Промышленный переворот в Германии

Пути революции до 1860 года были такими:

Германия вышла на путь капиталистического развития позже, чем Англия и Франция. Промышленный переворот здесь начался только в 1830-х годах и продолжалось до 1870-х годов. Важнейшей причиной такого отставания было наличие феодальных средневековых порядков в сельском хозяйстве, сохранение цехов в промышленности и политическая раздробленность страны.

В отличие от Англии и Франции, становления общества нового типа в Германии происходило не революционным, а эволюционным путем. Средневековые порядки: господство феодального землевладения и повинности крестьян ликвидировались постепенно, путем реформ. Даже после революции 1848 г. в Германии сохранялась феодальная монархия и политическая и экономическая власть крупных землевладельцев-юнкеров-Правда, монархия стала ограниченной, и некоторые политические права получила национальная буржуазия.

Опоздание промышленного переворота было обусловлено изолированностью страны от мировых торговых путей, отсутствием собственного флота. Политическое раздробленные германские государства строили свою собственную экономическую политику. Каждая а них были собственные деньги, метрическую систему, таможенные границы и нормы законодательства, которые тормозили создание единого национального рынка. Основные промышленные районы страны — Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский — были экономически слабо связаны между собой. В Германии долгое время господствовало средневековое ремесленное производство, основной формой которого были цеха. Мануфактуры появились в конце XVIII в. и были расположены, «как правило, в сельской местности. Господство городских цехов было подорвано нимеиы> кем законодательством лишь в 1860-х годах. Ремесленное производство было малоэффективным. Промышленная продукция не была конкурентоспособной на внешнем рынке. Более того, внутренний рынок страны заполонили дешевые изделия французского и английского фабрично-заводской промышленности. Германия в первой половины XIX вв. была аграрным придатком промышленно развитых Англии и Франции.

Первые паровые машины в немецкой промышленности нашли применение в 30-х годах XIX ст. Однако их было немного — в 1837 г. в промышленное развитой Силезии работало всего 8 паровых двигателей (в то же время на хлопковых фабриках Ланкашира (Англия) действовало 714 паровых двигателей.

Промышленный переворот ускоряется в 1850 — 1860-х годах, когда немецкая промышленность переходит от мануфактурной стадии к фабрично-заводской. На протяжении 1860-х годов резко увеличивается общая мощность паровых двигателей. Особенно высокими темпами развивается тяжелая промышленность.

Особенностью запоздалого промышленного переворота в Германии было то, что он базировался на основе отечественного машиностроения, на собственных инженерно-технических достижениях. В Германии сразу строились огромные по тем временам машиностроительные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Именно это обеспечило невиданные в XIX в. темпы промышленного производства. Структура немецкой фабричной промышленности тоже выгодно отличалась от английского и французского.

В Германии был осуществлен ряд изобретений (красители), вследствие чего начала успешно развиваться химическая промышленность.

Для развития аграрных отношений в Германии характерной была постепенная ликвидация феодально-крепостнических отношений, которая затянулась до 1880-х годов.Индустриализация сельского хозяйства здесь также происходила медленно, темпы его развития отставали от промышленности. Факторами, которые сдерживали этот процесс, были обезземеливания и малоземелье большинства крестьян, их низкая покупательная способность, высокая земельная рента, задолженность.

Борьба за объединение Германии и подготовка к войне с Францией стали важным стимулом промышленного роста страны в 50-60-х гг В этой связи ускоренными темпами развивалась военно-промышленная база, в которой особую роль играли сталеплавильные, артиллерийские заводы Круп -па (Рейнская область). Большое значение придавалось железнодорожному строительству, которое приобрело общенациональный характер, ликвидировало экономическую разрозненность страны, способствовало консолидации внутреннего рынка.

Хозяйственном подъему и ускорению промышленного переворота способствовал также таможенный союз германских государств ( 1867 г.), который возглавляли союзная таможенная совет и таможенный парламент. Эта хозяйственная организация в значительной мере привела позднее политическое объединение государства.

Особенности промышленного переворота в Германии

К 30-м годам XIX века сложились все предпосылки для промышленного переворота в Германии.

