Психограмма и профессиограмма учителя

I. Профессиограмма педагога дополнительного образования.

Наименование профессии: педагог дополнительного образования.

Организация: МОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образованияназначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы.

Доминирующий способ мышления: адаптация – координация

Профессиональная область: педагогика, культура

По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ

Доминирующий интерес: социальный

Дополнительный интерес: артистический

Условия труда:

· В помещении, мобильный

· наличие рабочего места, класса для проведения занятий

· наличие залов для проведения различных мероприятий

Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:

психофизиологические:

— высокая вовлеченность и сосредоточенность

— физическа нагрузка

— высокая эмоциональная нагрузка

2. социально-психологические

— ответственность за жизнь детей

Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:

· социально-психологических механизмов взаимодействия людей;

· принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;

· о природо-, культуро- и социосообразности;

· индивидуально-психологических особенностях развития личности в социокультурном пространстве;

· условиях, способах, путях саморазвития личности ( в том числе профессионально-компетентный).

Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:

· умение проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;

· умение взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;

· умение анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием;

· умение осознанного использования технологий обучения и развития человека.

Функциональные обязанности:

Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.

1. Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.

2. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность

3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности

4. Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей

5. Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии

6. Оказывает консультативную помощь родителям ( лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции

7. Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях

8. Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы

9. Соблюдает правила внутреннего распорядка

10. Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства

Критерии успешности:

· Успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом

· Открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные

· Общий психологический комфорт в коллективе

· Составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ

Уровень руководства:

Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.

Психограмма

В соответствии с должностными обязанностями педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами:

Педагогическое мышление

Педагогическая рефлексия

Педагогическая наблюдательность

Педагогическая эрудиция

Когнитивные качества модальности:

зрительная – 4

слуховая-4

тактильная-4

обоняние-2

вкус-3

Внимание

устойчивость-4

концентрация-4

переключение-5 (обусловлено необходимой чувствительностью к поведению детей)

распределение-4

произвольное-4

Память

вербально-логическая-4

наглядно-образная-4

долговременная-4

кратковременная-5

оперативная-4

Мышление

вербальное-5 (работа предполагает вербальные контакты)

образное-5

продуктивное-3

репродуктивное-4

Личностные характеристики

Внимательность к индивидуальным вариантом психического развития ребенка

Педагогический оптимизм

Эмпатия

Стремление к саморазвитию

Стремление к познанию себя и других

Широта интересов и независимость взглядов

Способность эмоционально притягивать к себе людей

Повышенное чувство ответственности за свои слова и действия

Осознание границ своей компетентности

Общая эрудиция

Работоспособность

Стрессоустойчивость

Эмоциональная уравновешенность

Порядочность

Морально-нравственная чистоплотность.

Социально-психологические качества

Коммуникабельность, способность к сотрудничеству и работе в коллективе.

II. Исследование на профпригодность сотрудника МОУ ДОД «ЦДТ «Радуга», занимающего должность педагога дополнительного образования.

Психологическая пригодность к профессии – это свойство личности, о которой можно судить по двум критериям: успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом. Оба эти критерия относительны, а порой и субъективны. Тем не менее, только эти критерии позволяют подойти к психологической характеристике профессиональной пригодности. Отчет об исследовании.

Сотрудник: Л.И.

Возраст: 48 лет

Пол: женский

Образование: среднее профессиональное, специальность – художественная вышивка

Стаж работы в данной организации: 15 лет

Для определения профпригодности работника использовался метод наблюдения, анкетирование, методика ДДО и «Шкала оценки потребности в достижении».

Результаты исследования.

Работник Л.И. имеет стаж работы в учреждении дополнительного образования более 15 лет. Творческая личность, увлекается различными видами рукоделия.

Владеет профессиональными знаниями в области декоративно-прикладного творчества.

Обладает следующими деловыми качествами: дисциплинированность, ответственность, честность, добросовестность.

Личностные качества : Эмоциональная уравновешенность, порядочность,

морально-нравственная чистоплотность, педагогический оптимизм.

Успешно работает с детьми, умеет создать комфортный психологический климат в группе.

Данные теста ДДО показали наибольшее количество баллов по типу профессий «человек-человек» и » человек-художественный образ», что соответствует занимаемой в данный момент должности.

«Шкала оценки потребности в достижении» средний уровень потребности в достижении.

Заключение: Работник Л.И. может работать в должности педагога дополнительного образования.

Рекомендация: пройти дополнительные квалификационные педагогические курсы.

III. Социально-психологическое исследование коллектива МОУ ДОД “ЦДТ «Радуга».

Цели исследования: изучение психологической атмосферы коллектива, совместимости сотрудников.

Задачи исследования:

· Изучение сплоченности / разобщенности в коллективе

· Определение личностной направленности сотрудников

Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование

Исследуемый контингент : в исследовании приняли участие 9 человек, из них 7 женщин и 2 мужчин. Из числа опрошенных 30% имеют высшее образование, 70% — среднее- техническое. Средний стаж работы в данной организации составляет 11 лет.

