Работа с подростками девиантного поведения

Основные методы работы с подростками девиантного поведения

Семинарское занятие № 3.

Работа с подростками девиантного поведения

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «трудный подросток», «проблемный ребёнок», «педагогически запущенный ребёнок». Основные причины трудновоспитуемости.

2. Девиантное поведение подростка: причины и последствия.

3. Психологические особенности аддиктивного поведения подростков и его типология.

4. Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков: коррекционное (социально-реабилитационное) и профилактическое направления.

5. Методы работы с девиантными подростками.

Вопросы для самоконтроля

1. Изучите социальную ситуацию развития периода подростничества.

2. Дайте определение понятия «девиация», «осложнённое поведение», рассмотрите типологию девиантного поведения.

3. В чём заключается подростковая агрессия? Каковы пути её предупреждения? Назовите особенности аутоагрессивного поведения подростков.

4. Какова роль социального педагога, психолога, педагогов-предметников, классных руководителей, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, родителей и других участников культурно-общественной и просветительской деятельности в профилактике девиантного поведения подростков?

5. Изучите основные методы психолого-педагогической работы с «трудными детьми» (методы психотерапевтического воздействия, методы коррекции отклоняющегося поведения (регуляция, самоанализ), методы воздействия на мотивационную сферу, методы воздействия на интеллектуальную сферу, методы воспитывающих ситуаций, методы воздействия на эмоционально-волевую сферу, методы требования и упражнения и др.).

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему, отражающую причины (факторы) отклоняющегося поведения ребёнка.

2. Создайте «Копилку диагностических материалов» и наполните её материалами по изучаемой теме: карта-характеристика личности подростка, анкета для родителей «Выявление агрессивности у подростка», диагностика уровня сформированности толерантности у подростков, методика определения самооценки, опросник проявлений агрессии и враждебности и др.

3. Заполните таблицу «Основные методы работы с подростками девиантного поведения», выделив самостоятельно основные методы социально-педагогической работы с подростками отклоняющегося поведения.

Основные методы работы с подростками девиантного поведения


Методы работы Воздействие на подростка

Основная литература:

1. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник для вузов : рекомендовано М-вом образования РФ / А. В. Мудрик. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Академия, 2009. — 224 с.

Дополнительная литература:

1. Баженов В.Г.Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986.

2. Баранова Т. С. Девиантное поведение подростков — трудности социализации / Т. С. Баранова // Психология и школа. — 2005. — N 3. — С. 3-21.

3. Беличева С.А.Основы превентивной психологии. – М., 1993.

4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб.пособие для студентов высшего пед.учеб.завед./ Ю.В.

Василькова — М.: Академия, 2007. –­­ С. 357-379.

5. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / К. Гилленбранд – М. : Академия, 2007. – 236 с.

6. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1980. – С. 5-6, 19-41.

7. Леви В.Л.Нестандартный ребёнок. – М., 1983.

8. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. пед. училищ и колледжей / Н. И. Никитина — М.: Владос, 2007. — 399 с.

9. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В Овчарова — М.: Владос, 2005 г.

10. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска /Л.Я. Олиференко. — М., 2002

11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов.

– СПб., 2000 (Мастера психологии).

12. Раттер М.Помощь трудным детям. – М., 1987


13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

14. Рубцова Л.В. Технология работы преподавателя вуза по подготовке студентов НГПУ к воспитательной работе с трудными детьми / сб «Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях. Материалы научно-практической конференции 27-28 ноября 2003 года». – Омск, 2004, с. 17-24.

15. Сидоров, Н.Р.Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних /Н.Р. Сидоров. – Вестник практической психологии образования. — № 1-3. – 2006.

16. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Сирота — М.: Академия, 2008. – 174 с.

17. Собкин, В.С. Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С.Собкин, З.Б.Абросимова,Д.В.Адамчук и др. // Вопросы психологии. — 2004.-№3.-С.3-18

18. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996.

19. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: учебное пособие для студентов /В.Г. Степанов. – М., 2001.

20. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М.: Гаудеамус, 2007. – 334 с.

