Психология в системе наук

Билет 1.Психология как наука. Её место в системе наук.

Психология — и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает » psyche » — душа, » logos » — наука, учение, то есть — «наука о душе».

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

Место психологии в системе наук

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке..

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

Психология – интенсивно развивающаяся наука, состоящая из множества отраслей. Это объясняется многогранностью и сложностью изучаемого ею объекта. Психологию можно классифицировать по целям: фундаментальная, прикладная, практическая. Отрасли отличаются друг от друга кругом решаемых проблем и задач. Все отрасли делятся на: общие и специальные

Большой теоретический и практический интерес представляет описание психологии как системы. Они необходимы при составлении учебных планов факультетов психологии, для преподавания этой науки и для библиотечно-библиографической индексации психологической литературы. Семантика разделов психологии нужна и при организации психологических съездов и конгрессов. Решение задачи систематизации зависит от цели и не является единственным.

Системы психологии долгосрочного использования должны допускать естественное развитие и быть согласованными с возможностями пользователя и усилиями использования. В отечественной и зарубежной литературе описан ряд систем психологии.

К.К.Платонов предложил следующий проект:

А. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая психология, история психологии, философия психологии, методология психологии.

Б. ОТРАСЛЕВЫЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития: зоопсихология, психологическая генетика, детская психология, психология старости, психология аномального развития (олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология).

Педагогическая психология: психология обучения, психология воспитания (психология профтехобразования, дефектопсихология, трудотерапия, исправительно-трудовая психология).

Медицинская психология: патопсихология, нейропсихология, психофармакология, клиническая психология (экстремальная психология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, трудотерапия), психогигиена.

Психология труда: психологическая трудовая экспертиза (психология профтехобразования), психология НОТ, инженерная психология.

Психология спорта, авиационная психология, космическая психология, военная психология.

Юридическая психология: правовая психология, криминальная психология, оперативная психология, судебная психология, исправительно-трудовая психология (психология труда юридических работников).

Общественная (социальная) психология: палеопсихология, историческая психология, психология религии, психология искусства, экономическая психология».

В другой монографии К. К. Платонова предлагается более детальное описание систем психологии. Автор использует для этой цели образ объемного дерева, корням, стволу, веткам и веточкам которого соответствуют отрасли и разделы психологии. Приведен также ряд подходов к решению проблемы систематизации психологии, большинство из которых имеет характер списков разделов науки и некоторых вариантов иерархий. К. К. Платонов выделяет две основные группы условий дифференциации психологических наук

для создания двух систем: внутренние и внешние. Первые обусловленные различением проявлений психики и ее сущностью, вторые — связями психологии с другими науками.

Б. Г. Ананьев в схемах основных проблем и наук о человек приводит перечни разделов психологии, изучающие:

а) человека как индивида и его онтогенез — общая психология, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология;

б) личность и ее жизненный путь — общая психология, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации;

в) человека как субъекта деятельности — психология познания, творчества, труда, общая психология и генетическая.

Чехословацкие ученые Т. Пардел и И. Кошчо предлагают классификацию психологических наук, в основе которой лежит подразделение психологии на три большие подсистемы.

1. Метапсихологическая подсистема — самая охватывает дисциплины, формирующие психологию как науку, — Сюда входят философские основы психологической науки, методологические принципы и т. д.

2. Собственно психологические дисциплины, носят фундаментальный характер и образуют в своей совокупности ядро психологической науки: экспериментальную психологию, психофизику, генетическую психологию и т. д.

3. Прикладные психологические дисциплины возникают в результате применения психологии к конкретным отраслям человеческой деятельности или к рамкам тех или иных учреждений: педагогическая, инженерная, клиническая психология и т. д.

Каждая из этих подсистем имеет свое дальнейшее деление, и в результате психологическая наука предстает в законченном виде как сложная многоуровневая иерархическая система.

Самые полные перечни и попытки систематизации разделов психологии имеются

в библиотечных классификаторах с иерархической структурой: УДК — универсальной десятичной классификации, ББК — библиотечно-библиографической классификации , КБК – классификации библиотеки Конгресса (США) . В нашей стране наибольшее распространение получила ББК. Консультантом по разделу «Психология» был А. Н.

Леонтьев.

Б. Ф. Ломов отмечает, что, «пытаясь классифицировать множество областей и направлений психологии, мы сталкиваемся с большими трудностями. Прежде всего, оказывается невозможным выделение единственного основания классификации. Некоторые области психологии дифференцируются по видам изучаемой человеческой

деятельности, другие — по решаемым практическим задачам, третьи – по методам исследования и т. д

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются

Рис.2. Структура общей психологии

Рис.3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

Вопрос 3. Понятие «Психика». Основные виды психических явлений: Процессы, состояния, свойства, конструкты.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении не отчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. В психическом представлены упорядоченные события прошлого, настоящего и будущего. Психическое носит осознанный и неосознанный характер.

