Проливы в черном море

Что вы знаете о проливе Босфор ? Цифры и факты

Справедливо сказать , что Босфор это самая оживлённая «улица» в Стамбуле. Это второй по загруженности пролив на планете. В среднем 48 000 судов в год совершают транзит между Мраморным и Чёрным морем.

Что такое Босфор?

До 132 судов в день международного судоходства, не включая местный трафик, состоящий из общественного транспорта, паромов, круизов и рыболовных судов.

Боспор или Bosphorus, (турецкий: Стамбул Boğazı) (греч: Βόσπορος) , Стамбульский пролив — узкий ‘S-образный’ сложный канал с несколькими крутыми поворотами и мысами, которые препятствуют надлежащему движению.

В качестве морского водного пути, Босфор соединяет различные моря Восточного Средиземноморья, даёт выход на Балканы, Ближний Восток и Запад Евразии. Конкретно из Мармара (Мраморного моря) далее идёт проход к Эгейскому и Средиземному морям через пролив Дарданеллы. Таким образом, Босфор создаёт морское сообщение от Чёрного моря вплоть до Атлантического океана через Гибралтар, и Индийского океана через Суэцкий канал, что делает его одним из важнейших международный водных путей для прохождения грузов.

Даже сегодня есть ещё много предположений о происхождении Босфора

Одна из теорий (опубликовали её в 1997 году Уильям Райан и Уолтер Питман из Колумбийского университета) утверждает, что Боспор был сформирован примерно 5600 лет до н.э., когда восходящие воды Средиземного / Мраморного моря нарушили барьер в Чёрное море, которое в то время (в соответствии с теорией) был бассейном пресной воды.

Валентина Янко-Хомбах, профессор геологии Одесского государственного университета, Украина, утверждает, что поток воды через Босфор неоднократно менял направление на обратное в течение геологического времени, в зависимости от относительных уровней воды Эгейского и Чёрного моря. Это противоречит гипотезе, которую выдвигают Райан и Питман.

То, что мы знаем сегодня о Босфоре

Его длина составляет 32 км, с максимальной шириной 3,700 м у северного входа и шириной не менее 700 м между Кандилли и Asiyan и 750 м между Анадолухисар и Rumelihisari. Глубина изменяется от 36 до 124 м в переправе.

На поверхности Босфора течение обычно идёт из Чёрного моря в направлении Мраморного моря. Тем не менее, на определенной глубине, ток течёт в противоположном направлении.

Пролив Босфор считается границей между Европой и Азией. Его берега — это густонаселённый крупный город Стамбул , (свыше 17 миллионов жителей). Стамбул, единственный город в мире , соединяющий два континента. Два моста соединили европейский и азиатский континенты.

  1. Первый мост через Босфор называют просто Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü), длиной 1074 метров — был завершён в 1973 г.
  2. Второй мост (1090 метров) был завершён в 1988 году и называется мост Султан Мехмета.

Берега Босфора всегда были любимыми местами для поселения. Знаковыми домами Босфора, являются дома Yalı — особняки построенные исключительно на морском побережье в Стамбуле. Более 600 деревянных конструкций тонкой работы, в основном в стиле традиционных турецких домов, выстроились в ряд друг с другом и сделали Босфор удовольствием для глаз.

Старейшее Yalı построил великий визирь Хусейн-паша Кёпрюлю в 1699 году в районе Kanlica, на азиатских берегах Босфора. Самый дорогой Yalı является ‘Erbilgin Yalisi’ расположен в Yeniköy, Стамбул. Журнал Forbes в списке обозначил «Erbilgin Yalisi» как пятый самый дорогой дом в мире с ценой в $ 100 млн.

Стратегическое значение пролива Босфор

Он всегда был стратегически важным, и контроль над ним оспаривался на протяжении истории целым рядом военных действий.

Bosphorus только в новейшей истории, дважды меняется на карте: в ходе русско-турецкой войны (1877-1878) и во время Второй мировой войны, когда в 1915 году союзные войска напали на Дарданеллы.

В настоящее время в соответствии с Конвенцией Монтрё о режиме турецких проливов июля 1936 — Bosphorus рассматривается как международная судоходная линия, но Турция сохраняет за собой право ограничивать военно-морской трафик стран на входе Чёрного моря.

