Разделение государственной власти

Принципы разделения властей

Принцип разделения властей представляет собой основополагающее начало в механизме государственной власти Российской Федерации и представляет собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение государственной власти по «ветвям» не лишает ее основного качества — целостности и единства.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма — законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов.

Цели такой системы построения власти:

1) создать гарантии от ее произвола, сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

2) обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

3) наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточно четким правовым обеспечением взаимодействия ветвей государственной власти.

Сущность принципа разделения властей

Разделение властей является одним из главнейших демократических принципов, направленных на предотвращение узурпации государственной власти и использования ее в ущерб публичным интересам. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств, представляющий собой систему конституционно-правовых норм, регламентирующих разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституционный принцип разделения властей выступает в качестве правовой структуризации государственной власти в Российской Федерации и включает в себя разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, что не лишает государственную власть ее основного качества — целостности и единства. В свою очередь, полномочия разделенной власти представляют собой формы структуризации государственной власти согласно рассматриваемому принципу разделения властей.

В юридической науке термин «разделение» применительно к государственной власти употребляется в двух значениях: согласно одному из них, наиболее распространенному, он используется для обозначения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, второе значение термин употребляется в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и его составляющими государственными образованиями, то есть в теории федерализма — как «разделение власти».

По отношению к данному принципу в классическом понимании, где идет речь о трех ветвях государственной власти, существует два противоположных подхода: разграничение властей и разделение властей, которые соответствуют двум различным концепциям демократии: президентской и парламентской. Под «разграничением властей» понимается строгое, абсолютное отделение трех ветвей власти; ни одна власть не может взять на себя функции другой, поэтому в таких системах, запрещается совмещение должностей в органах, относящихся к различным ветвям власти.

Сущность «разделения властей» состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга. Диссертант отмечает, что закрепление принципа разделения властей в качестве основы организации государственной власти является важным показателем признания Россией общедемократических ценностей.

Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.

Принцип разделения властей в его современном прочтении содержит два взаимосвязанных компонента, образующих неразрывное единство. По-прежнему он нацелен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из властей, утверждение авторитарного правления в обществе.

Законодательная, исполнительная деятельность и отправление правосудия органически взаимосвязаны, они выполняют определенные государственные функции в более общей системе. Одним из требований нашего времени является устранение институционального несоответствия, отражающего смешение и переплетение функций различных ветвей власти.

При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более, сливаться с другой властью. Это обеспечивается: а) различными источниками формирования ветвей власти; б) различными сроками полномочий; в) степенью защиты одной власти от другой.

Анализ разделения властей предполагает изучение этого феномена в двух направлениях: по горизонтали и вертикали, то есть речь идет о разделении власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями и о разделении власти между федеральным центром и регионами. Оба направления сегодня являются определяющими в сфере строительства российского правового государства.

Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства — на практическую реализацию законов; судебный орган — на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате — к?ослаблению авторитета власти в целом.

Существуют и другие подходы к оценке способов разграничения функций властей. Болгарский исследователь С. Баламезов считает, что власти необязательно уравнивать между собой, лучше подчинить деятельность исполнительных и судебных органов закону . Тем самым обеспечивается превращение принципа разделения властей в важнейший элемент правового государства. Такой подход в современной России едва ли возможен. И не столько из за политических соображений, сколько по причине медленного развертывания законотворческого процесса.

Российские специалисты также по-разному оценивают значение каждой ветви власти. Одни подчеркивают приоритет законодательной власти, другие отмечают особую роль власти субъектов Российской Федерации, третьи считают «центром притяжения» всей государственной машины исполнительную власть.

Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства. В результате создается почва для дисбаланса сил, что ведет не к их взаимодействию на основе взаимодополнения, а к выяснению сфер влияния.

Большинство российских ученых склоняется к мнению, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Вместе с тем существуют различные точки зрения на место и природу президентской власти в России.

Так, О.Е. Кутафин полагает, что сегодня разделение властей в России «характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской, стоящей над всеми другими властями» . Близкую по смыслу позицию, которую разделяем и мы, занимает Ю.И. Скуратов, утверждающий, что «институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики». Крайнюю позицию в этом вопросе занимает М.А. Краснов, который утверждает, что «мы являемся свидетелями оформления еще одной ветви власти — президентской». Однако эта позиция, на наш взгляд, не совсем верна, поскольку наличие терминов «глава государства», «президент» вовсе не означает появление четвертой ветви власти .

Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент обладает очень широким арсеналом средств воздействия на законодательную и исполнительную власти. Президент не просто арбитр, наблюдающий со стороны за соблюдением правил политической игры ее участниками.

Он сам участвует в этой политической игре, что не может не сказаться на функционировании властей.

В России, как и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики или предложенных им решений. Но это вовсе не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в силу специальный механизм ответственности, который иногда, по аналогии с англо­американской практикой, называют импичментом.

Таким образом, несмотря на сложности современного политического развития, принцип разделения властей в современной России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов.

Принцип разделения властей

Одним из основных принципов современного построения государства, важной предпосылкой обеспечения верховенства права и свободного развития человека выступает принцип разделения властей.

В классическом виде теория и принцип разделения властей были предложены Джоном Локком и Шарлем де Монтескье. Их гласит, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (исполнительная законодательная и судебная) должны реализовываться разными органами, которые независимы и ограничивают друг друга.

Вместе с тем для обеспечения подлинной свободы недостаточно лишь действие принципа разделения власти между отдельными органами. Также необходимо, чтобы соблюдался принцип взаимного равновесия: ни один из органов не должен приобретать преобладания над остальными, каждому органу должна гарантироваться защита от посягательства другого органа на его самостоятельность.

Как следствие организованные подобным образом структуры не будут подчиняться друг другу, но окажутся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Ни одна ветвь власти не сможет ничего сделать без других, при отсутствии согласия между ними вся деятельность государства остановится. Но поскольку подобное развитие ситуации негативно скажется на репутации всех политических сил, то власти будут принуждены действовать гибко и согласованно, необходимость заставит их взаимодействовать друг с другом эффективно. В результате проявится принцип их взаимного сдерживания, что обеспечит сбалансированность взглядов разных политических сил.

Содержание принципа разделения властей находит отражение в конституциях многих стран, при этом конкретные формы его выражения отличаются большим разнообразием. В наиболее полной и последовательной форме теория разделения властей нашла отражение в Конституции США 1787 года, в ней прослеживается влияние как создателей данной концепции, так и конституционных идей Британии начала XVIII века.

Разделение властей выступает одним из основополагающих принципов действующей Конституции России.

В статье 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации реализуется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых обладают самостоятельностью. Они не имеют право выходить за границы своих полномочий, которые установлены для них Конституцией и законодательством РФ.

Согласно Конституции, принцип разделения властей предполагает не только распределение, рассредоточение и демонополизацию власти, но также и реальное взаимное её уравновешивание. При этом ни одна из трех ветвей власти не вправе ущемлять либо пытаться подчинить себе другие, она должна действовать в рамках координации и взаимопонимания.

Для гарантии реализации принципа разделения властей не только во всей иерархии государственных органов, в статье 5 Конституции РФ также предусмотрен принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.

В современных условиях совершенствование реализации принципа разделения властей имеет важное значение в России. Он должен иметь целью предотвращение попыток возвышения одной ветви власти над другими, что будет способствовать поддержанию конкурентной среды в политической системе, а данное обстоятельство в свою очередь создаст благоприятные условия для выработки наиболее оптимальных решений в сфере государственного управления.

Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов», она позволит минимизировать вероятность совершения ошибок и злоупотреблений в государственном управлении, устранить однобокость подходов к решаемым вопросам. В конечном счете, принцип разделения властей призван обеспечить оптимизацию и рационализацию деятельности государства, всех его органов и элементов. На данной основе будет обеспечено повышение эффективности деятельности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей не должно восприниматься как устойчивое состояние обособленных государственных структур. Оно должно представлять собой динамично работающий механизм, нацеленный на достижение единства в условиях сложного процесса согласования и реализации специальных правовых процедур, которые должны быть предусмотрены на случай возникновения конфликтных ситуаций.

Таким образом, принцип разделения властей раскрывает важность распределения властных полномочий между различными ветвями и структурами, что в конечном счете будет способствовать прогрессивному развитию общества.

Принцип разделения властей и виды органов государства. Понятие и место представительных органов государственной власти в системе органов государства

Разделение властей — принцип организации и осуществления государственной власти. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна во избежание деспотизма быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции этих трех ветвей власти, наличие систем сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Конституция РФ 1993 г. относит принцип разделения властей к основам конституционного строя. В соответствии со статьей 10 государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации, исполнительная власть — Правительством и возглавляемой им системой органов государственного управления, судебная власть — Конституционным Судом РФ и системами общих и арбитражных судов во главе, соответственно, с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Президент РФ является главой государства, он — гарант Конституции РФ и в качестве такового обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеративное устройство РФ четко отражает разделение властей по вертикали, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов в рамках целостности и единства государства.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ, Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Так, в ст.94 Конституции указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации.

