Проведение ревизии на предприятии

Сущность ревизии, цель и задачи

Ревизии- это система обязательных контрольных действий по документльным и фактическим проверкам законности и обоснованности совершения в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бу и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера, а также иных лиц на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за нарушения.

Цель ревизии- это осуществление контроля над соблюдением законодательства при осуществлении организацией хоз и фин операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с требованиями и нормами.

Ревизор- это должностное лицо в контрольно- ревизионном аппарате, которое в соответствии с заданиями должно проводить ревизию, проверять выполнение мероприятий и оказания помощи по предупреждению недостач и потерь.

Основной задачей ревизии является проверка фин-хоз деятельности организации по следующим направлениям:

А)соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам. Б)обоснованность расчетов сметным значениям. В)исполнение смет расходов.Д)обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей. Е)соблюдение финансовой дисциплины и прав ведения бух учета и составления отчетности. Ж)полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. З)операции связанные с инвестициями. И)формирование финансовых результатов и их распределение.

Объекты ревизии- это все органы и учреждения РФ, гос внебюджетные фонды, а также органы местного управления, организации, банки, страховые компании и др,

2. Основания и периодичность проведения ревизии

Комплексные ревизии и тематические проверки поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти на предприятии и учреждениях использующих средства федерального бюджета должны проводится не реже 1 раза в год.

Основанием для проведения ревизии служит мотивированное постановлением которое издается за 3-5 дней до начала ревизии и должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверенный период, наименование проверенной организации, ФИО руководителя, должность и подписи лиц выдавших данное постановление.

Сроки проведения ревизии и состав ревизионных групп определяются с учетом объема предстоящих работ, но сроки проведения ревизии не могут превышать 45 календарных дней. Продлить срок может только руководитель контрольно- ревизионного органа.

Основанием для продления срока ревизии могут быть следующие причины:

1)проведение ревизии за время превышающем 1 год.

2)изменение программы ревизий в ходе ее осуществления.

3)необходимость проведения сплошной проверки в хозяйственных операциях с целью установления полного размера причин материального ущерба.

4)болезнь ревизора на срок более 1 месяца.

Каждая ревизия должна охватывать период начинающегося со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающаяся датой начала планируемой ревизии.

Планирование контрольно-ревизионной работы

Контрольно- ревизионные службы составляют перспективные и текущие планы, которые различаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на 5 и более лет, и включают в себя мероприятия по организации КРР, ее совершение, подготовку и повышение квалификации кадров и разработке нормативных справочных материалов.

Текущий план составляется на предстоящий календарный год и включающий в себя перечень работ связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Текущие планы более детализированы и состоят из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки.

К годовому плану прилагаются график отпусков, список рабочих направленных на курсы повышения квалификации, план проведения семинаров и совещаний.

Годовые планы визируются руководителем КР службы. На основании годовых планов КРР каждым работником КР аппарата разрабатывается индивидуальный план работы на предстоящий период в котором указывается виды работ подлежащих выполнению в этом периоде, даты и сроки их выполнения и фамилии исполнителей.

При планировании КРР необходимо предусматривать равномерную загрузку работников. В среднем на 1 ревизора планируется около 8 ревизий, это 2/3 рабочего времени, остальное время отводится на подготовку к ревизиям, учебу и участие в семинарах.

Планирование и подготовка к проведению ревизии

Проведение ревизии предшествует тщательная подготовка в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законные и нормативные правовые акты, а также имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистические данные, материалы предыдущих ревизий и тематических проверок и др.информации характеризующею работу и финансовое состояние ревизуемого предприятия.

В ходе ознакомления с данными КР работники получают предоставления о размере и характере хоз деятельности организации и т.д..

Для этих целей каждому работнику КР аппарата рекомендуется вести свою рабочую тетрадь в которой в произвольной форме записываются необходимые данные о деятельности организации.

Независимо от того включается или нет в план КРР те или иные ревизии должны проводится внезапно. Для этого не рекомендуется преждевременно оглашать планирование КРР.

Ознакомление КРР с предстоящим решением о проведении ревизии должно предшествоваться дате начала этой ревизии.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой. Она включает тему, период, который должна охватывать ревизия, перечень основных объектов подлежащих ревизии.

Программа ревизии утверждается руководителем КР органа.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с программой ревизии и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения документов может быть дополнена и изменена.

Исходя из программы ревизии и записей сделанных в рабочей тетради разрабатывается план ведения ревизии, который включает в себя перечень предоставленных работ в хронологическом порядке и приемы и способы их выполнения. После осуществления подготовки мер ревизионная группа выезжает в проверяемую организацию для непосредственного проведения ревизии.

