Психотехнологии и их виды

Классификация технологий практической психологии образования

Основания классификации Виды технологий
1. Сферы применения Универсальные Региональные Локальные
2.

Объекты

Групповые Общинные Индивидуальные
3. Характер решаемых задач Организационные Обучающие (информационные) Инновационные (поисковые) Моделирование, проектирование Прогнозирование
4. Область заимствования методов Социально-психологические Социально-педагогические Психолого-педагогические Социально-медицинские
5. Направления психологической работы Собственно психотехнологии: Психодиагностические (психологической экспертизы) Развивающие Психопрофилактические Психологического информирования Психологического консультирования Социально-психологической адаптации Психокоррекционные Психотерапевтические Психологической реабилитации Психологического сопровождения

Социально-психологические технологии – это диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы.

Социально-педагогические технологии – это совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения).

Социально-медицинские технологии – это совокупность взаимосвязанных социальных и медицинских приемов и методов воздействия, направленных на сохранение здоровья человека и формирование здорового образа жизни.

Психотехнологии – это диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека.

Названия направлений психологической работы и соответствующих им технологий совпадают, что вызывает определенные затруднения при характеристике последних. Их можно преодолеть, если определить направление как возможное поле деятельности, ее содержание, а соответствующую технологию – как реальный целенаправленный процесс в общем пространстве деятельности с определенным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая.

Психологическая диагностика как технология – это специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе с целью постановки психологического диагноза.

Технология развития направлена на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями ребенка. Она предполагает учет не только зоны актуального развития ребенка, но и его завтрашних возможностей (зоны ближайшего развития).

Технология психопрофилактики – это система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды. Профилактика – это предупредительные меры, связанные с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она может предусматривать решение еще не возникших проблем. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при обнаружении у ребенка пробелов в знаниях, умениях и навыках образовательного и социально-этического характера с ним проводится индивидуальная работа, предупреждающая его социально-педагогическую запущенность.

Профилактические меры, принимаемые в отношении уже возникшей проблемы, предупреждают появление новых. Например, психолог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, останавливая развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – к специальной. Можно называть специальной профилактикой систему мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, неуспеваемости и т. п.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладываются фундамент личности, нравственные и этические эталоны, формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению; в этом периоде он обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, зависим от взрослого, а родители и педагоги – его главные авторитеты.

Технология психологического информирования по своей сути является педагогической, обучающей. Другое дело, что средства, которыми пользуется психолог при ее применении, могут быть как педагогическими (рассказ, беседа, дикция, анализ проблемных ситуаций, деловая игра), так и психологическими (диагностическая и консультативная беседа, «телефон доверия» и др.).

Технология психологического консультирования – это обусловленная проблемой и ситуацией клиента целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального от реагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.

Технология социально-психологической адаптации детей и подростков – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность всех субъектов целостного педагогического процесса (родителей, педагогов, социального педагога, психолога) и ребенка, которая способствует овладению социально-этическими знаниями и нормами, накоплению позитивного социального опыта, содействуя успешной социализации и индивидуализации ребенка в микросоциуме.

Технология психологической коррекции и психотерапии – это система психологических или психотерапевтических средств, направленных на устранение, сглаживание недостатков или их психолого-педагогических причин. Результатом ее применения являются такие изменения в психике ребенка, которые позитивно влияют на его состояние, деятельность, общение и поведение в целом.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков – системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующий полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей ребенка после какого-либо нарушения. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме, адекватной его возрасту и требованиям среды. Это возможно лишь при восстановлении ребенка как субъекта деятельности (игра, учение) и общения в условиях обучения и воспитания. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.

Социально-педагогическая реабилитация в образовательных учреждениях заключается в преодолении школьных и семейных репрессий по отношению к детям и подросткам; преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников; коррекции их общения и поведения; разрешении конфликтных ситуаций.

Технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.

В основе рассмотренных технологий лежит целесообразное сочетание определенных методов. Всякий раз, когда психолог сталкивается с необходимостью инструментального обеспечения программ профессиональной деятельности, ему приходится анализировать фонд известных методов и выбирать из них наиболее адекватные.

В психологической практике метод – это совокупность способов и приемов решения практической психологической задачи. Классификация основных методов практической психологии основана на двух параметрах: области заимствования (педагогические, социально-педагогические, собственно психологические) и виде или направлении профессиональной деятельности (психологической экспертизы, психокоррекции и др.). Среди собственно психологических методов можно выделить психодиагностические, психокоррекционные. методы консультирования и психотерапии. В некоторых случаях психолог, реализуя ту или иную технологию, использует методы, заимствованные из других областей. Например, в психологическом информировании он может применять лекции, беседы, деловые игры и практикумы на психологические темы.

Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС

Психотехнологии развития жизнеспособности человека, находящегося в ТЖС

Понятие жизнеспособности человека , находящегося в ТЖС

1) Основные понятия темы

В соответствии с 34 законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 “О социальном обслуживании населения города Москвы” в пункте 5 трудная жизненная ситуация определена как «совокупность факторов и условий, объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие которых гражданин или семья не может преодолеть самостоятельно (инвалидность,неспособность к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспризорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие определенного места жительства, другие факторы и условия».

Отечественный исследователь социальный психологНестерова Альбина Александровнаввела определение понятие жизнеспособности личности , проанализировав более чем 200 статей по проблеме жизнеспособности личности. «Жизнеспособность личности — это способность субъекта осознать и использовать свои внутренние и внешние ресурсы, содействующие эффективному сопротивлению бедствиям и депривирующим факторам теми стратегиями, которые детерминируют благополучие, социальное здоровье, личностный рост и навыки конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций».

Нестерова А.А., проведя теоретический анализ литературы по проблеме позитивной адаптации и жизнеспособности личности в трудной жизненной ситуации, выделяет социально-психологические критерии и индикаторы жизнеспособного поведения человека в трудной жизненной ситуации. К ним относятся:

· позитивное социальное самочувствие

· позитивные межличностные отношения

· субъективная удовлетворенность социальной поддержкой

· субъективная удовлетворенность качеством жизни

· жизненная включенность

· наличие смысла и жизненных перспектив

· позитивная самооценка

· самореализованность

· конструктивные стратегии защитно-совладающего поведения


Способность субъекта осознать ресурсы поможет понятие:

Аутопсихологическая компетентность личности

Ø неосознанная некомпетентность личности

Ø осознанная некомпетентность личности

Ø осознанная компетентность личности

Ø неосознанная компетентность личности

Ресурсно-потенциальный подход исходит из положения, что человек существо биопсихосоциальное.

Термин «ресурс» многими исследователями рассматривается как резерв или как вспомогательное средство. Концепция мобилизации ресурсов начала приобретать популярность в 60-е годы. С точки зрения деятельностной парадигмы личность рассматривается как комплекс определенных ресурсов, при этом, «ресурс субъекта — это совокупность качеств, обеспечивающих не только его способность к выживанию, но и к расширению диапазона саморегуляции своего поведения, включая влияние на других субъектов (Ядов В.А., 1999).

Внешние и внутренние ресурсы личности

Внутренние ресурсы:

Опыт, навыки, знания, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоуважение, самоконтроль, жизненные ценности, система верований, профессиональные умения, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей

Внешние ресурсы: Социалъно-средовой (ресурсный потенциал социальных сетей), который характеризует условия жизни, социальные сети, качество межличностных отношений, наличие социальной поддержки (материальной, информационной, эмоциональной), семья, друзья, социальный статус, группы самопомощи, помощь добровольцев,….

Структурная модель жизнеспособности пожилого человека

Модель , обуславливающая жизнеспособность личности включает в себя макро, микросоциальный и личностный конструкты, каждый из которых имеет свои механизмы формирования и развития.

На макроуровне: социальная политика, общественные установки, социальные институты

На микроуровне: социальные сети, семья, референтные группы, группы самопомощи

На личностномуровне: Личностный компонент жизнеспособности определяется качественным своеобразием динамических, мотивационных, регуляторных, рефлексивно-оценочных, установочно-целевых, аффективных, когнитивных и продуктивных характеристик.

· Динамический компонент – активность, тонус

· Эмоциональный компонент ( положительное эмоциональное отношение к себе ) – эмоциональный комфорт, чувство удовлетворенности, ощущение покоя

· Когнитивный компонент (система знаний о себе как о субъекте ; образ своих качеств, свойств, статуса) – субъективнапя картина мира, осознавание возможности получения поддержки, осознавание своего статуса и личной идентичности)

· Регуляторный компонент (навыки саморегуляции ) – умение организовывать свое время, организованность

· Мотивационный компонент (смыслообразование) — осмысленность жизни,

· Рефлексивно-оценочный компонент – самоуважение

Виды и сущность психотехнологий, используемых в зависимости от уровня развития жизнеспособности личности, находящейся в ТЖС

Психотехнологии -совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсно-потенциальный подход необходим для понимания жизнеспособности человека в трудной жизненной ситуации. Ресурсы необходимы человеку для позитивной адаптации и для того, чтобы его поведение можно было охарактеризовать как жизнеспособное в конкретных условиях изменения среды. Накопление ресурсов прямо или опосредованно связаны с жизнеспособностью личности.

Существуют несколько механизмов, задействованных в обеспечении жизнеспособности с помощью ресурсных технологий: 1) развитие ресурсов; 2) активизация ресурса; 3) накопление ресурса; 4) компенсация ресурса; 5) замена ресурса.

Технологии ресурсно-потенциального подхода представляют собой совокупность техник, средств, приемов направленных на активизацию ресурсных потенциалов человека с целью повышения уровня их жизнеспособности, адаптивности, самореализации в современных условиях.

Ресурсоформирующие технологии для группы с низким показателем жизнеспособности.Группа личностей, находящихся в ТЖС имеющие низкий показатель жизнеспособности, характеризуется пониженным уровнем жизненной активности, низкой удовлетворенностью жизнью, пессимистическим отношением к жизни. Люди, у которой наблюдается низкий уровень жизнеспособности, не уверены в собственных силах. У них часто возникают периоды тоски и подавленного настроения, для них характерны нестабильность всех структурных компонентов конструкта «жизнеспособность». Эта группа самая неблагополучная в ТЖС и требующая гораздо более весомых внешне обусловленных ресурсных вложений со стороны психолога и социального работника. Может наблюдаться блокировка механизмов идентификации, социальной адаптации, индивидуализации и интеграции, — все ресурсообразующие процессы нарушены. Данный тип личности не способен даже накапливать ресурс, что выражается в быстрой утомляемости, астении, пессимизме и деструктивных склонностях. Для данной категории целесообразно использовать ресурсоформирующие технологии. Ресурсоформирующие технологии работы должны опираться на концептуальные основы когнитивно-бихевиорального подхода, где основной акцент делается на перестройку неадаптивных установок и иррациональных убеждений, которые влияют на стратегии поведения и способы самоосуществления. К ресурсоформирующим технологиям можно ресурсоформирующий тренинг навыков.

Для пожилых людей после 60 лет – подходы нарративной социально-психологической практики, автобиографический метод, метод мемуаротерапии

Ресурсоразвивающие технологии для среднего уровня развития жизнеспособности предполагают замену ресурсов. Функции ресурсоразвивающих технологий состоят в осознании новых направлений и возможностей развития, новых смыслов, ориентиров, мировоззренческих установок, мотивации как одного из основных внутреннних ресурсов, побуждающих человека к выполнению определенных действий, а соответственно, и возможности повышения уровня адаптированности и интегрированности в обществе. Конкретными примерами данного вида технологий могут являться интегративные психотехнологии, экзистенциально-ориентированные технологии.

Ресурсосберегающие и ресурсонакапливающие технологии для высокого уровня жизнеспособности.Для каждого вида ресурсов характерна определенная способность к сохранению и накоплению, способность его к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, способности ресурсов к взаимному влиянию друг на друга и многое другое. Ресурсонакапливающие технологии — технологии, обеспечивающие постоянное расширение качества и количества личностных ресурсов, создающих превентивные условия для позитивной адаптации в ситуации повышенной стрессогенности.

Среди ресурсонакапливающих технологий можно выделить большой спектр технологий стресс-менеджмента. К ресурсосберегающим технологиям можно отнести технологии превентивного информирования и защиты субъекта от неблагоприятных факторов окружающей среды. Превентивная практика — это, в первую очередь, работа, построенная на «прогнозе», которая, опираясь на уже установленные закономерности и на конкретные исследования особенностей развития личности в определенных условиях, направлена на своевременное предупреждение возможных неблагоприятных тенденций, что обеспечивает предохранение и сохранение психологического здоровья личности

Формы психотехнологий

Группы тренинга умений

Социально- психологических тренинги, направленные

 На социализацию, на формирование социальной активности, способствующей успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, отработка навыков социальной самоидентификации, обучение конкретным социальным навыкам, ролевому поведению , развития жизненных целей

 на выработку умений и навыков, отработку приемов коммуникативного общения

 на повышение эмоциональной зрелости , например, воспитанников детей-сирот , умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций

 на повышение способности осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей

Технология проведения тренинга:

• введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга;

• разминка для создания благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

• основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга;

• завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга

Для ведущего тренинга обязательно обучение навыкам ведения тренинга и знания групповой динамики в процессе тренинга ( например, сопротивление участников тренинга)

Психотерапевтические группы

Ø Группы личностного роста ( возможность самореализации, индивидуальное самочувствие )

Ø Межличностное развитие и самоактуализация( группы встреч)

Ø Расширение сферы осознания человеком организмических ощущений ( группы телесной терапии

Ø Расширение сферы человеческих отношений и переживаний ( группы танцевальной терапии)

Ø Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством)

Социальная групповая работа

Ø 1.Индивидуальная оценка ( работа с обидами пожилых людей …)

Ø 2.Индивидуальная поддержка и обслуживание ( поддержка групп, не способных к самообслуживанию…)

Ø 3.Индивидуальное изменение и социальный контроль ( профилактическая работа с группами сексуальной агрессии..)

o Социализация ( формирование социальных навыков для проживания в микросоциуме)

o Межличностное поведение (группы личностного роста)

o Индивидуальные ориентации и ценности ( изменение ценностных ориентаций ..)

o Материальные обстоятельства ( с безработными, получающими пособие..)

o Личностная защита ( с меньшинствами)

o Личностный рост и Т-группы

4. Образование, информирование, тренинг ( правовые группы, образовательные группы )

5. Досуг / компенсация (группы развития, досуговые группы

6. Посредничество между личностями и социальными системами ( между группами, агенствами, сервисом..)

7. Изменение окружающей среды ( по изменению окружения жизненного пространства клиента)

8. Социальное изменение ( групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов ..)

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Описание

Эта работа включает в себя множество эффективных приёмов коммуникации, которыми владеют разведчики, политики или менеджеры высших уровней; приёмов, овладев которыми любой человек может стать настоящим виртуозом общения, воздействия на людей и знатоком многих психологических нюансов личности человека.

Автор позиционирует свою книгу как учебное пособие по вопросам внушения доверия, «чтения» собеседника, управления людьми и событиями. Рекомендуется к прочтению всем, желающим повысить свои коммуникативные навыки и эффективность взаимодействия с окружающими.

Книгу составляют 5 частей и 15 глав. Введение посвящено принципам и истории развития НЛП, структуре книги и советам читателям для получения от прочтения максимальной пользы. В первой части рассматривается четырёхзвенная модель успешной деятельности: определение результата, действие, фиксирование изменений, гибкость. Вторая часть повествует о таких вещах как технология достижения цели и требуемое для этого состояние, системы реализации целей, кибернетическая система человека и его иерархия целей, совмещение целей, модель жизненной стратегии, критерии постановки целей, ресурсы, экологичность и результативность, творческая визуализация и активизация правого полушария для реализации целей.

