Психика по леонтьеву

План.

1.Формы поведения животных.

2 Отличие психики человека от животных.

1. У животных известны 3 основных формы поведения, как средства приспособления к окружающему миру:

1. Инстинкты – сложные врождённые действия животных, с помощью которых они удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой цепь безусловных рефлексов (сезонные перелёты птиц, постройка гнёзд, запас пищи на зиму, спячка и т.д.); инстинкты бывают очень сложными (постройка сот пчелами, жилищ бобрами, жизнь муравьев) однако, не смотря на сложность, в инстинктах животных и насекомых, нет разума (гагарка высиживает камни). Инстинкты ест и у человека, но у него они контролируются сознанием.

2. Навык – способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений (действия животных в цирке). Физиологически в основе навыка лежит система условных рефлексов (приобретенных).

Навык – более гибкая форма поведения, однако и в нем нет разума (дрессированная собака).

3. Интеллектуальное поведение – простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами.

2. Развитие психики человека коренным образом отличается от пути развития животных: во-первых, у человека есть речь разум и абстрактное мышление; во-вторых, благодаря речи человек может планировать свои действия; в-третьих, человек изготавливает, хранит и использует орудия труда; в-четвертых, человек способен воспринимать опыт других людей и прошлых поколений.

Существует гипотеза, что человек произошел от обезьяны, и как писал Энгельс сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились теми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий.

Согласно учению Дарвина природные условия изменили способ передвижения обезьян – передние конечности освободились от передвижения и стали постепенно участвовать в трудовых операциях.

Главным отличием человека от животного и является трудовая деятельность.

Животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, а человек своим трудом активно воздействует на природу, преобразует ее для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда требовал от людей коллективного сотрудничества, а коллективный труд возможен лишь, при том условии, что каждый будет знать общую цель труда, роль каждого члена коллектива и согласованно выполнять отдельные трудовые операции. Для этого людям необходимо обращаться, воздействовать друг на друга. В результате не развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась для произношения членораздельных звуков.

Начала складываться особая форма сигнализации – звуковой язык – средство общения между людьми.

Таким образом, шло развитие сознания человека.

Сознание – высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ1

Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных.

Если окинуть единым взглядом путь, который проходит это разви­тие, то отчетливо выступают ᴇᴦο основные стадии и основные управляю­щие им закономерности.

Развитие психики животных происходит в процессе их биологичес­кой эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая но­вая ступень психологического развития им^ет в своей базе переход к новым внешним условиям существования ясивотных и новый шаг в ус­ложнении их физической организации.

Так, приспособление к более сложной, вещно оформленной среде при­водит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и спе­циальных органов — органов чувствительности. На этой базе и возника­ет элементарная сенсорная психика — способность отражения отдельных свойств среды.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает пси­хическое отражение животными целостных йещей, возникает перцептив­ная психика.

Наконец, ещё большее усложнение условий существования, приводя­щее к развитию ещё более совершенных органов восприятия и действия и ещё более совершенного мозга, создает у животных возможность чув­ственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде пред­метных ʼʼситуацийʼʼ.

Мы видим, таким образом, что развитие психики определяется не­обходимостью приспособления животных к среде и что психическое от-

1Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2-е изд. М.˸ Изд-во Моск.

ун-та, 1981. С. 261—264.

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных 375

ражение является функцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления. Нужно при этом особенно подчерк­нуть, что психическое отражение отнюдь не представляет собой только ʼʼчисто субъективноеʼʼ, побочное явление, не имеющее реального значения в жизни животных, в их борьбе за существование. Напротив, как мы уже говорили, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.

Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов — органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит харак­тер этой функции? Чем она определяется? Почему в одних условиях эта функция выражается, например, в отражении отдельных свойств, а в дру­гих — в отражении целостных вещей?

Мы нашли, что это зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим ᴇᴦο ми­ром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных меняет свое строение, свою, так сказать, ʼʼанатомиюʼʼ. Это и создает необ­ходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения. Коротко мы могли бы выразить это так˸ каково объективное строение деятельно­сти животного, такова и форма отражения им действительности.

Развитие психики человека и животных

Существует множество гипотез появления жизни на Земле.

Идеалистическое понимание природы и проявления психики.

