Психологические тесты виды

Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др. являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания, которая обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов. Практически все современные тесты создаются на основе математической теории оценки качества заданий и параметров личности. Тесты как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – значительно более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципиально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них. Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов. Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:

По процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты. Стандартизация психологами понимается в двух аспектах: стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности, как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных; стандартизация результатов, то есть получение нормы, шкалы оценки, которая служит основанием для определения уровня овладения тем, что выясняет данный тест, при этом не важно, какого рода нормы получаются и какие шкалы используются.

Многие специалисты-тестологи вообще не считают возможным рассматривать так называемые нестандартизированные тесты как вид тестов, так как на их взгляд, стандартизированность является необходимой особенностью, определяющей сущность теста, как диагностической методики, его характеристикой. Важно разделить эти два понятия. Поэтому тесты нестандартизированные по результатам мы будем называть ненормированными, а тесты нестандартизированные по процедуре – нестандартизированными.

Это важно, поскольку в педагогике можно выделить ряд задач, которые могут быть решены ненормированными тестами. Однако при этом необходимо учитывать несколько существенных обстоятельств. Сфера применения ненормированного инструмента ограничена: с точки зрения субъекта – разработчиком теста, а объекта – той группой учеников, с которыми он в состоянии работать. Круг задач для ненормированных тестов – частные, специальные методические и узкометодические. Например, оценка качества усвоения материала той или иной темы, выявление усвоенных понятий, определений данной темы и т. д. Вторая область применения ненормированных гестов – сравнительные исследования групп учащихся в тех же узких областях. Однако при сравнительных исследованиях необходимость получения оценок и их сравнения приводит к необходимости нормирования в той или иной мере.

Необходимо сделать еще одно замечание: правила и требования к составлению заданий и их качеству остаются едиными для любых, в том числе и ненормированных и нестандартизированных тестов. Конечно, надежные результаты дает применение стандартизированных тестов. Результаты, полученные с помощью нестандартизированных тестов, малонадежны и требуют подтверждения.

Классификация тестов по назначению:общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Кеттелла или Айзенка, тесты общего интеллекта Векслера, Бине-Симона в редакции Термена и Меррила и др.);

профессиональной пригодности (множество общих классификационных тестов – общий армейский классификационный тест, классификационные тесты способностей Фланагана и др.);

специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов, радиооператоров и т. д.); достижений (например, произношения, качества написания письменных сочинений и т.п. т. е. тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения.).

По средствам, используемым в процессе тестирования:бланковые (тесты «бумага и карандаш», в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы – вопросники личности, тест механической понятливости Беннета, большинство тестов достижений и др.);предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий – кубики Косса, тест Стенквиста на сборку конструкций и узлов деталей, тест «Сложение фигур» из набора Векcлера и др.);аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления – «детектор лжи», аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.);практические (появившиеся относительно недавно, эти тесты схожи с известными у нас лабораторными работами – по химии, физике, биологии и пр., – однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение);

программные (тесты с применением программ ЭВМ).

По количеству одновременно обследуемых людей:индивидуальные (тесты Векслера, тест Люшера и др.);групповые (большинство стандартизованных вопросников, оценивающих основные характеристики личности, набор тестов Фланагана, большинство тестов достижений и т.

д.).

По форме ответа тесты делятся:устные;письменные;с применением ЭВМ.

По ведущей ориентации:тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время (Кольца Ландольта, Бурдона, «шифровка» из набора Векслера);тесты мощности или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы;смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух вышеперечисленных. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности: от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий (количество выполненных заданий), так и правильность решения. Эти тесты наиболее часто применяются на практике.

По степени однородности задач:гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;гетерогенные, имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию.

По характеру действий:вербальные (связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и пр.);невербальные (связанные с практическим манипулированием предметами – карточками, блоками, деталями).

По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучать с помощью данного теста:

тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

личностные тесты (иногда называемые тестами темперамента), с помощью которых изучаются особенности личности испытуемого; тесты настроении и состояний, направленные на изучение временных состояний, таких как эмоции; и другие.

По виду нормирования:ориентированные на статистические нормы – тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;критериально ориентированные – тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

ненормированные.

По характеру ответов на вопросы: открытого типа (со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.); закрытого типа (с предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант). Кроме этого, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах открытого типа:

задания дополнения – испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений; свободного изложения – испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие ограничения на них в задании не накладываются.

