Пушкин после южной ссылки

Южная ссылка А С Пушкина

Людмила Коншина

Южная ссылка
Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, от литературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился к столичному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал» тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг, под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова. Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнять служебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить, наслаждаться приятным тёплым климатом. Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всё острее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературной среды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Мои надежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни в Петербург». До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» среди враждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском имении Каменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами. Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношения с их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северного общества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними, начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижения нравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. Для Пушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуков сладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурного диктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставить лиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразился в одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового в отношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправил Пушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэт представил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудом перенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, то перебраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут на жительство в фамильное имение Михайловское недалеко от Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта, что окончательно испортит их отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались в лирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненно более свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос. Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии «Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнее стихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится к ясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманных сумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченная любовь, трепетная интонация, недоговоренность – всё это «приметы» романтизма, во власти которого пребывал тогда Пушкин.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в один поэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте, изгнанном властью на окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами», но не изменившем главной своей любви, — внутренней свободы. Власть не может отнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могут поколебать его творческую веру в собственное предназначение.

Единственное, что выше сил Пушкина, — это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все они из-за цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможно в стихотворении «Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкин говорит о «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и о неволе, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердце поэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозь пространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг («Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной…», 1822 год).
Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надежды звучат в цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи на героев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, в поисках свободы бегущие от цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждёт роковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно – роковая, именно – неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821 года) охладев сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы», попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка, освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей («Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбив взятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убивает смиренную Марию.
Но уже в «Кавказском пленнике» — первой из «южных» поэм – Пушкин столкнулся с серьёзным препятствием.
По законам романтизма сквозь образ героя должен обязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёки призваны были заронить у читателя подозревание: нечто подобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П. Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтического стихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и потому равнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным, не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан (правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины – Мария и Зарема.
В поэме «Цыганы» (1824 год), замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой изменяется сам. Предельно сблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим (Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление, подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:
Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны! И под избранными шатрами Живут мучительны сны, И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. «Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принесла герою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.

  • Потомки Александра Сергеевича Пушкина

    Интерес Александра Сергеевича Пушкина к своему родословию. История потомков великого русского поэта. Любовь Пушкина к жене и детям. Семейное древо поэта. Добрый след в памяти современников, который оставили внуки Пушкина. Жизнь прямых потомков сегодня.
    презентация , добавлен 12.11.2014

  • Жизненный и творческий путь Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского

    Социально-экономическая и политическая история России. Теория и методика источниковедения. Идеи и научные выводы Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского.

    Проблема исторического источника и его интерпретации. Правила индивидуализирующей интерпретации.
    реферат , добавлен 18.10.2011

  • Пушкин в Петербурге (1917-1820 гг.)

    Участие А.С. Пушкина в деятельности тайной организации «Союз благоденствия» в 1818 г. в Петербурге. Заседания литературного общества «Арзамас». История создания поэмы «Руслан и Людмила». Высылка Пушкина из Петербурга в форме служебного перевода.
    презентация , добавлен 16.12.2013

  • Лицейские друзья А.С. Пушкина

    История открытия лицея в Царском Селе, его место в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Краткая биография основных лицеистских друзей Пушкина — И.И. Пущина, А.А. Дельвига и В.Л. Кюхельбекера, а также общая характеристика и анализ их «жизни после лицея».
    реферат , добавлен 04.10.2010

  • Движение декабристов

    Причины движения декабристов. Особенности российской дворянской идеологии. Отказ правительства Александра I от политики преобразований. Программы переустройства России. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Причины поражения восстания декабристов.
    контрольная работа , добавлен 20.06.2010

  • Лицей Пушкина

    Место Императорского лицея в системе высшего образования императорской России. Архитектурный комплекс лицея, программа занятий, распорядок дня. Обучение А. Пушкина в Царскосельском лицее, значение лицея для развития творческих способностей поэта.
    презентация , добавлен 13.11.2012

  • Правление Александра I

    Внешняя политика России.