Тем не менее, мы считаем необходимым отметить, что ходу промышленного переворота в этой стране присущ ряд специфических особенностей.

Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м годам XIX века, но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств .

Традиционно промышленный переворот охватил текстильную промышленность. В Саксонии развивалось хлопчатобумажное производство, в Силезии — льнопрядение. На Лейпцигских ярмарках широко были представлены изделия из шелка. Текстильное производство все более становилось на машинную основу. Так, в 1846 г. в областях Таможенного союза насчитывалось более 310 прядилен и 750 тыс. механических веретен .

Особенно заметные изменения произошли в тяжелой промышленности. Появление паровых машин вызвало увеличение спроса на уголь. Более чем вдвое возросла его добыча, а количество рабочих, занятых на шахтах, — даже в четыре раза. Рост числа рабочих в других отраслях тяжелой промышленности за первую половину XIX века был еще более значительным почти в 12 раз. Наибольшее развитие получил Рейнско-Вестфальский промышленный район, где были сосредоточены около 200 домен и одна четвертая часть всех рабочих Германии .

Большое значение придавалось железнодорожному строительству.

Первая железная дорога, связавшая Нюрнберг и Фюрт в 1835 г., имела длину 12 км. Но уже в конце 40-х гг. длина железнодорожного полотна достигла 2,5 тыс. км. Правда, собственные паровозостроительные заводы пока не поспевали за растущим спросом. И в начале 40-х гг. в стране использовали лишь чуть более 15% паровозов собственного производства . Их изготовляли на заводах Борзига в Берлине, а также в Хемнице и Касселе.

Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, то есть создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности.
Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период с 1850 по 1870 г. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х годах, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура .

Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности.
В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели. Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.

Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей.

Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение в Европе, оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли.

Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение.

Более того, строительство железных дорог создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, то есть стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности — металлургической, угольной, машиностроительной.

Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии . Пруссия стремилась объединить Германию, т. е. присоединить остальные германские государства. Для этого была нужна передовая военная техника. Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия, на первое место среди которых выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки, а у Круппа изготовлением пушек занимались 7 тыс. рабочих . Его заводы занимали первое место среди военных заводов мира. Все страны заказывали себе пушки у Круппа.

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Но обновить его было сложно, так как сначала нужно было избавиться от старого оборудования.

Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире.

Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция. Если на начальном этапе развития капитализма иностранная конкуренция заглушала промышленность, то, когда промышленный переворот вступил в полную силу, та же иностранная конкуренция делала доброе дело. Она позволяла выживать только передовым, наиболее совершенным предприятиям.

И немецкие заводы строились на базе новейшей техники: они должны были выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии.

Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Чтобы мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное акционерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные, и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 50—60-е гг. — в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция — уголь, машины, ткани . И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственная продукция.

Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой послужила эксплуатация колоний и «огораживание», в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Нужно отметить, что большую роль в хозяйстве Германии играло государство. Государство строило железные дороги, с помощью государства создавалась в Пруссии военная промышленность.

Германия была последней из стран ранней индустриализации, некоторые экономические историки относят Германию к странам поздней индустриализации . В первой половине XIX в. Германия имела по преимуществу аграрную экономику и была политически раздробленной страной. Небольшие промышленные центры существовали в долине Рейна, в Саксонии, Силезии и в Берлине, но они относились к ремесленному типу. Экономическое развитие сдерживали неразвитость транспортных коммуникаций и существование многочисленных мелких государств с самостоятельными денежными системами, различной торговой политикой и другими препятствиями для торгового обмена.

Менее чем через 80 лет, накануне Первой мировой войны объединенная Германская империя стала одной из мощных индустриальных держав Европы. Она была лидером по уровню развития черной металлургии, электроэнергетики и станкостроения, химической промышленности, производству стекла, оптических инструментов, цветных металлов, текстиля и ряда других промышленных товаров. Германия располагала одной из самых густых сетей железных дорог и имела высокую степень урбанизации. Как произошли подобные перемены?