Варианты тестов закрытого типа:альтернативных ответов, испытуемый должен ответить «да» или «нет»;соответствия (на восстановление соответствия) – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;множественного выбора (ответы с вариантами выбора) – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее – убери»);аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);последовательности (на завершение последовательности) – испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.

Кроме классификации по приведенным выше одиннадцати основаниям, можно выделить, так называемые, «объективные» тесты – тесты, объективность оценки результатов которых обусловливается тем обстоятельством, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим.

Проективные тесты – совокупность методик, разработанных в рамках проективного подхода в психологии, характеризующихся неопределенностью, неоднозначностью используемых в ходе тестирования стимулов, что допускает чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим; индивидуально ориентированные тесты, специально создаваемые или являющиеся модификацией уже известных, но предназначенные для обследования определенного испытуемого.

Тесты достижений среди прочих психодиагностических методик составляют одну из самых многочисленных групп. В свою очередь среди них выделяют: широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса; узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т. д.

Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами 3
Классификация тестов по оцениваемому объекту 5
Личностные тесты 6
Тесты способностей 8
Социально-психологические тесты. Социометрия 10

Список использованных источников 14

Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами

Эффективное тестирование возможно на основе учета особенностей различных типов тестов. В управлении персоналом используется самый широкий спектр тестов. В специальной литературе существуют их разнообразные классификации. Простейшие из них относится к конструкции, форме заданий и тестовой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структурированные (со связанными ответами), шкалированные, графические тесты и тесты с пробелами.

Свободные тесты предполагают ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый. Они могут быть в форме:

· вопросов (например: «Напишите, какие концепции организационного лидерства вы знаете?»);

· дополнения предложения (например: «Теория мотивации Маслоу делит все виды потребностей на две группы: потребности дефицита и потребности … «);

· свободных действий (например: рисование дерева или человека в проективных тестах);

· исправления ошибок (например: «Yesterdey I write а letter»).

Структурированные (со связанными ответами) тесты содержат ответы в формах:

· «да» — «нет» (по типу: «Ответьте на поставленный вопрос в форме «да» или «нет»: «Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе»);

· правильного ответа (по типу: «Следует подчеркнуть правильные ответы в высказывании: «Классическими стилями руководства считают демократический, патриархальный, бюрократический, авторитарный, кооперативный, харизматический и попустительский»);

· лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ: «Главным признаком конфликта является: а) наличие двух взаимозависимых сторон; б) несовместимость их целей; в) нулевая сумма конфликтного взаимодействия; г) действия, непосредственно направленные друг против друга; д) наличие противоречий между сторонами; е) использование силы или давления; ж) эмоциональная неприязнь»);

· идентификации (по типу: «Подчеркните, теории каких авторов характеризуют следующие ключевые слова или словосочетания?

· (а) Врум, (б) Скиннер, (в) Адамс, (г) Херцберг, (д) МакКлеланд, (е) Маслоу»).

Шкалированные тесты предполагают выбор ответа, находящегося между двумя крайними вариантами (например: «никогда», «редко», «иногда», «часто», «всегда»).

Графические тесты рассчитаны на решение поставленных задач (например: изображение тенденций изменений, различных фаз процесса или других взаимосвязей) в форме графиков или же отображение ответа на графическом изображении.

Тесты с пробелами предполагают, что в достаточно объемном тексте содержатся пробелы, которые надо заполнить для получения осмысленного и правильного ответа. Каждый из этих типов построения тестов имеет свои плюсы и минусы. Так, сильной стороной свободных тестов являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и другие расходы на подготовку этого типа исследовательских методик. Их слабость — трудная оценка и интерпретация полученных результатов. Сильная сторона структурированных тестов состоит в легкости оценки. Однако в этом случае существует опасность угадывания ответов и, кроме того, для этого типа тестов характерны трудоемкость при разработке формулировок и большие подготовительные расходы в целом. Недостаток тестов с ответами «да» — «нет» или «правильно» — «неправильно» состоит в том, что при их использовании в учебном процессе без последующего разбора индивидуальных результатов неправильные ответы закрепляются в памяти испытуемых.