    Либеральный период царствования Александра I. Северное и Южное общества декабристов. Деятельность М.М. Сперанского и его программы реформ. Общество соединенных славян. Внутренняя политика, ее двойственность. Последние годы жизни.
    реферат , добавлен 28.11.2015

  • Семья Пушкина

    Герб семьи Пушкиных, описание характера и происхождения, биографические данные ее членов. Абиссинская натура прадедушки Ганнибала. Влияние бабушкиных преданий. Отношения Пушкина с братом и сестрой. Влияние матери на судьбу поэта, его семейная жизнь.
    презентация , добавлен 18.10.2011

  • Э.А. Павлюченко «В добровольном изгнании»

    Рецензирование книги о декабристах. Арест членов Северного общества декабристов, социально-политический аспект отъезда женщин за мужьями-каторжанами в Сибирь. Окончание ссылки для декабристов, нелегкие судьбы их детей, возвращение утраченных привилегий.
    анализ книги , добавлен 27.11.2010

  • Россия от Николая I до Александра II

    Общественная жизнь России при Николае I. Проекты реформы государственного строя России декабристов. Вступление на престол Александра II. Причины и экономические последствия Крымской войны 1853-1856 гг. Отмена крепостного права в России в 1861 году.
    презентация , добавлен 06.09.2013

  • Южная ссылка Пушкина и произведения кратко для читательского дневника

    Одной из любопытнейших страниц в судьбе и творческой деятельности гениального поэта первой половины ХIX века является пребывание Александра Сергеевича в изгнании на юге. Будучи молодым стихотворцем, Пушкин в своих строчках боролся с несправедливыми законами и крепостным правом, что было в те времена самым значительным злом в России, с чем приступали к борьбе будущие декабристы. Множество стихотворений были под запретом. На публикацию их в учебных пособиях наложили запрет.

    Царь Александр I был очень сильно возмущен такими вольнолюбивыми трудами и грозился сослать его в суровые сибирские края. Однако благодаря хлопотам приятелей, наказание для поэта было смягчено и его отослали в небольшой глухой городок Екатеринослав , к генералу Инзову. Вместе с ним отправился его слуга Никита Козлов. Параллельно с отъездом в петербургской типографии выпускалась первая часть «Руслан и Людмила», которая читалась свободно, потому что была сочинена простым, ясным русским языком. Раньше никто так не создавал подобные творения.

    Как только Пушкин прибыл в Екатеринослав, то сразу же принял решение прокатиться на лодке по Днепру. Но после купания неожиданно подхватил сильнейшую лихорадку. Волей случая во время проезда семья Раевских разыскала поэта, и, увидев его в ужасном состоянии, с позволения генерала увезли на Кавказ, где Александр Сергеевич пошел на поправку и был в прекрасном настроении.

    Произведения написанные Пушкиным в Южной ссылке

    Ему нравился здешний климат, легкая и беззаботная жизнь. Пребывание на юге вдохновило его на создание романтических творений. Ведь именно в дороге появилась элегия «Погасло дневное светило».

    Служебные дела заставили Пушкина вернуться назад. Однако, за время путешествия канцелярия Инзова переселилась в Кишинев, и ему пришлось прибыть туда. Неизвестные места и люди вдохновили Пушкина на создание таких работ, как «Песнь о вещем Олеге», «Узник». В стихотворении «Кинжал» он активно призывал к борьбе с управлением государя и правительства. А поэмы «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», начало поэмы «Цыганы» прониклись романтическими моментами с присутствием темы свободы. Поэт больше общается с декабристами, идеи которых помогли развитию творческого дарования, усилению его душевного настроения. Именно на юге он знакомится с Пестелем, с которым посещает собрания потайного союза. И по прежнему Александр Сергеевич неосторожен в высказываниях по отношению не только к военному начальству, но и правительству. Преданные товарищи опять помогают поэту. Они хлопочут о его перемещении в Одессу. Новоиспеченный начальник, граф Воронцов невзлюбил юного гения за его самостоятельность и неподчинение и просил руководство в Петербурге освободить его от Пушкина.

    Итак, рассматривая основные моменты творчества поэта во время нахождения его на юге, мы видим, что практически во всех его творениях отчетливо виден философский подход к вопросам свободы, любви, личности.

    Оцените произведение: Голосов: 49

    Читать краткое содержание Южная ссылка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    >Картинка или рисунок Южная ссылка

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Байрон Корсар

      На территории Пелопоннесского полуострова расположен порт Корони, именно в этом месте, и разворачиваются основные действия поэмы.

    • Краткое содержание Астафьев Васюткино озеро

      Это рассказ о том, как мальчик Васютка неожиданно для самого себя заблудился в знакомом лесу. Погнался юный охотник за раненым глухарём и вдруг сбился с пути. Испугался, конечно, мальчик, ведь ему пришлось ночевать в холодном и страшном лесу

    • Краткое содержание Маршак Багаж

      Действие происходит на неизвестной железнодорожной станции. Женщина сдает в багаж крупные вещи: диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку. Также в открытом багажном вагоне поедет маленькая собачонка.