Экономическая история Германии XIX в, а вместе с тем и история промышленной революции, делится на три периода. Первый, длившийся с начала века до создания Таможенного союза в 1833 г., характеризовался созданием институциональных условий, необходимых для перехода к современной индустриальной экономике. На территориях рейнского левобережья, политически и экономически присоединенных к Франции при Наполеоне, были внедрены французские юридические и экономические институты, большинство из которых сохранились и после 1815 г. Пруссия также приняла в модифицированном виде многие французские юридические и экономические институты. Эдикт 1807 г. отменил крепостное право, разрешил дворянам заниматься «буржуазными профессиями (торговлей и промышленностью) без умаления их статуса» и уничтожал юридическое различие между дворянской и недворянской собственностью, тем самым, обеспечив «свободную торговлю» землей. Последующие эдикты упразднили цеховую систему и ликвидировали другие ограничения на торговую и промышленную деятельность, реформировали налоговую систему. В результате ряда других реформ в Германии была создана первая в мире современная система образования. Одна из важнейших экономических реформ, инициированная прусскими чиновниками, привела к созданию Таможенного союза. Ряд мелких государств присоединились к прусской таможенной системе, а в 1833 г. был подписан договор с более крупными государствами южной Германии, за исключением Австрии, который и привел к созданию Таможенного союза. Этот союз обеспечил достижение двух целей: устранил все внутренние таможенные барьеры, создав германский «общий рынок» и установил общий внешний тариф. В основном Таможенный союз проводил «либеральную» торговую политику, в основе которой лежали не экономические принципы, а стремление Пруссии не допустить протекционистскую Австрию к участию в Союзе.

В течение второго периода, который длился до 1870 г., были сформированы материальные предпосылки для развития современной промышленности, транспорта и финансов. Активный приток иностранных капиталов, технологий и предпринимательства, достигнувший пика в 50-х гг. XIX в., служил отличительной чертой второго периода. Если Таможенный союз заложил базис германской экономики, то железные дороги сделали ее реальностью. Соперничество между различными германскими государствами, которое способствовало созданию большого числа немецких университетов, обеспечивавших высокий уровень образования, подстегнуло также и строительство железных дорог. В результате железнодорожная сеть в Германии росла быстрее, чем, например, во Франции, где правительство и было единым, но не имело общего мнения о развитии частного или государственного предпринимательства в этом секторе экономики. Сооружение железных дорог потребовало от государств достижения согласия относительно маршрутов, тарифов на перевозки и других технических вопросов, что привело к более тесному сотрудничеству между ними. Развитие сети железных дорог не только оказало позитивное воздействие на политическое и экономическое объединение страны, но и косвенно способствовало развитию других отраслей экономики.

До 1840-х гг. в Германии добывалось меньше угля, чем во Франции и даже в Бельгии. До 1860-х гг. она также выплавляла меньше железа, чем Франция. Впоследствии прогресс в обеих отраслях был очень быстрым и во многом определялся расширением сети железных дорог, благодаря непосредственному спросу железных дорог на продукцию этих отраслей, а также снижению транспортных издержек.

Быстрой индустриализации Германии способствовало интенсивное расширение угледобычи, в свою очередь ставшее возможным в результате освоения угольных месторождений Рура. Коммерческая добыча угля в Рурской долине началась еще в 1780-х гг., но шахты были небольшими, техника – простой, а выпуск – незначительным. В конце 1830-х гг. на севере Рурской долины были открыты глубоко залегающие пласты угля. Их эксплуатация, хотя и прибыльная, требовала больших капиталовложений, более сложной техники (использования паровых насосов и т. д.) и большей свободы предпринимательства. Все это было обеспечено на практике преимущественно зарубежными фирмами (французскими, бельгийскими, британскими). С 1850 г. добыча угля в Руре начала расти, а вместе с ней и выпуск железа, стали, химикатов и других продуктов, производство которых основано на использовании угля. Немецкая металлургическая промышленность еще в 1840-х гг. находилась на примитивном уровне. Первая пудлинговая печь начала выпуск продукции в 1824 г., но она была построена на иностранные средства. В 1840-х гг. продолжали использоваться печи средневекового образца. Коксовая плавка впервые осуществилась в Силезии, но расцвет западногерманской промышленности связан с развитием Рурского бассейна после 1850 г. Производство бессемеровской стали началось в 1863 г., а вскоре после этого был освоен и мартеновский процесс. Но только после внедрения в 1881г.