Наиболее важные проливы для мореплавателей

План
Введение
1 Описание
1.1 Босфор
1.2 Дарданеллы
2 Вопрос о Проливах
Список литературы

Введение

Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) — совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.

Описание

Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное — с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.

1.1. Босфор

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель «Marmaray» (срок окончания — 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

1.2. Дарданеллы

Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название — Геллеспо́нт . Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл — 40°15′ северной широты и 26°31′ восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.

2. Вопрос о Проливах

Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.

Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».

Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время.

С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.

Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.

В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.

Список литературы:

1. Τουρκική Πολιτική για τα Στενά на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + (греч.)

2. НАТО в Чёрном море. — Коммерсантъ, № 153 (3970), 28 августа 2008 года.

Чёрное море, средиземное море Атлантического океана, между Европой и М. Азией.

Физико-географический очерк. Общие сведения. Ч. м. омывает берега СССР, Румынии, Болгарии и Турции. На С.-В. Керченским проливом соединяется с Азовским морем, на Ю.-З. проливом Босфор с Мраморным морем и далее через пролив Дарданеллы с Эгейским морем и Средиземным морем. Наибольшая длина Ч. м. с З. на В. 1150 км, с С. на Ю. — 580 км; в самом узком месте — 265 км. Площадь 420,3 тыс. км2, объём воды 547 тыс. км3. Средняя глубина1300 м. В Ч. м. впадают рр. Дунай, Днестр, Южный Буг, Днепр, Риони, Кызыл-Ирмак и др.

Берега Ч. м. изрезаны мало; единственный крупный полуостров — Крымский. Общая длина береговой линии 3400 км. Некоторые участки берегов Ч. м. имеют собственные названия: в СССР — Южный берег Крыма, Черноморское побережье Кавказа, в Турции — Румелийский берег, Анатолийский берег. На З. и С.-З. берега низкие, местами обрывистые; на С.-З. — лиманные. Северные берега Крымского полуострова низкие, южные — гористые. На В. и Ю. к морю вплотную подступают горы Большого и Малого Кавказа и Понтийские горы; небольшие участки низменных берегов образованы здесь выдвинувшимися в море дельтами рек вблизи мысов Пицунда и Кодор в Грузии, Джива и Бафра в ВосточнойАнатолии. Наиболее крупные заливы: Каркинитский, Каламитский, Днепро-Бугский, Днестровский, Варненский, Бургасский у северо-западных и западных берегов, Синопский и Самсунский — у южных. Островов мало; наиболее значительные — Березань и Змеиный.

Рельеф дна и геологическое строение. В строении рельефа дна выделяются: шельф, материковый склон и глубоководная котловина. Шельф глубиной 110—160 м достигает наибольшей ширины (свыше 200 км) в северо-западной части моря; в остальных районах глубина его обычно менее 110 м, ширина от 10—15 км до 2,5 км (у берегов Турции). Материковый склон сильно расчленён подводными долинами и каньонами; средние его уклоны 5¾8°; в северо-западной части и у Керченского пролива 1—3°. Крутизна отдельных участков достигает 20—30°. Между Синопом и Самсуном почти параллельно берегу протягивается система подводных хребтов длиной более 150 км. Дно котловины — плоская аккумулятивная равнина, глубины которой постепенно увеличиваются к центру до 2000 м и более (максимальная глубина моря 2211 м). Дно включает разнородные и разновозрастные в геологическом отношении части. Б. ч. впадины Ч. м. расположена в пределах Альпийской геосинклинальной (складчатой) области. Земная кора под котловиной состоит из двух слоев — осадочного и «базальтового», мощность осадочного слоя 10¾16 км, причём верхняя его часть (не менее 3—4 км) залегает практически горизонтально. Мощность земной коры в центральных частях котловины составляет 22—25 км, по периферии, где над «базальтовым» появляется гранитный слой, — 30—35 км. Северо-западная шельфовая часть Ч. м. охватывает южный край Восточно-Европейской платформы и эпипалеозойскую Скифскую платформу. Образование впадины Ч. м. связывают либо с процессами «океанизации» материковой земной коры, либо с реликтовой природой впадины как остаточного бассейна древнего океана Тетис. Контуры современной впадины наметились в олигоцене, когда поднятия в М. Азии постепенно обособляли её и Каспийское море от океана. В верхнем миоцене Ч. м. входило в цепь опресненных морей-озёр (Сарматский бассейн). После кратковременной связи со Средиземным морем в мэотисе образовалось опреснённое Понтическое озеро. В конце понта Ч. м. разобщилось с Каспийским морем. В течение среднего и верхнего плиоцена это было, вероятно, опреснённое проточное озеро. В середине плейстоцена на короткое время Ч. м. дважды соединялось со Средиземным морем и имело более солёные воды. Во время последнего оледенения образовалось сильно опреснённое Новоэвксинское озеро-море, которое 6—7 тыс. лет назад соединилось со Средиземным морем через проливы, дав начало современному Ч. м. Тектоническая активность проявляется в землетрясениях, эпицентры которых расположены по краям впадины и в прилегающих районах.