Классификация тестов по оцениваемому объекту

Гораздо более сложной, по сравнению с делением тестов в зависимости от их конструкции, является их классификация по исследуемому объекту. С этой точки зрения тесты можно разделить на три большие группы:

1. индивидуальные — выявляются качества отдельных индивидов;

2. социально-психологические (и прежде всего изометрические) объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе.

3. ситуационные — изучается поведение человека в определенной ситуации.

Первая группа тестов — индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты способностей.

Личностные тесты включают:
1) субъективные тесты, разновидностями которых являются
— личностные опросники
— тесты интересов и склонностей;
2) объективные тесты;
3) проективные тесты.

Тесты способностей имеют в своем составе:
1) общие тесты достижений, в том числе
— тесты на внимательность,
— тесты на память, ее различные виды,
— тесты на умение концентрироваться, на собранность,
— тесты на волевые качества;
2) тесты профессиональных и иных достижений;
3) тесты на интеллект, в том числе
— общие тесты на интеллект
— специальные тесты на интеллект;
4) тесты на специфические способности:
— сенсорные (относящиеся к органам чувств, ощущениям) способности,
— моторные (двигательные) способности,
— способности, относящиеся к отдельным функциям двигательного аппарата.

Личностные тесты

Первая разновидность индивидуальных тестов — личностные тесты призваны определять качества человека, в основном независимые от ситуации и постоянные во времени. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение высоких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его относительно стабильные черты. Главное назначение личностных тестов состоит в выявлении того, как человек ведет себя в определенных ситуациях или решает определенный круг проблем. Личностные тесты могут исследовать, например, такие психологические качества личности, как темперамент, агрессивность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.д.

В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого. Поэтому в случае неискренности своими ответами он может повлиять на результат и исказить его.

Помешать этому призваны вопросы на искренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хорошее впечатление, испытуемый в своих ответах превышает допустимый предел возможностей (прежде всего случайной) неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Пример субъективных тестов — тест «Темперамент личности».

Широко распространенная разновидность субъективных тестов — личностные опросники . Они содержат комплекс вопросов, ориентированных на общую цель. В зависимости от целей теста различают многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психологических качеств личности), однофакторные (выясняются отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент) и проективные (когда испытуемому предлагают, например, завершить незаконченные предложения, дать интерпретацию тому или иному изображению или же нарисовать дом, животное или какой-либо другой объект).

Тесты на интересы и склонности исследуют предпочтения испытуемого определенным видам деятельности и ситуациям, структуру мотивации сотрудников. Этот вид тестов широко применяется при профессиональном консультировании, а также при определении эффективности различных стимулов трудовой деятельности (см., например, тест «Парные сравнения»).

В объективных личностных тестах принципы их интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, исказить его.

Проективные личностные тесты отличает стремление выявить с помощью специальных техник наиболее глубокие структуры личности. Методики этого типа исходят из того, что коренящиеся в подсознании потребности и процессы проецируются во внешний окружающий мир, проявляются в особенностях поведения, действий человека. Для того чтобы получить внешнюю проекцию подсознательного, индивиду предлагают спонтанно, естественным образом реагировать на определенные ситуации (например: нарисовать человека или дерево (тест Маховера); дать интерпретацию неопределенных очертаний или чернильных пятен (тест Роршаха); завершить высказывание одного из действующих лиц, изображенных на картинке (тест Розенцвейга); выбрать цвета, которые наиболее нравятся испытуемому (цветовой тест Люшера), и т.п.).

Непроизвольно чертя или рисуя что-то на скучной лекции или бесполезном утомительном заседании, человек тем самым выражает в определенной символике свои подсознательные потребности, желания, ожидания, чувства или мысли. Проективные тесты используют связи между подсознательными процессами и их символическим выражением в определенных действиях или предпочтениях для установления наиболее глубоких характеристик психики человека. Проективные тесты достаточно разнообразны. Так, в России распространена классификация этих тестов, включающая конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, экспрессивные, импрессивные и аддитивные тесты.

Тесты способностей

Вторая разновидность индивидуальных тестов — тесты способностей. Они требуют от испытуемого проявить себя в какого-нибудь рода достижениях. В тестах на скорость это может быть максимальное количество задач, решаемых за определенный промежуток времени, в тестах на уровень достижений — сложность решаемых задач.

Тесты и их классификация

1Понятие теста

2 История возникновения термина

3 Классификация тестов

4 Требования к тестам

1Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу.