процесса Томаса-Гилкриста, позволившего использовать фосфорсодержащую железную руду Лотарингии, германское сталелитейное производство стало развиваться ускоренными темпами. Германские компании быстро усвоили стратегию вертикальной интеграции, приобретая свои собственные угольные и железные рудники, развивая коксовое производство, сооружая плавильные печи, литейные и прокатные станы, ремонтные мастерские.

На третьем этапе Германия достигла промышленного превосходства в Западной Европе. Экономическое объединение уже было достигнуто и в 1869 г. начался новый циклический подъем объемов инвестиций, торговли и промышленного производства. На это повлияли победа в войне и получение контрибуции в размере 5 млрд. франков. Только в 1871 г. возникло 207 новых акционерных компаний (этому способствовал новый закон о свободном создании акционерных обществ, принятый в 1869 г.), а в 1872 г. появилось еще 479 компаний. Германские инвесторы при поддержке банков начали выкупать у иностранцев пакеты акций немецких компаний и осуществлять собственные капиталовложения за рубежом. Экономический подъем был прерван финансовым кризисом в июне 1873 г., за которым последовала депрессия. Тем не менее по окончании депрессии рост возобновился. В период 1883–1913 гг. ЧНП возрастал в среднем на 3% ежегодно, а в расчете на душу населения – почти на 2% в год. Наиболее динамичным сектором германской промышленности было производство средств производства и промежуточных продуктов промышленного назначения. Темпы роста в отраслях, занятых производством потребительских товаров (например, в текстильной, швейной, кожевенной и пищевой промышленности), были значительно ниже средних. Преобладание в промышленном производстве Германии инвестиционных товаров и промежуточных продуктов над потребительскими товарами является одним из объяснений особенностей развития германской экономики. Огромную роль в экономике начали играть новые отрасли — химическая промышленность и электроэнергетика.

До 1860 г. химическая промышленность Германии находилась в неразвитом состоянии, но быстрый рост других отраслей создал спрос на промышленные химикаты, особенно на щелочи и серную кислоту. Знакомство с литературой по сельскохозяйственной химии, в развитии которой немцы также были пионерами, стимулировало спрос на искусственные удобрения. Не обремененные устаревшими заводами и оборудованием, производители химикатов могли использовать новейшие технологии в быстро меняющемся производстве. Наиболее показательный пример связан с появлением органической химии. Первый синтетический краситель был открыт английским химиком Перкином, но сам он учился у А.В. Хофманна, немецкого химика, приглашенного во вновь созданный Королевский химический колледж в 1845 г. В 1864 г. Немецкая химическая промышленность впервые в мире получила собственный научный персонал и исследовательские лаборатории. В результате в Германии возникли новые отрасли, в частности, она вышла на лидирующие позиции в изготовлении лекарственных препаратов. Электротехническая промышленность росла еще более быстрыми темпами, чем химическая. Отрасль была основана на достижениях современной науки и опиралась в пополнении своего персонала и разработке новых идей на университетскую систему. Быстрая урбанизация в Германии, которая происходила параллельно с развитием промышленности, стимулировала спрос на продукцию этой отрасли: немецкой электроэнергетике не пришлось конкурировать с сильной газоосветительной отраслью, как это случилось в Великобритании. Городское освещение и транспорт стали двумя основными потребителями электричества, но вскоре появились и другие направления его использования. К началу XX в. электрические моторы начали конкурировать с паровыми двигателями в качестве источников механической энергии.

Характерной особенностью немецкой промышленности был крупный размер предприятий. Численность наемных рабочих на предприятиях этих отраслей насчитывала несколько тысяч; самое большое количество рабочих было занято в электротехнической компании Сименса и Шукерта, где накануне Первой мировой войны работало более 80 тыс. человек. Отчасти значительный размер предприятий был вызван получением технической экономии на масштабах производства. Например, глубокие шахты требовали дорогих насосов, подъемников и другого оборудования, и было более экономично эксплуатировать машины с большей интенсивностью для распределения издержек их использования на больший объем продукции. В качестве еще одного фактора можно назвать наличие тесных связей немецкой банковской системы с производственными предприятиями.