В прибрежной зоне преобладают грубообломочные отложения: галька, гравий, пески; по мере удаления от берега их довольно быстро сменяют мелкозернистые пески и алевриты. В северо-западной части широко распространены ракушечники и современные ракушечные банки, населённые мидиями, устрицами и другими моллюсками. Для склона и ложа впадины характерны пелитовые илы, карбонатность которых возрастает к центру моря (местами превышая 50%); в карбонатном материале значительную роль играют кокколитофориды. В юго-восточной части моря на глубинах до 2000 м встречены отложения алевритов и песков, вынесенных мутьевыми потоками.

Основные полезные ископаемые: нефть и газ на С.-З. котловины; прибрежные россыпи титаномагнетитовых песков (Тамань, побережье Кавказа).

Климат. В течение года Ч. м. находится под воздействием главным образом континентальных полярных и морских полярных и тропических воздушных масс. Преобладает континентальный полярный воздух. Зимой его вторжение сопровождается сильными северными и северо-восточными ветрами, понижением температуры и частыми осадками; особенно большой силы эти ветры достигают в районе г. Новороссийска, где называются бора. При вторжении морского полярного воздуха с Атлантического океана развивается активная циклоническая деятельность, сопровождаемая шквалистыми ветрами и осадками. Морской тропический воздух приносится юго-западными ветрами из бассейна Средиземного моря, он всегда тёплый, с повышенным содержанием влаги. Основная часть Ч. м. имеет тёплую влажную зиму и жаркое сухое лето. Средняя температура воздуха в январе в центральной части моря около 8 °С, у восточных берегов 6°С, у северо-западных — 3°С, на Ю.-В. и Ю. 6—9°С. Наинизшие температуры в северной части Ч. м. могут достигать —30°С, в южной части —10°С. Снег выпадает зимой во всех районах моря (в Сочи и Хосте до 8 сут в году). Летом над Ч. м. распространяется отрог Азорского антициклона, который определяет устойчивую ясную и тёплую погоду. Средняя температура воздуха в июле 22—24°С; наивысшие температуры 30—35°С. Облачность в среднем за год равна 60% с максимумом зимой и минимумом летом. Количество осадков на З. и С.-З. составляет 300—500 мм в год, на Ю. — 750—800 мм на В. — 1800—2500 мм. Осенью бывают смерчи.