Организация проведения ревизии

Ревизии проводятся в соответствии с планами работы контрольно-ревизионных органов и министерств по мотивированным постановлениям, требованиям ревизионных органов.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соотв органом гос власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии состоит из темы, периода, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соотв с действующим законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

Выделенные руководителем ревизионной группы ревизоры включаются в состав инвентаризационной комиссии и контролируют её работу.

Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в производство, взятие проб и образцов на исследование, а также при других аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально ответственных лиц.

При отсутствии или запущенности б/у в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соотв акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении б/у в ревизуемой организации.

Оформление результатов ревизии. Структура и содержание акта ревизии.

Акт ревизиисчитается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юр силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления.
Акт ревизии должен быть написан просто, ясно, деловым языком.
Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей.
Вводнаячасть акта содержит след информацию:
— наименование темы ревизии;
— дату и место составления акта ревизии;
— кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
— проверяемый период и сроки проведения ревизии;
-полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
-сведения об учредителях;
— основные цели и виды деятельности организации;
— имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях;
-кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто является глав бухом;
— кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений. Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необхо­димую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть актаревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. м/б выделены след разделы (построение этой части строго не регламентируется):
— Денежные средства, кассовые и банковские операции.

Расчетные и кредитные операции.
— Производство и реализация продукции.
— Основные средства.
— ТМЦ.
— Труд и з/п.
— Затраты производства и себестоимость.
— Прибыль, фонды и резервы.
— Инвестиции.
— Б/у, отчетность и внутрихоз контроль.
— Выполнение решений по результатам предыдущей ревизии.
— Приложения к акту.
В акт ревизии должны включаться всесторонне проверенные и документально обоснованные факты нарушений, злоупотреблений, бесхозяйственности, порчи и недостач, излишнего списания материальных ценностей и т.д. Все записи в акте должны быть бесспорными, точными и неопровержимыми.
Акт составляется, в трех экземплярах. Один экземпляр оформленного акта ревизии вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения. Другой — направляется руководителю организации, назначившей ревизию, а третий — остается в делах контрольно-ревизионного отдела. Все приложения к основному акту ревизии нумеруются: в конце акта необходимо перечислить все приложения к нему.
Для ознакомления с актом ревизии отводится 5 рабочих дней. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии.
Руководитель ревизионной группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные замечания.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизуемой группы в конце акта проводит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
Материалы каждой ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации. На последней странице акта ревизии руководителем контрольно-ревизионного органа либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: «Материалы ревизии приняты», указывается дата и им подписывается.

32. Итоги ревизии и материальная ответственность работников организации.

Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами встречных проверок и процедур фактического контроля.

Материальная ответственность — это основанная на нормах трудового права обязанность работника возместить ущерб, причиненный организации, в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность может существовать одновременно уголовной, административной и дисциплинарной. За одно и то же нарушение на работника м/б возложена материальная, а также уголовная и административная ответственность.

Вопросы материальной ответственности регулируются ТК РФ.

Ограниченная материальная ответственность — в пределах среднего месячного заработка, а средний месячный заработок исчисляется исходя из расчета последних трех календарных месяцев работы лица, причинившего ущерб.

Полная материальная ответственность означает обязанность возместить ущерб в полном размере. В ст.243 ТК РФ приведен перечень случаев полной материальной ответственности за причиненный работодателю ущерб. Ст. 277 ТК РФ определяет полную материальную ответственность руководителя организации за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

К полной материальной ответственности за ущерб работник м/б привлечен:

-В случае административного правонарушения;

-В случае разглашения сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную тайну.

Коллективная материальная ответственность — при невозможности разграничить ответственность каждого. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

Полная материальная ответственность работника наступает в том случае, если с ним заключен договор в письменной форме о полной материальной ответственности (дополнительно к трудовому договору).

Договор о полной материальной ответственности м/б заключен только с работником, достигшим 18 лет.

Возмещение ущерба. Ст.138 ТК РФ определен такой порядок материального ущерба — 20% от месячного заработка. Разрешение удерживать у работника 50% может принять суд. В порядке исключения ТК РФ разрешает удерживать 70% з/п, если ущерб причинен в результате преступления. Нельзя производить удержание и возмещение ущерба с той части з/п, которая начислена ему за работу с вредными условиями труда.

Допускается рассрочка платежа на основе письменного обязательства работника с указанием в нем конкретных сроков платежей. Не погашенная в срок задолженность взыскивается в судебном порядке.

33. Организация контрольно-ревизионной работы, ее состояние и перспективы развития в условиях разных форм собственности.

