Психофизиологические особенности человека

Психофизиологические характеристики человека

Важнейшее значение для безопасности имеет психологическое состояние оператора. Психология безопасности труда изучает психологические процессы, психологические свойства, формы психологических состояний, наблюдаемых в трудовой деятельности (Эргономические..,2005).

Исследователи, занимающиеся вопросами психологии безопасности труда, отмечают, что на надёжность человека, принимающего решения, влияют такие факторы, как:

1 – Привлекательность труда (мотивационный фактор): несоответствие выполняемых обязанностей способностям человека, высокая степень риска могут снизить активность и отрицательно влиять на принятие решений в экстремальной ситуации;

2 – Ссоры или конфликты на рабочих местах могут привести к развитию аффектных состояний (взрыву эмоций) вследствие чего человек может совершать неадекватные действия;

3 – Негативное влияние оказывает бытовой алкоголизм и особенно посталкогольная астения (похмелье), которые снижают работоспособность, ведут к снижению скорости реакций и нарушению координации движений;

4 – Значительное влияние на работоспособность человека оказывает стресс, под которым понимают состояние организма, возникающее под воздействием чрезвычайных ситуаций или хронических раздражителей, приводящих к напряжению адаптационных механизмов организма (Селье Г., 1960; Селье Г., 1982);

5 – Интенсификация психической деятельности, обусловленная увеличением объема и разнообразия информации, увеличение ответственности за принятие решений приводит к повышению уровня психической напряжённости (Захарченко М.П. и др., 1995). Считается, что для сохранения работоспособности в течение длительного времени (например, смены) нормальная нагрузка оператора не должна превышать 40-60% максимально допустимой;


6 – Фактор усталости является причиной многих аварий. Усталость развивается при превышении продолжительности работы сверх установленных норм, при нарушении режима труда и отдыха, при монотонности выполняемых операций, при неудобной рабочей позе и др.

Выполняя мышечную или умственную работу в процессе трудовой деятельности, человек затрачивает энергию мозга, нервов и мускулов, при этом в его организме происходят сложные нервно-психические и физиологические процессы. При физических перегрузках, при однообразии и монотонности трудового процесса, при нервных перенапряжениях и стрессовых возбуждениях, при воздействии на человека неблагоприятных внешних условий снижается его работоспособность, повышается утомляемость, снижение качества выполняемой работы. Утомление и стрессовые нагрузки часто приводят к неправильным действиям, конечным результатом которых может быть авария.

Существует ряд объективных показателей физиологических функций организма, по которым оценивают тяжесть и напряженность работы. К таким показателям относятся средняя величина энергозатрат, средняя частота пульса, мышечная выносливость, температура тела, объем оперативной памяти, простые и сложные моторные реакции на сигналы различных раздражителей (например, зрительно-моторные), концентрация внимания и другие.

Энергетические затраты организма в покое и выполнении определенной работы вычисляют по объёму потребляемого кислорода. Энергетические затраты в покое составляют от 65 до 100 Дж/с (54-86 ккал/ч).

Характеристики сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются важными показателями физиологического состояния организма. В нормальном состоянии у здорового человека частота пульса составляет 60-64 удара в минуту, при физических нагрузках может достигать 200 ударов. При этом минутный объем сердца в покое составляет 3-4 л/мин, а при интенсивной нагрузке может достигать 30-35 л/мин. Артериальное давление в норме составляет 120 на 80 мм. рт. ст., при работе у здорового человека может увеличиваться на 70-80 мм. рт. ст. Легочная вентиляция в покое составляет6-8 л/мин, при работе может доходить до 100 л/мин. Частоты дыхания в покое составляет 14-18 вдохов в минуту, а при работе доходит до 30-40 вдохов.

Основными анализаторами, с помощью которых человек получает информацию из окружающей среды являются: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, кинестатический, температурный и вестибулярный. В табл. 2.15 приведены характеристики основных анализаторов человека.

С помощью анализаторов человек ощущает и различает тот или иной сигнал. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения, носит название абсолютного нижнего порога, а максимально допустимая – название верхнего порога чувствительности, сигналы, величина которых меньше нижнего порога не воспринимаются, а сигналы, превышающие верхний порог вызывают болевые ощущения. Интервал между нижним и верхним порогами называется диапазоном чувствительности анализатора.

Дифференциальный порог представляет минимальное различие между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее заметное различие ощущений.

Оперативный порог различия между сигналами в 10 – 15 раз больше дифференциального и соответствует такой величине различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог имеет очень важное значений при проектировании систем «человек-машина» и при учете факторов влияния внешнего воздействия на реакции человека в процессе работы.

Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Раздражителем зрительного анализатора является световая энергия, а рецептором глаз. Диапазон чувствительности зрительного анализатора от 10-6 до 106 кд/м2 . Наилучшие условия для работы при условиях адаптирующей яркости от нескольких десятков до нескольких сотен кд/м2. Человек воспринимает освещённость предмета, которая измеряется в люксах.