В той же статье Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем это – государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.

Совет Федерации. Согласно ч.2 ст.95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч.2 ст.96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. А именно, 5 декабря 1995г. был принят федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно ему, в верхнюю палату входит по два представителя от каждого субъекта федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном (представительном) органе субъекта федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совете Федерации.

Дата добавления: 2015-11-23; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Закон

Полномочия Президента РФ

На первый взгляд, система разделения властей в РФ характеризует общее состояние управления страной, поэтому президент должен контролировать ее целиком и полностью. Однако на самом деле глава государства не относится ни к одной из существующих ныне ветвей власти, он лишь имеет с ними весьма тесные связи. В первую очередь это касается исполнительной власти, ведь все приказы президента РФ имеют соответствующий характер, например, назначение министров и председателя правительства.

Существует негласная точка зрения, согласно которой главу государства именуют четвертой ветвью власти, но официально это нигде не отражено. Большинство практикующих юристов настаивает на том, что президент является частью исполнительной власти, поскольку именно он контролирует государственную политику, силовые ведомства, а также функционирование большого количества программ. Конституция же прямо говорит о том, что в России нет такого термина, как глава исполнительной власти, поэтому относить главу государства туда — не совсем корректно.

Законодательная власть

Как вы уже знаете, систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ее ветвей. Особенно ярко выражено это у законодательной власти, которая занимается тем, что инициирует нововведения в существующие нормативные акты, а также устраняет те из них, что на сегодняшний день являются устаревшими или неактуальными. Государственные органы, находящиеся в юрисдикции данной власти, могут корректировать налогообложение, государственный бюджет, ратифицировать международные договора и т. д.

В Российской Федерации данная ветвь власти выражена в виде Государственной думы и Совета Федерации, в регионах вопросы решаются с помощью законодательных собраний. Огромное значение будет оказывать форма правления. Если речь идет о парламентской, то законодательная власть становится верховной, и получает право даже назначить президента собственной страны, при этом последний выполняет “декоративную” роль, появляясь лишь на светских раутах.

Если же речь идет о президентской форме, здесь ситуация меняется — парламент избирается жителями страны отдельно от президента. Задача парламента — фильтровать большое количество законодательных актов и проектов, которые предлагаются к рассмотрению главе государства. Последний, кстати, имеет право распустить существующее собрание, и объявить о запуске нового созыва.

Судебная власть

Еще одна особенность — систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судов парламенту. И в самом деле, вся система судебных органов обязана контролировать исполнение нормативных и законодательных актов, в связи с чем ее сотрудники должны быть обязательно ознакомлены с ними, а без дополнительного знакомства с парламентом здесь совершенно не обойтись. Судебная власть необходима для использования мер уголовного характера по отношению к гражданам РФ, виновным в совершении какого-либо преступления.

В юрисдикцию данной ветви власти также входит разрешение правовых тяжб между двумя и более резидентами РФ, а также рассмотрение дел, связанных с противоречиями в существующем законодательстве. Достаточно частыми являются случаи, когда судьи дают самостоятельное толкование существующих правовых норм, при этом не учитывается тот процесс, который им исполняется. Суды также помогают добиться признания фактов или даже укрепления правового статуса, если вопрос не выходит за компетенции юристов.

Отдельно стоит отметить главный принцип, согласно которому систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судей федеральному органу — строгий контроль. В том случае, если работа судов будет осуществляться без него, начнут появляться нарушения в их работе, будут выноситься несправедливые приговоры, и т. д.

Правовое государство

Систему разделения властей в РФ характеризует подчинение и тотальный контроль всех ее ветвей друг над другом. И в самом деле, исполнительная власть не может качественно осуществлять свою работу, если нормативы, которые были придуманы законодательной ветвью, не соответствуют текущему законодательству. Данная методика соответствует понятию правового государства, в котором все деятельность, которая им осуществляется, подчиняется целому ряду фундаментальных принципов, направленных на сохранение прав, достоинства и защиты граждан.