    • Краткое содержание Сорокин Голубое сало

      Произведение Голубое сало — книга является произведением, которое можно отнести к постмодернистской культурной парадигме.

      Суть сюжета в том, что ученые создали вещество — голубое сало. Оно имеет уникальную структуру.

    • Краткое содержание Носов Телефон

      Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон

    А.С.Пушкин. Лирика 1820-1824 гг. Южная ссылка.

    Тема. А.С.Пушкин. Лирика 1820-1824 гг. Южная ссылка.
    Цель: ознакомить учащихся с новым периодом творчества Пушкина; дать понятие о лирическом герое; учить монологическим высказываниям, умению формулировать свои впечатления от стихотворе­ний Пушкина.
    Оборудование: хрестоматия; иллюстрации к южным поэмам Пушкина; изображения мест пребывания Пуш­кина во время южной ссылки; тексты стихотво­рений.
    ХОД УРОКА
    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
    Беседа с учащимися.
    II.

    ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
    III. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
    1. Слово учителя.
    Без особого сожаления Пушкин покидал Петербург. В конце апреля он писал Вяземскому: «Петербург душен для поэта. Я жажду краев чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу». 6 мая 1820 года в сопровождении своего неизменного дядьки Никиты Козлова Пушкин выехал из столицы, держа путь через Чернигов и Киев в Екатеринослав (Днепропетровск). Поэт был направлен в распоряжение попечителя южных колонистов генерала Инзова, только что назначенного бессарабским наместником, с пребыванием в Кишиневе.
    Среди прочих бумаг Пушкин вез с собой генералу Инзову письмо с характеристикой, составленной его начальством в Коллегии иностранных дел.
    В письме говорилось: «Исполненный горестей в продолжение всего своего детства, молодой Пушкин оставил родительский дом, не испытывая сожаления. Лишенный сыновней привязанности, он мог иметь лишь одно чувство — страстное желание независимости. Этот ученик уже ранее проявлял гениальность необыкновенную. Несколько поэтических пьес, в особенности же ода на вольность, обратили на Пушкина внимание правительства. При величайших красотах замысла и стиля его стихотворение свидетельствует об опасных принципах. удалив Пушкина на некоторое время из Петербурга, доставив ему занятия и окружив его добрыми примерами, можно сделать из него прекрасного слугу государства или. первоклассного писателя». На Инзова возлагалась задача воспитания ссыльного поэта.
    В сентябре 1820г. Пушкин приезжает в Кишинев. К этому времени туда была перевезена канцелярия полномочного намест­ника Бессарабской области генерала Инзова, в распоряжении которого находился поэт.
    Кишиневский период жизни Пушкина связан с такими про­изведениями, как поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Кавказский пленник», со множеством стихотворений». «Южные» поэмы — так назван этот цикл. Общее название соотносит «южные» поэмы с «восточными» поэмами Байрона, проблематика и художественный строй которых окали влияние на романтические произведения Пушкина. Для «южных» поэм характерна вечная романтическая проблема:
    свобода — состояние общества и свобода — самопроявление личности.
    2. Сообщение творческой группы о поэме «Кавказский плен­ник».
    Романтическая поэма «Кавказский пленник» принесла Пуш­кину успех, наибольший в его литературной деятельности.
    Мы узнаем, что на родине Пленник, до того как попасть на Кавказ жил, «страстями сердце погубя». Пушкин указывал: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаж­дениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века».
    Вольнолюбивая идея воплощена также в образе черкешенки. Она жертвует собой во имя счастья и свободы любимого: лучше смерть, чем любовь в рабстве. Черкешенка освобождает любимого, а сама бросается в горную пучину.
    «Южные» поэмы раскрывают сложный, противоречивый мир героя времени, его стремления, надежды, страсти. В них действуют личности гордые, сильные, окруженные тайной. Прошлое героя, условия и обстановка его жизни, причины разочарования и вражды остаются в тени. Действие «южных» поэм разворачивается в особой, необычной обстановке, на фоне великолепной природы — моря, гор, водопадов, среди полудиких народов, не затронутых европейской цивилизацией — «просвещением». И это еще больше подчеркивает исключительность центрального персонажа. Одинокий и чуждый окружающим, герой «южных» поэм сродни только автору, выступает в роли его двойника. Поэтому повествование о его судьбе окрашено глубоким личным чувством и переходит подчас в лирическую исповедь.
