Расчет количества лифтов

отменен/утратил силуРедакция от 01.01.1970Подробная информация

Наименование документ «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА. СНиП 2.08.02-89» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.89 N 78) (ред. от 26.01.99)
Вид документа постановление, нормы, перечень, правила, требования
Принявший орган госстрой ссср
Номер документа 78
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 16.05.89 — Госстрой России — М: ГУП ЦПП, 2000)
Навигатор Примечания

ЛИФТЫ

1.141. Число пассажирских лифтов следует устанавливать расчетом, но, как правило, не менее двух. Допускается второй лифт заменять грузовым, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта.

Один из лифтов в здании (пассажирский или грузовой) должен иметь глубину кабины не менее 2100 мм для возможности транспортирования человека на носилках.

Грузовые лифты следует предусматривать в соответствии с технологическими требованиями.

1.142*. Пассажирские лифты следует предусматривать в зданиях:

НИИ, высших учебных заведений и институтов повышения квалификации при разнице отметок пола входного вестибюля и пола верхнего этажа (кроме технического верхнего) 13,2 м и более;

учреждений управления, проектных, конструкторских и кредитно-финансовых учреждений высотой более 3 этажей. В зданиях исполкомов Советов народных депутатов и других учреждений, часто посещаемых населением, начиная с 3-го этажа;

больниц и родильных домов:

лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений (далее именуемые больничным лифтом) при расположении палатных отделений на 2-м и выше этажах;

пассажирские лифты — в зданиях высотой 3 этажа и более;

амбулаторно-поликлинических учреждений:

больничные лифты в зданиях высотой 2 этажа и более;

пассажирский лифт с кабиной глубиной не менее 2100 мм в зданиях высотой 2 и 3 этажа;

санаториев и санаториев-профилакториев:

пассажирские лифты — в зданиях высотой 3 этажа и более;

больничный лифт — при расположении лечебных помещений выше первого этажа в зданиях высотой 2 этажа и более;

гостиниц и мотелей высших разрядов «А» и «Б» высотой 2 этажа и более;

гостиниц, турбаз и мотелей I разряда высотой 3 этажа и более;

то же, II разряда и ниже, а также все другие учреждения отдыха и туризма высотой 4 этажа и более;

предприятий общественного питания при размещении залов выше третьего этажа;

предприятий бытового обслуживания высотой 4 этажа и более.

Примечания*: 1. В жилых корпусах санаториев для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата один из лифтов должен быть больничным.

2. Необходимость устройства лифтов и других средств вертикального транспорта в общественных зданиях меньшей этажности и высоты, а также не указанных в настоящем пункте, устанавливается заданием на проектирование.

Пункт 3 — Исключен.

(в ред. Изменения N 3, утв. Постановлением Госстроя РФ от 26.01.99 N 4)

1.143. В общественных зданиях высотой 10 этажей и более один из пассажирских лифтов должен быть рассчитан на перевозку пожарных подразделений.

1.144. Расстояние от дверей наиболее удаленного помещения до двери ближайшего пассажирского лифта должно быть не более 60 м.

1.145. Выходы из пассажирских лифтов следует проектировать через лифтовый холл.

В зданиях высотой до 10 этажей выходы из не более двух лифтов допускается располагать непосредственно на лестничной площадке.

Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее:

при однорядном расположении лифтов — 1,3 наименьшей глубины кабины лифтов;

при двухрядном расположении — удвоенной наименьшей глубины кабины, но не более 5 м.

Перед лифтами с глубиной кабины 2100 мм и более ширина лифтового холла должна быть не менее 2,5 м.

Из кладовых и других помещений для хранения и переработки горючих материалов выход непосредственно в лифтовый холл не допускается.

1.146. Шахты и машинные помещения лифтов не должны примыкать непосредственно к помещениям для пребывания детей в детских дошкольных учреждениях; к учебным помещениям в учебных заведениях, к жилым помещениям, размещенным в общественных зданиях, к зрительным залам и читальням, клубным помещениям, рабочим помещениям и кабинетам с постоянным пребыванием людей.

