Рамки нового времени

Распространению деления истории на древнюю, среднюю и новую способствовало сочинение французского ученого Жана Бодена «Метод легкого изучения истории» (1566). В 17 веке эта периодизация стала традиционной в западноевропейских университетах. Среди церковных и консервативных историков долго держалось мнение, что средневековье закончилось с завоеванием Константинополя турками-османами (1453) и падением значения этого города как политического и религиозного центра христианского мира. Так, учебник профессора университета в Галле Х. Келлера (X. Cellarius, Historia tripartita, 1685) делит всемирную историю на древнюю историю (до Константина Великого), историю средних веков (до 1453 года) и новую историю (после 1453 года).

В либеральной историографии распространилось мнение, что за начало Новой истории следует принимать появление гуманизма и реформацию. Эта точка зрения была общепринятой в русской дореволюционной исторической науке. Сторонником такого взгляда был, в частности, либеральный историк Н.И. Кареев, автор семитомной «Истории Западной Европы в новое время» с начала 16 века до 1914 года. Во Франции историки обычно называют весь период после Великой французской революции «современной историей» (Histoire contemporaine). В британской исторической литературе наряду с термином «новая история» (Modern History) употребляются выражения «современная история» или «недавняя история» (Contemporary History, Recent History). Американские ученые за исходный пункт Нового времени обычно принимают Великие географические открытия, особенно открытие Америки (1492).

В 1880-х годах русский социолог Л.И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (Париж, 1889; русский перевод 1924) предложил деление всемирной истории по географическому признаку на три эпохи: период древних «речных цивилизаций», сложившихся в долинах великих рек, «средиземноморскую эпоху», «океаническую цивилизацию». Начало перехода к «океанической цивилизации», отвечающей эпохе Нового времени, Л.И. Мечников видел в географических открытиях 15-16 веков.

Марксистское учение о смене общественно-экономических формаций связывало Новое время с капитализмом (соответственно Новейшее время — с социалистической формацией) и обозначало конец эпохи 1917 годом — годом Великой Октябрьской революции. Но крушение социалистического лагеря в конце 20 века опровергло эту схему. Новое время обычно подразделяют на два временных этапа, их границей служит Великая французская революция. В марксистской исторической литературе была разработана более дробная периодизация: 1640-1789 годы — от Английской революции до Великой французской революции; 1789-1815 годы — Великая французская революция и наполеоновские войны; 1815-1849 годы — от Венского конгресса до революций 1848-1849 годов; 1849-1871 годов — от революций 1848-1849 годов до франко-прусской войны и Парижской Коммуны; 1871-1900 года — от Парижской Комунны до конца 19 века»; 1901-1918 годы — от начала 20 века до окончания Первой мировой войны. При этом Великой Октябрьской революцией открывался период новейшей истории.

Новое время стало эпохой глубоких перемен в социальной, экономической, политической и культурной сферах жизни. Эта эпоха заняла более краткий по сравнению с древним миром или средневековьем период, но получила в европейской истории исключительное значение. Великие географические открытия, открытия Коперника и Галилея перевернули старинные представления о Земле, как о центре мироздания, расширили представления человека о мире, показали его безграничность, многообразие, сложность, раскрыв новые горизонты.

В эпоху Возрождения и Реформации были заложены основы современных знаний как в сфере естественных и точных, так и в области гуманитарной мысли. Критерием истины стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Результатом деятельности гуманистов стала система университетского и академического образования. Имена Ф. Бэкона и Р. Декарта открыли философию Нового времени. Длительный период развития Ренессанса, завершившийся уже в Новое время, привел к кардинальному перевороту всей системы европейской культуры, мышления, понимания человеком своего места в природе и истории. Движение Реформации отвергло власть папства над религиозным сознанием, раскололо Западную Европу на католическую и протестантскую части.

Общей тенденцией для развития большинства европейских стран стало становление национальных государств вокруг единого центра, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис абсолютистских монархий; на втором этапе Нового времени — становление парламентской демократии в наиболее развитых странах. В Новое время сложилась общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений. В социально-экономической сфере важнейшими процессами были генезис и развитие капиталистических отношений, переход в индустриальное общество в результате промышленного переворота.