21. Шульга А.А., Шульга И.И. Организация детского досуга как средство профилактики безнадзорности среди подростков / сб. Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях. Материалы научно-практической конференции 27-28 ноября 2003 года. – Омск, 2004, с.32-35.

Статья опубликована в №19 (марта) 2015
Разделы: Социология
Размещена 21.03.2015. Последняя правка: 21.03.2015.

Социальная работа с девиантными подростками

Фантров Павел Петрович

Отсутствует

Волгоградский государственный университет

Ассистент кафедры социальной работы и педагогики

Аннотация:

Автор анализирует наиболее актуальные направления социальной работы с девиантными подростками, а также определяет основные проблемы эффективности данного вида деятельности. Выявлена роль специалистов по социальной работе по профилактике отклоняющегося от нормы поведения. Сделан вывод о том, что комплексное планирование и реализация всех этапов социальной работы с подростками «группы риска» позволит социальным работникам улучшить результаты своей деятельности в данной сфере.

Ключевые слова:

социальная работа; девиантное поведение; подросток; социальная дезадаптация; социальная проблема; социальная профилактика; социальная защита

social work; deviant behavior; adolescent; social exclusion; social problems; social prevention; social protection

УДК 364.27
Упадок нравственных норм в обществе, переоценка ценностей и отсутствие видимых ориентиров создают благодатную почву для взращивания разнообразных форм поведенческих отклонений подростков и обращают на себя общественное внимание к решению данной проблемы.

Все эти социальные проблемы не могут быть решены без привлечения служб социальной работы в практику деятельности по диагностике, профилактике и коррекции девиантного поведения в современном обществе.

Социальная работа с подростками, как одно из эффективных средств решения проблем подрастающего поколения, является для России определяющим условием успешного экономического и политического реформирования общества . Данный вид деятельности способствует созданию благоприятных условий развития и становлению личности молодых людей, включая их, тем самым, в процесс полноценного участия в жизни общества, а также полному обретению всех прав и свобод, не противоречащих нормам общественного устройства.

В деле профилактики девиантного поведения основное внимание должно уделяться развитию условий, которые должны обеспечить сохранение физического, личностного, а также социального здоровья и защиту от неблагоприятных влияний на него целой системы социальных факторов.

На данный момент проблема реабилитации лиц девиантного поведения, а в частности – подростков, является распространенной и наиболее успешно решаемой. Она предполагает комплексное исследование выявления взаимосвязей влияния социального окружения индивида и природной среды на категорию здоровья населения. Данный комплекс мероприятий призван улучшить положение устойчивости индивида к влиянию неблагоприятных факторов.

Однако на пути реализации реабилитационной работы с девиантными подростками возникают определенные проблемы. Проблема девиаций в молодежной среде является комплексной проблемой и обусловлена различными компонентами: социальными, медицинскими, психологическими. Что в свою очередь требует организации слаженной работы социальных институтов: учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, а также государственных служб защиты населения, центров социальной помощи семье и детям и т.д. Но несовершенная координация работы, несогласованность усилий ставят их в положение невозможности выполнения возложенных на них задач, совершенной беспомощностью в деле борьбы против таких явлений как подростковый алкоголизм и наркомания. Только объединение усилий учреждений, занимающихся проблемами подростковых девиаций, или только косвенно связанных с ними решит вопрос с необходимой организацией в деле решения этой проблемы.

В деятельности социального работника с девиантными подростками необходимо выделить несколько основных направлений и характерных особенностей социальной работы с каждой из представленных ниже категорий:

— работа с подростками с патогенной дезадаптацией (испытывающих потребность в медицинском уходе);

— работа с психосоциально дезадаптированными подростками (педагогическая запущенность);

— работа с социально дезадаптированными подростками (социальная запущенность).

