Психологическая помощь инвалидам

Глобальный экономический кризис, отразившийся на социально-политическом развитии России, негативно повлиял на качество жизни российских семей, пожилых людей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют одну из наиболее уязвимых групп населения.

В современной России насчитывается более 2 млн таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей с ограниченными возможностями здоровья актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.

Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.

Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

— медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

— экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвежения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественныхтехнических средств;

— социально-профессинальные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

— психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможныхпроблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровьяв театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться. нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка сограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация. .

Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников.В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог .

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровия .

Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот .

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением .

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь .

Мы часто встречаемся в жизни с трудными проблемами и вопросами. Человек часто не может сам справиться со сложными проблемами, которые встречаются на жизненном пути, и нуждается в помощи. На помощь приходит консультант. Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья,становится консультирование.

Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.

Семейное консультирование — это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста .

Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающией ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов .

Таким образом, в жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает много трудностей. Это экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью работысоциального педагога с такой семьей – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки семьи, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья, становится консультирование.

Список литературы

  1. Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. — M.: Дрофа, 2004. — С. 33.

  2. Василькова, Т.А., Социальная педагогика : учеб. пособие / Т.А. Василькова — М.: КНОРУС, 2010. — 240 с.

  3. Венгер, А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопрсы психологии. — 1988. — № 3. – С.58-62.

  4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования : учебное пособие / А.Н. Елизаров. — М.: «Ось-89», 2003. — 336 с.

  5. Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с.

  6. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

  7. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П.Д. Павленок — М.: ИНФРА-М, 2010. — 272 с.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями или трагическое происшествие, сделавшее его инвалидом – тяжелый удар для семьи. Выдержать стресс, психологическое напряжение и нарастающую социальную дезадаптацию могут далеко не все. Отцу приходится брать на себя повышенную нагрузку для того, чтобы обеспечить семью, а матери – всю тяжесть воспитания и ухода за ребенком-инвалидом. Нарушается привычный ритм жизни семьи, ухудшается ее качество, круг общения обоих сужается, нарастает напряженность.

Ситуация может осложняться еще и тем, что в семье могут быть и другие дети, которым перестает хватать внимания, что отражается и на их психоэмоциональной сфере.

Семья с ребенком-инвалидом особенно остро нуждается в психологической помощи, но, к сожалению, не все осознают необходимость работы с психологом.

Инвалидность ребенка влияет не только на его физическое, но и на личностное развитие. Вынужденная социальная изоляция ведет к дефициту коммуникации, ребенок-инвалид не может построить общение со сверстниками даже при наличии такой возможности. Крайне болезненным становится подростковый период, когда физический дефект вносит коррективы в половое развитие.

Родители проблемных детей, не обладая специальными знаниями и навыками воспитания ребенка-инвалида, часто совершают множество педагогических ошибок, закрепляя у ребенка неправильные модели поведения и усугубляя его психологическое состояние. Все это вызвано тем, что они не всегда способны принять факт инвалидности своего ребенка. Сложности возникают у них и при общении со своими родителями, которые, боясь проявить бестактность, избегают касаться этой темы, отчего родители ребенка-инвалида чувствуют еще большую депривацию.

В связи с этим работа психотерапевта ведется в двух направлениях:

  • социальная адаптация ребенка-инвалида, выстраивание его отношений с ровесниками, развитие самосознания и природных склонностей, устранение поведенческих ошибок, укрепление самооценки;
  • работа с родителями ребенка-инвалида, повышение их педагогической грамотности, обучение правильному общению с ним и подготовке его к взрослой жизни, методам психологической разгрузки и особенностям организации быта. Важно не допускать в сознание чувство вины и не изводить себя упреками, а стремиться к укреплению эмоциональной близости с ребенком и другими членами семьи.

В каждом конкретном случае помощь психолога будет различной, все зависит от множества факторов, в частности, от восприятия мира ребенком-инвалидом, от возраста, в котором он получил инвалидность, и так далее.