Одной из особенностей Нового времени как отрасли исторической науки является большое и с ходом времени возрастающее количество письменных и печатных источников. Сплошное изучение этих источников становится затруднительным ввиду громадности их числа и объема, поэтому историк нового времени вынужден отбирать важные материалы, прибегать к их выборочному изучению и статистической обработке. Если историк античности и медиевист зачастую не располагают нужными источниками из-за того, что они не дошли до нашего времени или вообще отсутствовали, то специалисту по Новому времени приходится преодолевать трудности, возникающие от обилия подлежащих изучению материалов. В Новое время, особенно с 19 века, возрастает значение таких источников, как статистические сведения, газеты и журналы, протоколы парламентских учреждений, партийные документы.

Выбор главных объектов и метода исследования Нового времени в разные периоды менялся. Для дворянской и церковной историографии времен абсолютизма главным предметом изучения были деятельность монархов, полководцев, события церковной жизни. Гуманисты 15-16 веков, а затем просветители 18 века обращали внимание на историю науки, нравов, культуры. Сочинения Ф. Вольтера, А. Тюрго, Ж. Кондорсе дали начало трудам по истории цивилизации и «умственного развития» Европы, были направлены против клерикальной трактовки истории.

В 19 веке это направление развивалось под влиянием позитивизма О. Конта и Г. Спенсера. В трудах ряда ученых разрабатывалась выдвинутая Ш. Монтескьё идея о влиянии географической среды на общественную жизнь.

Либеральная историография 19-20 веков изучала борьбу третьего сословия против феодального дворянства, историю политических партий, либеральных общественных движений. Ряд историков этого направления в 1820-х годах во Франции выдвинул идею классовой борьбы, исследовал борьбу буржуазии с дворянством (О. Тьерри). В 19 веке был выдвинут культ героев, противопоставляемых безликой бессмысленной «толпе».

В 20 и 21 веках большое число работ было написано по истории войн и образования национальных государств. В Европе националистические тенденции ярко проявились в прусской юнкерской и позднее в нацистской историографии. На историческую литературу оказывали заметное влияние доктрины и концепции — пангерманизм, панамериканизм, идея «атлантической общности». История колониальной политики обычно рассматривалась с позиции европоцентризма. В то же время в японской историографии наметилась тенденция поставить Японию и ее колониальную экспансию в центр мировой истории, что явилось вариантом азиацентризма. Соперничество мировых держав содействовало тому, что историки нередко разоблачали захватнические мотивы колониальной экспансии стран-соперниц. Например, американские авторы часто вскрывают агрессивные цели колониальной политики Великобритании и Франции, но затушевывают колониализм в политике США, и наоборот.

Новое время: понятие и периодизация

Особенности западной цивилизации

Рассмотрим основные события и процессы всемирной истории, происходящие в Европе в конце XV-XVII вв. Для европейской истории эта эпоха имеет исключительное значение. Многие историки называют ее «временем великого прорыва», и этому есть все основания. Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия (подробнее см. гл. 5) раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений. В период Реформации XVI в. столкнулись не только в смертельной битве религиозные взгляды, но и зародилась система гражданских прав и свобод и вырабатывались основополагающие понятия в этой шкале ценностей – свободы совести.

Формирование в это время капиталистических отношений в Голландии, Англии и других европейских странах привело к превращению европейский истории во всемирную.

Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства, выдвинуло перед феодальными государствами новые задачи и проблемы, что привело к изменению форм государственного устройства – в этот период начиналась эпоха абсолютных монархий.

Новое время: понятие и периодизация

Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». Термин «новая история» появился в ев­ропейской политической мысли еще в эпоху Возрождения.

Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути раз­вития человеческой цивилизации, предложили трехчлен­ное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время.

Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рам­ках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отече­ственной историографии точкой отсчета Новой истории было принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «ста­рого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время боль­шинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значи­тельно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских госу­дарств. Революционные изменения происходят и в духов­ной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, националь­но- освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий. Данный пери­од может быть обозначен как раннее Новое время.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации/ К этому вре­мени существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII — начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. Политические, экономические, морально-этические идеи просветителей стали основой современного либерализма, именно просветители впервые открыто заявили о необходи­мости введения в общественную практику разделения влас­тей, равенства граждан перед законом, создания механизма осуществления «естественных» прав человека. Вторая по­ловина XVIII века характеризуется окончательным утвер­ждением капиталистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Борь­ба между этими социальными группами определяла харак­тер развития капиталистических отношений на протяже­нии всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои поли­тические, экономические и культурные нормы и тради­ции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX — XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый — с конца XV — начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явле­ния только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй — со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.

Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 2784;

Новое время

Новое время – период в истории человечества с 1492 по 1789 годы новой эры. Само понятие нового времени возникло в эпоху Возрождения. Историки того времени решили разделить всю историю человечества на три периода: древнюю историю, среднюю историю и новую историю. Новое время отграничивает от Средневековья расцвет науки, светской культуры, завершение феодальных войн и появление на территории Европы первых государств.

Новое время – это эпоха великих географических открытий

Путешественники из Европы прошли вдоль берега Африканского континента, дойдя морем в Индию. Христофор Колумб в 1492 году пересек Атлантический океан и ступил на побережье Американского континента. Как ни странно, к великим путешествиям европейцев побудило завоевание турками-османами Константинополя в 1453 году. Турки перекрыли европейским купцам пути, по которым они перевозили товары из Византии в Европу. Европейца были вынуждены искать обходные пути.

Новое время – это эпоха развития науки и техники

В этот период человечество сделало огромный шаг вперед на пути технического прогресса. Изменились представления об устройстве мира. Если ранее считалось, что Земля является центром Вселенной и все планеты вращаются вокруг нее, то в 1953 году Николай Коперник доказал, что Земля, как и другие планеты вращается вокруг Солнца.

На рубеже 15-16 веков стала активно развиваться техника. Появилось книгопечатание. В Средние века книги переписывали монахи. В 1440 году – уже в Новое время – Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок, на котором и были напечатаны первые печатные книги.

Развивалось горное дело и металлургия. Железную руду активно добывали, поднимая ее из глубины земных недр при помощи водяных колес огромного диаметра до 10 метров.

В 1550 году появился фундаментальный научный труд профессора Георга Агриколы «De re metallica libri xii». В новое время человек стал отапливать свои жилища каменным углем, добыча которого также была налажена.

Если в Средние века большинство товаров производили ремесленники, то в Новое время появились мануфактуры. Мануфактура – это объединение ремесленников, в котором вещь от начала и до ее завершения изготавливал не один мастер, а несколько. При этом каждый выполнял только свою часть работы. Появилось так называемое разделение труда.

Хронологические рамки и периодизация истории нового времени

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Понятие «Новая история», или «Новое время» относится к периоду с конца 15 до начала 20 в.

Условно этот временной отрезок разделяют на две части.

Первая часть Новой истории (раннее новое время) охватывает период с конца 15 до конца 18 века. В это время происходит разрушение традиционных обществ, складывается европейская (западная, христианская) цивилизация, главной идеей которой утверждается Свобода.

Старый порядок, характерными чертами которого были господство католической церкви, власть феодального государства, права и привилегии землевладельческой аристократии, бесправие большей части населения, начал меняться.

Буржуазные революции в Нидерландах и Англии, война за независимость северо-американских колоний и образование США привели к постепенному утверждению в этих странах правового государства, основанного на принципах верховенства закона, политических свобод и свободы предпринимательства.

Положение человека определяется деловыми способностями. В большинстве стран континентальной Европы (Испания, Франция, Швеция, Пруссия, Австрия) в это время господствовал абсолютизм, сословный строй, зависимость подданных от государства.

В конце 18 в. (1789-1794) произошла Великая французская революция, выдвинувшая идеи свободы, равенства, братства.