Другой особенностью немецкой промышленной структуры является преобладание картелей (соглашение между номинально независимыми предприятиями о фиксации цен, ограничении выпуска, разделе рынков и проведении в жизнь других монополистических, ориентированных на подавление конкуренции мероприятий). Такие контракты или соглашения противоречили принятым в Великобритании и США законам, но в Германии такие объединения были законны. Количество картелей быстро росло; с 4 в 1875 г. до более 100 в 1890 г. и почти 1000 в 1914 г. Благодаря высоким тарифам, картели могли поддерживать искусственно завышенные цены на внутреннем рынке (а также налагать ограничения на объем внутренних поставок и опираться на другие механизмы раздела рынков) при одновременном неограниченном увеличении экспорта на зарубежные рынки даже по ценам ниже себестоимости, если высокие цены на внутренних рынках могли компенсировать номинальные потери на экспорте. Выгодность такого экономического поведения была связана и с тем, что железные дороги, принадлежавшие государству или регулируемые государством, устанавливали более низкие тарифы на транспортировку грузов за границу, чем внутри страны. В результате использования этих механизмов немецкий экспорт на мировой рынок быстро увеличивался.

На всех этапах промышленной революции в Германии значительную роль играл внешний фактор. На первом этапе это проявилось в заимствовании законодательных норм, на втором этапе – это был приток иностранного капитала, третий этап характеризовался экспансией германской промышленности на мировые рынки.

Промышленная революция в Германии

Специфика промышленного переворота в Германии

В XVI-XVIII вв. Германия была одной из самых отсталых стран Европы и в экономическом, и в политическом отношении. Только с середины XVIII в. появились первые простейшие капиталистические мануфактуры. В сельском хозяйстве безраздельно господствовал феодализм.

Начало промышленного переворота в Германии пришлось на 1830-е гг. и затронуло лишь текстильную промышленность в некоторых германских государствах. До середины XIX в. промышленный переворот здесь не вышел из начальной стадии, и преобладало ремесло.

Новый и более эффективный этап промышленного переворота в Германии связан с революцией 1848 г. Тогда же наиболее ярко начали прослеживаться и его следующие специфические особенности:

— если в Англии промышленный переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивалась в основном тяжелая промышленность. Так, за 1850-1870 гг.

промышленное производство страны выросло на 49 %, а добыча каменного угля – в 5 раз, выплавка чугуна – в 7 раз. В текстильной промышленности в 1870 г. господствовала рассеянная мануфактура;

— бурное строительство железных дорог. Германия, занимая выгодное географическое положение, оказалась в центре европейской железнодорожной сети, а также европейской торговли (как до Великих географических открытий);

— железнодорожное строительство вызвало большой спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны и т. д., что стимулировало развитие таких отраслей тяжелой промышленности, как металлургическая, угольная, машиностроительная;

— явный крен на милитаризацию промышленности: заводы Круппа прочно занимали первое место среди военных заводов мира, и многие страны заказывали пушки у немецкого промышленника;

— Германия была страной молодого капитализма: заводы здесь строились на полвека позже английских и оборудовались по последнему слову техники, импортируемой из той же Англии; по техническому уровню промышлен­ности Германия выходит в число стран-лидеров;


— внедрение в промышленное производство новейших достижений отечественной науки и техники;

— широкое развитие казенного предпринимательства: государство активно вмешивалось в развитие тяжелой промышленности, строительство железных дорог. За счет средств казны и под непосредственным контролем государства строились металлургические, машиностроительные предприятия, в том числе военные заводы, рудники, шахты и т, д.;

— использование для промышленного строительства отечественного частного капитала, который был сосредоточен у немецких помещиков-юнкеров, получивших большие выкупные платежи от крестьян в результате проведенных аграрных реформ в начале XIX в.

В 60-е гг. XIX в. путем войн Пруссия начала объединять Германию. Этот процесс завершился в 1871 г. в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг. В объединенной Германии господствующее положение заняла юнкерская идеология, которой был присущ дух милитаризма, идеализация старых порядков и авторитарного строя.