Вы можете записаться на персональную психологическую консультацию ко мне через сайт или по телефону, указанному на главной странице. Форма консультации – по Вашему желанию, очная или через скайп. Со своей стороны гарантирую полную конфиденциальность наших бесед.

Главная / Услуги / Для детей и подростков / Психологическая помощь детям инвалидам

Социально-психологическая реабилитация инвалидов

Одним из наиболее эффективных и допустимых приемов оказания психологической помощи инвалидам по изменению личностных реакций, наряду с психологическим диагностированием и консультированием, является психологическая коррекция и психотерапия.

Психологическая коррекция — это комплекс мероприятий, направленных на исправление и улучшение психологических характеристик человека в соответствии с определенными требованиями за счет внутренних резервов самой личности. Коррекция соматонозогнозии представляет собой систему определенной психологической и физиологической функциональной организации инвалида для выработки психологической защиты и перестройки его установок в отношении заболевания.

Методы коррекционной работы могут быть ориентированы или на какую-то норму, или на индивидуальные возможности инвалида. Причем коррекции подвергается эмоциональная, рациональная или социально-психологическая сфера отношений. Психокоррекционная работа может быть реализована в различных формах группового или индивидуального воздействия: упражнения, тренировки, игры, социально-психологический тренинг.

Эффективными методами психокоррекционной деятельности являются:

психологическая поддержка — комплекс плановых или эпизодических мероприятий, направленных на поощрение позитивных сдвигов и результатов поведения и деятельности инвалида;

психологическое сопровождение представляет собой альтернативный набор мероприятий в которых проявляется психическая активность личности в присутствии и при поддержке специалиста;

психологическое внушение — безальтернативное указание на вполне определенный порядок поведения и деятельности в соответствии с нормой;

социально-психологическое упреждение — комплекс организационных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий социального взаимодействия личности;

— психологическая нагрузка — способ формирования навыков
преодоления психологически сложных для разрешения ситуаций в
эмоциональной и рациональной сфере.

Психотерапия определяется как комплексное лечебное воздействие психическими средствами на психику инвалида, а через нее на весь организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к своему заболеванию, себе и окружающей среде. Наиболее адекватным приемом психотерапевтического воздействия в ситуации инвалидности является рациональная психотерапия разъясняющего, успокаивающего, отвлекающего и активизирующего характера. При этом допускается косвенное внушение с

учетом индивидуальных особенностей личности инвалида, характера заболевания и тяжести общего состояния.

Основные цели психотерапии заключаются в разъяснении роли самого инвалида в успешности лечения и реабилитации, коррекции масштаба переживания, активирования людей на лечение, подавление отрицательных реакций. Одной из главных задач психотерапии является создание системы взаимного одобрения и через нее условий для подавления неадекватного отношения к болезни, которое мешает процессу лечения.

Социальный работник должен обеспечить приток к инвалидам положительной информации и не допускать отчаяния, неверия в собственные силы. В тех случаях, когда психотравматизация в результате инвалидности не может быть изменена, психотерапия направлена на изменение негативных оценок складывающихся обстоятельств, обучение способам преодоления отрицательных настроений.

Таким образом, развитие соматических заболеваний — это сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с клиническими стадиями, периодами и фазами происходят существенные психологические сдвиги. Начало заболевания сопровождается, как правило, явлениями стресса, а в стадии разгара болезни развивается адаптация к ней. В зависимости от исхода того или иного заболевания определяется необходимость психологической нагрузки в процессе реабилитации, а также степень вмешательства специалиста в процесс личностного развития соматических больных.

Социально-психологическая реабилитация -это система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, а также лиц, перенесших заболевания, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений и условий жизни.

Основными принципами психологической реабилитации являются: принцип партнерства; принцип разноплановости предпринимаемых усилий; единство психологических, социально-психологических и социальных методов воздействия; постепенность и ступенчатость реализации реабилитационных мероприятий; достижения улучшения им стабилизации психологического здоровья больного.