Табл. 2.15

Характеристики основных анализаторов человека

Анализатор Абсолютный порог Дифференциальный порог Степень использования в технических системах
Единицы измерения Примерная величина Единицы измерения Измеряемая величина
Зрительный кд/м2, лк 10-6 ÷ 106 4·10-9 ÷ 103 лк 1% от исходной интенсивности
Слуховой н/м2 (Паскаль) 4·10-9 ÷ 200 дБ 0,3 ÷ 0,7
Тактильный мг/мм2 3 ÷ 300 мг/мм2 7% от исходной интенсивности
Вкусовой мг/л 10 ÷ 104 мг/л 20% от исходной концентрации
Обонятельный мг/л 0.001 ÷ 1 мг/л 16 ÷ 50% от исх. концентрации концентрации
Кинестатический кГ кГ 2,5 ÷ 9% от исх. величины
Темперытурный ОС – 30 ÷ 80 ОС 2,5 ÷ 9% от исх. величины
Вестибулярный м/с2 0,1 ÷ 0.12

Диапазон от 4·10-9 до 103 лк. Видимость предметов определяется контрастом их по отношению к фону. Оптимальная величина контраста считается равной 0,6 – 0,95. Работа при прямом контрасте считается более благоприятной.

Пространственные характеристики зрительного анализатора определяются воспринимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в пространстве. Остротой зрения называется способность глаза различать мелкие детали предметов. Они определяются величиной, обратной тому минимальному размеру предмета, при котором глаз его различает. Угол зрения равный 1′, соответствует единице остроты зрения. Оперативный порог остроты зрения составляет 15′, при этом острота зрения зависит от уровня освещённости, расстояния до рассматриваемого предмета и его положения относительно наблюдателя. Наиболее чёткое различение деталей имеет место в зоне центрального зрения (примерно 10О). В зоне ясного видения (30 – 35О) опознаются предметы без различения мелких деталей – при неподвижном глазе, В зоне периферического зрения (75 – 90О), при неподвижном глазе, предметы обнаруживаются, но не распознаются.

Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения.

Латентный период – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения, т.е. период зрительной реакции для большинства людей лежит в пределах 160 – 240 мс. Если же человек должен реагировать на дискретно появляющиеся сигналы, то период их следования должен быть не меньше времени сохранения ощущения и составляет
0,2 – 0,5 с.

Критической частотой мельканий называется та минимальная частота появления изображений, при которой возникает их слитное восприятие. Она зависит от яркости, размеров и конфигурации предмета. При обычных условиях она лежит в пределах 15 – 25 Гц.

Временные характеристики зрения определяют также восприятие движущихся объектов. Минимальная скорость движения, которая может быть замечена глазом, зависит от наличия в поле зрения фиксированной точки отсчета. При наличии такой точки абсолютный порог восприятия скорости равен 1 – 2 угл. мин/с. Если такая точка отсутствует – 15 – 30 угл. мин/с.

Для некоторых видов трудовой деятельности (операторов пультов управления в системах «человек-машина») процесс восприятия состоит в информационном поиске тех или иных символов. При этом средняя длительность зрительной фиксации в различных задачах поиска характеризуется следующими данными: чтение буквы или цифры – 310 мс, поиск условных знаков – 300 мс, поиск простых геометрических фигур – 200 мс, фиксация загорания или погасания индикатора – 280 мс. Информационное поле оператора, с точки зрения минимизации поиска, должно быть ограничено зоной ясного видения – примерно 10О и в эту зону должно попадать не более чем 4 – 8 предметов различения.

Слуховой аппарат человека воспринимает звуки в диапазоне частот от 15 Гц до 20 кГц. Порог слышимости Ро на частоте 2000 Гц соответствует звуковому давлению 2·10-5 Па., а порог Рбо болевого ощущения – 2·102 Па. Звуковой анализатор различает относительную громкость звуков. Поэтому громкость звука измеряют в децибелах – дБ. Порог слышимости принят за уровень отсчета громкости и соответствует 0 дБ. Порог болевого ощущения

дБ.

Дифференциальный порог зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты. В пределах среднечастотного участка (1000 – 4000 Гц) величина дифференциального порога составляет примерно 0,1 от исходной интенсивности.

Различение по частоте при интенсивности звука выше 30 дБ в диапазоне частот от60 до 2000 Гц составляет 2 – 3 Гц. В диапазоне более высоких частот дифференциация звуков по частоте затрудняется. При достаточно высокой интенсивности (более 30 дБ) и частоте более 1000Гц слуховое ощущение возникает уже при длительности звука 1 мс, но она воспринимается как щелчок. При меньшей интенсивности временной порог растет и при 10 дБ на той же частоте составляет 50 мс. Другие анализаторы в практике построения систем «человек-машина» практически не используются, поэтому мы их не рассматриваем. Восприятие и понимание речевых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи. Оптимальным считается темп 120 слов в минуту. Сообщения хорошо воспринимаются при темпе 160 слов в минуту. Чтобы речевые звуки были понятными, их интенсивность должна превышать интенсивность шумов примерно на 6 дБ.

