Пушкин памятник история создания

Установление памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве 6 июня 1880 года подобно «второму рождению» поэта. Оно стало одним из самых видных общественных событий в России конца прошлого столетия, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания гения.

История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника Александру Сергеевичу Пушкину возникла сразу же после его смерти в 1837 году. Но в эти годы нельзя было и думать о создании памятника поэту, ведь до сего момента их ставили только государственным деятелям. Тем более Пушкина не очень любили в правительстве.

Один из ближайших друзей и учителей Пушкина Василий Андреевич Жуковский намекнул Николаю 1 о том, что следует почтить память поэта. Возникла мысль о создании «народного памятника» в Михайловском.

Пушкин при жизни любил быть в Михайловском.

В 1855 году инициатором создания памятника А.С. Пушкину были восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел, в списках которого некогда числился поэт. Они обратились к князю Горчакову с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Однако сиятельный начальник побоялся столь щекотливого дела. В 1860 году уже новое ходатайство возбуждают лицеисты пушкинского и последующих выпусков. Правительство, учитывая общественное мнение, дало разрешение на сооружение памятника, не выделив ни копейки. Объявили сбор и собрали около тринадцати тысяч рублей. Сбор денег на этом закончился.

В 1870 году инициатором новой подписки стал Яков Карлович Грот, воспитанник лицея. К 1880 году скопилось сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять рублей десять копеек.

После сбора средств было решено объявить открытый конкурс проектов памятника. И в мае 1875 года первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, талантливому скульптору, сыну крепостного крестьянина.

Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил множество изображений фигуры Пушкина в самых разнообразных позах. Эти изображения заполнили десять больших альбомов. Одновременно скульптор создал в глине и пластилине тридцать эскизов. Но в окончательном варианте Опекушин упорно придерживался первоначального замысла – показать поэта, углубленного в свои мысли, как бы обдумывающего новое произведение.

После трёх лет творческих исканий и напряжённой борьбы на трёх конкурсах, так измучивших Опекушина, последовала более спокойная, но не менее ответственная и тяжелая работа по изготовлению в натуре гипсовой модели. Статую отливали в бронзе на бронзолитейном заводе в Петербурге. На эту работу, а также на изготовление гранитного постамента и монтаж ушло ещё пять лет.

Высота памятника вместе с фигурой составила около одиннадцати метров. Искусствоведы подчеркивают, что скульптор и архитектор нашли особенно удачный масштаб: с разных точек обозрения памятник смотрится соразмерно живой человеческой фигуре. Прекрасен пьедестал – изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев. Четыре чугунных светильника около памятника тоже стали достопримечательностью Москвы.

На боковых сторонах постамента выбиты рельефные строки из известного стихотворения поэта «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Опекушин представил Пушкина одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащ. Обращаясь к традициям русской и мировой классики, скульптор сумел добиться большой пластической выразительности статуи. «Движение и поза стоящей фигуры отличаются непринужденностью и живостью, не исключающими, однако, благородной поэтической возвышенности образа…» Выразительно вылеплена голова статуи. Легкий наклон головы, благодаря которому великолепно завершился, получив собранность, общий силуэт памятника.

Опекушинская статуя была бы заурядным произведением, если бы воплощала только обычные черты Пушкина. Скульптор сумел показать в ней нечто большее – человека и великого поэта, поэта творящего.

Место, где сейчас стоит памятник Пушкину, называется Пушкинской площадью.

Когда видишь памятник, вспоминаешь пушкинские строки:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем

И пробуждается поэзия во мне…

Идея памятника Пушкину появилась еще в 1860 году, но тогда она не нашла поддержки властей. Через 10 лет к замыслу вернулись, и начался сбор средств.

На 1 января 1873 года на банковских счетах лежало уже более 70 000 рублей. Настало время выбирать проект. Для этого прошло три конкурса — в 1873, 1874 и 1875 годах. Они собрали весь цвет тогдашней отечественной скульптуры, но ни одна из работ не впечатлила жюри. В итоге остановились на проекте А.М. Опекушина.