    3. Сообщение творческой группы о связи Пушкина с Украиной.
    В августе 1823 г. Пушкин из Кишинева был переведен в Одессу.
    Впервые Пушкин посетил Одессу в сентябре 1820 г. и время от времени наезжал в «благословенные края» вплоть до определения здесь на службу под начало графа- М. С. Воронцова. Пушкин не раз отмечал «европейский воздух» Одессы, его увлекали броское разнообразие и оживление, архитектура и театр, море и порт, пест­ревший флагами кораблей.
    Впечатления Пушкина от 13-месячного пребывания в городе на берегу Черного моря наиболее полно отразились в «одесских» строфах «романа в стихах» и «Отрывках из путешествия Онегина». В Одессе были написаны эпилог к поэме «Кавказский пленник», две с половиной главы романа «Евгений Онегин» и поэма «Цыгане»,окончен «Бахчисарайский фонтан», созданы многие стихотворения. В Одессе Пушкин встречался с будущими участниками декабристского движения.
    Значительны были занятия Пушкина, связанные в основном с археологией и историей общественной мысли XVIIв. Графика поэта запечатлела процессы происходившей в нем гатой внутренней работы. Более ста рисунков, профилей» зарисовок и автопортретов — на страницах пушкинских рукописей созданных в Одессе, среди них Данте, Наполеон, взлетающий Меркурий.
    В духовном мире поэта Одесса навсегда осталась соединеной с упоительной музыкой и любовными увлечениями. Одесса увековечила память поэта: в 1880 г. Итальянская улица была переименована в Пушкинскую, а в 1889 г. на Приморском бульваре был открыт памятник поэта,
    С именем Пушкина связана духовная жизнь Украины, как седой старины, так и нынешних дней.
    20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева состоялось личное знакомство Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина. Начало и середина 1830-х гг. время довольно интенсивного литературного общения двух писателей. Пушкин подсказывает Гоголю сюжеты «Мертвых дущ» и «Ревизора». Гоголь — активный помощник Пушкина в издании журнала «Современник».
    4. Сообщение творческой группы о стихотворении «К морю».
    В Одессе Пушкин служит под начальством Воронцова. Граф военачальник, государственный деятель, светлейший князь, генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов «принял поэта очень ласково». Пушкин был частым гостем в доме Воронцова, пользовался его библиотекой. Однако вскоре между ними встала стена непонимания. Пушкин написал на него несколько эпиграмм, выразив свою неприязнь. Одна из них звучит так:
    Полу-милорд, полу-купец,
    Полу-мудрец, полу-невежда,
    Полу-подлец, но есть надежда,
    Что будет полным наконец.
    Но настоянию Воронцова в июле 1824г. Пушкин был исклю­чен со службы и выслан в Псковскую деревню, в Михайловское.
    5. Чтение стихотворения «К морю».
    6. Работа над идейно-художественным содержанием стихотво­рения.
    Стихотворение «К морю» написано между южной и михайловской ссылками. Жанр философской элегии позволяет вклю­чить автобиографические мотивы в философско-исторический план содержания. Образ моря предстает как символ свободы, неодолимого рока, своеволия и могущества.
    Здесь звучит романтическая традиция: природа одухотворена сознанием поэта. Поэтому возможен диалог лирического героя с морем: он видит в нем собеседника, которому понятны мятеж­нее свойства человеческой души. Море символизирует духовный настрой автора — свободолюбие.
    Упоминание о великом Наполеоне и великом поэте не случай­но. Подвиги Наполеона — ничто по сравнению с могуществен­ным, вечным морем. Не политик Наполеон, а поэт Байрон высту­пает равным морю.
    Смерть Наполеона и Байрона осмысляется как конец революционной эпохи. И тирания и просвещение поэтом отвергаются: они несут ограничение свободы духа.

    IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА .
    Вопросы к учащимся.
    — Какие новые грани пушкинского таланта проявились в период южной ссылки?
    — Что представляет собой пушкинский романтический герой?
    — Что близко вам в настроении Пушкина этого периода?
    V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
    1. Выразительное чтение стихотворения «К морю».
    2. Задания творческим группам учащихся:
    1) подготовить сообщение о Михайловской ссылке.
    2) подготовить сообщение «Пушкин и декабристы».

    Добавить комментарий

    Закрыть меню