В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях, санаториях шахты и машинные помещения лифтов и подъемников следует размещать на расстоянии не менее 6 м от палат и лечебно-диагностических кабинетов. Расстояние может быть уменьшено при осуществлении соответствующих шумозащитных мероприятий.

1.147. Двери шахт лифтов в подвальных и цокольных этажах должны выходить в холлы или тамбур-шлюзы, огражденные противопожарными перегородками. Двери лифтовых холлов и тамбур-шлюзов должны быть противопожарными, самозакрывающимися, с уплотненными притворами, а со стороны шахт лифтов могут быть из горючих материалов (без остекления).

В любых многоэтажных зданиях устанавливаются лифты.

Но как специалисты определяют, сколько лифтов будет в том или ином здании?

Расчет количества лифтов – это определение количества лифтов, необходимого для того или иного здания. На него влияют следующие факторы:

  • назначение здания (жилое, административное, больница, торговый центр). К примеру, наличие свободного лифта в больнице важнее, чем в каких бы то ни было других зданиях
  • грузоподъемность и скорость выбранной модели лифта. Чем эти параметры больше, тем больше пассажиров подъемник сможет увезти и быстрее доставить по назначению. И, соответственно, тем меньше лифтов требуется. Через эти параметры высчитывается пропускная способность лифта – основной фактор при расчете количества подъемников
  • время ожидания конкретного лифта
  • количество пассажиров на этажах и другие особенности.

На что следует опираться при расчете количества лифтов?

В соответствии с российским законодательством расчет лифтов в жилых и общественных зданиях должен производиться на основании следующих документов:

  1. Пособие к СНиП 2.08.02-83 «Пособие по проектированию общественных зданий и сооружений».
  2. СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения».
  3. СП 31-107-2004 «Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий».

Однако многие архитекторы и проектировщики пользуются особыми программами для расчета количества лифтов в здании. К примеру, производитель KONE создал особую программу для этой цели – KONE TrafCal. С ее помощью расчет лифтов для любых зданий становится простой задачей. Купить ее можно непосредственно у производителя.

Единственная сложность заключается в том, что такие программы не сертифицированы российским законодательством и, соответственно, не могут служить официальным подтверждением правильности расчетов. А нормативные документы, на которые предлагается опираться проектировщику, постоянно меняются, дописываются и совершенствуются, что не совсем удобно. В итоге каждый проектировщик решает, на что опираться, самостоятельно.

Общие рекомендации

При расчете количества лифтов для жилых и общественных зданий можно дать следующие общие рекомендации:

  1. если нет возможности поставить в здание необходимое количество лифтов, поработайте над эффективностью использующихся: используйте различные схемы управления, разделите лифты по этажам, на которые те будут ездить, используйте двухуровневые лифты и т.д.
  2. в зданиях, высота которых – более 100-120 м, рекомендуется использовать запасные эвакуационные лифты. Они отличаются большей надежностью, автономным источником питания, повышенной безопасностью, ручным управлением. В обычное время такие лифты можно использовать для перевозки хозяйственных грузов, людей с ограниченными возможностями, крупногабаритных предметов
  3. важно руководствоваться не только количеством пассажиров, но и целесообразностью установки той или иной модели лифта в конкретном здании. К примеру, в обычном пяти- или девятиэтажном доме нет смысла ставить современный скоростной лифт: он просто не будет успевать разгоняться до максимума. В то же время, устанавливать в небоскребе красивый панорамный лифт, скорость которого сравнительно невелика, не следует – подъем будет занимать слишком много времени
  4. рассчитывая количество лифтов, убедитесь в наличии свободного пространства для пассажиров перед ними. Если такого пространства очень мало, разбейте лифты на несколько узлов попарно. Одиночные лифты в высотных зданиях устанавливать нельзя. Возле каждой группы лифтов необходимо выделить лифт для пожарных.

Более конкретные рекомендации по расчету количества лифтов вы можете увидеть в нормативно-правовых документах. Лучший вариант решения этой проблемы – обратиться в фирму-изготовитель лифтов. Специалисты подскажут вам оптимальное количество подъемников, исходя из всех условий вашего здания.