Гидрологический режим. Водный баланс моря складывается из атмосферных осадков (230 км3/год), материкового стока (310 км3/год), поступления воды из Азовского моря (30 км3/год), испарения с поверхности моря (360 км3/год), выноса воды через пролив Босфор (210 км3/год). Общая циклональная циркуляция атмосферы над Ч. м. и материковый сток определяют развитие на поверхности моря циклонального круговорота вод, следующего вдоль берегов против часовой стрелки. Во внутренней части этого круговорота на З., в центре и на В. моря развиваются внутренние циклональные круговороты. Скорости поверхностных течений до 1 км/ч, при сильных ветрах в отдельных районах увеличиваются до 5—6 км/ч. Избыток поступающей в Ч. м. пресной воды определяет её постоянный сброс верхним течением (до 40 м) через пролив Босфор в Мраморное море. Нижним течением через Босфор поступает трансформированная солёная вода Средиземного моря, которая заполняет глубинные слои Ч. м. В результате этого вертикальный обмен в толще вод Ч. м. затруднён. Связь поверхностных и глубинных вод осуществляется вертикальными токами воды в центрах круговоротов и вдоль материкового склона. Сгонно-нагонные колебания уровня у берегов Крыма составляют 40—60 см, на С.-З. — до 1,5 м. Приливные колебания уровня не превышают 10 см, сейшевые — не более 60 см. При сгонах температура поверхностного слоя у берегов летом вследствие подъёма на поверхность глубинных вод иногда понижается с 25 до 10°С и менее за несколько часов. Температура воды зимой в слое до глубины 60 м понижается до 6—7°С, в северо-западной части — до 0,5 °С (при отрицательных температурах заливы здесь, как правило, замерзают). На Ю.-В. температура воды повышается до 9—11°С. Летом вода нагревается у поверхности Ч. м. до 24—26°С, у берегов до 29°С. На глубине 60—80 м и ниже в течение всего года сохраняется температура около 7°С. Обильный материковый сток, приход сильно опреснённой воды из Азовского моря и атмосферные осадки определяют солёность поверхностных вод в открытой части моря — 37—18‰, в предустьевых районах — 9—3‰ и менее; на глубине 60—80 м солёность 19—20‰, у дна — 22—22,5‰. Плотность воды на поверхности зимой равна 1,013—1,015 г/см3, летом — 1,0085—1,0120 г/см3. Растворённый кислород наблюдается только в верхнем слое воды, его содержание у поверхности 8—9 мл/л;глубже 150—200 м вода «заражена» сероводородом, концентрация которого у дна достигает 11—14 мл/л. Считается, что сероводород в Ч. м. образуется главным образом в результате жизнедеятельности сульфатредуцирующих бактерий, резко выраженной стратификации воды и слабого вертикального обмена. Цвет воды в отдельных частях моря различный: в центральной и восточной — зеленовато-синий, в северо-западной — синевато-зелёный. Прозрачность вод в среднем 16—22 м, в западной и восточной частях — 20—27 м, в прибрежных районах уменьшается до 6—8 м и даже до 2—3 м.

Л. М. Фомин.

Органический мир. Характерная особенность Ч. м. — отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м (кроме анаэробных бактерий, главным образом Microspira), где начинается сероводородная зона. Из растений известно около 350 видов одноклеточных фитопланктонных водорослей (в т. ч. примерно по 150 видов диатомовых и перидиниевых) и около 280 видов донных макрофитов (129 красных, 71 бурых и 77 зелёных водорослей и несколько видов морских трав — главным образом зостера). Особенно многочисленны бурая водоросль цистозира и красная — филлофора, образующая огромные скопления на глубине 20—50 м в северо-западной части моря (имеет промысловое значение, запасы более 5 млн. т). Фауна Ч. м. примерно втрое беднее средиземноморской. Среди животных преобладают донные виды (около 1700). Наиболее характерны биоценозы мидиевого и фазеолинового (по моллюску Modiola phaseolina) илов: первый главным образом на глубине 30—70 м, второй — 50—200 м. По происхождению преобладают средиземноморские вселенцы (более 30% видов); меньшую роль играют реликты плиоценового солоноватоводного Понтийского бассейна и пресноводные вселенцы, обитающие в наиболее опреснённых участках. Эндемичных видов около 12%. Всего известно более 2000 видов: около 300 — простейших, 650 различных червей (в т. ч. 190 многощетинковых), 640 — ракообразных, более 200 — моллюсков, 160 — рыб и около 150 — животных других групп (в т. ч. 4 вида млекопитающих — тюлень и 3 вида дельфинов). Из-за пониженной солёности многие группы стеногалинных морских животных немногочисленны (например, иглокожих 14 видов, радиолярий — 1) или отсутствуют (головоногие моллюски, брахиоподы и др.). Многие рыбы (около 20% видов) имеют промысловое значение (хамса, ставрида, скумбрия, пеламида, шпрот, осетровые и др.).

Г. М. Беляев.