Под тестом (англ. test— проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

2 История термина. По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972), слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка». Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов. В русском языке слово «тест» долгое время имело два значения:

1) испытательная присяга, религиозная английская клятва, которую каждый вступающий в общественную должность должен давать, чтобы доказать, что он не тайный католик;

2) плоский плавильный сосуд или сосуд из выщелоченной золы для выделения олова из золота или серебра.

Близкое современному содержание термин «тест» как термин психологический получает в конце XIX в.

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера, их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.

Термин «тест» используется наряду с другим термином — методика. Имеет ли этот термин содержание, отличное от термина «тест»? Слово «тест» в 1970 имело по известным причинам дополнительное негативное значение, обозначая не только инструмент исследования, но и его «буржуазное происхождение». Поэтому все используемые тесты были переименованы в методики. Сегодня нет оснований отказываться от термина-понятия, с которым связана вся история и нынешний день психодиагностики. Термин «методика» целесообразно сохранить за нестандартизованными диагностическими инструментами, а также теми из них, которые, как правило, в силу претензий на глобальную диагностику личности, скорее не измеряют ее, а оценивают. К таким диагностическим инструментам в первую очередь относятся проективные методики. Следует также учитывать сложившуюся в русскоязычной литературе традицию употребления термина «опросник». Опросниками (носящий искусственный характер термин «тест-опросник» постепенно вышел из употребления) называют такие психодиагностические инструменты, которые, в отличие от других тестов, направлены на субъективную оценку обследуемым самого себя или других людей.

Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.

3.Классификация тестов

Признак группы

Название вида теста

Краткая характеристика вида теста

По предмету тестирования

(какое качество оценивается)

интеллектуальные

Предназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.

личностные

Связаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

Межличностные

Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач

Практические тестовые задания

З-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить,

практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

Образные задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.

Вербальные тесты

Задания на оперирование словами.определение понятий,

умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым

Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и

обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки

Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного

взаимодействия в группе.

Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств

человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа

Проективные тесты

Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

  • Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

  • Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

  • Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

  • Наличие тестовых норм для данного теста. Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.

  • репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Поиск Лекций

Классификация тестов по содержанию

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта.

Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей.

Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие.

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Повторю выше сказанное тесты можно классифицировать:

По предмету тестирования:

· Интеллектуальные. Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов — восприятие, внимание, воображение, память, речь.

· Личностные. Связаны с психодиагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки — темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.

· Межличностные. Оценивают чел. отношения в различных социальных группах

По особенностям используемых задач:

· Практические тестовые задания

Задачи и упражнения, которых испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

· Образные задания

Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предполагают активное использование воображения.

· Вербальные тесты

Задания на оперирование словами, определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.

По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым:

· Бланковые

Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

· Аппаратурные

С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования — аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту оценки:

· Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

· Тесты достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания — продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

· Тесты состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека — черты личности, свойства темперамента, способности и др.

Особая группа:

Проективные тесты. Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка — результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

7. Психометрические основы психодиагностики.

Психометрика — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Конструирование психодиагностических тестов.

При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности:

1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест;

Ни один тест не создается «с нуля», обычно за его созданием стоит длительная научная работа по изучению тематического материала.

2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий;

3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен;

Разрабатываются задания соответствующей сложности и доступности для разных возрастных групп, для людей с различными психическими нарушениями, для представителей разных национальных и языковых групп.

Если тест предлагается к проведению в другой языковой группе или стране, его необходимо адаптировать.

К адаптации относятся не только перевод заданий, но и перестройка фраз, понятий, замена фразеологизмов, пословиц и поговорок на аналогичные им в данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы;

4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий.

Так называемый эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете. Многие тесты содержат «шкалу лжи», однако, и это не всегда помогает (человек находит одинаковые вопросы, держит в памяти свои ответы);

5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому. Тогда человек, отвечая на вопросы, показывает себя хорошо с одной стороны (ложная цель) и дает более или менее достоверные сведения о другой стороне (истинная цель), которая на самом деле измеряется данным тестом;

6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

Они опять же зависят от целевой группы, на которую тест рассчитан.

Стандартизация психодиагностических тестов.

Правильно составленный тест еще нельзя назвать разработанным. Для этого он должен быть стандартизован.

Стандартизация — совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации).

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1. Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;

Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню