Психолого педагогический консилиум

Психолого-педагогический консилиум как одна из основных форм взаимодействия психолога с субъектами образовательного процесса

Важным условием эффективности психологической работы является взаимодействие ее субъектов.

В иерархии взаимоотношений, характеризующих профессиональное взаимодействие психолога с другими лицами, можно выделить как минимум четыре основных типа связей:

– отношения с учащимися;

– отношения с педагогами;

– отношения с администрацией учебного заведения;

– отношения с другими специалистами (врач, социальный педагог, психиатр, другие психологи и т.д.).

Одной из важных форм такого взаимодействия является психолого-педагогический консилиум. Консилиум представляет собой коллективное обсуждение (психологом, педагогами, представителями администрации учебного заведения) и разработку мер по реализации индивидуального подхода к психологическому сопровождению школьников, решению возникающих у них психологических проблем.

Основными задачами консилиума являются:

– выявление характера и причин отклонений в поведении и учении учащихся;

– разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения;

– консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция включает разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т.д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

Психотерапевтическая функция предлагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

Отправными точками для проведения консилиума являются: запрос к психологу со стороны педагога или родителей относительно проб­лем обучения или поведения, иногда – психического состояния ученика; данные диагностического минимума.

Проходят заседания консилиума 1-2 раза в неделю в определенный фиксированный день. Состав консилиума определяется с учетом его цели (руководитель консилиума, психолог, школьный врач, инспектор ИНД, специалист-консультант, классный руководитель учащегося, педагоги-предметники, работающие в данном классе (с данным учеником), члены родительского комитета, желательные для ребенка референтные лица, представители классного актива).

Процедурная схема заседания членов консилиума включает следующие элементы: оргкомитет, заслушивание характеристики, ее дополнение членами консилиума, собеседование с родителями и учащимися, подготовка педагогического диагноза, обмен мнениями и предложениями по коррекции учащихся, выработка рекомендаций.

Документация консилиума включает в себя три наименования: приказ по организации консилиума и его составу на учебный год, журнал консилиума и диагностические карты учащихся. Журнал консилиума заполняется психологом и содержит примерно следующие графы:

В содержание информации, предоставляемой на консилиум относительно конкретного учащегося (диагностическая карта), могут входить следующие блоки информации:

– качественные характеристики учебной деятельности (трудности при подготовке домашних заданий, при ответах на уроке, в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающих наибольшие трудности);

– количественные показатели учебной деятельности (успеваемость, предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости);

– показатели поведения и общения в учебных ситуациях (активность, заинтересованность, соблюдение общепринятых правил, индивидуальные особенности и трудности общения с педагогами и сверстниками);

– показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях (типичное эмоциональное состояние на уроках, описание ситуаций, вызывающих негативные эмоции);

– физическое состояние учащегося на момент проведения консилиума (соответствие возрастным нормам, состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы, переносимость физических нагрузок);

– характеристика заболеваемости за последний год.

Психолого-педагогический консилиум может рассматривать и более широкий круг проблем, связанных с дифференциацией обучения, созданием классов с углубленным преподаванием и классов адаптации, щадящей нагрузки, вопросами профотбора и профконсультации и пр.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 545 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Страница 3 из 12

Психолого – педагогический консилиум

Консилиум в переводе с латинского означает обсуждение. Он широко используется в медицине, когда появляется необходимость в уточнении диагноза и методов лечения. В школе консилиум используется для обсуждения проблем развития, обучения и воспитания ребенка или целого класса, для уточнения причин, вызывающих эти проблемы, выработки рекомендаций, необходимых для устранения недостатков, конфликтных ситуаций.
Созывается психолого–педагогический консилиум по инициативе администрации, классного руководителя, психолога или родителей.
Известный педагог Ю.К. Бабанский пишет, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическим консилиумом, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения» (1982г.)
Задача психолога в педагогическом консилиуме – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное, обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. Психолого-педагогический консилиум поможет избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволит объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Кроме того, коллегиальное обсуждение проблем учащихся категории «риска» позволяет выявить тех, кто нуждается в комплексном обследовании в ЦКРОиР.