Экономико-географический очерк. Ч. м. имеет важное транспортное значение, оно связывает СССР с зарубежными странами (около 1/4 всех перевозок СССР по импорту и 1/2 — по экспорту). На Черноморский торговый флот приходится значительная часть морских перевозок СССР. По Ч. м. транспортируется большое количество грузов внутри страны, при этом используется связанный с ним Волго-Донской канал им. В. И. Ленина (соединяет Ч. м. с Волгой и Каспийским морем). Крупнейший порт на Ч. м. — Одесса; на него (включая расположенный вблизи порт Ильичёвск) приходится 1/3 всего грузооборота на Ч. м. Через этот порт идут почти все виды сырья и промышленной продукции. Нефть вывозится из Новороссийска, Туапсе и Батуми, цемент — из Новороссийска, марганцевая руда — из Поти. Крупными портами являются также Николаев, Херсон, Керчь, Феодосия, Севастополь, Измаил. Ч. м. имеет большое экономическое значение для Болгарии, Румынии и Турции. В Болгарии основные порты — Бургас и Варна. В Румынии главный порт — Констанца. Большой поток грузов Балканских стран идёт к Ч. м. по Дунаю. Важнейшие порты Турции — Трабзон, Самсун, Зонгулдак. Ч. м. — крупный район промысла рыбы, водорослей и моллюсков.

Благоприятные климатические условия Ч. м. способствуют развитию курортов и туризма. К крупнейшим климатическим курортам СССР относятся: Южный берег Крыма с центром в Ялте, на Кавказском побережье — Сочи, Пицунда, Гагра, Сухуми, Батуми, Анапа, Геленджик; в Болгарии — Золотые Пески и Солнечный Берег, в Румынии — Мамая. Большое значение имеет охрана вод Ч. м. В наибольшей степени море загрязняется нефтью и нефтепродуктами, фенолами и детергентами. Особенно загрязнена нефтью западная часть моря, где пролегают маршруты судов по линиям Одесса — устье Дуная — Стамбул и Одесса — устье Дуная — Варна, а также прибрежные акватории. Проводятся работы по предотвращению сброса в море неочищенных промышленных и бытовых стоков, полностью запрещен сброс нефти, нефтепродуктов и других веществ, загрязняющих воду.

История исследования. Относительно происхождения современного названия «Ч. м.» нет единого мнения. Греческие мореплаватели 6—5 вв. до н. э. называли Ч. м. Понт Аксинский (Póntos Áxeinos), что означает Негостеприимное море, а в нач. н. э.— Понт Эвксинский (Póntos Éuxeinos) — Гостеприимное море. С 9—10 вв. арабы называли его Русским морем, с 15 в. турки — Карадениз (Karadeniz), т. е. чёрным, плохим, морем. Другое объяснение — чёрное — связывают с цветовым обозначением некоторыми народами стран света: чёрное обозначало Север. По-славянски «чермное» — суровое, штормовое: древнеиранское название — Ахшаена — Тёмное море, что означает суровое море. Ч. м. издревле служило оживлённым морским путём, хорошо известным финикийцам и грекам. В 3 в. до н. э. греками составлена первая карта Ч. м. С конца 9 в. н. э. оно использовалось русскими для плавания из Балтийского моря в Византию (путь «из варяг в греки»).

Изучение и научное освоение Ч. м. началось в начале 19 в. Первая русская экспедиция Г. П. Манганары произвела съёмку берегов, промеры глубин, изучение грунта, на основе чего были составлены лоция и карта Ч. м. В последующем такие работы повторялись многими гидрографическими экспедициями, которые, кроме того, проводили наблюдения над температурой воды и течениями. В 1842 в России был издан первый атлас глубин (до 180 м), грунтов и течений. Большое значение имели исследования в 1881—82 С. О. Макаровым пролива Босфор, в котором было установлено двухслойное течение (верхнее течение из Мраморного моря в Ч. м., нижнее — из Ч. м. в Мраморное). В 1890—91 экспедицией на судах «Донец» и «Запорожец» под руководством И. Б. Шпиндлера выполнены первые глубоководные наблюдения и установлен факт «заражения» глубинных вод сероводородом. С открытием в 1871 Севастопольской биологической станции широко развернулись биологические исследования под руководством А. О. Ковалевского.

