом зале.

При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитывают следующие требования:

­ зона товарных групп, подготавливаемых к продаже непосредственно в магазине, должна примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;

­ для товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними, выделяют зону в глубине торгового зала, где нет основных покупательных потоков;

­ крупногабаритные и тяжелые товары располагают около узла расчета или близко к выходу из торгового зала;

­ товары, требующие частого пополнения, размещают вблизи кладовых;

­ выложенные товары должны обеспечивать свободный проход и доступ к ним покупателей.

Выкладка — процесс расположения, укладки и показа товаров на торговом оборудовании. При размещении товаров нужно максимально использовать площадь, предназначенную для выкладки.

Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам. Их соблюдение позволяет показать не только весь имеющийся ассортимент, но и каждый товар в отдельности. Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону покупателя. Запрещается выкладывать товары в загрязненной упаковке. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

Существуют 2 основных способа выкладки товаров:

­ вертикальный. Предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Удобен тем, что обеспечивается хороший показ товаров, их свободный отбор покупателями любого роста, но требует большой площади, следовательно, используется в крупных магазинах или в сочетании с другими способами;

­ горизонтальный. Определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром 1-2 полки. Удобен для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего комбинируют оба способа.

Используют различные приемы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями, путем подвешивания на специальных приспособлениях (штанги, консоли).

При самообслуживании товары можно располагать навалом в соответствующих контейнерах и кассетах, а скоропортящуюся продукцию — в охлажденных прилавках.

Выкладка бывает:

­ товарная;

­ декоративная.

Товарную выкладку используют в магазинах самообслуживания одновременно и для показа и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка (фигурные штабели, пирамиды) позволяет привлечь внимание покупателей к товарам. Ее применяют для оформления витрин, в магазинах и отделах, где продажа товаров производится через прилавок обслуживания.

Выкладывая товар, необходимо учитывать величину спроса на него, цену и другие характеристики. В магазинах с универсальным ассортиментом максимальную долю в товарообороте занимают товары повседневного спроса. Их выкладка должна быть особенно удобной для покупателей. Товары выкладывают в большом количестве (навалом) и так, чтобы покупатель мог легко их взять.

Товары редкого спроса и более дорогие выкладывают на верхних полках.

Повысить эффективность выкладки позволяет и знание особенностей психологии покупателей. Известно, что наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные на средних полках на высоте 110-160 см от пола (оптимальная зона обзора), поэтому здесь размещают товары, которые хотят быстрее реализовать. Удобными зонами для покупателя являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Поэтому здесь следует выкладывать товары устойчивого спроса, а рядом с ними товары, продажу которых хочется увеличить (новые товары), и товары импульсивного спроса.

Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже замечают товары, находящиеся в начале и в конце каждого ряда, следовательно, в этих местах следует размещать товары в яркой упаковке и информацию рекламного характера.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

7 Поте­ри то­ва­ров при ор­га­ни­за­ции тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­цес­са

Начало в конспекте.

Количественные или естественные потери относятся к нормируемым и списываются на основании норм, а качественные потери относятся к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров (плоды, овощи, мясо и мясные товары, рыба и рыбные товары, молочные, хлебобулочные, кондитерские, бакалейные товары и т.д.) утверждены нормы естественной убыли. Они установлены на стандартные товары, реализуемые вразвес (в процентах к розничному обороту).

С помощью норм естественной убыли происходит возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в кладовых и торговом зале магазина.

Списание товаров в пределах норм естественной убыли производится только в том случае, когда при проверке фактического наличия товаров (инвентаризации) обнаружена недостача по сравнению с данными учета.

Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в магазине.

Фактические размеры естественной убыли определяются после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией при участии материально ответственного лица. Нормируемые естественные потери списываются за счет издержек обращения или производства.

Кроме естественной убыли в магазине могут возникнуть и другие потери, образующиеся вследствие порчи, боя, лома товаров. Их оформляют «Актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей». В нем указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь. Кроме того, в акте делается запись о возможности дальнейшего использования товаров (например, продажи по сниженным ценам) либо об их уничтожении или вывозе на свалку.

Акт составляется в 3 экземплярах и подписывается членами комиссии, в которую в определенных случаях должен быть включен представитель санитарного надзора. После этого акт утверждается руководителем торгового предприятия, который принимает решение о списании потерь товаров. Как правило, такие потери взыскиваются с виновных лиц, а в исключительных случаях, когда виновных нельзя установить, списываются за счет прибыли торгового предприятия.

Если дальнейшее использование товаров связано со сдачей их в утиль, на переработку или на откормочные предприятия, то происходит оформление товарно-транспортной накладной.

Товары, пришедшие в полную негодность, должны быть уничтожены в присутствии комиссии, составившей акт, или вывезены на свалку по накладной. Это необходимо во избежание повторного представления товаров для активирования и списания.

В магазине должна постоянно вестись работа по снижению потерь товаров. Она заключается в соблюдении температурного и светового режимов, поддержании определенной относительной влажности воздуха, организации предварительной фасовки товаров, применении соответствующего инвентаря и оборудования.

Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, особенности отдельных товаров, вид упаковки.