Анализ результатов.

Социально-психологический климат наиболее целостная психологическая характеристика коллектива. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности коллективной профессиональной деятельности.

На основании анализа результатов использованных диагностических материалов можно отметить, что коллектив не представляет собой единой сплоченной команды, напротив, в нем царит атмосфера неопределенности, противоречивого и недоверчивого отношения сотрудников друг к другу в личном и профессиональном плане.

Несмотря на наличие в коллективе эмоционального лидера, среди сотрудников проявляется нежелание общаться с сослуживцами в сфере досуга.

Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – не знание особенностей членов коллектива». В этой части теста исследуемые показали наибольший процент неопределенности и противоречивости.

О неустойчивом эмоциональном уровне психологического климата в коллективе можно сделать вывод из того, что 60% тестируемых отметили климат в коллективе как очень благоприятный, остальные 40% считают, что достаточно часто в коллективе проявляются качества неблагоприятного психологического климата.

Анализ стиля управления показал, что сотрудники, принимавшие участие в исследовании, оценивают стиль управления директора как демократический. Но при этом выказывают высокую степень недоверия, т.к., зная, что директор не имеет специальных знаний о декоративно-прикладном, художественном творчестве, может принимать только управленческие решения, но не вмешиваться в творческий процесс.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Педагогическое мастерство»

на тему:

Профессиограмма и психограмма педагога

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. Профессиограмма педагога и ее содержание………………………..5
  2. Психограмма педагога……………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших категорий, которая, так или иначе касается каждого человека, является «профессия». Какую профессию получить? Какой статус в обществе гарантирует данная профессия? Имеются ли возможности творчества в профессиональной деятельности и общекультурного роста в рамках этой профессии? Обеспечивает ли она благосостояние? Эти и другие вопросы волновали и волнуют каждого человека.

Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать нелегко, а выбрать профессию тем более. Не только потому, что этот выбор часто делается один раз и на долгий период жизни. Но, что еще важнее, нужно верно соотнести свои личностные возможности с требованиями профессии.

Каждый, кто в свое время решал для себя вопрос «Кем быть?», задумывался, какое место в бесконечном ряду профессий занимает профессия учителя. Из избравших педагогическую профессию кто-то готовил себя к ней заранее, чувствуя, как говорят, призвание, кто-то пришел в нее в продолжении семейной традиции, кто-то руководствовался другими мотивами. Все, так или иначе, просчитывали «за» и «против» профессии учителя, но далеко не все, задумывались о личностном соответствии ее требованиям.

Профессия педагога является одной из наиболее древних в истории человечества. Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?

Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений.

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.

Таким образом, цель данного реферата – раскрыть понятие профессиограмма и ее составляющие, т.е. психограмма, и описать, что входит в их содержание.

Профессиограмма педагога и ее содержание

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста в данной области. Профессиограмма описывает конкретный вид деятельности с целью ее последующей оптимизации, направленной на все вместе или какие-либо отдельные элементы труда: субъект труда, объект, условия. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, психологических качествах, требуемых от специалиста в данной области.

Профессиограмма – научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Первые профессиограммы педагога были составлены еще в 20 – 30-е годы XX в. С целью определения перечня качеств, предъявляемых к специалисту – педагогу. В одной из первых профессиограмм педагога названо 18 качеств. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В. А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Профессиограмма включает два основных компонента: “трудограмму” (характеристики объективных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возможные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии.

“Трудограмма” представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

— описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

— распространенность профессии ;

— описание предмета труда в данной профессии;

— перечень необходимых профессиональных знаний;

— описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

— описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда;

— описание условий труда;

— организацию и кооперацию труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

— характеристику продукта труда (или его результата);

— перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

— права и обязанности представителя данной профессии;

— характеристику позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

— характеристику негативных сторон профессии, как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания “трудограммы” – одной из составляющих психограммы, можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, зачастую весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкретной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание отдельных ее сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма учителя должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Педагогическая профессия включает в себя широкий класс специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по средствам обучения, которые зависят от специфики преподаваемого предмета. К особенностям объекта воздействия относятся прежде всего возрастные особенности обучаемых, также имеет значение их социальный статус и специфика образовательного учреждения.

2. Объем знаний, умений и навыков учителя. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке педагога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня. Содержательная сторона профессиограммы педагога включает:

— Свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя.

— Требования к психолого-педагогической подготовке учителя.

— Объем и состав специальной подготовки.

— Содержание методической подготовки по специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности.

Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога являются постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности. Профессиограмма педагога должна включать полное описание профессиональных вредностей и описание индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог.

6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у педагога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства педагогов, можно сказать, что у педагога не остается вообще никаких стимулов к осуществлению его профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, умение готовить подрастающее поколение к жизни в будущем, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

Добавить комментарий

Закрыть меню