Психические явления – субъективные переживания или элементы внутреннего опыта.

Психологические факты – широкий круг проявлений психики в актах поведения, телесных процессах, продуктах деятельности, социально-культурных явлениях.

Место психологии в системе наук, ее связь с другими науками

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Все имеющиеся науки Б.М.Кудров делит на два блока:

— естественные (науки о природе);

— гуманитарные, которые в свою очередь делятся на социальные (науки об обществе) и философские (науки о мышлении).

Таким образом, три главных раздела научного знания образуют треугольник, психологии в этом треугольнике отводится центральное место. («… Поскольку человек с его психикой присутствует во всех без исключения сферах своей познавательной, теоретической и практической деятельности, постольку психология, естественно, должна занять центральное положение в общей системе наук.»).

Утверждения Б. М. Кедрова встречают одобрение среди психологов. Однако один из ведущих советских психологов, Б. Г. Ананьев, поддерживая в принципе утверждение о центральном положении психологии в системе наук, высказал интересную идею о месте в этой системе человекознания как синтетической науки. Он исходил из того, что не одна психология занимается человеком, а целый ряд наук.

1. Связь психологии с естественными науками очевидна. Наиболее явная связь прослеживается с биологическими науками, напрмер, физиологией (работы Сеченова, Павлова, Ухтомского и др. широко используются психологией). Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии как психофизиология, изучающая психику в единстве с мозгом. Одна из центральных проблем современной психологии – соотношение врожденного и приобретенного в развитии психики, в связи с чем для психологии важны данные генетики. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в процессе психического развития человека. На стыке медициныи психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации пациентов. Особо выделяется основанная А.Р.Лурия нейропсихология, существующая на стыке психологии, физиологии, медицины, изучающая мозговые механизмы высших психических функций.

Имеется связь психологии с химией – психофармакология изучает закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

2. Связь психологии с гуманитарными науками. С историей психологию сближает интерес к особенностям внутреннего мира человека в различные исторические эпохи и различных культурах, что является предметом исторической психологии. С социологией психологию связывает изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения. Одна из ведущих отраслей психологии – социальная психология, делающая видимыми «нити», связывающие людей друг с другом. Особо стоит отметить связь психологии с философией: для психологии философские концепции выступают как методологическая основа, представляющая систему общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме и способы их анализа. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т.д.

В целом современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики (юридическая психология, военная психология, педагогическая психология, медицинская психология, специальная психология, возрастная психология, дифференциальная психология и др.). При этом фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, обосновать общие закономерности развития психики, разрабатывающей методы психологического исследования.

Таким образом,общая психология – научная дисциплина, которая изучает психику нормального взрослого человека, раскрывая содержание основных понятий, и описывая общие закономерности.

Значение и место социальной психологии в системе научного знания.

Социальная психология возникла на стыке наук – психологии и социологии. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет свои причины. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связи общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.

В понимании круга задач, решаемых наукой, дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) социальная психология есть часть социологии; 2) социальная психология есть часть психологии; 3) социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1).

I ИНТРАДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

II ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Рис. 1. Варианты определения места социальной психологии.

Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой. Ведь где ни «помещать» социальную психологию, она все равно при всех условиях граничит с этими двумя дисциплинами. Если она часть психологии, то где граница именно социально-психологических исследований внутри психологии? Социология, если она даже при таком рассмотрении оказалась за пределами социальной психологии, все равно тоже граничит с ней в силу специфики предмета той и другой дисциплины. Такое же рассуждение можно привести и относительно положения социальной психологии внутри социологии. Но и при интердисциплинарном подходе мы не уйдем от вопроса о «границах»: что значит «на стыке», какой частью стыкуются психология и социология? Или что значит «самостоятельная дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то части у психологии и социологии или вообще имеет какие-то абсолютно самостоятельные области, не захватываемые никоим образом ни психологией, ни социологией.

Попробуем рассмотреть эти «границы» с двух сторон в отдельности. Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости, но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно.

Относительно «границы» между общей психологией и социальной психологией вопрос еще более сложен. Если оставить в стороне интерпретацию социальной психологии как учения о социальной детерминации психики человека, то специфическая проблематика социальной психологии ближе всего к той части общей психологии, которая обозначается как психология личности. Весь смысл постановки проблемы личности, в частности в отечественной школе психологии, в том и заключается, что личность с самого начала рассматривается как «заданная» обществом. С этой точки зрения в общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности.