Распределяются функции по подготовке учащихся к обследованию в Центре:

  • классный руководитель готовит первую часть характеристики на ре-

бенка (приложение № 2). Если учащийся находится в среднем и старшем звене, свои дополнения вносят учителя – языковеды и математики. Кроме того, классный руководитель готовит проверенные тетради по языкам и математике (проверенные);

  • дефектолог проводит логопедическое обследование и результаты вносит в характеристику, если учащийся посещает ПКПП, то к документам прилагается речевая карта;
  • педагог-психолог дополняет характеристику результатами углубленно-

го исследования познавательной сферы, а также представляет проективные методики, выполненные учащимися с их кратким анализом.
После обследования учащихся в ЦКРОиР, а также согласия родителей, ребенок переводится в класс интегрированного обучения на соответствующую программу.
На данном этапе организовывается психолого-педагогический консилиум, с участием специалистов ЦКРОиР, которые решают следующие задачи:

  • Всестороннее обсуждение проблем в развитии ребенка специалистами разного профиля.
  • Коллегиальное составление плана коррекционно-педагогической работы их утверждение и согласование с родителями с целью включения их в процесс коррекционной работы.
  • Повышение компетентности педагогов об особенностях детей и специфике работы с ними.

Психолого-педагогический консилиум с участием специалистов ЦКРОиР в классах интегрированного обучения проводятся ежегодно с целью отслеживания динамики развития учащихся, корректировки планов коррекционно-педагогической работы и уточнение или изменение диагноза. В конце учебного года психолого-педагогический консилиум проводится с целью обсуждения результатов коррекционно-педагогической работы и составления предварительного плана коррекционной работы.

<< Предыдущая — Следующая >>

Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению

Форма организации психолого-педагогического взаимодействия, получившая название «педагогический консилиум», — одна из непростых, но довольно эффективных форм при решении различных педагогических задач. Основные особенности проведения психолого-педагогического консилиума описаны в работах ряда отечественных педагогов и психологов1.

Термин «консилиум» (лат. —consilium) заимствован из врачебной лексики и дословно означает «совещание врачей для обсуждения состояния больного, определения и уточнения диагноза, принятия решения о методах лечения». Таким образом, в узком понимании консилиум изначально выступает как форма деятельности,

основанная на коллективном обсуждении и принятии решения по вопросам, связанным с определенными отклонениями в функционировании диагностируемого явления, объекта или процесса.

Психолого-педагогический консилиум — организационная форма деятельности педагогических работников школы, цель которой — коллективное обсуждение результатов диагностики школьников, их обученности и воспитанности по определенной программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений, сформированности тех или иных черт личности, а также коллективной выработки средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Выделяют консилиумы плановые и внеплановые.

Плановые консилиумы рекомендуется проводить 1 раз в полгода.Внеплановые консилиумы собираются по запросу родителей, администрации образовательного учреждения, специалистов, педагогов или воспитателей.

Возможны несколько форм организации и проведения психолого-педагогического консилиума.

Первая форма — консилиум, проводимый как совещание, на котором обсуждаются результаты совместного конкретного исследования по выделенной ранее проблеме с целью определить диагноз и методы дальнейшей работы. При такой форме происходит научно-обоснованное определение особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), стратегии и тактики педагогической работы, конкретных методов педагогического воздействия (или взаимодействия) в рамках той конкретной проблематики, которая была предметом совместного изучения.


Вторая форма — совместное обсуждение конкретных программ, необходимых для осуществления воспитательной, развивающей, коррекционной работы. Эта форма теснейшим образом связана с первой.

Третья форма — совместное обсуждение концепции, стратегии и тактики развития всего педагогического коллектива школы или отдельных его структурных элементов в конкретных условиях (с учетом специфики кадрового состава, контингента учащихся, материальной базы и других сторон жизни школы, которые оказывают влияние на конечный результат работы педагогического коллектива). Четвертая форма представляет собой синтез различных форм и может быть определена как педагогический консилиум для совместного обсуждения нескольких проблем комплексного характера. В частности, это может быть

педагогический консилиум для обсуждения как результатов изучения особенностей развития личности ученика (ученического коллектива), так и коррекционных (воспитывающих, развивающих) программ, построенных на этих данных.

Обязательные диагностические процедуры, которыми охватывается каждый ученик.

обследование дошкольников на этапе приема в школу;

— первоклассников на этапе адаптации к школьной среде;

— четвероклассников на этапе окончания начальной школы;

— пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

— подростков в период острого возрастного кризиса;

— старшеклассников.

Консилиум проводится по результатам обследования учеников на каждом этапе диагностического обследования и включает:

1)

организационно-методическую подготовку в проведении обследования (подготовка материалов, оповещение всех участвующих лиц);

2) проведение первого этапа диагностического обследования — наблюдение за учащимися на уроках (по 2 ч на класс):

— проведение диагностических процедур со всеми учащимися;

— проведение экспертного опроса педагогов;

— проведение экспертного опроса родителей;

— обработку результатов;

— отбор группы учеников для проведения различных схем для углубления психодиагностики;

3) проведение второго этапа психодиагностического обследования;

4) подготовка к психолого-педагогическому консилиуму:

— проведение консультаций с педагогами относительно предстоящего консилиума;