К первой группе следует отнести подростков с отклонениями в области функциональных отклонений, нервно-психического здоровья, психосоматики, которые нуждаются в уходе и медицинской помощи: умственно отсталые подростки, инвалиды, индивиды с врожденными соматическими заболеваниями, с различными функциональными нарушениями. Объектом внимания в данном случае становятся подростки с выраженными и устойчивыми поведенческими расстройствами, которые находят своё проявление в психической жизни девианта. Социальный работник может получить информацию о состоянии заболевания подростка путем расспроса его родителей, друзей, знакомых, но как показывает опыт, эти сведения носят лишь только общий характер и не являются полными. Поэтому сбор данных лучше всего проводить, воспользовавшись заранее подготовленными опросниками, а те или иные данные уточнять в индивидуальной беседе. В некоторых случаях может потребоваться проведение социально-психологической работы с родителями по ознакомлению с особенностями болезни, повышению их осведомленности . Также, помимо разъяснительной работы с родителями, требуется проведение подобной работы с педагогами, непосредственно контактирующими с подростком: для создания оптимальной системы взаимоотношений нужна осведомленность педагога о психофизиологических особенностях индивида и соответственно о соразмерных к нему требованиях.

Особенностью социальной работы с подростками, которые имеют различные отклонения по медицинским показаниям, служит выполнение социальным работником, прежде всего, посреднической функции, роли консультанта между подростком и его социальным окружением: семьей, педагогами, врачами, одноклассниками и т.д. Конечно, помимо посреднической функции специалист по социальной работе оказывает также и социально-психологическое воздействие, работая с конкретными проявлениями личности и поведения подростка. Итак, при работе с подростками, испытывающими необходимость в медицинском уходе, деятельность социального работника заключается, прежде всего, в оказании родителям и подросткам консультаций по валеологическим вопросам.

Следующим направлением социальной работы является категория педагогически запущенных подростков. Трудности в обучении, испытываемые данной группой подростков, могут быть обусловлены:

— проблемой низкого уровня интеллектуального развития;

— нарушением в работе некоторых процессов познания – восприятия, памяти, внимания;

— поведенческими отклонениями; проблемами в социальной адаптации и т.д.

Причиной тому может быть нарушения в самосознании подростка Я-концепции, дисгармоничность психического развития. Анализ познавательной деятельности девиантного подростка является важным этапом психодиагностики его состояния . Проведенный анализ предоставляет социальному работнику такие сведения, как оценка интеллектуального развития, характеристику психической и интеллектуальной деятельности с описанием выявленных особенностей, а также оценку его потенциальных способностей и умственной работоспособности. Кроме того, в целях снижения вероятности появления различных нарушений в психической деятельности предоставляется необходимым проведение комплексного психолого-медицинского обследования с участием квалифицированных специалистов. Подростки, испытывающие трудности в обучении нуждаются в индивидуальном учительском подходе, коррекционных программах, определенном режиме обучения и семейной поддержке. Однако во многих школах по различным причинам не реализуются коррекционные программы обучения и нуждающиеся в них дети остаются без надлежащей социально-психологической и диагностико-коррекционной поддержки и помощи. Вытекающим отсюда обстоятельством является неуспеваемость в учебе, возникающий дискомфорт, который подталкивает неуспевающих подростков к поискам другой среды общения, внешкольной, оказывающей определяющее влияние на их социализацию.

Следующей особенностью деятельности специалиста по социальной работе с категорией педагогически запущенных подростков следует признать умение определять границы собственного профессионального влияния и находить свое место в общественной системе социальных и административно-правовых органов, выполняя в работе с подростками роль посредника в психореабилитационной и психокоррекционной помощи через взаимодействие с социальными службами, психологами, коррекционно-образовательными учреждениями и т.д.

К третьей категории относятся социально дезадаптированные подростки, с особо выделяющимся девиантным или преступным поведением. Подростки данной категории нередко противятся воспитательным воздействиям и их можно отнести к особой «группе риска». Социальному работнику следует различать в поведении подростка признаки криминального или законопослушного образа действий. Основными причинами возникновения социальной дезадаптации могут быть ошибки воспитания подростка, влияние асоциальной подростковой группы, внешкольной среды общения и т.д. После проведения социальной диагностики социальный работник определяет необходимую технологию работы, а также свою роль в оказании помощи и поддержки подростку. Такими избираемыми технологиями могут быть: социальная профилактика, социальная защита, социальная коррекция и социальная реабилитация. Выбор тех или иных технологий определяет формы и методы достижения гармонизации процессов развития личности подростка. Процесс решения определенной социальной проблемы сводится к следующим этапам: на предварительном этапе ведется определение существующей проблемы и определяется вероятная эффективность выбранных технологий работы; на этапе целеполагания производится выбор и формулировка главной цели, а также уточнение задач; третий этап предполагает выбор форм и методов решения, а также реализацию поставленных задач; на последнем, аналитическом этапе оценивается результативность проведенной работы, происходит осмысление возникших трудностей и делается прогноз на динамику изменения состояния подростка.