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы значительно возрастает, поскольку борьба с экономической преступностью невозможна без участия профессионально и компетентно подготовленных работников гос контрольно-ревизионной службы. При этом рынок требует достоверной учетной и отчетной информации о деятельности субъектов предпринимательской деятельности с разными формами собственности (гос, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных и общих обществ и т. п.). В условиях административно-командной системы хозяйствования функция фин-хоз контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной работы.

Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков и нарушений, обнаружение внутрихоз резервов, на борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на основе административных методов управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие гос контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

В настоящее время контрольно-ревизионные органы Мин фин РФ и Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, Федеральная служба безопасности РФ в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики РФ, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового, бюджетного и валютного законодательства РФ. Только четко организованная система контроля за производством и распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.

Понятие, цель и задачи ревизии

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г., ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основными задачами ревизии являются:

1) проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации; 2) выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;

3) проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;4) исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.

Предмет и объекты ревизии

Ревизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета.

Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, предметом или объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерскою учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения.

Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.

Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата.

Объекты ревизии необходимо рассматривать применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других факторов.

Правила проведения ревизии

К основным правилам проведения ревизии относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность.

1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала.

2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы.

3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.

5. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.

Виды ревизии 23

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам:

1. По субъекту контроля:

1) ревизии государственных органов;

2) внутрихозяйственные ревизии;

3) ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

1) плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;

2) внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные планом (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов).

3. По объему проверки документооборота и записей в регистрах бухгалтерского учета ревизии делятся на:

1) сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации.

Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;

2) выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора;

3) полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной деятельности организации;

4) частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации (ревизия товарно-материальных ценностей);

5) комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки.

4. По кругу вопросов, подлежащих проверке:

1) тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу;

2) при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления;

3) комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.

4) некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

5. По способу контроля за результатами ревизионной работы:

1) дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации; 2) повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях.

Этапы проведения ревизии

Проведение ревизии — это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время преды­дущей ревизии.

Ревизионная работа состоит из следующих этапов;

1) подготовка к проведению ревизии;

2) проведение ревизии в соответствии с программой;

3) подготовка и оформление результатов ревизии;

4) реализация материалов ревизии;

5) контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

1 этап. В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руково­дитель ревизующего органа заблаговременно (за 3— 5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ре­визию деятельности предприятия. На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в кото­ром указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель провер­ки и сроки ее проведения.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятель­ность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной груп­пы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за кото­рый должна быть проведена ревизия, и используемые способы и при­емы контроля.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ни­ми. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии поручен­ных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

В рабочем плане указываются перечень работ, подлежащих вы­полнению во время поведения ревизии, сроки их выполнения и спо­соб проверки. После приезда на ревизуемое предприятие и ознаком­ления с конкретными условиями работы в рабочий план могут быть внесены соответствующие дополнения и изменения.


2 этап. По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизи­онной группы (ревизор) предъявляет руководителю этого предприя­тия приказ или распоряжение о проведении ревизии. Ревизия начинается с проверки кассовой наличности (инвентаризация кас­сы). Далее осуществляется проведение ревизии в соответствии с программой.

3 этап.По результатам ревизии, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Если нарушений нет – составляется справка.

В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление мо­жет быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющим до окончания ревизии составляется отдельный промежуточный акт.

Акт составляется руководителем ревизионной группы. В нем излагаются результаты изучения всех вопросов, кото­рые были поставлены в программе ревизии.

Акт состоит из вступительной (общей) и результативной (исследо­вательской) частей.

Во вступительной части указываются:

полное наи­менование документа (акта), дата и место его составления;

основание для проведения ревизии (дата и № приказа о назначении ревизии, наз­вание организации, издавшей приказ), ее начало и окончание;

состав ревизионной группы (должность, фамилия, имя, отчество каждого ли­ца, осуществлявшего ревизию);

наименование ревизуемого предприя­тия (объединения) и период производственной и хозяйственно-финан­совой деятельности, за который проводилась ревизия;

фамилии и ини­циалы должностных лиц ревизуемого предприятия, ответственных за его производственную и финансово-хозяйственную деятельность.

сведения о предыдущей ревизии (кем проведена и за ка­кой период деятельности предприятия). Это позволяет установить пре­емственность ревизии, т. е. не был ли пропущен без контроля какой-ли­бо период в деятельности ревизуемого предприятия.

способы документальной проверки, какие опера­ции (кассовые, банковские, расчеты с подотчетными лицами и т.д.) проверены сплошным способом, а какие — выборочным.

Заканчивается вступительная часть акта сте­реотипной фразой: «Настоящей ревизией установлено следующее…», после чего следует изложение результативной части.