Таким образом, в рассматриваемый период немецкая промышленность прошла путь от ремесла и мануфактуры до новейшего машинного производства. Это позволило Германии к началу 70-х гг. XIX в. выйти на третье место в мире по общему промышленному производству после Анг­лии и США.

Промышленный переворот в Англии, Франции и Германии вызвал качественные изменения не только в их экономической, но и в социальной сфере. Возникли два основных класса капиталистического общества – буржуа и пролетарии, стали создаваться политические партии, профсоюзы, другие общественные организации.

Промышленная революция в Германии

Германия вышла на путь капиталистического развития позже, чем Англия и Франция. Промышленный переворот здесь начался лишь в 1830-х годах и продолжался до 1870-х годов. Важнейшей причиной такого отставания было наличие феодальных средневековых порядков в сельском хозяйстве, сохранение цехов в промышленности и политическая раздробленность страны.

В отличие от Англии и Франции, становление общества нового типа в Германии происходило не революционным, а эволюционным путём. Средневековые порядки, а именно господство феодального землевладения и повинности крестьян, ликвидировались постепенно, путём реформ. Даже после революции 1848 года в Германии сохранялась феодальная монархия и политическая и экономическая власть крупных землевладельцев —юнкеров. Правда, монархия стала ограниченной, и некоторые политические права получила национальная буржуазия.

Опоздание промышленного переворота было обусловлено изолированностью страны от мировых торговых путей, отсутствием собственного флота. Политически раздробленные германские государства строили свою собственную экономическую политику. Каждая из них имела собственные деньги, метрическую систему, таможенные границы и нормы законодательства, которые тормозили создание единого национального рынка. Основные промышленные районы страны — Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский — были экономически слабо связаны между собой.

В Германии долгое время господствовало средневековое ремесленное производство, основной формой которого были цеха. Мануфактуры появились в конце XVIII века и были расположены, как правило, в сельской местности. Господство городских цехов было подорвано немецким законодательством лишь в 1860-х годах. Ремесленное производство было малоэффективным. Промышленная продукция не была конкурентоспособной на внешнем рынке. Более того, внутренний рынок страны заполонили дешевые изделия французской и английского фабрично — заводской промышленности. Германия в первой половине XIX века была аграрным придатком промышленно развитых Англии и Франции.

Особенностью запоздалого промышленного переворота в Германии было то, что он базировался на основе отечественного машиностроения, на собственных инженерно-технических достижениях. В Германии сразу строились огромные по тому времени машиностроительные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Именно это обеспечило невиданные в XIX веке темпы промышленного производства. Структура немецкой фабричной промышленности тоже выгодно отличалась от английской и французской. В Германии был осуществлен ряд изобретений (красители), в результате чего начала успешно развиваться химическая промышленность.

Для развития аграрных отношений в Германии характерной была постепенная ликвидация феодально-крепостнических отношений, которая затянулась до 1880-х годов. Индустриализация сельского хозяйства здесь также происходила медленно, темпы его развития отставали от промышленности. Факторами, которые сдерживали этот процесс, были обезземеливания и малоземелье большинства крестьян, их низкая покупательная способность, высокая земельная рента, задолженность.

Борьба за объединение Германии и подготовка к войне с Францией стали важным стимулом промышленного роста страны в 50-60-х годах. В связи с этим ускоренными темпами развивалась военно-промышленная база, в которой особую роль играли сталеплавильные, артиллерийские заводы Круппа (Рейнская область). Большое значение придавалось железнодорожному строительству, которое приобрело общенациональный характер, ликвидировало экономическую разрозненность страны, способствовало консолидации внутреннего рынка.

Хозяйственному подъему и ускорению промышленного переворота способствовал также таможенный союз германских государств (1867 год), который возглавляли союзный таможенный совет (нем. Zollverein)и таможенный парламент. Эта хозяйственная организация во многом определила позже политическое объединение государства.

Важным показателем для начала промышленной революции в 1850-х годах было резкое увеличение использования угля, производства чугуна и стали, в частности, увеличение строительства машин, не в последнюю очередь локомотивов и увеличение транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Растущий спрос на топливо и промышленные товары привели к дальнейшему расширению сети железных дорог и в свою очередь повысило спрос на новые локомотивы и рельсы.

Добавить комментарий

Закрыть меню