В 20-е гг. 20 в. этой станцией и Морской обсерваторией началось согласованное и планомерное изучение Ч. м. Наиболее крупными экспедициями были научно-промысловая (1922—27) под руководством Н. М. Книповича, гидролого-гидрографическая (1923—27) под руководством Ю. М. Шокальского и экспедиции Морской обсерватории (1928—38) под руководством В. А. Снежинского. Этими экспедициями выполнен большой объём работ по изучению рельефа дна, грунтов, вертикальной структуры толщи воды, ихтиофауны Ч. м. Собранный материал позволил А. Д. Архангельскому и Н. М. Страхову составить первое обобщение по стратиграфии и геологической истории Ч. м. в кайнозое. В 30-е гг. с введением наблюдений на стандартных разрезах исследования Ч. м. приняли систематический характер. В них стали также участвовать Гидрометеорологическая обсерватория и Азово-Черноморский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. В конце 40-х гг.

и в последующие годы этот вид наблюдений значительно расширился; гидрологические и гидрохимические наблюдения ведутся на стандартных разрезах ежемесячно или ежедекадно. С конца 50-х гг. проводится систематическое геолого-геофизическое изучение Ч. м. — геоморфологии дна, донных осадков и др. С 1957 начались регулярные сейсмические исследования строения земной коры Ч. м. В 1975 на судне «Гломар Челленджер» совместно с зарубежными учёными проведено глубоководное бурение (до глубины 1 км). С середины 60-х гг. Государственный океанографический институт ведёт систематические наблюдения над загрязнением вод Ч. м. Изучением Ч. м. занимаются: Институт биологии южных морей (бывшая Севастопольская биологическая станция), Морской гидрофизический институт АН УССР, Азово-Черноморский научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, Севастопольское отделение Государственного океанографического института, Черноморское отделение Института океанологии АН СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт морской геологии, Морская обсерватория и др.

А. М. Муромцев.

Лит.: Леонов А. К., Региональная океанография, ч. 1, Л., 1960; Добровольский А. Д., Залогин Б. С., Моря СССР, М., 1965; Еремеева Е., Черное море, Симферополь, 1965; Кузьминская Г. Г., Черное море, , Краснодар, 1977; Альтман Л. П., Черное море. (Экономико-географический очерк), Л., 1975; Зенкович В. П., Берега Черного и Азовского морей. М., 1958; Муратов М. В., История Черноморского бассейна в связи с развитием окружающих его областей, «Бюл. Моск. общества испытателей природы. Отдел геологический», 1951, т. 26, в. 1; Гончаров В. П., Непрочнов Ю. П., Непрочнова А. Ф., Рельеф дна и глубинное строение Черноморской впадины, М., 1972; Филиппов Д. М., Циркуляция и структура вод Черного моря, М., 1968.

Новороссийская бухта.

Побережье Черного моря в Болгарии. Курорт Золотые Пески.

Южный берег Крыма. Ласточкино гнездо.

23.11.2008 19:10

«ФЛОТ3000»

Черноморские проливы. Географическая справка

Черноморские проливы — общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Они целиком находятся в пределах Турции и образуют единственный естественный водный путь между Черным и Средиземным морями, имеющий важное международное значение. Через проливную зону ежегодно проходит несколько десятков тысяч судов.
Босфор (по-турецки — Karadeniz Bogazi, по-гречески — Bosporos) — пролив между Европой и п-овом Малая Азия, который соединяет Черное и Мраморное моря. Его длина по фарватеру около 30 км, наибольшая ширина 3,7 км, а в самом узком месте — 750 м. Наименьшая глубина на фарватере 33 м, наибольшая до 80 м, а у самых берегов около 10 м. В проливе встречаются отмели, песчаные косы и банки, грунт дна в основном илистый. Берега высокие (20-25 м), обрывистые, крутые (до 25°) и извилистые.
В Босфоре существуют два течения. Одно (поверхностное) направлено из Черного моря в Мраморное, а другое (глубинное) — в обратную сторону. Водообмен через пролив определяется разностью плотности воды. Воды Эгейского и Мраморного морей, расположенных южнее, сильнее подвержены испарению, вследствие чего содержат больше солей (соленость Мраморного моря 26 промилле), чем воды Черного моря (18 промилле), питаемого осадками и многочисленными реками, впадающими в него. Поэтому Черное море отдает в Мраморное значительно менее соленую воду и принимает более соленую. Средняя скорость поверхностного течения 6,4 км/ч (в самой узкой части пролива — Румелихисары — Анадолухисары 7-9 км/ ч), а глубинного — местами свыше 4 км/ч.
Основные потоки течений формируются на различной глубине.