— подготовка аналитической информации, составление плана обсуждения на консилиуме (выделение психологически неблагополучных групп учеников с различными типами проблем);

— подготовка бланков для заключения консилиума;

5) проведение психолого-педагогического консилиума:

— обмен информацией между учителями относительно конкретных учеников;

— разработка и планирование стратегий сопровождения каждого ученика;

— заполнение бланка заключения консилиума по каждому ученику;

— разработка и планирование стратегий в целом по классу;

6) реализация решений консилиума:

— осуществление общих консультативных мероприятий (проведение родительских собраний, консультирование администрации, учителей-предметников);

— планирование совместных действий классного руководителя и психолога;

— отбор учеников в специальные развивающие группы;

— проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и учеников;

— осуществление психолого-диспетчерской деятельности (поиск специалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий);

— планирование и осуществление сопутствующих форм работы (просвещение, общие развивающие работы и

др.);

7) планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Задача педагогов в консилиуме — помочь каждому учителю с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать ‘ сложность и неоднозначность его проявлений, отношений; вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенности познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное — обеспечить подход к ученику с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

В ходе консилиумов педагогами особое внимание уделяется следующим характеристикам учеников: общественно-трудовая активность; нравственная воспитанность; отношение к учению; культурный кругозор; ведущие интересы и склонности; умение выделить главное в учебном материале; умение планировать учебную работу; умение осуществлять самоконтроль

в учении; проявлять настойчивость в учении; состояние здоровья; воспитательное влияние семьи, коллектива.

Очевидно, что роль психолого-педагогических консилиумов будет возрастать по мере внедрения в практику инновационных, основанных на личностно-ориентированном подходе, технологий обучения.

Билет№49

структура и содержание психологического просвещения педагогов

Под психологическим просвещением понимается повышение психологической культуры педагогов , формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

В процессе данной работы педагоги ДОУ и родители должны понять, что, по выражению доктора педагогических наук, профессора Б. 3.

Вульфова, «педагогика без психологии -это то же самое, что врач без лекарств: знает, что и как делать, но без них все равно не может обойтись», хотя часто кажется, что «педагогика» и «психология» говорят на «разных языках».

Педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой и др. С другой стороны, в рекомендациях психологов они не находят ответа на важные для себя вопросы: как поступать в той или иной реальной конфликтной ситуации, на что должна быть направлена коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с конкретной проблемой конкретного ребенка в конкретной ситуации.

Таким образом, «психологическая некомпетентность» педагогов и «педагогическая малограмотность» психологов часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Соответственно, первым объектом внимания психолога, который только пришел устраиваться на работу в детский сад, должно стать формирование адекватной социальной перцепции, т. е. восприятия, членами педагогического коллектива его функций и сфер деятельности. Это возможно через: повышение психологической компетентности педагогов; расширение знаний основ педагогики у психологов.

Формы работы по психологическому просвещению разно образны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, наглядная агитация, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы, организация деловых игр, семинаров-практикумов, «круглых столов», дискуссий, курсов повышения квалификации и др.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы с педагогическим коллективом по психологическому просвещению позволяет: отработать содержание и методы психологического сопровождения развития детей, родителей и педагогов ДОУ; овладеть проектной деятельностью по моделированию и корректированию процесса комплексного сопровождения развития ребенка; отработать приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива, и сформировать у воспитателей личностные установки, связанные с совместным решением проблемных ситуаций при их обсуждении с родителями детей и специалистами ДОУ.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Психолого-медико-педагогический консилиум в ДОУ

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк):

  • выполняет функцию предварительного обследования детей; у наблюдает психофизическое развитие детей;
  • ведет консультативную работу с педагогами и родителями;
  • отслеживает и корректирует развитие детей с нарушениями поведения.

Четкая, слаженная работа специалистов консилиума способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, профилактике детских заболеваний.

Направления работы ПМПк

Работа с детьми

  • Первичная диагностика по мере поступления детей: общий уровень развития, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства.
  • Плановое медицинское обследование: антропометрия, определение групп здоровья, осмотр специалистами.
  • Плановая диагностика (начало и конец года): познавательная сфера, определение ведущей руки, базовые функции мозга, эмоциональное благополучие.
  • Проверка готовности к школьному обучению; выявление утомления и уровня работоспособности детей старшей и подготовительной групп (начало и конец года).
  • Выявление факторов риска в развитии детей, прогнозирование школьных трудностей (по запросам родителей).
  • Индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и родителей. Логопедическая диагностика: нарушение звуковой и слоговой структуры речи, словарный запас, речевое общение, фонематическое восприятие, связная речь, темп, плавность речи. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия.
  • Социологические мероприятия: социометрия, анкетирование, выявление детей с признаками коммуникативной дезадаптации.
  • Психопрофилактические мероприятия.
  • Коррекция познавательной сферы.
  • Психомоторное развитие.