В третьей части разъясняется суть процесса общения и говорится об эффективности общения и магии контакта, принципах уподобления, калибровке, подстройке, способах влияния на собеседника, конгруэнтности и способах восприятия мира, сенсорных предпочтениях и невербальных ключах особенностях репрезентативных систем, метапрограммах, восприятии времени и общения, метамодели и её особенностях, структуре языка и базовых пресуппозициях. В четвёртой части рассматриваются вопросы личной успешности и требуемых для этого изменений, обуздания чувств и изменения установок и убеждений, моделирования стратегий успеха и новой личности. И пятая часть рассказывает о возможности творческого подхода к решению проблем, усилении активности мышления, рефрейминге и видах рамок, метафорах, модели мира, типах проблем, новых ракурсах, возможностях, анализах и некоторых других интересных вещах. Все главы снабжены примерами, упражнениями и пояснениями.

Тема 16. Современные психотехнологии в рекламе. Психотехнологии: понятие, виды.

Психологическая технология (известная также как психотехнология или психотехника) – это метод «правильного» обращения с психикой человека, то есть метод создания определенных переживаний – ощущений, эмоций, воспоминаний, действий, нужных для достижения какой-то цели. Другими словами, если мы хотим добиться чего-то от себя или от других людей, мы должны проделать определенные действия в определенном порядке. В некотором смысле, психотехнология — это карта нашего мышления, описание того, как мы мыслим, когда что-то делаем.

Психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Что же касается психотехники воздействия, то ее основу составляют частные теории, связанные с разработкой рекламы, применения СМИ, психотерапии и т.п. Однако об общей теории техники социально-психологического воздействия говорить не приходится. Особенно далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок.

С развитием психотехнологий убеждающая коммуникация, основанная на фактах и аргументах, стала все больше трансформироваться в коммуникацию внушающую. Основное внимание исследователей было перенесено на разработку средств и методов внешних (подпороговых) воздействий на сферу бессознательного, с целью целенаправленной модификации психических процессов, состояний и поведения человека, то есть в обход контроля сознания за внешней стимуляцией. В последние годы получили распространение для нужд воздействия на массовое сознание разработки из сферы психолингвистики, суггестивной лингвистики, нейролингвистического программирования, эриксонианского гипноза, психологии восприятия. Все они отличаются высокой эффективностью воздействия и рассчитаны в основном на подсознательное восприятие.

Сознательное восприятие — это получение информации через сфокусированное внимание. Сопротивление чему-либо, как ответная реакция на информацию, во многом обязано мышлению (функции сознания). Та (и большая) часть информации, которая не осознаётся — воспринимается подсознанием и утилизируется системой врождённых и приобретённых автоматизмов. Если рекламная информация конфигурирована так, что, в «обход» сознания, она направлена на использование автоматических стереотипов, то речь идёт о манипулировании.

Инструменты психотехнологий дают возможность экологично управлять поведением человека.

Далее рассмотрим психотехнологии, которые лежат в основе широко известных приёмов изготовления рекламы. Применяя на практике эти знания, рекламисты получают доступ к манипулированию механизмами мышления, внимания, памяти, эмоционально-чувственной сферой, и собственно поведением человека.

1. Целевое моделирование. Некоторые рекламные агентства в своих рекламных кампаниях с успехом используют привычные стратегии мышления покупателей. В терминах нейро – лингвистического направления (НЛП), метода , на который опираются в своей работе специалисты по рекламе, эти привычные стратегии зовутся «метапрограммами». Привычки мышления, как и любую другую привычку, человек осознает нечетко, и потому метапрограммы действуют автономно. В сущности, метапрограммы — это ни что иное, как привычные фильтры, которые люди применяют ко всему тому, что видят, слышат или чувствуют в окружающем мире. Эти фильтры как бы отбирают только ту информацию, которая будет допущена в сознание личности. То, что не соответствует метапрограмме, не осознается, не охватывается его вниманием. Следовательно, из-за этих фильтров люди, сами того не осознавая и не замечая, существуют в достаточно ограниченном пространстве. Всего существует около 25 метапрограмм. Остановимся на некоторых из них.