Это понятие является противоположностью по отношению к произволу, деспотизму, диктатуре, а также отсутствию правопорядка в принципе. Одна из его целей — ограничивать и направлять сам процесс осуществления власти в стране, не принижая важность тех специалистов, которые имеют к ней отношения. Таким образом, если вам задают вопрос о том, что же характеризует систему разделения властей в РФ, ответ ваш должен быть максимально простым и понятным — наличие правового государства.

При использовании такого алгоритма существования страны у всех должно быть сформировано представление об ожиданиях по отношению ко всем субъектам, защищаемым с точки зрения юриспруденции. Мораль, справедливость, равенство, свобода, права и достоинства граждан должны находиться под охраной, в противном случае власть утратит свои полномочия.

Органы-исключения

Если вас вдруг заинтересовал вопрос о том, что же систему разделения властей в РФ характеризует, ответ на него вы сможете найти в Конституции государства, а также в целом ряде нормативных актов. Однако, кроме президента существуют и другие органы власти, которые не соответствуют трем основным ветвям. Например, полномочный представитель президента, его функционал заключается в активном взаимодействии с законодательными, судебными и исполнительными органами.

Еще один государственный орган — Центробанк РФ, его высшее руководство выбирается Госдумой. Финансовая организация обязана контролировать экономическую стабильность государства и рост соответствующего потенциала, а также выполнять эмиссию дензнаков. При этом банк никак не зависит от прочих представителей государственной власти и работает автономно.

Аналогичным образом работает Счетная палата РФ, ее специалисты выбираются Советом Федерации и Госдумой, она призвана контролировать выполнение бюджета на установленный период.

Теперь, когда вы уже знаете, что систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судей, министерств и ведомств друг другу, разобраться в иерархии будет намного проще. Ради любопытства вы можете сравнить аналогичные модели государственного строя в других странах, и в большинстве случаев вы обнаружите большое количество совпадений и похожих элементов. Во многом это объясняется тем, что каждое государство стремится защитить своих граждан от возникающих проблем и сложностей.

Следует также отметить, что в диалоге с властями знание ее структуры помогает существенно упростить общение. Систему разделения властей в РФ характеризует существование взаимного контроля каждой из ее ветвей, и этот факт позволяет многим гражданам Российской Федерации надеяться на защиту их прав и интересов.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ – принцип построения и функционирования государственного управления в современных демократических государствах, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений.

Впервые в классической форме идея разделения властей сформулирована Ш.Монтескьёв книге «О духе законов» (1748). Автор предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо чтобы одна власть сдерживала другую. Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью.

При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют опасной для демократических процессов концентрации власти в одних руках. Одновременно разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции. В федеративных и конфедеративных государствах роль контрвласти по отношению к центру выполняют властные инстанции субъектов федерации (конфедерации).

В системе разделения властей главенствующее положение принадлежит парламенту (см. Парламентаризм), поскольку именно законодательная власть обладает правом определять границы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако уже на ранних стадиях разработки правовых актов парламенты согласовывают их содержание с правительственными инстанциями.

В президентских республиках глава государства имеет право наложить вето (запрет) на законодательные акты или требовать их доработки. В свою очередь парламент способен отменить или затормозить решения исполнительной власти.

Все исполнительные институты обязаны в той или иной мере согласовывать свои действия с парламентом: отчитываться перед ним, а если речь идет о парламентских республиках, то даже получать от парламента мандат на осуществление своих функций. Парламенты многих стран обладают правом возбуждать обвинения против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности (процедура импичмента), если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам.

Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности исполнительной и законодательной власти, арбитром в случае возникновения каких-либо противоречий между ними, выступает судебная власть. Без независимой судебной власти невозможно разделение властей. В большинстве стран надзор за соблюдением Конституции, за соответствием актов законодательной и исполнительной власти основным ее положениям возлагается на специально созданное, организационно обособленное судебное учреждение. Во Франции это Конституционный совет, в ФРГ – Федеральный конституционный суд, в США – Верховный суд, в России – Конституционный суд. Эти институты следят за правомочностью действий президента и парламента, за соответствием Конституции международным договорам и соглашениям, разрешают споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Сюда могут обращаться политические партии, профсоюзы, местные органы власти, если они не согласны с решениями государственных органов или видят в них угрозу нарушения Основного закона государства.

Проверка конституционности принимаемых законодательных актов и действий администрации служит логическим разрешением системы сдержек и противовесов, призванной стоять на страже конституционной демократии.

И.А.Василенко

Добавить комментарий

Закрыть меню