Так, близ Стамбула рубеж между ними пролегает преимущественно на глубине примерно 20 м, а в верхней части Босфора — около 50 м. Однако такое положение периодически меняется. При южных ветрах (господствующие ветры — северо-восточного направления) нижнее течение, идущее со стороны Мраморного моря, способно задержать верхнее, а иногда даже направить его в противоположную сторону. Одновременно в южной части пролива Босфор вдоль европейского берега, а в северной вдоль азиатского узкой полосой проходят противотечения. Весной и осенью здесь часто бывают туманы.
Кроме того, в Босфоре наблюдается еще одно любопытное явление: почти в точности совпадают очертания обоих берегов, а также характер почвы и разрезы скал. Переправа с одного берега на другой очень сложна. Прибрежная полоса пролива почти на всем протяжении занята селениями и отдельными постройками. На европейском берегу имеется несколько удобных для стоянки судов бухт (Бююк-Дере, Тарабья, Истинье). У м. Сарай с проливом соединяется бухта Золотой Рог (ее длина около 10 км, средняя ширина 450 м, глубина до 42 м). Местность, непосредственно прилегающая к проливу, представляет собой холмистое плато, сильно расчлененное долинами рек и ручьев, с абсолютными высотами до 328 м, покрытое богатой растительностью.
Мраморное море по форме напоминает эллипс. Его площадь 11 472 км2, длина 280 км, наибольшая ширина 80 км, средняя глубина 250 м, а максимальная 1389 м. Берега преимущественно высокие, обрывистые, скалистые и сильно расчлененные, вдоль них тянутся горные хребты. Вершины гор большей частью лишены растительности, а их склоны поросли травой, кустарниками и деревьями. Горные долины заняты полями, виноградниками и оливковыми рощами.
В Мраморном море имеется несколько заливов, полуостровов и групп островов. На азиатском берегу вглубь материка на 52 км вдается Измитский залив (ширина входа 6 км), а к югу от него лежит Гем-личкский длиной 30 км и шириной 12 км. На южном побережье по обе стороны от вдающегося в море на 15 км гористого п-ова Капыдагы находятся заливы Бандырма и Эрдек.
Дарданеллы (по-турецки — Canak-kale bogazi, по-гречески — Dardanelles) — пролив между Европой и п-овом Малая Азия, соединяющий Мраморное море с Эгейским. Общая его протяженность 120 км, ширина от 1,3 до 27 км, глубина судоходной части 29 — 153 м. Грунт дна преимущественно илистый, местами встречаются песок и ракушечник. В Дарданеллах также существуют два противоположных течения, что обусловлено разной плотностью воды в соединяемых морях. Поверхностное течение направлено с северо-востока на юго-запад и несет из Мраморного моря более пресную (соленость 25,5-29,0 промилле) и менее плотную (плотность 1,018) воду со скоростью 2-6 км/ч, глубинное состоит из соленой (до 38,5 промилле] и более плотной (1,029) воды, движущейся со скоростью около 1 км/ч. Граница раздела между течениями проходит на глубине 12 — 25 м.
Берега пролива, сложенные из песчаников и известняков, однообразны, покрыты скудной растительностью. Европейский берег преимущественно возвышенный, а азиатский — низменный. На них имеются небольшие бухты и участки с песчаными пляжами. Местность в районе пролива представляет собой холмистое плато, расчлененное многочисленными долинами рек и ручьёв. На берегах часто встречаются населенные пункты, наиболее крупные из которых — портовые города Гелиболу и Чанаккале.
По материалам:
Полковник А. Горносталев. Зарубежное военное обозрение. – 1990. — №9. — С.70-76

Добавить комментарий

Закрыть меню