Методика расчета числа лифтов

Количество лифтов для жилых зданий определяется в соответствии с СНБ 3.02.04-03 «Жилые здания»

Количество лифтов для общественных зданий рассчитывают на максимальный пассажиропоток.

Количество лифтов в здании определяется по формуле

К = Qрч

Р

Где: Q рч – расчетный часовой пассажиропоток, Р-производительность лифта

Расчетный часовой пассажиропоток

Qрч = 12 Q5(чел/час),

где Q5 — «пятиминутный пик», 12– количество 5-минутных промежутков пиковой нагрузки лифта за 1 час.

A i

Q5 =———(чел),

где А— население всего здания; i – показатель интенсивности пятиминутного пикового пассажиропотока. Показатели интенсивности «пятиминутного пика» для зданий различного назначения принимаются по данным таблицы

ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЯТИМИНУТНОГО ПИКОВОГО ПАССАЖИРОПОТОКА

Назначение здания Показатель i
Гостиницы 7-10
Административно-хозяйственные здания 12-20
Высшие учебные заведения 20-35
Больницы 15-17
Общежития 10-12
Санатории, пансионаты 15-20
Зрелищные здания 15-20
Магазины 10-15

На величину «пятиминутных пиков» влияет не только назначение здания, но и его месторасположение в городе. Так, для здания, находящегося в центре города «пятиминутный пик» будет больше, чем для здания расположенного на окраине. Это объясняется тем, что в центре города интенсивность общественного транспорта выше, чем на окраине, и это отражается на формировании «пятиминутных пиков». Также оказывает влияние и режим работы здания. Например, при организации питания в санаториях и пансионатах в одну смену «пятиминутный пик» будет выше, чем при организации питания в две и более смены.

Р- производительность лифта. Под производительностью лифта понимается общее число людей, перевозимых им в единицу времени.

Часовая производительность лифта определяется по формуле

P = 3600 γE(чел/час),

где γ — коэффициент заполняемости лифта (γ=1 для всех остальных типов зданий); Е= G/80 – вместимость лифта (чел); G — грузоподъемность лифта (кг); 80 — средняя масса одного пассажира (кг).

Т- время кругового рейса, т.е. время между моментами двух последовательных отправлений кабины одного и того же лифта с основного посадочного этажа. Основной посадочный этаж – этаж с которого отправляется и на который прибывает наибольшее количество пассажиров. Как правило, это первый этаж.

T = 2Н + Σ t n(сек),

где H — высота подъема лифта, т.е. разность межу отметками пола на уровне верхней и нижней остановок; V — скорость движения кабины лифта; Σ t n— суммарное время

Σ t n= ( t1+t2+t3) (nв+1)+t4+t5+t6

Где: t1 – время, затрачиваемое на ускорение и замедление лифта (сек);

t2- время, необходимое для пуска лифта (сек);

t3- время, требуемое на открывание и закрывание дверей кабины и шахты лифта (сек);

t4- время, необходимое на вход пассажиров (сек);

t5- время, необходимое на выход пассажиров (сек);

t6 — время на случайные задержки (сек).

где: t1+t2+t3 = 10,0 –12,0 сек (для пассажирских лифтов), t1+t2+t3 = 12,0 –14,0 сек (для грузопассажирских лифтов); t4=t5 =1,5—2,0 сек на одного пассажира (при ширине дверного проема до 1000 мм), t4=t5 =1,5—2,0 на одного пассажира (при ширине дверного проема свыше 1000 мм); t6 принимается равным 5 — 10 % от Т; nв – число вероятных остановок,

где n1 — число возможных остановок выше первой

nв = n1 — (n1— 1) ( n1 — 1) Eγ

Проектируемый вертикальный транспорт должен обеспечивать нормативный уровень транспортной комфортности, характеризуемый интервалом движения лифтов tож

Т

tож = ––– (сек)

К

ЗАВИСИМОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОЙ КОМФОРТНОСТИ ОТ ИНТЕРВАЛА ДВИЖЕНИЯ

Добавить комментарий

Закрыть меню