При проектировании систем «человек-машина» учитывают также антропометрические характеристики операторов, к которым относятся размеры и пропорции человеческого тела. Очень важно, чтобы рабочее место, его освещенность, окраска, расположение приборов и элементов управления были спроектированы в гармонии с антропометрическими параметрами оператора, такими как высота тела, длина вытянутой руки, высота глаз, высота колен, длина вытянутой ноги и др. Обычно проектировщики используют среднестатистические данные для населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Организационное поведение – это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на эффективность функционирования организации.

Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Другим свойством личности является активная деятельность, направленная на познавание и преобразование окружающего мира. И третье свойство личности заключается в устойчивости, что позволяет прогнозировать поведение человека.

Термин «психофизиологические» означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и так далее. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Черты личности формируются под влиянием многих факторов. Природные свойства: Физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие.

Социальные факторы: Роли, статус, образование, опыт, привычки, круг общения.

Хорошее знание и понимание руководителем черт личности способствуют успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него.

Свойства личности:

  1. темперамент;
  2. характер;
  3. способности;

Темперамент – индивидуально психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведение.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, характеризующие собой типы высшей нервной деятельности людей, являются физиологической основой их темпераментов. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в поведении, в деятельности человека. Проявление сильного уравновешенного быстрого типа нервной деятельности –– сангвинический темперамент. Особенности нервной деятельности сильного уравновешенного медленного типа — это физиологическая основа флегматического темперамента. Сильный неуравновешенный тип нервной деятельности соответствует холерическому, а слабый тип — меланхолическому темпераменту.

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип высшей нервной деятельности и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, работоспособность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип высшей нервной деятельности и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща повышенная активность с преобладанием возбуждения, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций.

Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип высшей нервной деятельности и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Отличаются сниженной активностью, высокой выносливостью, работоспособностью, ровным поведением, выдержкой, верностью, преданностью, постоянством. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип высшей нервной деятельности и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

При любом типе высшей нервной деятельности, при любом темпераменте возможно развить все общественно необходимые свойства личности. Нельзя одни типы темперамента оценивать положительно, другие отрицательно. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Если у холерика легче, чем у флегматика, выработать быстроту и энергию действий, то у флегматика легче, чем у холерика, выработать выдержку и хладнокровие. Живость и отзывчивость сангвиника, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика, энергия холерика, глубина и устойчивость чувств меланхолика — все это примеры ценных качеств различных темпераментов. Вместе с тем при любом темпераменте имеется опасность развития нежелательных свойств личности. В определенных условиях сангвинический темперамент может привести к склонности «разбрасываться»; флегматический — может обусловить некоторую вялость, безучастность к окружающему; холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким; при наличии черт меланхолического темперамента может выработаться наклонность целиком погружаться в собственные переживания, чрезмерная замкнутость. Осознание положительных и отрицательных сторон темперамента и выработка умения управлять ими составляют одну из важных задач воспитания.

Особенности темперамента сказываются, как мы отмечали, и в особенностях умственной работы. Однако тот или другой темперамент, придавая своеобразие манере («стилю») умственной работы, отнюдь не предопределяет возможностей умственного развития человека. Особенности темперамента, требуя индивидуального подхода к человеку, могут обусловить лишь пути и способы умственного развития, но не уровень достижений.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Среди выдающихся людей в любой области можно найти представителей разных темпераментов. Среди крупнейших русских писателей, например, мы можем отметить у Пушкина яркие черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Гоголя — меланхолического, у Крылова — флегматического.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство — характер.

Характер – совокупность существенных устойчивых психических свойств человека, которые проявляются в его отношении к действительности и накладывают отпечаток на поведение и поступки.

Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие. Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

Становление характера человека как свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность.

В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют:

1.по отношению: к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист;

2.по силе – сильный и слабый;

3..по эмоциональным чертам– уравновешенный и неуравновешенный и т.д.

Не менее важными чертами характера, раскрывающими его особенности, также являются показатели его направленности, инициативности, творчества, ответственности, этичности и ряд других.

Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.

Способности – совокупность устойчивых свойств, которая служит условием успеха в данной деятельности, устанавливает пригодность человека к ней и обеспечивает надлежащий уровень ее исполнения.

Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека, теоретические и практические, учебные и творческие, способности к общению и предметно — деятельностные способности.

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в процессе психофизиологического отбора, направленного на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, профессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям какой-либо деятельности.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что психофизиологические качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно учитывать.

Добавить комментарий

Закрыть меню