Например:

— товары в бутылках выставляют в несколько рядов по ширине полок, иногда в ящиках;

— колбасу и копчености — в охлаждаемых витринах в несколько рядов, при этом верхний батон разрезают и кладут срезом в сторону покупателя;

— фасованные колбасные изделия, упакованные в целлофановую пленку, раскладывают по видам и сортам;

— товары в пакетах и пачках размещают на полках рядами или штабелями;

— хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок или используют для этих целей тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований, а также шкафы, изготовленные из модульных элементов;

— ткани группируют по видам, назначению и артикулам и выкладывают рулонами на наклонных полках пристенных и островных горок; образцы тканей вывешивают на специальных консолях горок;

— готовую одежду на плечиках размещают на вешалах или других видах оборудования по половозрастному признаку, группам и видам;

— для выкладки образцов головных уборов применяют специальные консоли пристенных и островных горок или полки этого оборудования;

— белье и трикотажные изделия укладывают на полки или подвешивают на штанги пристенных и островных горок;

— игрушки, сгруппированные по возрастному признаку, видам материалов, педагогическому назначению, выкладывают на полках или в кассетах горок;

некоторые игрушки (резиновые) удобно размещать навалом в специальных контейнерах;

коляски, санки, велосипеды — на подиумах;

— при размещении хозяйственных товаров рекомендуется группировать их по потребительским комплексам, внутри которых их следует делить на отдельные группы;

— люстры подвешивают на специальных приспособлениях;

— парфюмерные и косметические товары выкладывают на полках горок или прилавках-витринах;


— ковры и ковровые изделия можно показывать с помощью вращающегося приспособления, подвешивая их на вешалах-штангах, а также в развернутом виде в штабелях.

Заключение

Рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале существенное влияние оказывают на эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей. Размещение позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала.

В зависимости от того, насколько эффективно использована площадь выкладки товаразависит товарооборот магазина.

Основываясь на знаниях психологии покупателя, розничный продавец имеет возможность направлять взгляд покупателя в правильном направлении, что также эффективно сказывается на товарообороте магазина.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важнейшими средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия давно уже осознали необходимость уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.

Введение………………………………………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика розничного торгового предприятия. ……….5 1.1 Организация управления персоналом………………………………………….5

1.2Ассортимент товаров, реализуемых в торговом предприятии………9

2. Торгово-технологический процесс розничного торгового предприятия………………………………………………………….……………11 2.1. Состав и назначение помещений ,взаимосвязь между ними …..11 2.2. Характеристика торгово- технологического процесса…………………11 2.3. При размещении товаров в торговом зале соблюдаются правила товарного соседства………………………………………………………………………………….17 2.4. При размещении товаров в торговом зале соблюдаются правила товарного соседства……………………………………………………………………………19

Приложение

Характеристика

Дневник

Отчет по итогам технологической практике.

Введение

В перод с 10.11.10 по 07.12.10 я проходила технологическую практику в Стерлитамакской сети продуктовых магазинов » 7 копеек» по адресу Днепровская ,5; под руководством директора магазина Гибадуллиной Л.Р. В мои обязанности входило выполнять работу продавца-консультанта, фасовщицы. В первую неделю прохождения практики, я ознакомилась с целями, задачами, компетенцией, организационно – управленческой структурой, нормативно – правовой базой, и правилами внутреннего распорядка в магазине » 7 копеек». После ознакомления я приступила к изучению технологии работы и свойств продукции. В ходе знакомства с местом прохождения практики, ознакомлением с деятельностью и спецификой работы в продуктовом магазине, я так же ознакомилась и с историей предприятия в цифрах и фактах. Официальной датой рождения считается конец 1992 года . Маленький продуктовый магазин, в штате которого всего 10 человек. В 1993 году открывается оптовая база «Азал». В 1995 году предприятие переименовывается в «Алладин». К началу 1997 года компания » Алладин» уже известна как самая крупная оптовая база на юге Башкортостана. В том же году открывается дополнительная оптовая база «Порт»,а сам «Алладин» меняет дислокацию и перебирается на межрайбазу. В 2001 году база » Порт» получает название «Белая река» .Это оптовая структура по продаже алкогольной продукции. В начале 2002года принимается решение о развитии розничной сети. Проект получил название » 7 копеек». Проект получил название «7 копеек» .Сейчас торгово-розничная сеть «7 копеек» продолжает развиваться и расширяться . Существует уже 10 магазинов сети . Три из которых поменяли название и называются «Матур». В конце 2003 года начинает свою работу Торговый центр «Юго-Западный», в котором и располагается магазин «7копеек» на Днепровской , 5. Одно из последних нововведений компании – предприятие «Пышка», история которого начинается с апреля 2006 года. 16 августа заработало кафе «Пышка» в торговом центре «Юго-Западный». Сегодня «Пышка» — это уже развернутая сеть современных кулинарных магазинов ,столовых ,кафе и фаст- фудов. 1июля 2009 года бренд «Пышка» сменился на «Ватрушкин» в г.Стерлитамак. Сейчас фирма называется группа компаний «Порт». Она объединяет три структуры: » Ватрушкин», «7копеек» и управляющая компания. В ГК «Порт» трудятся порядка 800 человек. В сети магазинов «7 копеек» — около 350 человек. Цели компании : Выход компании на федеральный уровень.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Закрыть меню