И тем не менее остается класс специфических задач для социальной психологии. Не говоря уже о тех задачах, которые просто не решаются общей психологией (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия), даже относительно личности у социальной психологии есть своя собственная точка зрения: как конкретно действует личность в различных реальных социальных группах – вот проблема социальной психологии. Она должна не просто ответить на вопрос о том, как формируются мотивы, потребности, установки личности, но почему именно такие, а не иные мотивы, потребности, установки сформировались у данной личности, в какой мере все это зависит от группы, в условиях которой эта личность действует.

Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии. Если социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных норм и ценностей, то социальных психологов – конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которых живет человек.

Таким образом, социальная психология и социология являются наиболее близкими (по своим предметам) науками (рис.2). В тоже время социальная психология обязана сотрудничать с социальной философией и не может обойтись без истории.

Являясь пограничной между общей психологией и социологией, социальная психология изучает такие психологически образования, как социальные потребности и интересы, сознание и самосознание, социально – психологически климат, общественное мнение, умонастроения, а также такие феномены, как идентификация, адаптация, внушение, подражание, эмоциональное взаимозаражение и т. п.

Социальная психология связана с другими отраслями психологии: общая психология, возрастная, педагогическая и др.

В центре внимания и социальной психологии и психологии личности находится индивид. Разница между ними заключается в социальном характере социальной психологии. Психологи, занимающиеся исследованием личности, фокусируют свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами (например, почему одни индивиды более агрессивны или общительны?).

Социальные психологи концентрируются на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко.

Социальная психология исторически возникла из общей психологии. Многие методы и приемы социально – психологического исследования позаимствованы из общей психологии, правда, в несколько измененном виде (наблюдение, эксперимент, опрос и т. д.).

Некоторые социально – психологические явления будут глубже поняты на основе общепсихологических законов. Например: особенностями характера человека можно объяснить его затруднения в общении. Сдвиги в психических процессах человека в условиях непосредственного контакта и взаимодействия людей могут быть поняты только в соответствии с показателями и данными из области общей психологии (пороги чувствительности, объем и устойчивость восприятия и внимания, особенности решения мыслительных задач и многое другое).

Социальная психология опирается на психологию так же, как последняя на физиологию.

Отличие социальной психологии от общей заключается в том, что её основу составляют психологические явления, которые возникают лишь в общении и через общение людей друг с другом, в их непосредственном контакте. В общей же психологии основное внимание сосредоточено на законах внутренней отражательной деятельности субъекта. Хотя данное различие весьма относительно. Дело в том, что в советской психологии давно и убедительно доказано, что все психические явления от самых элементарных (ощущения) до самых сложных (характер) социально обусловлены.

Социальная психология является итогом развития определенной стороны общей психологии, в которой фиксируются, прежде всего, результаты общения людей друг с другом.

Социальная обусловленность социально – психологических явлений носит более конкретный, более явственный и более сложный характер, т. к. они зависят от микросреды, от непосредственного контакта между людьми и на них существенно влияет макросреда, все элементы социальной макроструктуры общества.

При анализе законов общей психологии мы рассматриваем соотношение внутренних элементов психики. Природа же социально – психологических явлений и законов может быть раскрыта только через обращение к социальному контакту.

В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения, по своей внутренней структуре. В социальной психологии психические процессы, состояния и свойства наполняются конкретно — историческим содержанием. Социальная психология изучает те психологические изменения, которые зависят от социальных условий.

Связь социальной психологии с общей психологией двусторонняя. Не только общепсихологические законы и явления отражаются в социально – психологических процессах, но и обратно, социально – психологические явления и законы углубляют наши знания об общепсихологических процессах. Индивидуальные особенности психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) и свойств (темперамента, характера) наиболее полно и адекватно раскрываются лишь в условиях групповой, коллективной деятельности.

Самая тесная и двусторонняя связь у социальных психологов с детской, педагогической и возрастной психологией. Проблемы социализации, овладения основным орудием коммуникации – речью, теснейшая связь вопросов общения, познания и труда в онтогенетическом плане – вот тот круг исследований, который так сближает эти дисциплины.

Теснейшим образом социальная психология связана с психологией труда и инженерной психологией. В настоящее время доказано, что подлинно научная организация труда, решение проблем социального планирования на промышленных предприятиях невозможны без создания положительной психологической атмосферы во взаимоотношениях между людьми по горизонтали и по вертикали, по официальным и неофициальным каналам.

В последние годы сформировались плодотворные связи социальной психологии с космической, военной, спортивной психологией. Известно, что современные достижения в космосе, в военном деле, в спорте немыслимы без четких согласованных действий различных по своему составу, уровню и задачам групп.

Групповая психотерапия, место и роль конфликтных ситуаций общения в клинике неврозов, различного рода фрустраций как следствие плохой адаптации и социомобильности – вот проблемы, связывающие медицинскую психологию с социальной.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1275;

Добавить комментарий

Закрыть меню