Результативная (исследовательская) часть акта ревизии пред­ставляет собой систематизированный перечень выявленных наруше­ний, недостатков и злоупотреблений в процессе производственной и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (объедине­нии) или организации. Эта часть акта состоит из отдельных разделов, соответствующих числу тем программы ревизии. Построение результативной части акта ревизии строго не регла­ментируется.

Каждая ревизия — это отдельное самостоятельное исследование ревизора (или группы ревизоров). В акте ревизии излагаются резуль­таты этого исследования. Следовательно, построение и содержание акта зависят от результатов ревизии, поэтому дать какие-то конкрет­ные рекомендации о его содержании для всех случаев и всех предпри­ятий (организаций) невозможно.

Руководитель ревизионной группы, составив акт ревизии, до его перепечатки обязан ознакомить с ним руководителя предприятия и главного бухгалтера. Все замечания или возражения должны быть тщательно проверены ревизором, в случае необходимости вносятся изменения, дополнения или уточнения в черновой вариант акта. Акт или справка подписываются ревизором, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

4 этап. Завершающим этапом ревизии является реализация ее материа­лов. Основными формами такой реализации являются:

· устранение недостатков по мере их выявления в ходе ревизии;

· обсуждение ре­зультатов ревизии на ревизуемом предприятии (объединении);

· пере­дача дел в судебно-следственные органы;

· принятие вышестоящей ор­ганизацией по результатам ревизии решения в виде письма, распоря­жения или приказа.

5 этап. Эффективность ревизии зависит не только от качества ее прове­дения, но и от организации контроля за выполнением решения, при­нятого по ее результатам.

В практической работе применяются различные способы контро­ля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относят­ся:

· получение письменных отчетов о выполнении предложений по итогам ревизии или оперативной информации посредством техни­ческих средств связи (телефонной, телефакса и др.);

· проверка выпол­нения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчет­ности и другим материалам, представляемым в ревизующий орган;

· вызов руководителя и специалистов предприятия с отчетом о выпол­нении решения, принятого по материалам ревизии;

· проверка на мес­те, осуществляемая работниками ревизующей организации;

· провер­ка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.

Тема 1.4Планирование, учет и отчетность контрольно-ревизионной работы

Контрольно-ревизионная служба составляет перспективные и текущие планы, которые разли­чаются продолжительностью планируемого периода.

Перспективные планы составляются на три — пять лет и более. Они включают в себя мероприятия по организации контрольно-ре­визионной работы, ее совершенствованию, по внедрению передовых форм и методов хозяйственного контроля, по разработке норматив­но-справочных материалов, по подготовке и повышению квалифика­ции кадров контрольно-ревизионного аппарата.

Текущие планы составляют на предстоящий календарный год. Они отличаются большей детализацией и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план контрольно-ревизионной работы состоит из 2 раз­делов: документальные ревизии и тематические проверки.

В годовом плане обычно указывают: наименование и местона­хождение ревизуемых предприятий; сведения о предыдущей реви­зии по каждому предприятию (когда, за какой срок и кем она прово­дилась); ревизуемый период; вид ревизии; срок проведения ревизии; продолжительность ревизии (в днях); исполнителей.

К годовому плану обычно прилагаются график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, и планы проведения совещаний, семинаров и др.

При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного ап­парата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий. Это примерно 2/3 рабочего времени ревизора. Остальное время отводится на подготовку к ревизиям, проведение внеплановых ревизий и проверок, учебу, участие в семинарах, на очередной отпуск и др.

Планируемая продолжительность ревизии (в днях) зависит от объема работы предприятия и документооборота, вида ревизии, коли­чества и квалификации, ревизующих и не может превышать 30 дней. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя ор­гана, назначившего ревизию. Основанием для продления срока могут быть следующие причины:

· проведение ревизии за время, превышаю­щее один год;

· изменение программы в ходе осуществления ревизии;

· необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью ус­тановления полного размера причиненного материального ущерба при выявления фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений;

· болезнь ревизора на срок до одного месяца (при болезни на срок более одного месяца рекомендуется назначить другого ревизора) и т.п.

Составляются также планы проведения тематических проверок: сохранности товарно-материальных ценностей; своевременности и правильности проведения инвентаризации и отражения ее результа­тов в учете; полноты и своевременности оприходования продукции и т.д.

На основании годовых планов контрольно-ревизионной работы каждый работник контрольно-ревизионного аппарата разрабатывает Индивидуальный план-график работы на год.

Для учета выполнения планов контрольно-ревизионной работы и результатов ревизий и проверок в министерствах и ведомствах, имею­щих в штате ревизионную службу, ведется журнал регистрации прове­денных ревизий и проверок и принятых по ним решений.

Добавить комментарий

Закрыть меню