На открытии монумента, которое несколько раз по разным причинам откладывали, собралась вся Москва, и даже приезжали делегаты из других городов. Их расставили под транспарантами с названиями пушкинских произведений. Ученые и литераторы оказались под надписью «Братья-разбойники», Общество литературного фонда — под надписью «Скупой рыцарь», Катковский лицей — под вывеской «Кавказский пленник». Но этого казуса тогда никто не заметил.

Памятник А.С. Пушкину пришелся москвичам по вкусу. Непринужденная поза и задумчивый взгляд — именно таким его привыкли видеть. А для большего портретного сходства Опекушин даже воспользовался посмертной маской, снятой с лица поэта в день его кончины.

На памятнике Пушкину высечено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Но эти строки оказались довольно спорными.

При публикации стихотворения в первом посмертном собрании сочинений поэта, Жуковский из соображений цензуры заменил опасные слова на безобидные .

В 1880 году царская цензура не пропустила строку и до 1937 года на памятнике была цитата в переделке Жуковского:

В 1936 году при подготовке к 100-летию со дня смерти Пушкина на постаменте разместили оригинальный текст, а также заменили старую орфографию на современную, а двустишия — на полные четверостишия. При этом текст на обратной стороне пьедестала сохранился в старой орфографии: «Сооруженъ въ 1880 году».

В 1950 году по личному указанию Сталина памятник Пушкину перенесли на другую сторону Тверской.

Передвижка началась 13 августа в 8 часов вечера. Памятник вместе с постаментом поставили на специальные рельсы и с помощью двух десятитонных дорожных катков передвинули на 104 метра. Скорость движения составила около метра в минуту. Затем Пушкина развернули на 156 градусов. А люди всю ночь наблюдали за движением одиннадцатиметровой статуи. И хотя не все одобрили эти перемены, вскоре к ним привыкли. И если раньше Пушкин стоял, сняв шляпу и преклонив голову перед куполами Страстного монастыря, то сейчас он просто задумчиво смотрит вдаль.

Говорят, что….
.
.
.
.

Памятник А.С. Пушкину на фотографиях разных лет:

А что бы вы добавили в рассказ о памятнике Пушкину?

Главная»Памятники

Описание

Великий Русский поэт увековечен в граните. Скульптура стоит на прекрасном пьедестале, к которому идут ступеньки. Памятник окружают тумбы, увенчанные бронзовыми венками. А между тумбами гирлянды бронзовых лавровых листков. Сам же Александр Сергеевич предстает перед нами в сюртуке и на плечи накинут плащ.

Правая рука заложена за борт сюртука, а левая держит шляпу и непринужденно заведена за спину. Левая нога чуть выдвинута вперед, словно Александр Сергеевич вот-вот сойдет с постамента. Голова немного наклонена, все выражение лица говорит, что сейчас поэт находится в раздумьях. Возможно, сейчас он создает свое новое произведение. На постаменте начертаны строки стихотворения Александра Сергеевича.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Посмотреть все фотографии >>

История создания

С момента возникновения идеи памятника до его установки прошло 43 года. Сразу после смерти Александра Сергеевича в 1837 году возникла эта идея. Но реализовать ее было не реально, так как до этого момента в России памятники ставили лишь государственным деятелям. Да и в правительстве Пушкина не любили.

Первоначально его было решено поставить в Михайловском, поскольку при жизни Пушкин очень любил там бывать.

В 1855 году 82 чиновника выступили с предложением создания памятника, но князь Горчаков побоялся. В 1860 году уже лицеисты делают очередную попытку, на этот раз правительство учитывает мнение общества и дает разрешение на создание памятника при этом, не выделив ни копейки для реализации этого проекта. Был объявлен сбор средств на создание памятника, но, собрав 13000 рублей, сбор прекратился. В 1870 году воспитанник лицея Яков Карлович Грот стал очередным инициатором по созданию памятника великому поэту.

К 1880 году средств накопилось 160000 рублей.

В 1875 году был объявлен конкурс на проект памятника. Первую премию взял скульптор Александр Михайлович Опекушин. Александр Михайлович так серьезно подошел к делу, да так что у него набралось 10 альбомов с рисунками моделей памятника. А также было создано в глине и пластилине тридцать эскизов. В результате многолетней кропотливой работы, был создан нынешний памятник великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, который спустя столетия мы можем лицезреть в центре Москвы.

Добавить комментарий

Закрыть меню