— Метапрограмма «Стремление к… — стремление от…». Одной из метапрограмм является программа стремления к чему-то и от чего-то. Есть люди, которые делают что-то, скажем, совершают покупку, стремясь к какой-то цели, а есть люди, которые стремятся чего-то избежать. Стремление к чему-то — это мотивация достижения успеха, стремление от чего-то — мотивация избегания неудачи. «Стремящиеся к» лучше всего воспринимают те преимущества, которые они приобретают, купив тот или иной товар или услугу. А «стремящиеся от» мотивируются избеганием неприятных последствий. Они прежде всего оценивают, каких проблем им удастся избежать, чего с ними не случится, когда они станут владельцами этого товара.

— Метапргорамма «Человек возможностей — человек процедуры». На вопрос «Почему Вы выбрали этот товар/эту работу (если необходимо набирать сотрудников в фирму)?» человек возможностей ответит, преимущественно рассказывая о возможностях, которые перед ним откроются в творчестве, зарабатывании денег, общении, освоении новых областей.

Антипод человека возможностей — человек процедуры. На обозначенный выше вопрос будет отвечать, что ему необходимо это сделать «потому, что…» — например, он должен зарабатывать деньги, должен содержать семью. Он мотивирован, главным образом, необходимостью, правильным образом действий. Человек, ориентированный на:

— сходство;

— сходство с различием;

— различие.

Так, например, человек, ориентированный на сходство, чувствует себя комфортно, когда мир остается тем же самым. Любит видеть одинаковость вещей еще с чем-нибудь. Человек, ориентированный на сходство с различием, принимает некоторые изменения, если они не происходят слишком часто. Любит видеть, как вещи улучшаются в результате эволюции. Его язык: в описаниях он подчеркивает то же самое, а потом начинает замечать различия. Например: «Я хотел, чтобы сохранились первые три характеристики, а следующие две улучшились». Человек, ориентированный на различие, в вещах любит видеть новое, различное, изменившееся.

2. Следующий пример использования конкретных приемов — применение визуальных субмодальностей. Повышению привлекательности предмета способствует задействование визуальных субмодальностей, например: приближение; увеличение размера; освещенности, насыщенности цветом; добавление бликов и блеска, ореола, контрастности. Если при этом один образ должен быть привлекательнее другого, то второй образ лучше сделать черно-белым, в серых тонах, размытым, с затемнением фона.

3. Еще один параметр, влияющий на восприятие и использующийся психологами — ассоциированность. Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное — уменьшает.

4. «Рамка в рамке». Дизайнеры-аниматоры и художественные операторы называют этот визуальный эффект приёмом «коробочки», «матрёшки наоборот» или «зеркальной регрессии». Сюжет или эпизод сюжета с использованием этого приёма строится на том, что из одного объекта появляется подобный или другой объект и т.д. Сам по себе приём не нов, и его применение — просто визуальный эффект, привлекающий внимание. Когда приём «рамка в рамке» применяется с целью присоединения к потребителю, он начинает работать на потенциал действия.

5. Выход за рамки» и разрушение визуального поля. Смысл этой, нередко используемой в стендовой и TV-рекламе, технологии заключается в следующих психологических эффектах:

а) товар, «вырываясь» за рамки визуального поля (стенд, рамка, формат журнального листа или «эффект выпрыгивания» из телевизионного экрана и т.д.), «входит» в нашу реальность — реальность потребителя;

б) товар, разрушающий границы визуального поля, косвенно «показывает» потребителю на свой количественный потенциал. Ему просто тесно в границах стенда или телевизионного экрана;

в) рамка или граница на уровне визуального восприятия — это не только знаменатель смысла чего-либо, она работает так же, как оператор необходимости. Разрушение рамок (особенно образом человека) формирует у потребителя потенциал действия.

Существует достаточно много психотехнологий, используемых специалистами по рекламе, поэтому часть работы я предлагаю для самостоятельного исследования.

Добавить комментарий

Закрыть меню