Идеализм – древнейшее философское учение об идеальном, духовном основании мира. Согласно этой философской концепции «высшее» начало бытия – мировое или индивидуальное, личностное сознание. Природа, материя считается «низшим». В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Божественное происхождение жизни на Земле (Аристотель, Н. Бердяев, Е. Трубецкой, В.С. Соловьев). Аристотель в трактате «О душе» отрицал, что душа – это вещество. В то же время он не рассматривал душу в отрыве от материи, как пифагорейцы, Платон и Сократ. Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия. В его интерпретации души соединились идеалистические и материалистические воззрения.

По мнению В.С. Соловьева, «жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем. Мы с одинаковым правом говорим и о жизни Божественной и о жизни человеческой, и о жизни природы. Вечный Бог вечно осуществляет Себя, осуществляя Свое содержание, т.е. осуществляя все. Множественность, сведенная к единству, есть целое. Реальное целое есть живой организм. Бог как сущее, осуществляя свое содержание, как единое, заключающее в себе всю множественность, есть живой организм».

Е.Н.

Трубецкой писал, что в христианской религии человек, соединяясь с Богом, не растворяется в нем, а наоборот, восстанавливает нарушенную целостность своего существа, достигая полноты и совершенства своей человеческой жизни.

Космическое происхождение жизни на Земле.

Космос – понятие, впервые введенное Пифагором для обозначения единства мира в противоположность хаосу. Главным свойством космоса считалась гармония сфер. В истории философской мысли использование этого понятия вело либо к признанию роли творца (демиурга), либо к обожествлению самого космоса в виде пантеизма или космотеизма. Согласно философскому учению пантеизму,человек един с природой, в которой космос сливался с Божеством, а человек – с космосом. Мироздание мыслилось по типу одушевленного организма, живой частицей которого является человеческое тело с присущими ему психическими свойствами. Выдающиеся мыслители этого направления — П. Помпонацци, Б. Телезио, Леонардо да Винчи.

Материалистическое понимание психики.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении им «картины мира», саморегуляции поведения и деятельности. Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 млрд. лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизведению и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству. В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразие форм отражения, начиная от раздражимости (способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения) и кончая более высокими формами отражения — ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни.

Элементарное поведение низшего организма регулируется биологическими закономерностями, согласно которым реакции организма совершаются в смысле приспособления — основного типа биологического соотношения всякого животного организма со средой.

Усложнение психики и увеличение приспособительных возможностей прямо связано с развитием в ходе эволюции нервной системы. Существует прямая зависимость между уровнем развития нервной системы живого существа и сложностью его взаимодействия с внешним миром. Нервная система прошла в своем развитии путь от сети, волокна, которой соединяются чувствительные клетки с сократительной тканью, до сверхсложной структуры мозга современного человека. Наиболее древней является сетевидная нервнаясистема. Этот тип нервной системы имеют кишечнополостные животные, например, гидра. Возбуждение распространяется по нервной системе гидры во всех направлениях.

Более сложная нервная система – узловая. Нервные узлы располагаются в основном на головном конце тела животного. Эта система есть у плоских червей. Возбуждение передается в определенном направлении. Это дает выигрыш в быстроте и точности ответных реакций.

Наиболее сложным уровнем развития нервной системы является мозг – объединение многих слившихся нервных узлов. У млекопитающих он достигает высокого уровня развития. Наивысший уровень развития – у человека.

На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними и внутренними моментами, но на различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими, раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение, различно. Чем выше уровень развития поведения, тем большую роль играют внутренние условия.

Тропизмы — вынужденные реакции организма под воздействием физико-химических раздражителей. Общую теорию тропизмов развил Ж. Лёб, исходя из исследований Ж.фон Сакса о тропизме растений.

Различают: фототропизм — тенденция живого организма двигаться под воздействием света; термотропизм — тенденция двигаться под воздействием тепла; хемотропизм — тенденция избирать определенную физико-химическую среду; топотропизм — тенденция к движению под воздействием механического раздражителя.

Наличием тропизмов, которые способствуют саморегулированию, исчерпывается биологическая форма отражения растений.

Различают три основные формы поведения животных:

Инстинкты — форма генетически обусловленного поведения. В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности. Различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей структуры.