В раннее Новое время в Европе начали складываться благоприятные условия для развития капитализма. Утвердилось право частной собственности. В конце 18 в. созрели предпосылки для начала промышленного переворота.

Во второй части Новой истории рассматриваются события 19- начала 20 в.

В 19 в. в Западной Европе и США рождается и получает свое дальнейшее развитие индустриальное общество (перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации).

Т.к. разрушение традиционного общества происходило неравномерно, ученые выделяют 3 эшелона модернизации:

I эшелон (страны старого капитализма, эволюционное, естественное развитие индустриального общества (Англия, Франция))

II эшелон (страны молодого капитализма, модернизация проводилась за счет целенаправленных реформ (Германия, Италия, Австрия, США, Россия), «догоняющая модернизация»).

III эшелон (страны, отдаленные от центра (Латинская Америка, Испания, Португалия), где преобладали традиционные общества и ограниченная модернизация).

В 19 в. происходит бурный рост населения, увеличиваются миграционные процессы, ручной труд вытесняется машинным, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда, специализация. Появляются новые материалы, источники энергии, средства сообщения, организация труда.

Демократизация государственной и общественной жизни.

Власть королей и императоров ограничивается конституциями и парламентами, в ряде стран устанавливается республиканское устройство. Усиливается влияние политических партий, укрепляются принципы правового государства, гражданского общества, расширяются права личности.

Быстрый рост научных знаний, новые представления о развитии природы и общества.

В конце 19 в.: порождение экологических проблем. Завершен территориальный раздел мира. Обостряется тенденция передела уже поделенного мира. Усиливается экономическое «сотрудничество» государства и монополистических объединений. Растет концентрация производства. Важные технические открытия и их внедрение в производство и жизнь.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования определяют временные рамки, в границах которых соискатель проводит исследование и раскрывает тему диссертации.
Обоснование хронологического периода исследования в диссертации является обязательным, так как выбор предмета исследования обусловливает необходимость определения хронологических рамок работы.
Определенных требований или критериев к выбору хронологического периода не существует, в связи с чем соискатель определяет самостоятельно хронологические рамки исследования.
Хронологический период исследования обычно фиксируется в названии темы диссертации.
Необходимо иметь в виду, что как узкие, так и широкие хронологические рамки исследований могут иметь определенные недостатки. Так, узкие хронологические рамки исследований зачастую не позволяют выявит закономерности в развитии явлений, их сущность, особенности, субъективные и объективные факторы. Широкие хронологические рамки исследований требуют от соискателя детального изучения темы на основе большого фактического материала.
Кроме того, если в названии темы не указаны точные даты, то необходимо аргументировать нижнюю и верхнюю границы хронологических рамок, так как отсутствие такой аргументации может вызвать негативные последствия при оценке работы диссертационным советом.

При этом, в работе необходимо доказать, что выбранные границы хронологических рамок действительно являются определяющими (переломными) в развитии предмета исследования. Главный критерий выбора — качественные изменения в предмете исследования.
Ниже приведены примеры хронологических рамок исследования по истории.
Также можно посмотреть консультации аспирантам по вопросам поступления в аспирантуру, обучения и написания диссертации.

Хронологические рамки исследования по специальности Отечественная история (07.00.02):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Отечественная история
Хронологические рамки исследования по специальности Всеобщая история (07.00.03):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Всеобщая история
Хронологические рамки исследования по специальности Археология (07.00.06):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Археология
Хронологические рамки исследования по специальности Этнография, этнология и антропология (07.00.07):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Этнография, этнология и антропология
Хронологические рамки исследования по специальности Историография, источниковедение и методы исторического исследования (07.00.09):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Хронологические рамки исследования по специальности История науки и техники (07.00.10):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования История науки и техники
Хронологические рамки исследования по специальности История международных отношений и внешней политики (07.00.15):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования История международных отношений и внешней политики
Хронологические рамки исследования по специальности Политическая социология (22.00.05):

Посмотреть полностью пример хронологические рамки исследования Политическая социология

Добавить комментарий

Закрыть меню