Нельзя не согласиться с тем, что основой девиантного поведения принято считать личностную дезадаптацию, а в качестве основной технологии работы с девиантными подростками специалистом по социальной работе стоит выбрать социальную профилактику. Однако коррекция и реабилитация остаются не менее значимыми аспектами в деле решения проблем отклоняющегося поведения. Если же профилактические мероприятия проводятся в основном в школах, в различных учебно-воспитательных и социальных учреждениях, то программы реабилитации для несовершеннолетних осужденных реализуются на базе воспитательных колоний. М.

А. Ковальчук полагает, что учебно-воспитательная работа является главным элементом реабилитационной программы, и включает в себя как профессиональное, так и общеобразовательное обучение . Поэтому получение специальности в воспитательной колонии является важным условием реабилитации. При выборе профессии обеспечивается принцип добровольности, учитываются потребности рынка труда и отраслевой направленности региона, а также возраст и психофизиологические особенности воспитанника. Средства общеобразовательного обучения призваны обеспечить процесс перевоспитания осужденных. В качестве основных форм воспитательной работы выступают лекции, беседы, встречи с интересными людьми. В последнее время все больше стали практиковаться встречи с бывшими осужденными, которые исправились и стали вести честный образ жизни, с родственниками воспитанников колонии, а также с представителями различных общественных организаций.

Ещё одной особенностью социальной работы считается привлечение к участию в организации комплекса воспитательных мероприятий медицинских работников, педагогов, психологов и других специалистов, которые, объединив усилия, смогли бы добиться впечатляющих результатов. Их совместная деятельность является важнейшим направлением работы, и в данном конкретном случае направлена на помощь социально дезадаптированным подросткам.

Таким образом, проблема девиантного поведения подростков содержит в себе различные аспекты: социальные, педагогические, психологические, юридические и т.д., но лишь решение конкретных задач, стоящих перед социальным работником, позволит эффективно решать проблемы предупреждения и коррекции девиантного поведения подростков. Социальное консультирование и роль специалиста по социальной работе как связующего звена между клиентами и различными общественными институтами становятся основными формами предоставления помощи.

Библиографический список:

1. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – СПб: Изд-во Владос-Пресс, 2010. – 288 с.
2. Парсиева Л. К., Гацалова Л. Б. социальная работа с молодежью: к постановке проблемы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 166-167.
3. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юридическая психология. – 2011. – №1. – С.24-26.
4. Шипунова Т. В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.

Рецензии:
21.03.2015, 15:47 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Социальная работа с подростками, которые нуждаются в этом деле, важна, важно охватить всех их, найти выигрышные подходы и осуществлять их. Автор статьи доступно разъясняет эту задачу, оговаривает разные варианты действий с указанием тех органов, лиц, которые должны быть привлечены. Сравнительно легко следить за ситуацией в семье, школе, и труднее во дворе, в составе друзей, что тоже влияют. Ценность работы в информации будущих специалистов по социальной работе, официальных должностных лиц, которые будут склоняться к соучастию в действиях, будущих родителей. Статья достойна публикации.
25.03.2015, 19:07 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статя рекомендуется к опубликованию!Основания: 1.Актуальность проблематики в условиях новых образовательных реальностей в Россий в поле социальной пропедевтики. 2.Многоаспектность проявления девиантного отклонения в поведенческом социуме подростков показан достаточно ясно в контекстуальном аспекте, а также же и в функциональном плане. 3.Систематика основных категориях социальной работой с подростками с девиантом отклонений от поведения по моему методологически верно и балансированно показана. 4.Институциональность и управление девиантного поведения социальными инструментами достаточно убедительно обоснованы.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Закрыть меню