Работа с воспитателями и педагогами дополнительного образования

  • Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров (по плану ДОУ)
  • Пополнение знаний воспитателей и педагогов о развитии детей, их психофизиологических особенностях (в течение года)
  • Рекомендации для дифференцированного подхода к детям по результатам диагностик.
  • Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года)
  • Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и обучения детей (по запросам)
  • Семинары и психологические тренинги с педагогическим коллективом.
  • Подготовка психологического портрета групп и разработка индивидуальных рекомендаций для педагогов.
  • Помощь в формировании творческих мини групп детей по результатам диагностики и анкетирования.

Работа с родителями:

  • социологическое анкетирование родителей (по классическим методикам);
  • анкетирование по различным темам; адаптация детей к детскому саду;
  • медицинское анкетирование; выявление факторов риска в развитии детей;
  • индивидуальные рекомендации для родителей;
  • углубленная диагностика развития детей по запросам родителей;
  • просветительская работа среди родителей: особенности развития детского организма, адаптация детей к новым условиям; готовность ребенка к школьному обучению; профилактика соматических заболеваний;
  • консультационная работа специалистов ПМПк;
  • оформление информации в группах;
  • создание родительского клуба.

Состав ПМПконсилиума

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №135»

(функциональные обязанности)

Состав ПМПконсилиума (далее — консилиум) включает в себя постоянных и временных членов.

Постоянные члены консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.

Руководитель консилиума — зам. зав. по УВР

Руководитель консилиума отвечает за общие вопросы организации заседаний: обеспечивает их систематичность, формирует состав членов консилиума для очередного заседания, координирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса, организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.

Педагог-психолог консилиума — Черкашина A.M.

  • Обеспечивает содержательную сторону работы консилиума.
  • Непосредственно организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе, проводит диагностическое собеседование с представленными для обсуждения детьми и их родителями.
  • Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией об охране прав ребенка.
  • Оказывает психологическую помощь воспитанникам, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
  • Составляет психолого-педагогическое заключение по материалам, представленным для работы консилиума.
  • Ведет документацию в установленной форме.
  • Участвует в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих программ с необходимой степенью ее индивидуализации, с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой, эмоционально-личностной сфер.
  • Дает анализ причин наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также прогноз его дальнейшего развития и обучения.
  • Дает рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, воспитатели, детский коллектив) с учетом темповых характеристик, особенностей работоспособности возможного уровня индивидуализации процесса обучения.
  • Намечает сроки динамического обследования для оценки эффективности предложенных программ обучения и работы специалистов.
  • Предлагает перечень специалистов, которые должны участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности.

Старшая медсестра Степанова Н.В.

  • Информируют о состоянии здоровья ребенка, по рекомендации консилиума обеспечивают направление ребенка на консультацию к специалисту (психоневрологу, детскому психиатру, окулисту, ортопеду, отоларингологу и т.д.) В ходе консилиума дают рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
  • На основании диагноза врач делает вывод о том, нуждается ли ребенок в специальной медицинской помощи.
  • Врач дает медицинские рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы.

Специалист-консультант консилиума — приглашается по мере необходимости для непосредственного наблюдения за ребенком и помощи в принятии правильного решения. Это может быть специалист Управления образования, Центра диагностики и консультирования, работник медицинского учреждения (врач-психоневролог, детский психиатр).

Воспитатели групп комбинированной направленности — Житкова Н.Л., Колымагина С.В., Кондаурова Н.Н.

  • Представляют информацию о среде, где проживает и воспитывается ребенок, дают характеристику семье, в которой проживает ребенок.
  • Активно участвуют в собеседовании с ребенком и родителями.
  • Выступают посредником между воспитанниками и учреждением, семьей,
  • средой, специалистами различных социальных служб, ведомств, административных органов.
  • Принимают меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников.
  • Способствуют установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде воспитанника.

Учителя-логопеды консилиума — Чистякова Е.В., Нащекина Т.Г.

  • Информируют о нарушениях различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени.
  • Изучают все документы, имеющиеся в Карте развития ребенка, до прихода ребенка на обследование, и, исходя из них, выстраивают гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики. Учителя-логопеды имеет право использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у них средств и приемов.

Заключение должно быть кратким, точным, отражающим, в основном, педагогический аспект состояния ребенка, имеющихся у него речевых особенностей. Заключение предполагает краткий анализ данных обследования, рекомендаций и прогноз развития, что позволит школьному логопеду строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка.

Добавить комментарий

Закрыть меню