В настоящее время реабилитационные проблемы решаются как бы в двух плоскостях: изучения всего спектра требований к инвалидности и изучения возможностей общества удовлетворить потребности инвалидов. Поэтому реабилитация — это общественно необходимое социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, которое предусматривает создание оптимальных условий для активного участия инвалидов в жизни общества и возвращение пострадавшего к труду.

Методы реабилитации инвалидов носят разноплановый характер. Главное содержание методики реабилитации заключается в опосредовани через личность лечебно-восстановительных мероприятий и воздействие с

учетом клинико-биологических, психологических, а также социальных факторов в процессе соматогенеза. Одной из главных задач реабилитации является обучение инвалидов воспринимать заболевание и превратности жизни таким образом, чтобы они не приводили к разочарованию и бездеятельности и не препятствовали достижению своих целей.

Реабилитационный процесс можно разделить на несколько этапов: восстановительный (лечение); собственно реабилитации и реадаптации.

Для успеха организации реабилитации должна быть создана соответствующая психотерапевтическая атмосфера вокруг инвалида в его семье, в среде его близких. Социальный работник, оказывая помощь инвалиду, одновременно обязан психологически влиять и на родственников. Также следует постоянно уточнять психологическую настроенность инвалида, для чего регулярно беседовать с родственниками и знакомыми, умело использовать данные наблюдения.

Психологическая часть реабилитационного процесса начинается с преодоления отрицательных реакций и психологической мобилизации. Особое внимание в психореабилитационной работе уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессионально- и социально-адаптивных качеств личности.

При этом следует учитывать отношение инвалидов к психологическим методам работы. В одном случае наблюдается положительное отношение инвалида к приемам и способам психотерапии, в другом – отмечается пассивно-созерцательное отношение к психологу и его работе, в третьем – может иметь место неустойчивое, изменчивое отношение, вплоть до негативной реакции на требования и пожелания психотерапевта.

Реадаптация предполагает восстановительный процесс,

обеспечивающий больному полное приспособление к условиям жизни до того уровня, в котором он пребывал до болезни.

Психологическая защита – это механизм приспособления, запускаемый сознанием человека при столкновении с патогенной ситуацией.

Психологическая защита инвалида может быть полезной и способствовать противоборству с заболеванием, а может быть и вредной -попустительствовать заболеванию и препятствовать лечебно-профилактической деятельности.

Сущность психологической защиты состоит в перестройке как осознаваемых, так и неосознаваемых психологических установок, в изменении субъективной иерархии ценностей, т.е. в сдвигах, которые лишают значимости и тем самым обезвреживают то, что стало психологически травмирующим. Искусство социальной работы во многом определяется тем, способен ли специалист снять действие механизмов психологической защиты в процессе взаимодействия с инвалидом и сформировать с ним доверительные отношения. Поэтому процессуальная часть взаимодействия социального работника с инвалидами и больными предполагает учет следующих психологических обстоятельств:

в процессе общения с инвалидом необходимо улавливать малейшие оттенки его переживаний, проявлять душевную теплоту, мягкость и доброту, внимательно выслушивать страдающего человека и проявлять доброжелательность и заинтересованность;

постоянно эмпатировать, соучаствовать в переживаниях больного и не скрывать своих актуальных чувств и настроений по отношению к совместно переживаемым явлениям, постепенно продвигаясь к пониманию психотравмирующих факторов и ситуаций;

— общение целесообразно организовать так, чтобы обеспечить
взаимодействие с инвалидом один на один, стараться полноценно оценить
свойства его нервной деятельности (силу, подвижность и уравновешенность).

Эмоционально-волевая сфера инвалида проходит сложный процесс формирования в напряженных условиях диагностических, оперативно-лечебных и реабилитационных мероприятий и должна опираться на достоверную оценку потенциальных возможностей инвалида.

Рекомендуемые страницы:


Добавить комментарий

Закрыть меню