Уже на ранних ступенях развития, как показывают наблюдения за поведением животных, встречаются индивидуально-изменчивые формы поведения. Навык — автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Характер навыка существенно зависит от характера восприятия, от того, как в восприятии дифференцируются и генерализуются те условия, с которыми в навыке связывается соответствующее действие. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных.

Таблица 2.

Рекомендуемые страницы:

Теория происхождения психики. А.Н. Леонтьев.

Живая материя даже в начальных простейших формах существенно отличается от неживой материи характером взаимодействий с ней. В неживой природе взаимодействие одного объекта с другим способствует его разрушению или превращению в нечто другое. Пример, взаимодействие воды и металлов приводит к коррозии и разрушению металла.

С появлением живой материи характер взаимодействия этого живого организма с окружающей неживой природой изменился, дабы сохранить жизнь. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе взаимодействия.

Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости.

Раздражимость возникла у живых организмов до появления психики. Раздражимость имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни (одноклеточные). Раздражимость – это промежуточный этап между растительным и животным миром.

Раздражимость – это форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма. Условия жизни при раздражимости: организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности. При раздражимости происходит отражение только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит существование организма. Такие воздействия называются биотическими.

Биотические воздействия – это воздействия, которые необходимы для минимального поддержания жизни организма.

То есть у организмов, у которых только присутствует раздражимость, происходит реакция только на биотические воздействия.

Такие реакции называются тропизмами.

Тропизмы — это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примеры тропизмов: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней растений в землю (геотропизм) и т.д.

Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия.

Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных способностей, к переходу от тропизмов к более сложному поведению. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологических раздражителей.

Абиотические раздражители — раздражители, которые непосредственно не поддерживают жизнь, но сигнализируют появления биотических раздражителей.

Новая форма отражения получила название чувствительность.

Чувствительность – это способность организма реагировать на абиотические раздражители.

С появлением чувствительности, по А.Н. Леонтьеву, появилась и психика живых существ. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни.

Чувствительность, по А.Н. Леонтьеву, является критерием появления психики.

Психика – активное отражение объективной окружающей действительности и саморегуляции своего поведения на этой основе.

Зародившись, психика проходит ряд этапов своего развития (смотреть снизу вверх):

Рис. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

I стадия На стадии элементарной чувствительности (психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). (жгутиковые, губки,простейшие, кишечнополостные, многоклеточные беспозвоночные и некоторые виды позвоночных)

II стадияНа стадии предметного восприятия (перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения. (большинство позвоночных животных; все млекопитающие)

III стадия На стадии интеллекта возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. (человекоподобные обезьяны)

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный).

Психика, в своем наивысшем развитии, становится сознанием.

Сознание – наивысшая форма развития психики.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2158 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


v Стадия элементарной сенсорной психики

Животные обладают зачатками психики, обнаруживая элементарные формы

индивидуального научения.

v Стадия перцептивной (воспринимающей) психики

На этой стадии характерно не только ощущение, но и целостные образы объектов.

v Стадия интеллекта

Это стадия ручного мышления. Кёлер, долгое время изучавший эту стадию, считал, что главный признак, который отличает поведение животных от всœех остальных

v Инстинкты. Фактор, сближающий животных и человека — высокий интеллект. Операции формируются у них не постепенно, путем проб и ошибок, а возникают внезапно. Животные запоминают решение раз и навсœегда. Фабри считал, что стадия интеллекта относится к стадии развития перцептивной психики.

8.Основные функции психики.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделœе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. При этом ни в одном учебнике психологии вы не найдете на негр прямого ответа͵ потому что на самом делœе это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. К примеру, в случае если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то, как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целœесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить всœе функции психики, крайне важно перечислить всœе формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды.

С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и, по сути, являются элементами интегративной функции психики, которая состоит в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

9.Обеспечение адаптации к условиям внешней среды — интегративная функция психики.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определœенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации состоит в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации, прежде всœего, обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. По этой причине мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определœенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

10. Общие проблемы происхождения психики человека

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителœем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное).

Эти два начала развиваются параллельно и в определœенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т.д. Сегодня еще нет однозначного ответа на данный вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определœенная взаимосвязь между биологическим и психическим. к примеру, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата ʼʼискусственная почкаʼʼ сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида.

Добавить комментарий

Закрыть меню